Государство является реальной оградой Церкви

Нам, православным, необходимо всячески укреплять его и напитать идеологию евразийства духом Третьего Рима

Бывший СССР  Иосиф Сталин 
0
2689
Время на чтение 7 минут

В свете последних событий - ограничений государством посещения Богослужений, переноса празднования Дня Победы и жаркой дискуссии вокруг фресок в главном храме Вооруженных сил России, в православной среде возникают всякого рода сомнения и сетования, которые доходят до редакции «Русской народной линии». Один из наших авторов Владимир Янчевский поставил перед редакцией ряд неудобных вопросов, на которые, полагаю, необходимо отреагировать.

В частности, он пишет, что в связи с изменением отношения государства и большинства населения к Русской Православной Церкви возникает ощущение, что новой идеологией скоро может стать смесь русского язычества и ностальгии по СССР («кургиняновшина с фольклорно-националистическими декорациями»), а вовсе не идеология, пропагандируемая А.А. Прохановым, и уж точно не идеология России как «Ковчега Спасения». Нужно учитывать реалии – у нас 2% по-настоящему воцерковленных людей, которые раздираемы по идеологическим и политическим вопросам на всякого рода секты. Однако в случае такого выбора возникнет опасность распада страны. Куда девать в таком случае разные национальности России, с точки зрения язычества - неполноценные?

На мой взгляд, угроза победы в России язычества преувеличена. Действительно, сейчас русское язычество набирает силу, особенно среди молодёжи, в том числе сотрудников силовых структур. Культ силы, проповедуемый язычеством и представление на этом фоне Христианства как религии слабых, действует на некоторую часть русской молодёжи. Но без поддержки государства никакого возрождения язычества не будет! Поэтому очень важно сохранять взаимодействие Церкви и Государства.

Ну и нам нужно отказаться от иллюзий и мечтать о православной идеологии. Надо исходить из того, что в России в ближайшее время не будет православной идеологии, потому что православные люди находятся в меньшинстве в нашей стране, а если говорить о реально церковных людях, то это совсем незначительное меньшинство населения. В таких условиях ожидать, что власть примет православную идеологию для государства, по меньшей мере наивно. А навязывать православную идеологию государству даже и вредно. Реакция может быть только негативной.

А что реально? Реально создать такую идеологию, в которой присутствовали бы православные смыслы и ценности. И вот тут очень многое зависит от нас, от православной общины, от позиции Церкви.

На мой взгляд, в ближайшем будущем в политике неизбежен «левый поворот». «Левые» идеи набирают всё больше популярности в обществе, особенно на фоне нашего олигархического капитализма, который так и остался диким, не превратился в цивилизованный, что нам обещали его певцы и агитаторы. И если в условиях «левого поворота» Церковь будет проповедовать идеи необелогвардейщины, антисоветизма и антисталинизма, которые пытаются нам навязывать многие представители потомков русской эмиграции и некоторая часть не в меру антисоветски настроенных автохтонных православных граждан, в том числе из числа архиереев и духовенства, мы, православные, в лучшем случае окажемся на обочине общества, а в худшем – будем гонимы! Именно в этом сугубый вред антисоветизма, который так громко заявил о себе в ходе жаркой дискуссии о фресках в главном воинском храме России.

Между прочим, не стоит забывать, что большевики гнали Церковь не только из-за присущего им атеизма, но также и из-за того, что Церковь тогда поддерживала тесные контакты с белогвардейскими властями, то есть с политическими противниками большевиков. При Деникине, Колчаке и Врангеле были специальные органы церковного управления. Церковь была тесно связана с белогвардейскими властями. Это, разумеется, объяснимо тем, что «белые» Православие не преследовали, искали поддержки со стороны Церкви, а «красные», по меньшей мере, игнорировали Церковь. Но нужно понимать и то, что Православная Церковь в годы гражданской войны оказалась в том числе и политическим противником большевиков. И это в том числе влияло на ожесточение в адрес духовенства и верующих. Разумеется, это не оправдывает гонителей. Но из этого нам надо извлечь урок, как извлекли его в тяжелейших условиях Святейший Патриарх Тихон, а затем и митрополит Сергий (Страгородский).

И если произойдёт «левый поворот», а он, на мой взгляд, неизбежно произойдёт, то необелогвардейцы, двухглавоорловцы, могут привести нас в противостояние с большинством нашего народа и с нашим государством. И тогда Церковь в России может быть реально гонима. Православные антисоветчики и антисталинисты собирают горячие угли на голову Русской Православной Церкви!

