В Госдуму в ближайшее время внесут законопроект о введении административной ответственности за оскорбление педагогов. Такую инициативу подготовили зампред комитета по просвещению Яна Лантратова, депутат Александр Терентьев и глава фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов, сообщают «Известия».
Согласно законопроекту, который есть в распоряжении «Известий», за публичное оскорбление учителя про исполнении обязанностей граждане могут получить штраф от 5 тыс. до 20 тыс. рублей, должностные лица — от 50 тыс. до 100 тыс. рублей; юрлица — от 200 тыс. до 500 тыс. рублей. Если такое оскорбление будет размещено в Сети, то штраф для граждан составит от 10 тыс. до 30 тыс. рублей, для должностных лиц — от 100 тыс. до 200 тыс., юрлиц — от 500 тыс. до 700 тыс. рублей.
Как сообщили «Известиям» в пресс-службе фракции, законопроект направлен на отзыв в Верховный суд и правительство РФ, при этом уже поддержан Минпросвещения.
«Минпросвещения России концептуально поддерживает предложения по административной ответственности за оскорбление педагогических работников и готово рассмотреть законодательную инициативу при ее поступлении в установленном порядке», — говорится в ответе министерства депутатам, который также имеется в распоряжении «Известий».
«Сегодня жалоб от педагогов поступает очень много, и все они говорят о том, что закон в подавляющем большинстве случаев оказывается на стороне учеников и родителей, а учитель один на один остается со своими проблемами», — пояснил «Известиям» Сергей Миронов.
Он отметил, что российское законодательство предусматривает наказание за оскорбление представителя власти, но это несправедливо.
«Считаю, предложенная мера позволит создать механизм предупреждения унижения чести и достоинства учителей, их защиты, а также повысит статус педагогов в российском обществе», — считает депутат.
Он отметил, что в январе 2024 года Президент РФ Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека. Перед правительством была поставлена задача подготовить предложения по реализации правовых механизмов обеспечения защиты чести, достоинства и репутации педагогических работников.
Законопроект прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» председатель Общества православных педагогов Санкт-Петербурга, кандидат педагогических наук Василий Васильевич Семенцов:
В советские времена, когда я только начинал свою педагогическую деятельность, все прекрасно понимали, что за матерную ругань в общественном месте грозил крупный штраф или арест на 15 суток. Если подросток – штраф с родителей.
Ныне главная проблема – матерная ругань школьников. Я много работал с учителями в рамках повышения квалификации и как педагог-психолог объяснял им способы профилактики матерной ругани среди детей. Мне отвечали: «Василий Васильевич, какая ругань? Они матом разговаривают! Это их язык общения в семьях, в городах и деревнях, во дворах проживания».
Ученики даже не понимают, что своей речью оскорбляют других людей. И это происходит уже более 30 лет на моих глазах.
А сейчас господин Миронов, которого я знаю уже много лет, хочет одним росчерком законодательного пера решить серьёзнейшую проблему падения уровня культуры общения педагогов с учениками, взаимодействия учащихся друг с другом, родителей с детьми.
К сожалению, я не верю, что это возможно. Конечно, соберут штрафы, пошумят и проведут кампанию, отчитаются: «Мы же приняли меры!» Но эти меры, что мёртвому припарки.
Законодатели не очень понимают, что такое оскорблённый человек. Простите, но, как занудный корнесловщик, поясню, что оскорблённый – скорбящий человек. У него душа скорблая.
Есть такой глагол «коробить». Обезвоженная земля при жаре трескается на квадратики – её коробит. Или когда кожа сохнет, а потом кровоточит из трещин, - скорблая кожа. Что делают со скорблой землей и кожей? Её увлажняют! Влага и благо – это одно то же. Нужна благодать Божия, нужно увлажнять души скорблых детей, скорбящих и поэтому оскорбляющих других людей. Если человек с сухими мозолистыми и натруженными руками погладит вас – вам покажется, что он с вас сдирает кожу. Ибо его руки, как наждак. Он даже не почувствует вашей боли, а подумает, что сделал доброе дело – погладил, а у вас кровь пошла.
