Председатель СК Александр Бастрыкин, выступая на конференции «Роль права в обеспечении благополучия человека», заявил, что единый государственный экзамен надо отменить, сообщает РИА Новости.
«Давайте возродим советскую школу образования. Она была лучшей в мире, это все признавали всегда, и на это должны быть направлены наши законодательные предложения. Отменить ЕГЭ <...> Это просто пытка какая-то для молодежи», — сказал он,
Ранее Бастрыкин в интервью РИА Новости раскритиковал дистанционное обучение, отметив, что в таком формате материал усваивается хуже, чем в традиционном.
Призыв главы СК прокомментировал в интервью «Русской народной линии» известный учёный, автор концепции духовной безопасности в системе образования в Российской Федерации, кандидат физико-математических наук, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Рязанской митрополии протоиерей Сергий Рыбаков:
Нельзя не согласиться с Председателем Следственного Комитета Александром Ивановичем Бастрыкиным, что советская система образования была признана лучшей во всем мире. Именно подготовленные советской школой кадры ученых, конструкторов, инженеров, техников и квалифицированных рабочих позволили нашей стране запустить первые в мире спутники и космический корабль с человеком на борту, воспроизвести с собственными оригинальными технологиями ядерное оружие, создать первый в мире ядерный реактор и атомный ледокол, и многое другое. Высокое качество советской школы признали даже наши противники. Американский президент Джон Кеннеди утверждал: «Советское образование ‒ лучшее в мире. Мы должны многое из него взять.СССР выиграл космическую гонку за школьной партой». И, конечно, первоочередной целью в деле уничтожения России была, есть и остаётся задача по уничтожению нашего добротного, классического фундаментального образования.
Думаю, что председатель СК А.И.Бастрыкин, говоря о возрождении «советской школы образования», имеет в виду не безрассудную репликацию всего того, что было в советский период, как это ему пытаются уже некоторые приписать, но призывает восстановить фундаментальность, предметоцентричность и системность обучения. Кроме того, я думаю, в заявлении Александра Ивановича содержится указание на необходимость вернуть педагогу его место в качестве преподавателя и воспитателя, а не в качестве педагогического официанта, предоставляющего педагогические услуги.
Следует учесть, что в советской средней школе была достигнута необходимая гармония между предметами гуманитарного и естественнонаучного циклов. Это достигалось тем, что начиная с 30-х годов (XX столетия) советская школа стала восстанавливать традиции русской классической школы, имевшей адекватное представление о человеке и его познавательном потенциале на каждом этапе возрастного развития. При этом должное место в формировании умственных способностей отводилось математике, поскольку по выражению Михаила Васильевича Ломоносова: «А математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит».
Физика и химия уже тем хороши, что привязывают, витающий среди разнообразных чувственных и эмоциональных симулякров ум к реальной сотворенной Богом природе. Здесь можно сравнить подходы юриста и физика. Юрист исходит из того, что человек сам может генерировать законы бытия. А физик (химик, биолог) не создаёт законов природы, но имеет только возможность изучать эти законы, открывать их и использовать для применения в технике и технологиях. Он не может отменить закон Всемирного тяготения, законы электромагнетизма, и пр. У нас так шутили: «Закон Ома суров, но справедлив». Его нельзя отменить или изменить! Поэтому, давая детям естественнонаучные знания, направляем их ум и сознание к тому, что есть вещи, им не подвластные, не ими созданные, но данные им в область познания. Так у учащихся формируется смирение (если угодно ‒элементарное смиренномудрие, минимизирующее эгоцентризм), необходимое для любой деятельности в мире взрослых.
Это не означает, что юриспруденцию надо упразднить, да не будет! Но это означает, что и юриспруденция, и педагогика должны опираться на Богом данные человечеству и природе законы. Именно нарушение этих законов в постсоветский период стало причиной кризиса в педагогике через внедрение так называемого компетентностного подхода, берущего свое начало от американской школы Дж. Дьюи. Именно нарушение этих законов породило ЕГЭ, как тестовую форму контроля, разрушившую традиционную целостность и системность мировоззрения школьников. Учитель, зная, что его учеников будут проверять фрагментарно-тестово, натаскивает детей на эту тестовую форму.
Воздав должное советской системе образования, необходимо сказать о её существенных недостатках и проблемах, которые не могли быть в принципе решены в СССР.