Какая идеология может быть перспективной сегодня в России? На мой взгляд, это - идеология евразийства. И весь вопрос в том, каким оно будет? Либо евразийство времён его первых идеологов и зачинателей: Николая Трубецкого, Петра Савицкого и даже ещё Константина Леонтьева (в его трудах уже звучат идеи евразийства). Такое евразийство не вступает в противоречие с православным мировоззрением. Либо евразийство «Новой Орды», которое сейчас активно пропагандируют некоторые идеологи.

Нам, православным, необходимо напитать идеологию евразийства смыслами Третьего Рима, а не смыслами «Новой Орды». Тогда это будет перспективная идеология России. Основой этой новой идеологии должны великодержавность, патриотизм, культ семьи, именно многодетной семьи, традиционная нравственность, идеи служения и жертвенности, уважение к старшим и так далее. Всё это есть в Православии и это нисколько не противоречит ни многонациональности, ни многоконфессиональности России, которые, кстати, являются нашим богатством, а не недостатком, как считают некоторые так называемые «русские националисты».

Многонациональность и многоконфессиональность России – гарантия того, что Отечество наше всегда будет оставаться Империей. Ибо многонациональная и многоконфессиональная страна не может быть ничем, кроме Империи. И это по достоинству оценивали наши идейные предшественники, в частности, выдающийся русский мыслитель, «золотое перо» русской публицистики второй половины XIX века Михаил Никифорович Катков. Он писал о том, что у нас есть господствующий народ - русский народ, и много других народов, которые существуют рядом и которых русские не пытаются русифицировать. У нас есть одна господствующая вера и Церковь - Православние, но есть множество и других вер, которые между собой порой враждуют. И всё национальное и конфессиональное многообразие объединяется в фигуре носителя Верховной власти – фигуре русского Царя. Сегодня в фигуре национального лидера – Президента России.

Владимир Янчевский сетует, что коронавирус нанёс серьёзный удар по тем ожиданиям, которыми мы жили еще в начале года, когда шла активная подготовка к изменениям в Конституцию, которые по идее должны были стать триумфом нашего национального лидера – Владимира Владимировича Путина. Шла активная подготовка к 75-летию Победы. И вот сейчас этого ничего нет и идей никаких нет. Мол, мы, патриоты, все эти годы проповедовали одну линию – нам не нужно никакой демократии, никакого гражданского общества, наш вождь выведет нас из любой ситуации; он лучше знает, что нужно нашей стране и народу. И вот эта идеология не работает, вождя не видно. Даже и мозаику в военном храме ритуально сковырнули. На этом основан пессимизм нашего автора.

Действительно, потери серьёзные, но, на мой взгляд, не фатальные. Всё ещё можно исправить. Надежды на вождя остаются. Мы ждем плана по выходу из кризиса, который объявлен Владимиром Путиным и который, будем надеяться, приведёт к смене экономического курса и серьезным изменениям в экономической политике. Во внешней политике нам и менять-то ничего не нужно, а вот экономическая, социальная политика и политическая конфигурация власти должны серьёзно измениться, чтобы вдохнуть новую жизнь в наше общество, пораженного пессимизмом. Народ этого ждёт!

И третий вопрос, который ставит в своём письме Владимир Янчевский: если государство утратит функцию служения в качестве внешней силы, то такое государство, рано или поздно, станет гонителем Православной Церкви. Либо у нас может возникнуть поклонение государству как таковому. А в таком смысле, считает он, так недалеко и до принятия антихриста.

Отношения Церкви и государства всегда были непростыми, это мы знаем из нашей истории. Причём, как только государственная власть укреплялась, отношения с Церковью, особенно с епископатом и духовенством, серьезно напрягались. Вспомним времена Ивана Грозного и конфликт Царя Ивана Васильевича с митрополитом Филиппом, завершившийся столь трагически – убийством (обстоятельства смерти митрополита Филиппа до сих пор у историков вызывают разные мнения, но мы его почитаем именно как мученика). Укрепление государства во времена Петра Великого снова привело к конфликту между Церковью и государством. Что завершилось ликвидацией Патриаршества, учреждением Священного Синода и попыткой полного подчинения Церкви государству. Конфликтная ситуация была и во времена Екатерины Великой, - мы помним трагическую судьбу митрополита Арсения (Мацеевича), прославленного не так давно Церковью. И даже во времена Александра III, еще одного сильного Императора, отношения Церкви и Государства были достаточно сложными. Обер-прокуратура в лице К.П. Победоносцева проводила достаточно властную политику в отношении Церкви.

