В 2020 году отмечается 30 лет со дня восшествия Митрополита Иоанна (Снычёва) на Петербургскую кафедру (20 июля 1990 года) и 25-летие со дня его блаженной кончины (2 ноября 1995 года).
В течение года на сайте «Русской народной линии» будут публиковаться материалы, посвященные приснопоминаемому Владыке.
И первым мы предоставляем слово известному ученому, писателю, доктору экономических наук, директору Института русской цивилизации (создан по благословению Владыки Иоанна), главному редактору газеты «Русский Вестник» Олегу Анатольевичу Платонову. В телефонном интервью «Русской народной линии» он размышляет о роли Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва) в развитии русского самосознания и его вкладе в русскую мысль.
Нужно широко и торжественно отметить годовщины, связанные с митрополитом Иоанном (Снычёвым). На мой взгляд, роль владыки в истории современной России весьма велика. Я всегда говорю о том, что в ХХ веке в Русской Церкви были две самые яркие фигуры, которые сыграли особую роль, – святой праведный отец Иоанн Кронштадтский и митрополит Иоанн (Снычёв).
Отец Иоанн Кронштадтский пытался предупредить русский народ о грядущих скорбях и катастрофах ХХ века. Он всё сказал. Если бы мы послушались, то история России была бы совсем иной.
Владыка Иоанн в своих трудах подвёл итоги ХХ века, указав тот путь, которым должна пойти Россия, чтобы выйти из глубокого тупика, куда её завел Запад, западная агрессия, «пятая колонна», пытавшаяся опрокинуть Россию и вместо неё создать ряд территорий, развивающихся самостоятельно.
В своих трудах владыка Иоанн сформулировал самые главные истины: он доказал, что русская идея – это неутолимое стремление к святости, праведности и чистоте. Его важнейшая мысль о том, что такое Святая Русь. Именно он по-настоящему сформулировал её определение: Святая Русь – это особое благодатное свойство русского народа, делающего его избранным Богом народом, но избранным не для подавления других народов и агрессии, а для борьбы с мировым злом. Это великая мысль.
В трудах владыки Иоанна были сформулированы самые главные истины – идеалы Святой Руси: идеалы о духовной цельности, соборности, нестяжательстве, русской государственности и патриотизме.
Именно митрополиту Иоанну принадлежит мысль, что после веры в Бога патриотизм является выражением высшей духовности человека.
Повторю, владыка выразил русскую идею, как стремление к Святой Руси и святости.
Русская мечта, о которой сейчас многие говорят, – это стремление вернуться к идеалам Святой Руси.
А что такое русская идеология? Православие! Что такое русский порядок? Русская держава!
Ныне многие совершенно справедливо презирают понятие демократии. А демократия в русском понимании – это соборность, растворение каждого человека в Православной Церкви, в православном государстве, в православном народе.
Русская мечта, русский идеал – это Святая Русь.
Главный итог русской мысли – учение о Русской Православной Церкви.
Владыка Иоанн ясно сформулировал, что Русская Церковь – это соборная совесть русского народа. Он был великим русским мыслителем. Я уверен: чем дальше мы отдаляемся от его кончины, тем большее число людей будут понимать его духовное величие, его особенность как православного мыслителя.
В начале ХХ века самым великим церковным деятелем был отец Иоанн Кронштадтский, а в конце ХХ века – самым великим православным мыслителем был владыка Иоанн (Снычёв). Поэтому грядущие торжества, связанные с юбилеями митрополита Иоанна, должны пройти в общерусском, общенациональном и общецерковном ключе.