«Воспитание возвращается в школы»

Президент РАО Ольга Васильева убеждена, что ничто не заменит педагогический талант, живое участие учителя в судьбе ученика

Дистанционное обучение 
0
1863
Время на чтение 5 минут

Накануне 1 сентября президент Российской академии образования Ольга Васильева рассказала в интервью РИА Новости о том, почему именно РАО должна взять на себя экспертизу цифрового образовательного контента. И ответила на вопросы о том, почему у родителей есть страх, что удалёнка в школах – это навсегда, и оставила учителям и ученикам напутствие на новый учебный год.

Ольга Васильева убеждена, что «наука должна стать опорой для современного детства и всей системы образования».

«Как вы знаете, академия создавалась в 1943 году. Условия были очень тяжелые для страны: до окончания войны было еще полтора года. Но те задачи, которые были поставлены почти 80 лет назад, они очень созвучны задачам современным. Мы живем в условиях других вызовов, но сегодня нам также, как и тогда, нужен технологический прорыв», - убеждена она.

«Развитие экономики, наращивание технологической базы, – через все сферы нашей жизни сквозной линией проходит образование. Поэтому так важна поддержка фундаментальных исследований в области наук об образовании: педагогики, а также детской, подростковой физиологии и психологии, - считает президент РАО. - Весь спектр наук об образовании должен войти в стратегию научно-технологического развития страны, в раздел наук о человеке. Они сегодня необходимы как никогда».

«Другая очень важна задача, которая также должна решаться быстро – это развитие экспертной и научной деятельности, в том числе связанной с процессами цифровой трансформации в образовании. Сегодня в колледжи, школы и вузы хлынуло огромное количество цифровых продуктов. И кому, как не РАО, заниматься их экспертизой? Академия с момента своего создания была ключевой организацией в сфере развития образования, научным, научно-методическим центром», - сказала бывший министр образования.

«В прошлом году на обеспечение школ цифровым контентом был выделен миллиард рублей, - рассказала президент РАО. - Это очень большая сумма. И, как мне кажется, подходы к его созданию и экспертизе должны быть близки к подходам, которые применяются при формировании федерального перечня учебников. Должны работать научный и научно-методический совет, на который опирается министерство просвещения.

А РАО, которая является головным научным и экспертным учреждением в области педагогики, должна, опережая всех, заниматься оценкой безопасности и качества контента. Причем не только того, который только придет в школы и вузы, но и того, который внедряется прямо сейчас».

«Если вы помните, изначально при создании "Цифровой образовательной среды" в рамках национального проекта "Образование", речь шла о доведении до каждой школы широкополосного интернета. Речь шла о том, чтобы обеспечить образовательные организации современными компьютерами и другой техникой. Вместе с тем пришло понимание, что нужны и другие подходы к преподаванию, современные методики. И с невероятной, опережающей даже общемировую практику скоростью начал внедряться цифровой образовательный контент.

Но выверены ли эти онлайн-уроки и интерактивные задачи методологически? Насколько они качественны и безопасны? Будут ли действительно полезны ребенку? У РАО есть все ресурсы и возможности для того, чтобы стать главной экспертной площадкой для цифровых образовательных продуктов», - заявила Ольга Васильева.

Она отметила, что «в последние 30 лет масштабных исследований физиологического, психологического развития ребенка, современных проблем обучения и воспитания не было.

Поэтому мы начнем с анализа того, что есть. А затем инициируем комплексные исследования. У академии для этого есть одна из самых мощных лабораторий в стране. Мы будем работать в этом направлении не только с педагогами и методистами, но и со специалистами по возрастной психологии и физиологии, врачами. Это ответ на опасения родителей о том, как скажется работа с цифровым контентом на здоровье детей».

«В прошлом году мы с вами получили опыт вынужденного дистанционного обучения, - напомнила Ольга Васильева. - Но нужно понимать, что цифровая образовательная среда, которая приходит в школы, и дистант – это не одно и то же. Техническое оснащение всех школ, обеспечение их широкополосным интернетом и качественными учебными материалами не предполагает всеобщего перехода на дистант. Проблема в том, что об этом нужно говорить, как можно чаще и доступнее. Встречаться с педагогами, родителями, школьниками».