Другая крайность возникла в феврале 1917 года, когда Святейший Синод отказался поддержать Царя и фактически легитимизовал свержение монархии заговорщиками.

И возникает вопрос: а где же реальная симфония Церкви и государства? А вот реальная симфония была во все эти времена - и при Иване Грозном, и при Петре Великом, и при Екатерине Великой и в другие века. Нам надо просто правильно понимать симфонию Церкви и Государства – понимать не теоретически, а реалистически. Редко когда в истории Церковь и Государство существовали бесконфликтно, но чаще всего в принципиальных вопросах Церковь поддерживала Государство, а Государство не вмешивалось во внутреннюю жизнь Церкви. Именно во внутреннюю жизнь Церкви, а не во всякую жизнь Церкви. Вот это и есть реальная симфония Церкви и Государства.

Нам сегодня крайне важно нужно понять, что Государство является реальной оградой Церкви. Как раз сегодня мы видим, что государство нас, православных, реально защищает от мира, который (мы это могли почувствовать во времена коронавирусной истерики) готов уничтожить православную общину, или по меньшей мере готов изгнать нас из общества. И это вполне реальная угроза: если бы государство не защищало православных, то мир давно бы ополчился на Церковь. И Церковь была бы гонима. Поэтому православным нужно беречь, холить и лелеять государство как реальную ограду Церкви – не выдуманную, а именно реальную ограду Церкви, которая защищает Православие от вражды мира.

Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского собрания», член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

33. Ответ на 26, Наблюдатель:

В целом верно, но нужны дополнительные пояснения. Линейная система координат лево-центр-право вообще очень ущербна, мало что объясняет и только запутывает. И у левого, и у правого, и у центра - есть свои полюса - высокий и низкий, или по другому: консервативный и либеральный, христианский и антихристианский. Недаром Иоанн Снычев подробно рассмотрел такое правое явление, как фашизм, обозначив в нем эти полюса, которые были персонифицированы Шойбнер-Рихтером и Розенбергом. И левый большевизм в СССР имел такие полюса: Сталин и Троцкий. Не думаю, что Россия в ближайшее время готова будет двигаться влево (куда именно?). Вот западный мир - да, движется влево, но именно к интернациональному полюсу "аля Маркс-Троцкий", от которого сталинский СССР после первого приближения к этому левому полюсу активно уходил, уходил вверх и относительно вправо. Но в целом аналогично тому, как в XX веке Россия своим уходом влево-вверх компенсировала уход мира вправо-вниз, сейчас мы уходим (точнее пытаемся уйти) вправо-вверх, компенсируя уход мира влево-вниз. В любом течении или партии, даже в политбюро КПСС, а тем более в обществе всегда есть свои "левые" и свои "правые", и Вы правы, что дружбы между ними не может быть, но они могут быть в "одной упряжке", если в ней есть свои условные (как в свое время Ленин или позднее Брежнев) или безусловные "центристы". Только при этом не надо забывать, что у центризма тоже есть свои полюса. Либерально-демократический центризм - это низкий антихристианский центризм, такой центризм нас до добра не доведет. Нам нужен высокий консервативно-христианско-державный центризм. Реален ли он? Не уверен, мягко говоря. Хотя, кто знает, кроме Всевышнего? Возможно, остается только пытаться всеми оставшимися силами удерживаться от окончательного падения вниз, и неважно какого: левого, правого или прямо по центру...

Падение вниз будет неизбежно, если каждый, мнящий себя пророком, будет тянуть страну, как лебедь, рак и щука в свою сторону. Я не являюсь сторонником центризма, которому Ленин дал определение "болотного". С точки зрения его радикальных взглядов, это определение видится вполне обоснованным. Однако же, высокий, консервативный, христианский, державный центризм в России, о котором Вы пишите, пока тоже невозможен, в силу духовной и политической слабости высшей власти, 30 лет назад, втянувшей страну в глобалисткий процесс. Политико-идеологический центризм, с точки зрения христианского мировозрения, как - "царского, срединного пути", всего лишь один из предполагаемых вариантов путей развития России, но и он в нынешние времена невозможен по вышеупомянутой причине. Пока прошлые исторические обиды не будут забыты и изглажены в обществе, воз политико-социальных, неразрешенных проблем будет пребывать там, где он находится поныне. .
Олег В. / 14.05.2020, 20:16

32. Ответ на 36, Юрий Светлов:

[QUOTE Нормальному русскому человеку... QUOTE] Поделитесь, господин сталинист, что же в Вас русского, кроме самоназвания?

