Российским школам и организациям дошкольного образования предлагают ограничить в группах и классах число детей иностранных граждан, плохо владеющих русским языком. Это следует из методических рекомендаций Минпросвещения, разосланных в регионы, сообщают «Известия».
«При слабом владении русским языком, особенно в сочетании с выраженными иными особыми образовательными потребностями, эффективное обучение очевидно не проще, чем обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья, таким образом, необходимо стремиться к тому, чтобы в классе (группе) не было более трех детей, плохо владеющих русским языком», — говорится в рекомендациях, которые есть в распоряжении редакции.
Информацию об этом «Известиям» подтвердила первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова («Справедливая Россия — За правду»), а также ряд учебных заведений.
Ранее депутаты во главе с Сергеем Мироновым направили запрос в министерство с просьбой ввести ограничения для детей иностранных граждан, не владеющих русским языком, до 10% от численности класса. В своем ответе депутатам ведомство согласилось с предложениями парламентариев.
Рекомендацию Минпросвещения прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» председатель Общества православных педагогов Санкт-Петербурга, кандидат педагогических наук Василий Васильевич Семенцов:
Я помню в 90-ые годы наплав мигрантов из республик бывшего Советского Союза в деревенские и сельские школы. В ту пору я ездил по деревням и сёлам с лекциями для учителей по русскому языку, говорил про корнесловно-смысловой подход, о древних русских корнях, нашей православной культуре. Язык – катехизатор, который наставляет потомков в вере своих предков и укрепляет дух народа.
В 90-ые годы у меня была своя частная школа рядом с домовым храмом святого великомученика Георгия Победоносца. Всё складывалось так, что надо было собирать воедино то лучшее, что мы унаследовали от предков и передавать ученикам. Как говорится, один – в поле не воин, поэтому мы основали православное педагогическое общество, которое ныне хотим возродить.
И я видел, что было в тех классах, где училось более трёх детей, прибывших в Россию из республик бывшего СССР и плохо говорящих по-русски. Там, где таких детей было критически много – они начинали не просто формировать свою диаспору, а как все мальчишки делают – навязывали свою волю деревенским деткам, которые к этому совершенно не были готовы. Возникали конфликты, в которые приходилось вмешиваться учителям. Впрочем, это было не только на юге, но и в Псковской области, в замечательном городке Печоры, где находится Свято-Успенский Печерский монастырь.
Вмести учились эстонцы, потомки православных эстонцев, мигранты, понаехавшие из среднеазиатских республик, а также русские ребята. И такой разношёрстный коллектив школы и учащихся переживал стрессовые ситуации. Поэтому, с одной стороны, я голосую обеими руками за инициативу Минпросвещения, а с другой стороны, надо осознать, что это роспись государства в своём бессилии в выстраивании здоровой, традиционалистской, патриархальной (в хорошем смысле) системы воспитания детей в школах.
Конечно, тому много причин – можно перекладывать ответственность на наследие постперестроечного режима, когда старый советский режим развалили, а новый капиталистический не создали. В свою очередь советский режим обрубил все корни традиционного векового опыта духовного воспитания детей в образовательных учреждениях.
Но, тем не менее, продолжающееся скудное по остаточному принципу недофинансирование образовательных учреждений России не оставляет иного выхода государству, как прибегать к подобным ограничениям. Альтернатива – мощное финансовое вливание, как в перевооружение армии. В образовании идёт война – война за душу каждого ребёнка, в том числе иноязычного, кто хочет стать русским по духу, гражданином Российской Федерации. Важно не отталкивать людей, которые хотят и стремятся приобщиться к русской культуре. Беречь каждого, кто наш.
Господь говорил: «Ибо кто не против вас, тот за вас» (Мк.9:40).
С одной стороны, можно идти административным путём – отсрочить лишь на время проблему демографически-социально-психологическо-культурного взрыва, который неминуемо произойдёт при росте мигрантов.
А с другой стороны, заниматься серьезным систематическим финансирование воспитания всех приезжих и принимаемых нашим государством, культурой и Церковью.
Здесь важно учитывать и навыки учителей. Ведь, как известно, школы не бывает без учителей. А современный учитель, подготовленный без обучения преподавания русского языка в качестве иностранного, и не знающий особенности культур детей из эмигрантских семей, не справится с задачей, даже если в классе будет всего лишь один приезжий ребенок.
По мере возрастания ученик-мигрант будет проявлять себя самым неожиданным для учителя образом. А если учитель к этому не готов (не готов по определению, ибо его этому не учат), то жди бед и прочих скорбей.
Поэтому нужно серьезно вкладываться – финансово, идеологически, научно, духовно в воспитание детей. И также необходимо взаимодействие Русской Церкви с церквями мигрантов. Без серьёзного переустраивания организма невозможно принятия детей-мигрантов в нашу культуру и сообщество, в наш многонациональный народ России (президентская терминология правильно отображает ситуацию). Наш народ принимает к себе инородцев, спасая их от геноцида.
В этой ситуации мы не просто миссионеры, наша культура совершает апостольское служение. Если не мы, то кто?
С одной стороны, в рекомендации чувствуется изоляционизм (не более трёх детей), - это слабость. А с другой стороны, осознавая проблемы и сложности, нужно решать её на государственном уровне финансово, идеологически и культурно. Тогда мы станем настоящей Российской Империей. И по завету Петра Великого - все флаги в гости будут к нам.
19 августа Президент России Владимир Путин разрешил обращаться за временным проживанием в РФ иностранцам, не приемлющим нравственную политику своих государств.
Моя крестница жила в Париже, теперь в США. Она прекрасно говорит по-русски, а её дети уже не говорят. Это уже французы и англофоны.
Если моя крестница выполнит призыв Президента и привезет свою большую семью в Россию, то её внуки, которые пойдут в российскую школу, будут «чистой воды» западные иностранцы, которых нужно учить русскому языку как иностранному. А потом, когда они уже воспримут нашу культуру и ценности, прежде всего, духовно-нравственные ценности, тогда смогут воспринимать русский язык как родной. Но должны пройти годы! Поэтому это не так-то просто.
Президент подписал Указ. И что? Выдержим ли мы импорт западной культуры? А ведь там подростки живут в социуме, где нормой считает смена пола.
Указ указом, а готовность системы образования и воспитания детей – это совершенно другая проблема. И как специалист с очень большим стажем я могу сказать, что наша система образования к этому не готова. И слаба.