Первая из них - это десакрализация всей системы обучения и воспитания. Несоответствие истине обожествленных фигур Маркса, Энгельса и Ленина, и их учения о построении земного рая, предполагающего уничтожение институтов традиционной семьи, частной собственности и национальных государств (см. «Манифест коммунистической партии»), в конечном итоге привела к низвержению идолов и отвержению «священного писания» марксизма. Несостоятельность концепции исторического материализма, не позволяющей зафиксировать конечные цели бытия и определить смысл человеческой жизни, приводила к игнорированию духовной сферы (конкретно места и значения Русской Православной Церкви) в истории Отчества. Надо ли удивляться тому, что развитие нигилизма в постсоветской системе образования (вместе с рецидивом инструментализма Дьюи) пропитало сартровской доктриной «человека заброшенного в мир абсурда» сферу формирования исторического сознания.Отсюда появился тезис о безоценочном преподавании истории, поскольку любая оценка включает духовно-нравственный компонент, который невозможен в абсурдном мире. Православие, которого, как бес ладана, боялись реформаторы, предлагает давать оценки тем или иным историческим деятелям с позиций добра и зла, четко определенным и зафиксированным в Священном Писании и Священном Предании.
Очевидно, что патриотизм невозможно формировать,на основе ложных духовно-нравственных позиций по отношению к личностям и событиям, явленным в истории и в литературных художественных образах. Так, предъявление Разина, Пугачева, Герцена, Белинского, Чернышевского, народовольцев и иных «борцов с самодержавием» в качестве эталона, в постсоветский период естественно дало возможность трактовать советский режим как авторитарный и тоталитарный, и стало обоснованием для очернения России, в том числе, русской и советской школы.
Поэтому надо понять, что говорить о, к примеру, Александре Невском, или Дмитрии Донском, что они были великие русские полководцы, или о Федоре Ушакове, что он великий флотоводец, игнорируя, что все они являются святыми, прославленными Богом и Церковью, ‒ это значит подрывать духовно-нравственные основы патриотизма! Прекрасный советский фильм «Адмирал Ушаков», в котором всё показано ‒ только главного нет: Ушаков постоянно молился Богу о даровании победы и о тех, кто боролся за эту победу и погиб как герой. Без понимания значимости Православия невозможно понять духовный подвиг Патриарха Гермогена и ополчения, собранного Козьмой Мининым и князем Пожарским.
Аналогично, в литературе детям преподносились чрезвычайно вредные трактовки: Катерина из «Грозы» Островского ‒ «луч света в темном царстве», Анна Каренина ‒ «борец за права женщин». А с точки зрения христианства, и та, и другая являются блудницами и самоубийцами.
Теперь что касается ЕГЭ. Разложим всё «по полочкам».
В советское время тоже был ЕГЭ: единый для всех выпускников школ государственный экзамен. И мы его сдавали по многим предметам: по математике, физике, химии, литературе и истории. И это были государственные экзамены, которые позволяли нам получить государственный аттестат зрелости. Но это же не была система тестов и «натаскивания»! Выпускник школы должен был на экзаменах показать свою зрелость, умение рассуждать и решать достаточно сложные задачи. Поэтому вопрос не в том, чтобы отменить систему экзаменов. Экзамены ‒ это подведение итогов обучения, итогов успешности (или не успешности) решения тех задач, которые поставлены государством перед системой образования в целом и перед каждым субъектом этой системы: областными и районными управлениями, конкретными школами, учителями, учащимися, родителями. Экзамены должны показать достигнутый результат не только обучения, но и воспитания. Но разве мы видим признание кризисной ситуации в системе образования со стороны чиновников от образования? Разве теракты, осуществленные учащимися в школах, стали признанием катастрофы с воспитанием?! Нет! Вопрос свелся в основном к усилению системы охраны учебных заведений!
Сейчас какие-то цели и задачи провозглашены. В документах можно найти всякие стратегии развития образования, духовно-нравственного воспитания и прочего...
Но в реальности цели не поставлены, а прописанные задачи ничем не обеспечены. Ни духовным наполнением, ни традиционным нравственным кодексом, ни выверенными эстетическими нормами. Практически отсутствует адекватное научно-методическое сопровождение учебного процесса. Нет должного материального, финансового и информационного обеспечения. Разрушена система подготовки педагогических кадров. Надо, наконец, понять, что пресловутая цифровизация ничего общего с педагогикой не имеет! Точно также, как нынешняя форма ЕГЭ и подготовка к нему!
К сожалению, сейчас школа отвечает только за одно: как сдали эти самые тесты ЕГЭ, а реальный кризис знаний у учащихся камуфлируется снижением уровня задач и понижением выпускных проходных баллов. Я уж не говорю о кризисе нравственности! И в результате мы обманываем самих себя.
Какова была причина введения ЕГЭ в том их виде, как мы это знаем? Ответ очень простой: недоверие! Постсоветское государство перестало доверять учителям (они не так и не к тому готовят, они коррумпированы родителями и пр.), преподавателям вузов (они мздоимствуют на вступительных экзаменах, набирают студентов по блату и т.д.), родителям (они неправильно воспитывают). Насколько можно судить, сейчас кризис общего недоверия только нарастает. К недоверию государства учителям прибавилось недоверие учителей государству, а это очень опасно!
Отменят ли ЕГЭ? Если отменят Государственный экзамен, как итог, показывающий результаты достигнутые системой образования, то это будет очень плохо. В двадцатые годы ХХ века отменили экзамены вообще‒ получили печальный результат безграмотности и невоспитанности.