«К сожалению, - посетовала она, - в мире за прошедшие годы очень сильно изменилось отношение к научным данным. Сегодня для многих стало в порядке вещей выступать в публичном поле, не опираясь на достоверные источники. Это меня до сих пор поражает. Но с этим приходится сталкиваться. Поэтому прежде всего нужно, чтобы у людей были проверенные источники информации, где были бы приведены научно обоснованные данные».

Также Ольга Васильева призналась, что не представляет, «как набор достижений в цифровом портфолио может заменить оценку знаний, на которую направлен государственный экзамен. Кроме того, инициатива предполагает, что цифровой след будет тянуться за вами, начиная с начальной школы. Но далеко не все этого хотят. Поэтому нужно очень хорошо понимать, как эти данные будут защищены».

По её словам, «РАО, как один из главных научных и экспертных центров, должна проводить экспертизу и примерных программ, и средств обучения, в том числе – и учебников. Вы же знаете, что учебник – это маленькое зеркало большой науки».

«В чем, мне кажется, основная проблема курса истории? Многие учителя жалуются, что им не хватает часов. Программу нельзя расширять до бесконечности, и в то же время нужно, чтобы важнейшие темы истории Отечества, в том числе современной истории, укладывались в нее. Чтобы я здесь делала? Я бы проводила много внешкольных мероприятий, связанных с историческими знаниями!» - предложила президент РАО.

«Воспитание в нашей стране пережило разные времена. Были, например, 90-е годы прошлого века, когда многие забыли, что воспитание является определяющим в образовании. Но сегодня воспитание возвращается в школы, становится частью образовательной программы.

Недавно я еще раз внимательно прочитала примерную программу воспитания и искренне порадовалась. Потому что в ней наконец-то появился простой, доступный язык. Есть попытка отойти от негласного постулата (который был долгие годы неизменным), что воспитание – это череда мероприятий.

Вместо этого появилась модульная программа, где и школе, и учителю предлагается выйти на важные мировоззренческие аспекты. На такие ценности, как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек. Воспитать личность невозможно без этих ценностных ориентиров. Я всем рекомендую открыть примерную программу и самому ее прочитать, - призвала президент РАО. - Она есть на сайте Института стратегии развития образования РАО».

В преддверии начала учебного года Ольга Васильева дала напутствие учителям и ученикам:

«Прошлый учебный год еще раз нам всем показал: ничто не заменит педагогический талант, живое участие учителя в судьбе ученика. Очень хочется, чтобы новый учебный год был легче предыдущего, чтобы мы ходили в школу, колледж или вуз в очном, традиционном формате. Хочется пожелать всем здоровья и сил, возможностей выполнить все задуманное».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. На 1.

После выборов всё встанет на свои места.
Человек / 01.09.2021, 14:13

1.

Хотелось бы верить, но пока предпосылок не видно.
Виктор / 31.08.2021, 04:24
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дистанционное обучение
Остановить «дистант»
«Родители Москвы» обратились к Президенту, премьер-министру и министру просвещения в связи с угрозой принятия проекта Правительства об электронном обучении
15.08.2023
Надо возрождать христианскую систему, а не советскую возвращать
О предложении секретаря Совета безопасности РФ Патрушева реформировать российское образование, вернувшись к традициям советской школы
28.04.2022
Беда не в ЕГЭ, а в отсутствии цели образования
О призыве главы СК А.И.Бастрыкина отменить ЕГЭ и вернуться к советской фундаментальной системе образования
29.11.2021
«Ныне учитель унижен и затравлен!»
Как вернуть учительской профессии общественное уважение и государственное признание?
01.09.2021
Сеятели разумного, доброго, вечного
Пожелания педагогам накануне нового учебного года из Калязина
27.08.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Бузина Олесь
18.12.2024 21:53
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Ил76
18.12.2024 20:40
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от prot
18.12.2024 20:23
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от ipopov
18.12.2024 20:21
Суд да дела Василия Бойко-Великого и Божий Суд
Новый комментарий от Леонид Болотин
18.12.2024 20:10
О либерализме
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:48
Если России не будет – на Земле будет ад
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:36