Более 180 патриотических организаций России в октябре 2019 года направили Открытое письмо Президенту с призывом не допускать принятия законопроекта о семейно-бытовом (домашнем) насилии, основным создателем которого считают заместителя председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, депутата от «Единой России» Оксану Пушкину. В письме отмечается, что данный законопроект, являясь порождением радикальной антисемейной идеологии, станет инструментом уничтожения традиционных семейных и нравственных ценностей. Он направлен на дискриминацию мужчин и разрушение семьи.
Ранее средства массовой информации сообщали о том, что «более 70 правозащитных организаций и благотворительных фондов потребовали принять закон о домашнем насилии». Среди них множество ЛГБТ-структур и организаций, официально признанных иностранными агентами. Таким образом, уже из этих сообщений о противниках и лоббистах названного законопроекта следует, кому он выгоден.
Как юрист с большим стажем практической работы, решил высказать по данной проблеме своё мнение. Для начала отмечу, что действующая в России правовая база позволяет эффективно бороться с проявлениями насилия, в том числе, в бытовой сфере. Раздел VII Уголовного кодекса РФ (УК РФ) предусматривает ответственность за совершение различных насильственных действий в отношении конкретной личности, вне зависимости от места их совершения – улица, парк, предприятие, квартира.
Перечень уголовно-наказуемых деяний достаточно широк. От особо тяжких и тяжких преступлений - убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, до менее тяжких - доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего (ст. 110), умышленное причинение лёгкого вреда здоровью (ст. 115), побои (ст. 116), истязание (ст. 117), угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119), незаконное лишение свободы (ст. 127), насильственные действия сексуального характера и понуждение к их совершению (ст. ст. 132, 133), сексуальные действия с лицом, не достигшим 16-летнего возраста (ст. 134), развратные действия (ст. 135), неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, сопряжённое с жестоким обращением (ст. 156), умышленные уничтожение или повреждение имущества (ст. 167).
В случае нанесения побоев или совершения иных насильственных действий, причинивших физическую боль, не подпавших под действие УК РФ есть ст. 6.1.1 (побои) в Кодексе об административных правонарушений РФ (КоАП РФ). Семейный кодекс РФ (СК РФ) предусматривает конкретные меры к родителям, проявляющим физическое и психическое насилие над детьми и не исполняющим свои обязанности. Это лишение родительских прав (ст. 69), ограничение родительских прав (ст. 73), отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни ребёнка и его здоровью (ст. 77). У государства есть право контролировать семейные конфликты. Во всех судебных спорах, связанных с судьбой детей, обязательно участие органа опеки и попечительства (ст. 78).
Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) среди мер пресечения предусматривает запрет определённых действий (ст. 105.1). На обвиняемого или подозреваемого по уголовному делу могут быть возложены следующие запреты:
1) выходить в определенные периоды времени за пределы жилого помещения, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях;
2) находиться в определенных местах, а также ближе установленного расстояния до определенных объектов, посещать определенные мероприятия и участвовать в них;
3) общаться с определенными лицами;
4) отправлять и получать почтово-телеграфные отправления;
5) использовать средства связи и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
Кроме того, согласно Гражданскому кодексу РФ (ГК РФ) предусмотрено возмещение материального или морального вреда, причинённому гражданину в результате противоправного деяния. Члены семей здесь не исключение. Не обессудьте, уважаемые читатели, что я так долго перечислял нормы нашего законодательства, репрессивного по отношению к нарушителям. Хотел конкретно показать, что арсенал правовых норм для пресечения насилия в семейно-бытовой сфере весьма широк. Просто его надо использовать в полной мере, чего должны добиваться депутаты. Ведь борьба с нарушениями законов - это не только принятие законов, но и четкое их исполнение, правоприменительная практика. Т. е. конкретная работа правоохранительных органов, органов исполнительной власти, судов по пресечению нарушений закона и наказанию нарушителей.
Давно известна фраза: суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. Она особенно актуальна для настоящего времени. Как говорили классики, государство есть аппарат насилия в интересах правящего класса. Сегодня правит олигархо-чиновничья прослойка. В её интересах, прежде всего, и работают правоохранители и система правосудия. В отношении остальных, как получится.
Помню, в конце 1990-х – начале 2000-х годов говорили о «нехватке законодательства» в борьбе с коррупцией. Да его хватало, только исполняй. Но отсутствие политической воли пытались подменить «нехваткой законодательства». Законодательство впоследствии дополнили. И что, коррупция стала исчезать? По-моему, стала размножаться и расти.
Сегодня нам вместо повышения качества работы правоохранителей предлагают сомнительные новации, основанные на современных установках западной элиты по контролю семейных отношений. Вернее сказать, по развалу здоровых семейных отношений. Вместо реального улучшения жизни граждан, пресечения льющихся с телеэкранов пошлости, насилия, борьбы с разъедающей общество коррупцией, алкоголизмом, наркоманией пытаются, считаю, разрушать российское общество. Доктрина Даллеса в действии.
Обратим свой взгляд на предлагаемый депутатом-единоросом законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в РФ». Ст. 2 документа определяет семейно-бытовое насилие, как умышленное деяние, причиняющее или содержащее угрозу причинения физического и (или) психического страдания и (или) имущественного вреда, не содержащее признаки административного правонарушения или уголовного преступления. Скажите, разработчики, а после принятия законопроекта насилие в семье, подпадающее под действие УК или КоАП РФ, уже не будет являться семейно-бытовым насилием? И какие конкретно умышленные деяния считать семейно-бытовым насилием?
Формулировки законопроекта дают большое поле для фантазий работников административных органов. К примеру, супруги по разному видят возможность проведения выходного дня. Один предлагает сходить в музей, другой - в театр. Наконец, первый убеждает, настаивает, и они идут в театр. Насилие, определит ретивый администратор.
Или ещё пример. 22 часа, ребёнку пора спать, но он не желает этого делать. Родители настаивают и кладут сына (дочь) в кровать. Ребёнок расстроен. Насилие! Услышавший детские всхлипывания сосед сообщает куда положено. И начинается…
Далее законопроект фактически пересказывает действующее российское законодательство, вводя некоторые новации, о чём будет сказано ниже. Статьи 6-14 разъясняют полномочия органов внутренних дел, органов федеральной власти, прокуратуры, уполномоченных по правам человека и ребёнка, органов соцзащиты, местного самоуправления в сфере профилактики семейно-бытового насилия. Но обязанности и права этих ведомств уже давно определены, расписаны. Зачем повторяться?
Для примера процитирую всю ст. 8 законопроекта: «Полномочия органов прокуратуры Российской Федерации в сфере профилактики семейно-бытового насилия. Органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют профилактику семейно-бытового насилия в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации». Мы это знали и раньше.
Теперь о новациях, которые, считаю, идут в противоречие с Конституцией РФ и иным действующим законодательством. Статья 16: «Участие общественных объединений и иных некоммерческих организаций в осуществлении деятельности в сфере профилактики семейно-бытового насилия. В сфере профилактики семейно-бытового насилия общественные объединения и иные некоммерческие организации вправе:
1) принимать участие в выявлении причин и условий совершения семейно-бытового насилия и их устранении;
2) оказывать правовую, социальную, психологическую и иную помощь лицам, подвергшимся семейно-бытовому насилию; содействовать примирению лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию, с нарушителем;
3) проводить информационные кампании, направленные на профилактику семейно-бытового насилия и просвещение населения в сфере семейно-бытовых отношений;
4) принимать участие в индивидуальной профилактической работе с нарушителями посредством применения форм профилактического воздействия, предусмотренных пунктами 1, 5–7 части 3 статьи 18 настоящего Федерального закона».
Оказывать правовую, социальную, психологическую и иную помощь лицам, подвергшимся семейно-бытовому насилию понятно. Обратился человек, оказывайте. Но в остальном… Общественникам предоставляется право участия в процессе профилактики наряду с органами госвласти. Но у них нет необходимых полномочий. Как это понимать? Давайте тогда в уголовном, административном процессах разрешим общественным объединениям принимать участие в выявлении причин и условий совершения преступлений, правонарушений. И что получится?
Это же, считаю, и вторжение в частную жизнь граждан со стороны неуполномоченных лиц. А как же неприкосновенность частной жизни? Ст. 23 Конституции гласит: «1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения». Тут сразу можно говорить, законопроект противоречит нормам Конституции, что недопустимо.
Есть ст. 137 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни. Да и в самом законопроекте заложены противоречия, в п. 8 ст. 4 указывается, что профилактика семейно-бытового насилия основывается на принципе соблюдения конфиденциальности, а ст. 16 предоставляет право общественникам выявлять и устранять причины насилия. Но выявить и устранить причины насилия в каждом конкретном случае, не имея сведений о частной жизни граждан, невозможно.
Пп. 8, 9 ст. 18 законопроекта вносят два новационных вида профилактики семейно-бытового насилия – защитное предписание и судебное защитное предписание. Первое выносится работником органов внутренних дел по поступлению заявлению и итогам проверки, второе – судом по заявлению потерпевших. В предписании нарушителю, лицу достигшему 18 лет, могут запретить:
«1) совершать семейно-бытовое насилие;
2) вступать в контакты, общаться с лицом (лицами), подвергшимся (подвергшимися) семейно-бытовому насилию, в том числе по телефону, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
3) предпринимать попытки выяснять место пребывания лица (лиц), подвергшегося (подвергшихся) семейно-бытовому насилию, если это лицо (лица) находится (находятся) в месте, неизвестном нарушителю».
А без предписания разве не ясно, что всем лицам запрещено совершать насилие в быту в отношении своих родственников? И как запретить вступать в контакты, общаться супругам, родителям и детям, если они проживают в одной квартире и у них нет иного жилья? А если нарушитель собственник жилья, предписание не может быть основанием лишения его права пользования принадлежащим ему имуществом. Согласно ст. 35 Конституции:
«1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда».
Отмечу, что согласно закону «О полиции» работники полиции уже имеют право «объявлять физическому лицу официальное предостережение… о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения» (ст. 13 ч. 1 п. 12, ч. 5 названного закона). Тогда зачем дополнительные нормы о предписаниях, да ещё такие несуразные?
Оригинальность создателей этого…. текста поражает. Как допускают таких до законотворческой деятельности? А ведь законопроект предложен депутатом ведущей партии страны «Единой России». Раз его допустили до обсуждения, полагаю, его рассмотрела и фракция «Единой России» в Госдуме.
Несколько слов о депутате от «Единой России» Оксане Пушкиной. В 1985 году она окончила факультет журналистики Ленинградского госуниверситета. В 1990-м уезжает в США на стажировку и решает не возвращаться после путча 1991 года, как сама сообщает в интервью газете «Труд». Работает в телекомпании ABC, одной из ведущих в США, программы которой стали неотъемлемой частью американской поп-культуры. В 1997 году, по приезду в Россию, получает право вести авторскую программу на ОРТ (вот так сразу!). В 2015 году по представлению губернатора Московской области Андрея Воробьёва назначена на должность уполномоченного по правам ребёнка в Московской области. Освобождена от должности в сентябре 2016 года в связи с избранием депутатом Госдумы ФС РФ от партии «Единая Россия». Является «независимым» депутатом ПАСЕ.
Вот так Пушкина, работавшая в США (или прошедшая там стажировку?), становится заместителем председателя комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей и пытается определять политику в сфере семейных отношений. По чьим лекалам? Непохоже, что по нашим российским. Интересно, имеет она американское гражданство, недвижимость, активы за рубежом?
Женщина на Руси, в России всегда считалась хранительницей домашнего очага. Однако законопроект, предлагаемый О.Пушкиной, направлен, по мнению многих добропорядочных граждан, не на сохранение, а на разрушение российских семей. И это совсем не женский взгляд на семейную жизнь.
Некоторые факты, которые, полагаю, помогут понять истоки активности депутата-единоросса. В 2011 году в Стамбуле была принята Конвенция Совета Европы о предупреждении насилия в отношении женщин и насилия в семье (Стамбульская конвенция). Она вступила в силу в 2014 году. Документ обязывает ратифицировавшие его страны внести ряд изменений в собственное законодательство с целью якобы предотвратить «семейное насилие». Её подписали 47 стран, ратифицировали 27 стран, в том числе 17 стран ЕС. Россия, насколько известно автору статьи, не подписала и не ратифицировала Конвенцию.
Хотя… Ранее сообщалось, что Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова в январе 2017 года высказала мнение, что Россия должна присоединиться и ратифицировать Стамбульскую конвенцию. Каково отношение к этому документу иных властных структур, крайне мало информации. Видимо, кому-то очень хочется замолчать эту информацию.
В преамбуле Конвенция описывает мир, как переполненный насилием, борьбу с которым она провозглашает главной целью. Причиной насилия называется «мужское доминирование в мире», вызывающее «женскую дискриминацию». При этом насилие в отношении любой женщины обусловлено только тем, что она «является женщиной». Документ призывает защищать «всех женщин и девочек, независимо от их происхождения, возраста, расовой принадлежности, вероисповедания, социального происхождения, статуса мигранта или сексуальной ориентации». Защита мужчин, мальчиков, пожилых людей уже дело вторичное. И здесь противоречие с основополагающими международными актами, говорящими, что все люди имеют равные права независимо от расы, пола, места жительства, вероисповедания и пр.
Налицо откровенное противопоставление полов, создание ложного представления о враждебности и опасности мужчин, навязывание обществу искусственно созданного приоритета одного пола перед другим, дискриминация мужчин. И под видом борьбы с насилием, полагаю, это стремление к разрушению традиционных ценностей.
К примеру, п. 1 ст. 12 Конвенции указывает: «Стороны принимают все необходимые меры по внедрению изменений в социальных и культурных моделях поведения женщин и мужчин с целью искоренения предрассудков, обычаев, традиций и любой иной практики, которые основаны на идее неполноценности женщин или стереотипных представлениях о роли женщин и мужчин». Нам предлагают менять «модели поведения, стереотипные (привычные) представления о роли женщин и мужчин». Забывайте граждане свои традиционные ценности и, забывая их, привыкайте к однополым бракам, операциям по изменению пола и пр. Протесты против принятия Конвенции проходили в Хорватии, Болгарии, Латвии, Польше, Чехии и Словакии. Разворачиваются они и в России.
Идём дальше. По сообщениям СМИ, в Молдавии и Приднестровье 10 декабря 2019 года в рамках международной акции «16 дней активных действий против насилия в отношении женщин и детей» при участии представителей посольства США установили памятники жертвам насилия в семье. В столице Приднестровья Тирасполе в открытии памятника участвовал специалист по правам человека из посольства США в Молдове Роберт Кеане. В столице Молдавии Кишиневе в парке Валя Морилор установлен памятник жертвам семейного насилия при участии посла США Дерека Дж. Хогана. 27 декабря 2019 года правительство Молдовы одобрило законопроект о ратификации Конвенции.
10 декабря на площади Якуба Коласа в Минске некая инициатива «Маршируй, детка» устроила «арт-интервенцию» против домашнего насилия над женщинами. Арт-объект, посвященный женщинам - жертвам семейного насилия - появился в Стамбуле. Такие акции проходили в Риме и Ереване.
7 декабря ректор РГСУ и член Общественной палаты Наталья Починок пригласила на дружескую беседу в Зал советов Общественной палаты РФ (там проходят наиболее ответственные мероприятия ОП) своих либеральных партнеров по воззрениям на семейную политику России. Как сообщают СМИ, присутствовали и представители ЛГБТ-сообществ, которым в отличие от сторонников традиционных отношений дали высказать «наболевшее» и даже пригласили для дальнейшего диалога.
При Высшей школе экономики существует студенческая организация «Высшая школа равноправия», заявляющая о своей деятельности следующее: «Наша организация занимается научно-образовательной деятельностью в сфере гендера и феминизма, сексуальности, квир-культуры, здоровья и профилактики заболеваний». Развязана кампания в СМИ о необходимости принятия законопроекта депутата-единоросса, о жестокости мужчин в быту. Компания «о жестокости мужчин» имеет ещё своей целью, на мой взгляд, подавления мужской психики, подавления навыков защитника Отечества. Всё-таки мужчины обеспечивают боеспособность наших Вооружённых Сил.
Не видится ли здесь, уважаемые читатели, некая руководящая и направляющая сила, инициирующая подобное пагубное для нас явление? Явление, направленное на разрушение наших традиционных духовно-нравственных установок, на разрушение семьи, а в конечном итоге, на разрушение России. И западные инициаторы этого явления находят сторонников в нашей стране. Вспоминается, как году в 2009-м информагентства тиражировали высказывание уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова при затяжке рассмотрения законопроекта об ужесточении ответственности за педофилию: «Я задаю себе вопрос: а не существует ли у нас педофильское лобби, которое просто это финансирует и противодействует принятию закона? Думаю, что я не далёк от истины».
А если действительно существует подобное любби, насколько оно сильно и как далеко может зайти? Не наступит ли час, когда власти России воспользуются «опытом просвещённой Европы»? И в Москве будет установлен памятник жертвам «семейного насилия», на открытие которого придут представители посольства США, стран Евросоюза, Оксана Пушкина и её однопартийцы. А по примеру Голландии зарегистрируют партию, отстаивающую права, свободы педофилов и ратующую за снижение возраста для вступления в сексуальные отношения до 10-12 лет, за легализацию секса с животными (зоофилии) и детской порнографии.
Нам такое надо? Ответить на этот вопрос стоит не только словом, но и делом.
Андрей Витальевич Антонов, адвокат, член Союза писателей России, Санкт-Петербург