Я уже слышал учителей, ругающихся матом. Раньше этого не было. Слово «блин» - тоже матерное. И таких слов полно в учительском лексиконе. Это разговор скорблых иссохших душ, потерявших увлажнение, не питающихся – то есть не воспитанных благодатью Божией. Наш Господь – Бог Слово. И Словом посылается благодать. А когда мы оторвали дерево от корней – древо нашего российского образования, обрубили его небесные корни – оторвали от Церкви, Евангелия, Священного Писания и святых слов наших предков – святых отцов, которые говорили, что матерная ругань – это оскорбление Божией Матери, хула на Духа Святого, которая не прощается даже после смерти на Страшном Суде. И вот этого не знают ни дети, ни педагоги. И уж тем более на это не обращают внимания родители.
Вы хотите решить проблему, издав закончик? Не выйдет так! Возвращайте школу в лоно Матери-Церкви! И тогда скорблые души начнут воспитываться в Благодати и перестанут ругаться матом. В православном обществе матом никто не разговаривает, никто никого не оскорбляет, а уж если случайно оскорбили, принеся из мира скорблые слова, то потом каются, исповедуются, моля Бога о прощении. Людям обязательно говорят: «Простите, я Вас оскорбил!»
Если оштрафовать за оскорбление учителя не очень воспитанного подростка или его родителей, то он ещё больше оскорбится и озлобится, и в следующий раз достанет нож. Силой силу не победить, а только благодатью Божию. И отвечая на вопрос, что же делать, призываю: возвращаться к благодатному общению во Христе, в Слове Божием, ходить пред Богом на всех уроках.
Всё остальное – полумеры, припарки, делание вида, что что-то делается. А на самом деле ничего не делается.
Должно быть взаимодействие государства и Церкви на ниве воспитания детей, должна быть Благодать, слово должно быть благодатным. Я не говорю, что завтра надо во всех школах России начинать уроки с молитвы, хотя во многих школах это уже делается. Этого не заставишь делать, ибо насильно мил не будешь, невольник – не богомольник.
Но нужно делать шаги в направлении примирения школы и государства, в деле преодоления совершенно дурацкой советской статьи в Конституции об отделении Церкви от государства. Это обрубание корней. Ведь всё российское образование вышло из Церкви, монастырей, церковных приходов. Раньше так и называлось – церковно-приходское образование. Церковно-приходской школе хватало четырех лет, чтобы воспитать будущих академиков. Могу привести сотни таких примеров.
Все академии и училища были с храмами внутри и при храмах, у учителей и учащихся были духовники. Пред Богом отвечали за свои слова. Пусть не в этом поколении, но нужно потихоньку возвращаться к этому. Я уверен, что тогда Господь обильно пошлёт нам Свою благодать и воспитает скорблые души. И тогда ситуация начнёт меняться к лучшему: люди начнут не оскорблять, а благословлять друг друга. Антоним оскорбления – благословение. Надо стремиться к благословению, а не раздавать штрафы за оскорбление. Бесполезное это дело!
9. Ответ на 8, Человек:
8. Ответ на 3, учитель:
7. Ответ на 3, учитель:
6. Ответ на 4, Андрей Карпов:
5.
4.
3. Ответ на 1, Человек:
2.
Государство и Церковь, совместно, обязаны воспитывать и детей, и взрослых. Обязаны! Совместно! Церковь действует, воспитывает. А до государства ещё достучаться надо. Некоторые работники искусства занимаются воспитанием, посредством образов - через фильмы, песни ... А чиновники государства, в большинстве своём, духовно "деревянные". Так что только "снизу", самим, сегодня возможна ненавязчивая проповедь Слова.
1.