В 2020 году отмечается 30 лет со дня восшествия Митрополита Иоанна (Снычёва) на Петербургскую кафедру (20 июля 1990 года) и 25-летие со дня его блаженной кончины (2 ноября 1995 года).
В течение года на сайте «Русской народной линии» будут публиковаться материалы, посвященные приснопоминаемому Владыке.
Мы уже предоставляли слово:
известному учёному, писателю, доктору экономических наук, директору Института русской цивилизации, который был создан по благословению Владыки Иоанна, главному редактору газеты «Русский Вестник» Олегу Анатольевичу Платонову;
известному русскому поэту, лауреату Патриаршей литературной премии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, главному редактору журнала «Наш современник» Станиславу Юрьевичу Куняеву;
известному русскому учёному-экономисту, председателю Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, доктору экономических наук, профессору Валентину Юрьевичу Катасонову;
доктору экономических наук, профессору, академику РАЕН, кавалеру Золотой медали М.В.Ломоносова, Золотой звезды В.И.Вернадского, лауреату премии «Имперская культура» Михаилу Яковлевичу Лемешеву.
Сегодня своим мнением о значении трудов Владыки делится заместитель председателя отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской митрополии, настоятель Храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим Буренин:
Спустя годы в душе остаются благодатные воспоминания о Владыке Иоанне (Снычёве). Господь дарует нам встречи с Божьими людьми, оставляющими в нашей душе неизгладимый след. В моей жизни такой неизгладимый след оставил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Владыка показал пример настоящей жизни во Христе и со Христом.
При Владыке началась моя учеба в Санкт-Петербургской Духовной семинарии. Первые мои воспоминания - это беседы митрополита с семинаристами. Владыка говорил очень много, пространно, вспоминал творения святых отцов, цитировал и толковал слова аввы Дорофея. И говорил о народе Божием, о том, что пастыри Церкви должны служить народу Божиему.
Та пора, начало 90-ых годов, была удивительным временем. Мы, семинаристы, с пристальным вниманием слушали Владыку, все его речи были для нас определённым откровением. Владыка был удивительно простым, доступным и добрым. В дальнейшем я постоянно в этом убеждался, когда был рукоположен сначала во диакона, а потом во пресвитера.
6 февраля 1993 года, в день памяти святой блаженной матушки Ксении, на Смоленском кладбище меня рукоположили во пресвитера. Владыка настоял на том, чтобы рукоположение произошло именно в этот день. Для меня, как коренного жителя Санкт-Петербурга, это было особенно дорого. Вся наша семья еженедельно посещала Смоленское кладбище и молилась у часовенки матушки Ксении. И мое рукоположение в этом месте стало для меня большой милостью Божией. Для меня было удивительным, что Владыка на этом настаивал. После моего рукоположения митрополит Иоанн не оставил меня на практику, как было принято, а сразу направил на приход со словами: ты и так уже всё знаешь, иди служить Богу и людям.
С той поры началось мое регулярное общение с Владыкой.
Я продолжал обучение в семинарии и по возможности попадал на приём к Владыке со своими духовными вопросами. Он всегда внимательно слушал мой вопрос, а затем обстоятельно на него отвечал. В нём было удивительное сочетание доброго расположения, мягкости речи и одновременно твёрдости. Его взгляды и убеждения были непоколебимы.
Каждый раз у Владыки на приёме было множество людей со своими духовными вопросами. Приходили и маститые протоиереи, настоятели и архимандриты. Были и простые миряне. Меня удивляло всегда, что к Владыке на приём приходили убелённые сединами бабушки. Но были и молодые люди, как я.
У митрополита Иоанна всегда было время для бесед. Никогда я не уходил от него без обстоятельной беседы и ясного ответа на мой вопрос. У него находилась возможность принять меня и наставить на путь истинный.
В дальнейшем, когда Владыка назначил меня настоятелем храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в поселке им. Морозова, он давал мне необходимые советы для осуществления грамотной деятельности и в административной части настоятельского служения. Я был молодым человеком, у меня не было житейского и духовного опыта.
Каждый раз Владыка проявлял ко мне искреннюю большую любовь. Он всегда старался поделиться не только своей житейской мудростью, но и архипастырским опытом. Поэтому Владыка давал исчерпывающие ответы на все мои вопросы.
Ныне я вижу, насколько было велико значение Владыки Иоанна для жизни города и Санкт-Петербургской митрополии. При нём началось возрождение храмов и монастырей.
Он был похож на старца. Являясь главой епархии и осуществляя административную деятельность, тем не менее, оставался открытым и доступным. Не часто встречаются такие качества в людях.
Владыка просил меня всегда молиться. Присутствуя с ним на различных службах, я видел, как он молится. Совершаемые Владыкой молитвы свидетельствовали о том, насколько он искренен.
Владыка очень любил Россию, что мне было особенно близко, потому что ещё со школьной скамьи я изучал нашу историю. У меня была мечта быть преподавателем истории России. Поэтому моё общение с Владыкой на тему истории было очень и очень позитивным. Он также давал мне исчерпывающие ответы на исторические вопросы. А вышедшие в свет его труды стали для меня настольными книгами. На приходе все прихожане внимательно читали такие книги, как «Самодержавие духа» и «Русская симфония».
Владыка делился своим видением, по какому пути должна идти Россия. Его мысли были близки и созвучны не только мне, но и многим людям. При жизни Владыка стал известен жителям нашего города. Часто мне задавали вопросы о митрополите Иоанне, когда узнавали, что я служу в Церкви.
Митрополит Иоанн оказался в нужное время и в нужном месте.
Владыка любил Святую Русь. Для него было важным становление Православия в России. Митрополит Иоанн говорил о том, что политика государства должна быть нравственной. Он уделял пристальное внимание единению Руси, симфонии Церкви и государства в России.