«Воспитание возвращается в школы»

Президент РАО Ольга Васильева убеждена, что ничто не заменит педагогический талант, живое участие учителя в судьбе ученика

Дистанционное обучение 
0
1863
Время на чтение 5 минут

Накануне 1 сентября президент Российской академии образования Ольга Васильева рассказала в интервью РИА Новости о том, почему именно РАО должна взять на себя экспертизу цифрового образовательного контента. И ответила на вопросы о том, почему у родителей есть страх, что удалёнка в школах – это навсегда, и оставила учителям и ученикам напутствие на новый учебный год.

Ольга Васильева убеждена, что «наука должна стать опорой для современного детства и всей системы образования».

«Как вы знаете, академия создавалась в 1943 году. Условия были очень тяжелые для страны: до окончания войны было еще полтора года. Но те задачи, которые были поставлены почти 80 лет назад, они очень созвучны задачам современным. Мы живем в условиях других вызовов, но сегодня нам также, как и тогда, нужен технологический прорыв», - убеждена она.

«Развитие экономики, наращивание технологической базы, – через все сферы нашей жизни сквозной линией проходит образование. Поэтому так важна поддержка фундаментальных исследований в области наук об образовании: педагогики, а также детской, подростковой физиологии и психологии, - считает президент РАО. - Весь спектр наук об образовании должен войти в стратегию научно-технологического развития страны, в раздел наук о человеке. Они сегодня необходимы как никогда».

«Другая очень важна задача, которая также должна решаться быстро – это развитие экспертной и научной деятельности, в том числе связанной с процессами цифровой трансформации в образовании. Сегодня в колледжи, школы и вузы хлынуло огромное количество цифровых продуктов. И кому, как не РАО, заниматься их экспертизой? Академия с момента своего создания была ключевой организацией в сфере развития образования, научным, научно-методическим центром», - сказала бывший министр образования.

«В прошлом году на обеспечение школ цифровым контентом был выделен миллиард рублей, - рассказала президент РАО. - Это очень большая сумма. И, как мне кажется, подходы к его созданию и экспертизе должны быть близки к подходам, которые применяются при формировании федерального перечня учебников. Должны работать научный и научно-методический совет, на который опирается министерство просвещения.

А РАО, которая является головным научным и экспертным учреждением в области педагогики, должна, опережая всех, заниматься оценкой безопасности и качества контента. Причем не только того, который только придет в школы и вузы, но и того, который внедряется прямо сейчас».

«Если вы помните, изначально при создании "Цифровой образовательной среды" в рамках национального проекта "Образование", речь шла о доведении до каждой школы широкополосного интернета. Речь шла о том, чтобы обеспечить образовательные организации современными компьютерами и другой техникой. Вместе с тем пришло понимание, что нужны и другие подходы к преподаванию, современные методики. И с невероятной, опережающей даже общемировую практику скоростью начал внедряться цифровой образовательный контент.

Но выверены ли эти онлайн-уроки и интерактивные задачи методологически? Насколько они качественны и безопасны? Будут ли действительно полезны ребенку? У РАО есть все ресурсы и возможности для того, чтобы стать главной экспертной площадкой для цифровых образовательных продуктов», - заявила Ольга Васильева.

Она отметила, что «в последние 30 лет масштабных исследований физиологического, психологического развития ребенка, современных проблем обучения и воспитания не было.

Поэтому мы начнем с анализа того, что есть. А затем инициируем комплексные исследования. У академии для этого есть одна из самых мощных лабораторий в стране. Мы будем работать в этом направлении не только с педагогами и методистами, но и со специалистами по возрастной психологии и физиологии, врачами. Это ответ на опасения родителей о том, как скажется работа с цифровым контентом на здоровье детей».

«В прошлом году мы с вами получили опыт вынужденного дистанционного обучения, - напомнила Ольга Васильева. - Но нужно понимать, что цифровая образовательная среда, которая приходит в школы, и дистант – это не одно и то же. Техническое оснащение всех школ, обеспечение их широкополосным интернетом и качественными учебными материалами не предполагает всеобщего перехода на дистант. Проблема в том, что об этом нужно говорить, как можно чаще и доступнее. Встречаться с педагогами, родителями, школьниками».

