В 2020 году отмечается 30 лет со дня восшествия Митрополита Иоанна (Снычёва) на Петербургскую кафедру (20 июля 1990 года) и 25-летие со дня его блаженной кончины (2 ноября 1995 года).
В течение года на сайте «Русской народной линии» будут публиковаться материалы, посвященные приснопоминаемому Владыке.
Мы уже предоставляли слово:
известному учёному, писателю, доктору экономических наук, директору Института русской цивилизации, который был создан по благословению Владыки Иоанна, главному редактору газеты «Русский Вестник» Олегу Анатольевичу Платонову;
известному русскому поэту, лауреату Патриаршей литературной премии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, главному редактору журнала «Наш современник» Станиславу Юрьевичу Куняеву;
известному русскому учёному-экономисту, председателю Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, доктору экономических наук, профессору Валентину Юрьевичу Катасонову;
доктору экономических наук, профессору, академику РАЕН, кавалеру Золотой медали М.В.Ломоносова, Золотой звезды В.И.Вернадского, лауреату премии «Имперская культура» Михаилу Яковлевичу Лемешеву;
заместителю председателя отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской митрополии, настоятелю Храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерею Вадиму Буренину.
Сегодня своим мнением о значении трудов Владыки делится доктор философских наук, профессор МГУ, заместитель председателя Научного совета по изучению и охране культурного и природного наследия при Президиуме РАН Валерий Николаевич Расторгуев:
Я лично никогда не общался с митрополитом Иоанном, однако знаком со многими замечательными людьми, которые его знали и любят. Это общение дает не меньше, чем труды владыки. Одно из самых ярких событий в моей жизни, которое по-новому открыло образ владыки – посещение его могилы. Было это несколько лет назад, но осталось в памяти, как будто вчера. Я видел, с каким трепетом и почитанием относятся к нему его духовные чада! Я долго стоял возле могилы, и к ней постоянно приходили все новые и новые, знакомые и незнакомые люди, и не только питерские, но удивительно светлые и близкие мне по духу, по взглядам. Согласитесь, такое случается не часто. Но главное, я знаю, где находится один из центров духовной жизни.
В то духоподъемное время, когда во всей полноте раскрылся пастырский дар владыки Иоанна, появились немало духовно сильных и интересных личностей, придавших неповторимый облик и освещение происходящим событиям. Возрождение русской цивилизации – это, прежде всего, возрождение имён, просиявших на Русской земле, и рождение новых имён. Такие люди, как владыка Иоанн, озарили горизонт интеллектуальной жизни Санкт-Петербурга и всей России. Именно с ними будет ассоциироваться сама наша эпоха.
Эпохи бывают пассионарными, переходными и устойчивыми – как созидательными, так и разрушительными, когда трудно отличить, где зло, а где добро, где предательство, а где подлинный героизм. На смену им приходят застойные годы – годы искушений, когда во всей полноте проявляются кризисные недуги общества. Митрополит Иоанн говорил о великой эпохе, о которой нельзя забывать ни на минуту, – о рождения русской цивилизации, о времени, когда славянские племена вошли в купель, а из купели вышел русский народ. Ныне мы живем в стадии переходной эпохи. Нас ждут грандиозные изменения, но их вектор еще не понятен. Он только ещё определяется – и многое, если не всё, зависит от подвижников, которые уже есть, но их время еще не пришло.
Они откроются нам, а главное, откроют в себе великую силу в дни изменений, судьбоносного выбора. И уже есть учителя, которые помогут устоять от искуса, – такие, как владыка. Будут и лжеучители, и новые подлинные властители дум, но России предстоит пройти новую эпоху пассионарности. Пока еще не родилась государственная объединяющая идея, способная вывести из спячки миллионы. Однако надежда на обновление вполне обоснована, поскольку после большого и болезненного перелома, связанного с распадом державы, всем открылись запечатанные прежде горизонты – и в прошлое, и в будущее. Вериги мертвых политических идеологий ослабли, широко открылись двери храмов. Да, не все смогли вместить в себя дух очищения, но все почувствовали дыхание времени. Убежден, что на наших глазах откроются имена новой эпохи – откроются в тех, кого мы хорошо знаем, хотя ни мы, ни они сами, может быть, и не подозревают о своем призвании.