Накануне 1 сентября президент Российской академии образования Ольга Васильева в интервью РИА Новости заявила, что «сегодня воспитание возвращается в школы, становится частью образовательной программы».
«Недавно я еще раз внимательно прочитала примерную программу воспитания и искренне порадовалась. Потому что в ней наконец-то появился простой, доступный язык. Есть попытка отойти от негласного постулата (который был долгие годы неизменным), что воспитание – это череда мероприятий.
Вместо этого появилась модульная программа, где и школе, и учителю предлагается выйти на важные мировоззренческие аспекты. На такие ценности, как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек. Воспитать личность невозможно без этих ценностных ориентиров», - подчеркнула президент РАО.
«Каким, на Ваш взгляд, должен быть воспитательный процесс в школе? Что необходимо предпринять государству, чтобы воспитание человека в школе не превратилось в формальную и поверхностную деятельность?» - на эти вопросы отвечает в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:
Ольга Юрьевна говорит о ценном и важном. К сожалению, ей не дали воплотить в жизнь её замыслы, когда она была министром образования и науки. И отрадно, что, тем не менее, она не опускает рук и борется за прежние ценности. Ольга Юрьевна высказала абсолютно верные слова, но, на мой взгляд, нужны следующие вещи.
В первую очередь, нужно поднять уважение к профессии учителя! Ныне учитель унижен и затравлен. Он низведён на должность лакея у капризного малолетнего барчука. Считается, что образование у нас относится к сфере услуг. Большего издевательства над трудом учителя, который действительно учит, образовывает, даёт профессию, даёт кусок хлеба и более того делает молодого человека человеком, трудно придумать! Статус учителя должен быть поднят.
В Царской России было три уважаемых человека: врач, учитель и священник. Поэтому понимание миссии учителя должно быть приравнено к миссии врача, поскольку учителю приходится врачевать человеческие души; и к миссии священника, потому что обучение — это в некотором смысле священнодействие, потому что оно (если это, конечно, правильное христианское научение) возвращает человеку подобие Божие и расчищает его образ.
К учителю должны вернуться общественное уважение и самоуважение.
Учитель должен быть освобождён от огромной бюрократии, которая сейчас на него давит. Ему некогда заниматься детьми. Делопроизводство для учителей должно быть упрощено. А если без бюрократии нельзя, то будьте любезны, уважаемые властители и судьи, дайте ставку технических помощников, которые и вели бы за учителей всю бюрократию и освободили бы их для воспитательного процесса.
В полном объёме должна быть восстановлена бесплатная советская сеть внешкольных учреждений: кружков, секций, дворцов юношества. Дети не должны болтаться на улице! Дети не должны лежать на диване у компьютера или мобильника! Детям надо дать в руки интересное дело, при этом профориентированное с самых ранних лет.
Безусловно, для поднятия нравственного уровня детей необходимо введение в полной мере «Основ православной культуры» в качестве обязательного компонента. А что касается других религий, то в качестве компонента факультативного.
А ныне по инструкциям из РОНО «отжимают» православную культуру и вводят светскую этику или изучение всех религий сразу — обо всём и ни о чём. Это преступление перед предыдущим поколением.
Нужен нравственный стержень государствообразующего русского народа. А им искони было Православие. Именно Православие во многом создало великую русскую литературу, которая в течение всего XX века была проводником нравственности.
Без Православия невозможно себе представить ни А.С. Пушкина, ни Н.В. Гоголя, ни Ф.М. Достоевского, ни лучшие творения Л.Н. Толстого.
Поэтому, безусловно, «Основы православной культуры» должны быть введены в школе. Преподаватели должны быть, естественно, не формалистами, не дилетантами, а специалистами. В этом смысле выпускники Свято-Тихоновского университета должны получить широкий доступ в школы. Люди, которые горят своей профессией, своим призванием и готовы делиться своими знаниями и опытом с учениками.
Что необходимо? Введение настоящего полноценного труда. Воссоздание материально-технической базы класса труда. Когда я учился, мы работали на настоящих станках. Теперь мои дети в школе вынуждены заниматься вырезанием фигурок из бумаги, потому что нет материальной базы. С пилой, молотком и рубанком дети познакомились у меня на даче. Этим приходилось заниматься мне, как и многим другим родителям.
Иными словами, учителю нужно вернуть общественное уважение и доверие, освободить его от бюрократии, перестать считать его объектом травли со стороны вышестоящих инстанций, наглых учеников и амбициозных родителей. Учителей надо вернуть ученикам! А учеников следует вернуть к реальному живому делу, которое они могут пощупать руками. И всех их через «Основы православной культуры» обратить к вечным ценностям, лежащим в основе Русского мира и Русской цивилизации, ценностям Православия и, в конечном счете, к абсолютному смыслу жизни - к Богу.
Дорогие учителя!
Когда-то Бисмарк говорил, что франко-прусскую войну выиграл прусский учитель. Дай Бог Вам сил, терпения и умения, чтобы войну за Россию выиграл русский учитель. Держитесь и не унывайте!
«Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, —
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать...»
Сочувствуйте нашим ученикам, которые живут достаточно трудной и сложной жизнью. Часто их пытаются сбивать с толку, часто им не хватает родительской любви. Сочувствуйте им!
Дорогие ученики!
Сочувствуете своим учителям, которым зачастую не поднять головы из-за нужды, из-за бюрократии, из-за недостатка общественного уважения и государственного признания. Сочувствуйте этим людям, которые несмотря ни на что, несут свой тяжкий крест и борются за вас.
Помните, что смысл учёбы вовсе не в получении образовательных услуг и вовсе не в получении профессии, не в получении куска хлеба, хотя это весьма важно. Смысл обучения, в конечном счёте, состоит в том, чтобы стать человеком - не просто социализироваться, но в этом обществе быть его полезной и живой частью, украшать и созидать общество и землю, которую нам дал Бог, а главное - украшать свою бессмертную душу и восстанавливать в ней образ Бога и подобие Его.
В этом смысл об-ра-зо-ва-ния, которое связано с образом – образом Божьим. Бог вам в помощь!
7. Зачем государственное признание тому, за чей труд признан людьми?
Зачем считать учителей жертвой учеников??? Простите, но если человек даёт профессию и не может себе позволить приобрести профессию, где он будет удовлетворён, то где-то тут несоответствие. Почувствовал затравленность - смени профессию и будь доволен и счастлив. Даже из более меркантильных соображений люди перестраиваются и меняют профессию, а тут такое... "унижены и затравлены" Это звучит как диагноз, с этим уже к доктору!
В постиндустриальную эпоху множество профессий может быть отнесено к сфере услуг, так как они удовлетворяют запросам людей, производя для них определённые, востребованные ими ценности. Я инженер, но оказываю коллегам услуги по выполнению их заявок на обслуживание. Мы лет уже привыкли к новой терминологии и новым критериям оценки работы (качество услуг, сроки исполнения). Ничего в этом унизительного нет, уверяю вас.
Никакого издевательства я не вижу в том, что родители общаются с учителем, исходя из понимания своих ценностей, а не доверяют своих детей школе и её представителям безоглядно. Есть много профессионалов, дающих детям знания и навыки, с которыми они поступают в вузы. Этих учителей мы все вспоминаем добрым словом.
6.
5. Как вернуть учительской профессии общественное уважение и государственное признание?
4. не в коня корм
И ведь все знают эту повесть, а что толку...
3. на 2.
2. манагеры совсем с цепи сорвались
1. -