4 января в рамках Рождественской Православной выставки состоялся круглый стол, посвященный резонансному проекту федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации». В рамках обсуждения, принципиального и профессионального, эксперты и рядовые участники круглого стола дали нелестную оценку законопроекту о профилактике семейно-бытового насилия, находящемуся сейчас в Государственной Думе.
Профессор, доктор психологических наук В.Е.Семенов обстоятельно рассказал, что в настоящее время семья является одним из последних оплотов традиционных ценностей в обществе, попытки ослабить институт семьи приведут к ослаблению государства. При этом попытки уничтожить семью, армию, государство ведут недружественные нашей стране силы за рубежом и враги внутри нашего общества. Их конечная цель – т.н. «золотой миллиард» или даже «золотые полмиллиарда» – сообщество хозяев жизни. Остальные – рабы. Мы, население России, видимо, отнесены ими ко второй категории. Наши семьи, рождаемость, традиционные ценности, здоровье – для новоявленных хозяев жизни мало что значат. Для их разрушения годны любые методы, в том числе и беспардонное вмешательства государственных и даже общественных организаций в рядовую семью, если закон будет принят в предлагаемом сейчас виде.
Профессор Семенов указал на деструктивную роль современных СМИ, особенно кино и телевидения, многие «продукты» которых оказывают на институт семьи самое разрушительное воздействие. Недаром, что среди инициаторов спорного законопроекта медийные персоны с двойным гражданством.
Известный петербургский юрист и писатель А.В.Антонов представил интереснейший доклад «Не женский взгляд Оксаны Пушкиной». Он проинформировал участников круглого стола, что уже более 180 патриотических организаций обратились к Президенту В.В.Путину с «призывом не допускать принятия законопроекта о семейно-бытовом (домашнем) насилии, основным создателем которого считают заместителя председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, депутата от «Единой России» Оксану Пушкину. В письме отмечается, что данный законопроект, являясь порождением радикальной антисемейной идеологии, станет инструментом уничтожения традиционных семейных и нравственных ценностей. Он направлен на дискриминацию мужчин и разрушение семьи».
Антонов подчеркнул, что российское законодательство содержит исчерпывающий перечень методов и способов предотвратить семейно-бытовое насилие. Есть и уголовно-правовые меры, и административные. Проблемой является не пробел в законодательстве, а нерадивость правоохранителей. Андрей Витальевич обратил внимание на интересантов принятия закона. Среди них активисты т.н. ЛГБТ-движения, иностранные агенты, лица с иностранным гражданством.
Докладчик подчеркнул, что законопроект в качестве семейно-бытового насилия подразумевает исключительно «мужское насилие». Фактически, противопоставляя мужское и женское начала, законопроект раскалывает семью: «Налицо откровенное противопоставление полов, создание ложного представления о враждебности и опасности мужчин, навязывание обществу искусственно созданного приоритета одного пола перед другим, дискриминация мужчин. И под видом борьбы с насилием, полагаю, это стремление к разрушению традиционных ценностей».
Следствием ослабления семьи будет и ослабление обороноспособности нашей страны. Кампания «о жестокости мужчин» «имеет ещё своей целью, на мой взгляд, подавление мужской психики, подавление навыков защитника Отечества. Всё-таки мужчины обеспечивают боеспособность наших Вооружённых Сил», – подчеркнул А.В.Антонов.
Автор этих строк в своём выступлении отметил юридическую неясность и противоречивость ряда положений законопроекта. Так, законопроект к семейно-бытовым отношениям вопреки определениям Семейного и Гражданского Кодексов относит не только отношения внутри семьи, но и среди лиц, уже прекративших семейные отношения. Вот уж поистине новация в семейном праве – разведённые супруги вдруг тоже стали семьей!
При этом из-под «удара» выведены «семьи» педерастов и лесбиянок, в которых, как отмечается рядом исследователей, насилия и агрессии не меньше, чем в нормальных семьях. Сразу видны торчащие из-за куста ослиные уши голубого цвета и радужно-полосатый флажок! Разборки внутри «семей» содомитов не подпадают под санкции законопроекта…
Само понятие семейно-бытового насилия чрезвычайно неконкретно. Это и физическое насилие. Но оно бывает разным – от шлепка по попе шалящему ребенку до избиений и убийств. Что-то требует немедленного вмешательство правоохранительных органов, а до чего-то государству вряд ли должно быть дело. Что такое психологическое и экономическое насилие, вряд ли поддаётся правовой дефиниции.
Тем более, что законопроект предлагает регулировать правоотношения, которые не подпадают под действие УК или КоАП. Что это за новая ответственность для гражданина, за деяния, которые не являются ни уголовным преступлением, ни административным правонарушением? И с чего вдруг устанавливаются санкции и запреты – какие-то «профилактические беседы», запрет на общение с родными, запрет появляться в своей же квартире?
Я также согласился с тем, что законопроект, неправомерно выпячивая понятие «мужского насилия», носит явно дискриминационный по отношению к мужчинам характер. В том числе и потому, что согласно статистике правоохранителей в семейных конфликтах мужчин гибнет в 2-2,5 раза больше, чем женщин.
Кроме того, к общественным организациям, которых законопроект призывает в борьбе с семейно-бытовым насилием, помимо ЛГБТ и иностранных агентов могут присоединиться и всякого рода мошенники, которые будут выискивать мнимые нарушения и терроризировать семьи.
Участники круглого стола выразили единодушное мнение, что закон в таком виде не принесёт пользы, но принесёт вред семье, материнству, детству, традиционным ценностям. Его принятие в таком непродуманном и провокационном виде не должно состояться.
Константин Борисович Ерофеев, публицист, адвокат Адвокатской Палаты Санкт-Петербург