3 мая в неделю святых Жен-Мироносиц на сайте радиостанции «Радонеж» было опубликовано коллективное обращение к Святейшему Патриарху Кириллу группы православной интеллигенции по поводу изображения портрета И.В. Сталина на фреске в главном храме Вооружённых Сил России. Авторы письма предлагают Патриарху преодолеть «тяжкий соблазн», который, видимо, у них возник, путём «не допущения изображения Сталина в храме». Иными словами, Патриарху предлагают заретушировать портрет Сталина на фреске.
Очевидно, борцы с фресками хотят развить успех после того, как в храме была ликвидирована фреска, посвященная важнейшему событию новейшей истории - воссоединению Крыма с Россией.
Если присмотреться к списку подписавших это коллективное письмо людей разных по сфере профессиональной деятельности, житейскому опыту, возрасту, их роднит одно - общая политическая философия, которая выражается крайним антисоветизмом и антисталинизмом, а также склонностью к национализму.
При этом, забавляет то, что эти люди, при всём их декларируемом антисоветизме, слепо копируют советские модели поведения. Именно в советское время получил развитие жанр коллективных писем на имя Генсека. Было даже своеобразное соревнование в письмах. Либералы с космополитическим душком требовали от партии одно, а патриоты и русофилы требовали другого.
Тут явно та же схема. Я с трудом могу себе представить, чтобы под письмом такого содержания подписались бы лауреат Первой Патриаршей премии в области литературы Владимир Николаевич Крупин или такой реальный антисоветчик, просидевший 15 лет (!) в советском ГУЛаге, как Владимир Николаевич Осипов. Или великий музыкант Владислав Александрович Чернушенко, подвергавшийся реальной травле за своё русофильство. Или настоящий антисталинист князь Зураб Михайлович Чавчавадзе, семья которого пострадала от репрессий. Или даже Никита Сергеевич Михалков, снявший антисталинский фильм.
Почему? На мой взгляд, эти люди умеют объективно смотреть на нашу историю, умеют отделять свои личные симпатии и антипатии от интересов страны.
Можно было бы, конечно, составить альтернативное коллективное письмо в защиту исторической правды на витраже храма, посвященном Великой Победе, и собрать под ним куда более звучные и громкие имена, чем красуются под этим письмом, составленным, как говорят знающие люди, Аркадием Малером, в своё время выступавшим в поддержку проекта «православного сионизма».
Но зачем загружать Святейшего коллективными письмами. Полагаю, Патриарх и без того понимает, что авторы письма представляют очень узкий слой православной антисоветски настроенной интеллигенции. Если провести опрос даже среди церковного народа, убеждён, перевес будет не на стороне авторов письма.
Я хочу только обратить внимание на некоторые интеллектуальные подтасовки, на которых построено это коллективное письмо.
1. И.В. Сталин изображён на фреске в воинском храме даже не лично, а в виде плаката, который несут участники Парада Победы, состоявшегося в Москве по его распоряжению 24 июня 1945 года, на праздник Святой Троицы. Фреска посвящена Победе, которую одержала наша доблестная армия, у которой был Верховный Главнокомандующий маршал Иосиф Виссарионович Сталин. Авторы письма предлагают убрать с фрески изображение Верховного Главнокомандующего, т.е. предлагают обезглавить армию и совершить акт исторической фальсификации. Мол, победили без Сталина, и даже вопреки Сталину. Но ведь это же неправда! Роль Сталина в Победе была огромной и стыдливо её замалчивать, по меньшей мере, нечестно. А отец лжи, известно кто.
2. Авторы письма ставят Сталина в один ряд с Лениным и Троцким, что является откровенной исторической подтасовкой. Сталин и Троцкий были политическими противниками - это очевидный факт, их позиции различались в том числе и по вопросу об отношении к Православию. Более того, отличалась позиция Сталина и от позиции Ленина, верным учеником которого он формально себя провозглашал. Кстати, подлинные представители русской эмиграции это всё прекрасно понимали. Так митрополит Нестор (Анисимов), испивший горькую чашу изгнания и гонений, говорил: «Мы многое простили Сталину за победу в войне, но ничего не простили Ленину!». Об этом мне сообщил крестник владыки Александр Кириллович Караулов, слышавший эти слова лично от митрополита. Вот истинное понимание Сталина и нашей непростой истории прошлого века. А вообще-то стоит обратить внимание, что фреска в храме призвана изобразить Победу, а не дать оценку политике и личности Сталина.
3. Авторы письма, разумеется, спекулируют на непростой теме гонений, репрессий и Новомучеников. Проблема эта сложная, в двух словах не опишешь. Хочу только обратить внимание на то, что представлять Новомучеников антисоветчиками - вопиющая историческая подтасовка и клевета на святых. Получается, что Новомученики не Христа исповедовали, а боролись с режимом. Кстати, именно так и пытались представить Новомучеников сами гонители.
4. Откровенной интеллектуальной подтасовкой является и попытка представить Сталина антихристом. Мол, он «создал настоящий культ своей личности», а «в православном вероучении человек, притязающий на славу, поклонение, благодарение и преданность, уместные только для самого Бога, воспринимается как антихрист». Странная логика. Тогда нужно всех наших императоров, а особенно Петра Великого, которому был присвоен титул Отца Отечества, записать в антихристы. При этом любому здравомыслящему православному человеку известно, что не было никакого религиозного культа Сталина, ему не поклонялись как богу. Да, был политический культ, но как остроумно продолжил, кажется, Константин Симонов, «была и личность».
5. Авторы письма пугают Святейшего Патриарха, что портрет Сталина в главном храме Вооруженных сил России «позволит противникам Русской Православной Церкви обвинять её в отступлении от христианской веры и неизбежно подорвет её позиции в диалоге с другими Поместными Церквами». В чем же здесь отступление от христианской веры?! И с какими Церквами будет затруднён диалог? Может быть, с Константинополем? Но в отношениях с Фанаром главный вопрос не Сталин, а Украина. Зачем придумывать страшилки? Тем паче давно известно, что ищущие повод всё равно его найдут. Если Фанару надо будет предъявить Москве какие-то претензии, они их придумают. Будет это Сталин или Иван Грозный - неважно.
6. И наконец, последнее, чего нет, разумеется, в этом письме. 9 марта 1953 года Святейший Патриарх Алексий I служил в Елоховском соборе панихиду по И.В.Сталину. Это известный факт. Вряд ли было указание из ЦК компартии отслужить панихиду, вероятно, это было собственное решение Святейшего (есть устные предания, что Патриарх отпевал Сталина, но не будем касаться устных преданий, которые запретный теперь протодиакон Андрей Кураев назвал мифами о Сталине и всячески высмеивал). Есть свидетельство, что Патриарха упрекали зарубежники, что он служил панихиду по безбожнику, и Святейший ответил: «Я служил не по безбожнику». А этот факт куда важнее многих коллективных писем. Сталин не был безбожником!
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», член Союза писателей России
95. Ответ на 106, Туляк:
94. Ответ на 105, Юрий В.:
93. Ответ на 104, Туляк:
92. Ответ на 101, Юрий В.:
91. Ответ на 102, Потомок подданных Императора Николая II:
90. Ответ на 101, Юрий В.:
89. Ответ на 100, Туляк:
88. Ответ на 98, Юрий В.:
87. Ещё раз пишу.
86. Ответ на 96, Туляк: