16 июля в Совет Федерации поступил утвержденный Государственной Думой законопроект о защите религиозной символики. Если быть точнее, то речь идет о дополнении статьи 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» пунктом 6.1 следующего содержания:
«6.1. Использование изображений и иных форм воспроизведения культовых зданий и иных объектов религиозного назначения, официальных геральдических знаков, их узнаваемых частей, содержащих на момент воспроизведения религиозные символы религий, указанных в преамбуле настоящего Федерального закона, без данных символов, в том числе в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационных сетях, при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и в рекламе, не допускается, за исключением случаев, если воспроизводятся исторические изображения с указанием на соответствующий период времени при условии, что в указанный период соответствующие религиозные символы отсутствовали, либо воспроизведение религиозных символов влечет за собой их осквернение».
За несколько непростым для не подкованного юридически читателя текстом, скрывается ответ законодателей на подчас излишне вольное воспроизведение изображений церковных зданий. Подобные примеры приводил Никита Михалков в своей программе «БесогонТВ», рассказывая о «таинственном» исчезновении крестов с церковных и монастырских зданий. Это явление даже получило своё название – крестопад. Многие предлагают посмотреть на купюры, где кресты на куполах по не вполне ясной причине не просматриваются.
Отрадно, что Дума не пошла на поводу у некоторых демагогов, которые считают, что кресты (а также, мусульманский полумесяц, буддистский цветок лотоса и т.д.) способны обидеть представителей иных конфессий. Не говоря о том, что мне за свою жизнь не приходилось встречать убегающего от полумесяца христианина или закрывающего глаза рукой мусульманина, проходящего мимо православного храма. Кроме того, именно за эти ценности, духовные скрепы сейчас идёт борьба как на СВО, так и в мирном обществе. Открытое изображение символов традиционных конфессий показывает зрелость нашего общества, неколебимость межнациональной и межконфессиональной дружбы, реальное воплощение конституционных гарантий свободы совести.
Стоит обратить внимание на положения Пояснительной записки к законопроекту: «Несмотря на закрепление в основополагающих документах веры в Бога, тем не менее продолжают фиксироваться факты исключения, ретуширования, «затирания» религиозных символов, в частности, крестов с куполов христианских храмов на фотографиях, уличных плакатах, на упаковке товаров, элементах внутреннего дизайна (убранства) выставочных залов, на денежных купюрах, на страницах периодических печатных изданий, на интернет-страницах, вызывая возмущение не только верующих, но и просто культурных людей».
Также законодатель ссылается на мнение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который неоднократно обращал внимание на проблему, «когда на публичных изображениях – на плакатах, гербах, логотипах регионов и даже на предполагавшейся к выпуску в обращение банкноте – нарочито затирался на православных храмах Крест Господень».
Остается добавить, что законопроект должен пройти утверждение в Совете Федерации, а затем поступит на подпись Президенту.
Константин Борисович Ерофеев, адвокат Адвокатской Палаты Санкт-Петербурга