Как же надоели невменяемые фанаты... Я автографы не раздаю, не преследуйте меня.

31. Лермонтов

"Бедная Россия, коли главные в ней люди из рода Нессельроде."
Русский Иван / 14.05.2020, 13:12

30. Ответ на 28, Русский Сталинист:

[QUOTE Нормальному русскому человеку... QUOTE] Поделитесь, господин сталинист, что же в Вас русского, кроме самоназвания?
Юрий Светлов / 14.05.2020, 11:32

29. Ответ на 33, Русский Сталинист:

А размер головного мозга других особей, как показывает жизнь, не больше спичечного коробка. И в итоге они "внезапно" для себя оканчивают свою жизнь на висилицах как презренные предатели и военные преступники, хотя всю свою жизнь находились в плену собственных иллюзий относительно самих себя.

Да знаю я эту особь, Ленин его кличка. Уж так он отличился в миру, что его не только не повесили, а выставили на всеобщее обозрение. И поделом!
Юрий Светлов / 14.05.2020, 11:27

28. Ответ на 30, Юрий Светлов:

А размер головного мозга других особей, как показывает жизнь, не больше спичечного коробка. И в итоге они "внезапно" для себя оканчивают свою жизнь на висилицах как презренные предатели и военные преступники, хотя всю свою жизнь находились в плену собственных иллюзий относительно самих себя.

27. Ответ на 29, Полтораки:

Нашёл поиском статьи, в которых утверждается, что это фальшивка. Однако, вот тут: https://clck.ru/NSMir данное письмо размещено в разделе "Полное собрание сочинений", а не в "мифы и фальшивки". Странная ситуация.
Коротков А. В. / 14.05.2020, 10:08

26. Ответ на 29, Полтораки:

И ссылку на документ дать можете, откуда цитата почерпнута?

https://clck.ru/NSM2g Там сканы оригинала есть. Если это подделка, то подделан оригинал.
Коротков А. В. / 14.05.2020, 09:51

25. Ответ на 22, Русский Сталинист:

Все навязчивые попытки навязать нам примитивную лубочную картинку "Белые рыцари супротив большевицкой банды" разбиваются об имена полковника Российской Императорской Армии Шапошникова, полковника Российской Императорской Армии Вальдена, российского военного агента во Франции графа Игнатьева и многих других достойнейших представителей Царской Армии и Царской России, которые добровольно поддержали большевиков и продолжили служить России и её народу. Жизнь всегда сложнее примитивных схем.

"Разбиваются"- говорите? Так причина в толщине лобной кости. У некоторых особей (как жизнь показывает) она достигает размера пачки "Рафинада"...
Юрий Светлов / 14.05.2020, 08:31

24. Ответ на 25, р.Б.Алексий:

Ленин : " мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий..." . Хорошо же "проучили", раз до сих пор у нас боязнь левого антицерковного уклона .

И ссылку на документ дать можете, откуда цитата почерпнута? Способны доказать, что это не перестроечный фейк?
Полтораки / 14.05.2020, 06:17
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 3
21.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
Негостеприимная третья столица России
По отношению к русским общественникам власти Татарстана до сих пор сохраняют тоталитарные нормы
16.11.2024
Негостеприимная третья столица России
В отношении власти Татарстана к русским общественникам до сих пор сохраняются тоталитарные нормы
15.11.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Бывший СССР
БРИКС: в чем образ будущего?
Подход должен быть творческим, оригинальным, не копирующим слепо прошлые проекты, хотя из них и есть, что позаимствовать
23.11.2024
День памяти священномученика Августина
Также сегодня мы вспоминаем генерал-адмирала Ф.М.Апраксина и поэта П.А.Вяземского
23.11.2024
Все статьи темы
Иосиф Сталин
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
О генерале армии Иосифе Родионовиче Апанасенко
19.11.2024
Отделить истину от наслоений лжи
О книге Григория Блехмана «Сталин, Берия, Хрущев: созидатели и разрушитель» (М., 2024)
15.11.2024
Главное – «народный порыв» к появлению монумента вождю?
В ЦК КПРФ «по достоинству» оценили уродливый и кощунственный памятник Сталину возле общественного туалета в Ставропольском крае
13.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Лев
23.11.2024 12:40
Шёл тысяча первый день войны…
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
23.11.2024 12:14
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 12:04
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 12:01
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:26
«Полное освобождение Курской области может дотянуться до весны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:01
Кощунственные рекомендации синодальной комиссии по биоэтике
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 10:59