В Кремле приветствовали бы, если бы в выходную неделю школьники и студенты продолжили дистанционное обучение, заявил пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков, сообщает РИА Новости.
Президент России Владимир Путин объявил неделю с 30 марта по 3 апреля нерабочей с сохранением зарплат за работниками. Глава государства в обращении к гражданам в среду пояснил, что длинные выходные позволят снизить распространение коронавируса в России.
«Мы исходим из того, что и школьники, и студенты продолжат свои занятия в дистанционном формате в тех учебных заведениях, в которых эта практика уже была начата и где она совершенствуется», - сказал Песков журналистам.
Отвечая на вопрос, какие юридические акты будут это регулировать, он сказал: «Все будет уточняться с точки зрения юридических актов. Ну грубо говоря, что вы же знаете, что есть школы, например, которые работают по субботам, и никакими юридическими актами это не оговаривается. Какие-то школы по субботам не работают, какие-то работают».
Минпросвещения России приняло решение перенести основной срок сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ), экзамены начнутся с 8 июня, сообщили ТАСС в пресс-службе министерства.
«ЕГЭ начнется 8 июня», - сообщили в пресс-службе Минпросвещения.
В пресс-службе также добавили, что переносятся сроки и основного государственного экзамена (ОГЭ), для выпускников девятых классов экзамены начнутся с 9 июня.
«Соответственно, сейчас Рособрнадзор корректирует расписание экзаменов и опубликует его и все соответствующие методические рекомендации для регионов в ближайшее время», - пояснили в пресс-службе.
Ранее досрочный этап ЕГЭ был перенесен из-за коронавируса на июнь.
Проведение ЕГЭ в 2020 году было запланировано в три этапа: с 20 марта по 13 апреля - досрочный, с 25 мая по 29 июня - основной и с 4 по 22 сентября - дополнительный. ОГЭ для выпускников девятых классов должен был пройти в три этапа: досрочный - с 21 апреля по 16 мая, основной - с 22 мая по 30 июня и дополнительный - с 4 по 18 сентября.
Ситуацию прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» председатель Общества православных педагогов Санкт-Петербургской епархии, кандидат педагогических наук Василий Васильевич Семенцов:
Дистанционное образование сейчас у всех на слуху. Я не сторонних каких-то конспирологических теорий, но ещё чуть ли не за год до этой никем не ожидавшейся пандемии коронавируса в нашей стране усиленно готовили законодательную базу для перехода на дистанционное обучение. Было много шума вокруг этого. Помимо изданных законодательных актов, позволяющих и, прежде всего, поощряющих учителей, руководство школ или ВУЗов страны переходить на дистанционное обучение, всем хотели навязать электронные учебники. Это была чубайсовская структура — в одном гнущемся пластиковом планшете предлагались все учебники на свете. Была целая кампания, которая встретила тогда, слава Богу, противодействие.
Тогда перехода на дистанционное образование не произошло, остались человеческие условия. Прежде всего, это касается воспитания детей. Дети у нас в стране сейчас не лучшим образом воспитаны, и это очевидно. Частью воспитания является обучение. К началу XXI века в России вспомнили, что мы растим не воспитанного человека, а просто обученного. Поэтому, чтобы люди не зверели и не превращались в скотов, нужно их, воспитывая, в том числе и обучать — навыки вырабатывать. Навыки, наука, учить — это всё однокоренные слова. Если человек невоспитан, то он необразован по определению, сколько бы он ни знал наук, и каких бы навыков у него ни было.
Образование заключается во взращивании культурного, цивилизованного, духовного человека. Воспитывать духовной пищей, воспитывать, чтобы он возрастал над собой в меру своего возраста, как написано в Евангелии. Если этого не будет, то всей этой системе образования грош цена. Потому что нельзя рубить сук, на котором сидишь.
Поэтому я бы вопрос поставил иначе — можно ли вообще воспитать ребёнка или студента, который сейчас, как правило, инфантилен и вообще часто невоспитан? Я в ВУЗах много работал и сейчас сотрудничаю и вижу всё это. Очень низкий уровень воспитанности студентов как мужского, так и женского пола. Даже в Санкт-Петербурге, который называется культурной столицей. И в других городах, где мне приходится выступать с лекциями в ВУЗах, дела обстоят не лучшим образом.