Другое дело, что надо пересматривать сейчас сам подход к этим экзаменам. Что мы хотим проверить? Что мы хотим узнать в процессе их проведения?
В тридцатые годы ХХ века была поставлена цель: дать всем хорошее качественное образование в области математики, физики, химии. Имеются данные, согласно которым в 30-е ‒ 60-е годы 75% знали математику на четыре и пять. Школьники получали на испытаниях сложные задачи и уверенно их решали: дроби, тригонометрия, логарифмы, геометрические задачи и так далее. Как этого достигли? Очень просто: составили лучшие в мире учебники ‒ арифметика А.С.Пчёлко и Г.Б.Поляка, алгебра и геометрия А.П.Киселева и др. Учителя и ученики даже самых удаленных сельских школ прекрасно справлялись с поставленными задачами. А сейчас программы по математике не только не приводят в порядок ум, но часто дезорганизуют работу ума.
Вся проблема в том, что государство фактически не ставит цели достижения высокого уровня образования всеми учащимися! Поэтому действующая форма ЕГЭ вполне устраивает тех, кто определяет состояние и пути развития российской школы. Будут другие цели, будет создана и система проверки их достижения. Иначе говоря, ЕГЭ есть плоть от плоти и кровь от крови всего того, что мы сейчас именуем системой образования и чем у нас в стране руководят два министерства: Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Мне представляется, что основной проблемой в настоящее время является не возврат к советской системе образования, а разработка и принятие на государственном уровне национальной доктрины отечественного образования, впитавшей в себя лучшие достижения, русской, советской и мировой педагогики. (Проект такой доктрины уже разработан группой ученых во главе с В.И. Слободчиковым).
22. Ответ на 21, Александр А.Б.:
Я, как отец 5 школьников, обучавшихся (и обучающихся) в системе ЕГЭ, не назвал бы нынешнюю систему никуда не годной. Все мои дети учились и учатся без репетиторов. Да, школа хорошая, но вовсе не в топ-100. Ключевая проблема, как я её вижу, это падения мотивации к получению качественных знаний. Дети не хотят учиться (в своей массе). Это и есть "падающий рынок". Они плохо учатся и мотивированы к учебе всё хуже... Оттого и общий уровень неудовлетворителен. А ЕГЭ заставляет немотивированных детей хоть что-то знать (и это что-то достаточно объёмно).
Падение мотивации к учёбе - не особое явление, он часть общего тренда развития пофигизма и сервильности. Люди теряют мотивацию как таковую (мотивацию к качественному труду, к профессионализму). Мы живём в эпоху общей культурной деградации. Это касается не только учеников, но и родителей, и педагогов. И я не верю в то, что возможно вдруг напрячься и сделать чудо в образовании. Ибо корень всего - потеря чувства духовного предстояния перед Богом, ответственности перед Ним. Поэтому вряд ли можно придумать нечто реально работающее, что будет лучше ЕГЭ. Всё остальное переведёт кривую из плавного снижения в вертикальный обвал.
21. Ответ на 12, Андрей Карпов:
Вот только вышла прекрасная статья "Учитель с перебитыми руками" https://ruskline.ru/analitika/2021/12/06/uchitel_s_perebitymi_rukami
20. Ответ на 19, Георгий:
19. Беда
18. Ответ на 17, Тюменец:
17. Ответ на 16, Владимир+:Так что же тут опасаться!
16. Ответ на 15, Тюменец:
А что касается мордобоя, так о том, что русские всегда немцев били, ещё Александр Васильевич Суворов царю Павлу I разъяснения давал. И Бог даст, так и будет. Не знаю, могут ли немцы забыть тот «мордобой», главное, чтобы разумные из них извлекали правильные уроки. А Господь Россию всегда Западом наказывал, в том числе и немцами «без царя в голове».
15. Ответ на 11, Человек:Великая Отечественная война 1941-1945 гг."
14. Поставить цели мало, надо ещё иметь возможность их осуществить
Так какие же основания считать, что подписав бумажки всё вдруг станёт хорошо? Не меньшее внима6ие должно быть уделено тому, а как добиться выполнения поставленных целей? А вот здесь то , как понимаю, в православном сообществе - Eine Bildungslueke - основательный пробел в образовании. Что-то не видно обсуждений и публикаций по этой теме. Надеюсь, они не только хорошо законспирированны, но и эффективны.
13.
В целом отмена ЕГЭ приведёт к тому, что расслабятся все - и ученики, и школьные учителя, формальных показателей знаний не останется, поэтому все будут думать. что хорошо учат или учатся, а итог выйдет плачевным. А ВУЗы устроят кормушку, снимая в той или иной форме деньги с абитуриентов, идущих на вроде бы бесплатные места... Образование просядет уже в первые 2-3 года.