«К сожалению, - посетовала она, - в мире за прошедшие годы очень сильно изменилось отношение к научным данным. Сегодня для многих стало в порядке вещей выступать в публичном поле, не опираясь на достоверные источники. Это меня до сих пор поражает. Но с этим приходится сталкиваться. Поэтому прежде всего нужно, чтобы у людей были проверенные источники информации, где были бы приведены научно обоснованные данные».

Также Ольга Васильева призналась, что не представляет, «как набор достижений в цифровом портфолио может заменить оценку знаний, на которую направлен государственный экзамен. Кроме того, инициатива предполагает, что цифровой след будет тянуться за вами, начиная с начальной школы. Но далеко не все этого хотят. Поэтому нужно очень хорошо понимать, как эти данные будут защищены».

По её словам, «РАО, как один из главных научных и экспертных центров, должна проводить экспертизу и примерных программ, и средств обучения, в том числе – и учебников. Вы же знаете, что учебник – это маленькое зеркало большой науки».

«В чем, мне кажется, основная проблема курса истории? Многие учителя жалуются, что им не хватает часов. Программу нельзя расширять до бесконечности, и в то же время нужно, чтобы важнейшие темы истории Отечества, в том числе современной истории, укладывались в нее. Чтобы я здесь делала? Я бы проводила много внешкольных мероприятий, связанных с историческими знаниями!» - предложила президент РАО.

«Воспитание в нашей стране пережило разные времена. Были, например, 90-е годы прошлого века, когда многие забыли, что воспитание является определяющим в образовании. Но сегодня воспитание возвращается в школы, становится частью образовательной программы.

Недавно я еще раз внимательно прочитала примерную программу воспитания и искренне порадовалась. Потому что в ней наконец-то появился простой, доступный язык. Есть попытка отойти от негласного постулата (который был долгие годы неизменным), что воспитание – это череда мероприятий.

Вместо этого появилась модульная программа, где и школе, и учителю предлагается выйти на важные мировоззренческие аспекты. На такие ценности, как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек. Воспитать личность невозможно без этих ценностных ориентиров. Я всем рекомендую открыть примерную программу и самому ее прочитать, - призвала президент РАО. - Она есть на сайте Института стратегии развития образования РАО».

В преддверии начала учебного года Ольга Васильева дала напутствие учителям и ученикам:

«Прошлый учебный год еще раз нам всем показал: ничто не заменит педагогический талант, живое участие учителя в судьбе ученика. Очень хочется, чтобы новый учебный год был легче предыдущего, чтобы мы ходили в школу, колледж или вуз в очном, традиционном формате. Хочется пожелать всем здоровья и сил, возможностей выполнить все задуманное».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. На 1.

После выборов всё встанет на свои места.
Человек / 01.09.2021, 14:13

1.

Хотелось бы верить, но пока предпосылок не видно.
Виктор / 31.08.2021, 04:24
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дистанционное обучение
Остановить «дистант»
«Родители Москвы» обратились к Президенту, премьер-министру и министру просвещения в связи с угрозой принятия проекта Правительства об электронном обучении
15.08.2023
Надо возрождать христианскую систему, а не советскую возвращать
О предложении секретаря Совета безопасности РФ Патрушева реформировать российское образование, вернувшись к традициям советской школы
28.04.2022
Беда не в ЕГЭ, а в отсутствии цели образования
О призыве главы СК А.И.Бастрыкина отменить ЕГЭ и вернуться к советской фундаментальной системе образования
29.11.2021
«Ныне учитель унижен и затравлен!»
Как вернуть учительской профессии общественное уважение и государственное признание?
01.09.2021
Сеятели разумного, доброго, вечного
Пожелания педагогам накануне нового учебного года из Калязина
27.08.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 06:26
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.11.2024 04:53
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 02:09
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
19.11.2024 00:48
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.11.2024 00:46