В этой ситуации давайте зададим себе более конкретный насущный вопрос: можно ли воспитать ребёнка или студента дистанционно через интернет? Учитывая, что он воспитан плохо, т.е. духовная пища по качеству ниже материальной пищи, — она завирусована, загажена, обеднена. Вы знаете, что с чтением классической литературы — проблема. С посещением музеев и картинных галерей, может быть, получше, если есть раскрутка и пиар. Духовная пища, которую потребляют люди низкого качества. Это признается не только в России, но во всём мире.
В этих условиях пытаться воспитывать человека через интернет, по-моему, - это утопия. Этого не получится. Дистанционно можно привить какие-то навыки. В основном — общение при помощи компьютера, жизнь в виртуальном мире. Сидя на пятой точке, делать вид, что ты живёшь активно, по-человечески. Можно устроить эту имитацию. Но с воспитанием культурного человека это будет явно расходиться, потому что духовная пища зарабатывается каждым человеком в поте лица. Это взращивается, как написано в Библии, в поте лица. Там нужно будет трудиться под руководством взрослых. Каждый ребенок будет руководим. Ничего нового человечество не придумало издревле. Педагог: paidos – дитя, agogos – ведущий. Он должен быть водим детоводителем — взрослым за руку. Ребёнок должен видеть образец этого, с ним нужно постоянно общаться лично. Никто не заменит энергию межличностного общения учителя и ученика, и между учениками.
Личное общение и общение через интернет — разные вещи, и это надо понимать. Все это понимают. В интернете — имитация. Сколько бы ты ни сидел в этих чатах — это как «по усам текло, а в рот не попало». Настоящей пищи и духовной пищи ты не получаешь, и потребность в межличностном общении, в личном контакте, в соприкосновении в реальном мире учителя и учеников, и учеников между собой будет не реализована.
«Там, где соберутся двое или трое во имя Мое, там Я посреди них» - говорит Христос. Я очень сомневаюсь, что то же самое произойдет в интернете. Когда на соборную интернет-молитву собирается у себя в квартирах до 1000 человек, будет ли среди них Христос? Церковь пока ещё этой проблемы не разрешила. Богословские споры на эту тему, по-моему, даже не ведутся. Понятно, что для того, чтобы причаститься Истине, для насыщения духовной пищей необходимо присутствие на богослужении, в храме, на исповеди.
Настоящий урок ученика и учителя — это урок, проводимый во славу Божию, то есть на основе культуры, которая сейчас воспитывает, питает и поддерживает всё человечество. Мы живем в 2020 году от Рождества Христова, т.е. я имею в виду христианскую культуру. Это настоящее воспитание подобно Литургии и Причастию. Оно требует личного участия и ученика, и учителя в живом уроке, их совместном предстоянии перед духом мысли, словом Божиим. Это действительно исповедание. Потому что урок исповедальный, он же проповеднический — это очень живой процесс.
Богословы утверждают, что Бог познается человеком в энергиях, в тех движущих силах, которые побуждают нас к жизни, в том числе к жизнерадостности, любви, в добром отношении к каким-то подвижническим поступкам. Эти энергии высасываются компьютерами. Бог их даёт каждому человеку. Но человек все эти энергии ретранслирует в компьютер. И даже если он это делает бесплатно, то айтишники, конечно, будут этому радоваться, у них от этого будут расти прибыли, а люди будут истощаться.
Мне приходилось неоднократно наблюдать за моими знакомыми людьми, которые проводят по 7-8 часов в день за компьютером, потому что у них такая работа, — к концу дня они бывают очень истощены. Какое там воспитание, какое образование? Они еле живы. Совсем по-другому люди себя ощущают после настоящего хорошего урока, межличностного общения, когда человек получает, когда о Господе радуются дети и учитель, — все вместе, когда они что-то для себя открыли. Потому что откровение — это и есть исповедание. Если урок был живой и настоящий, то оттуда выходят все радостные.
Очень важно не перегружать учителя, чтобы у него не было 36 часов в неделю, все-таки у человеческого организма есть определённые ресурсы. Но когда всё в меру, когда действительно проходят настоящие уроки, то это уроки-праздники, уроки-радости, наполняющие и сердца, и умы, и души участников этих уроков энергией добра, любви, радости. Это делает их более живыми, а не менее, как это бывает в общении через интернет.
У Станиславского была классическая фраза: «Не верю!». Когда мне говорят, что дистанционно можно дать ребёнку достойное образование и тем более воспитание, я говорю — не верю!