Не столь сложно описать, что такое «время Z», в котором мы сейчас живем. Труднее понять, почему немалая часть наших сограждан продолжают жить так, как будто ничего не происходит. Наше время – время умения, воли и решимости. Всем нам объявлена война, пусть гибридная, но тотальная. Война объединённых сил пресловутого «золотого миллиарда», новой Орды, жестокой, коварной, сметающей всё на своем пути. Другое дело, всё ли мы сделали, чтобы предотвратить эту войну, не проспали ли мы ее первые признаки и фактическое начало. Эти вопросы стоит задать, но тогда, когда отгрохочут орудия.
А сейчас, разумеется, не забывая о наших героях-современниках, как и в годы Великой Отечественной войны, нам нужно воспитывать наших людей на героических примерах их предков. Таким героем, словно предвосхитившим наше время Z, был великий подвижник русской земли Сергий Радонежский.
Игумен Сергий, прежде всего, конечно, великий святой, всея Руси чудотворец. Но и с точки зрения обычного, светского россиянина, православного атеиста (как охарактеризовал таких людей батька Александр Лукашенко), пример жизни Сергия Радонежского заслуживает самого живого внимания. В деталях его биографии прослеживаются удивительные параллели с современностью.
Уроженец ростовской земли, маленький Варфоломей (так его звали до тех пор, пока он не выбрал монашеское имя Сергий), увидел крайнее разорение своей родины ордынцами. На ростовщине мало было внешних напастей, сражались и брат с братом в бесконечных междоусобиях. Не обошлось и без идеологического разброда. Кто-то ратовал за сохранение стародавних домонгольских традиций, кто-то преклонялся перед всем иностранным – греческим.
В житиях отрок Варфоломей предстает не супергероям, а обычным ребенком, трудолюбивым и терпеливым. Именно эти черты характера позволили ему преодолеть трудности в учебе, стать глубоко образованным человеком. Варфоломей выучил и русскую грамоту, и греческий язык, получив уникальную возможность с высоты своей учёности посмотреть на бесконечные на Руси споры традиционалистов и реформаторов.
Стремление юноши уйти в монастырь, погрузиться в церковную жизнь, встретило непонимание в семье. Видимо, только отказавшись от наследства в пользу братьев, Варфоломей получил возможность стать монахом. Ордынцы и междоусобия нанесли монастырской жизни большой урон, терялись традиции, почти исчезла возможность передавать знания от старших монахов к вновь пришедшим. Молодой и образованный Сергий не стал бороться локтями за теплое место в монастырском руководстве. Он ушёл в затвор, чтобы собраться с духовными силами для возрождения монашества. Интересно, что отшельническую жизнь вместе с Сергием начинал его старший брат Стефан. Но Стефан быстро разочаровался в трудностях и лишениях жизни отшельника и уехал из отдаленного скита в благополучный придворный монастырь в Москве.
А младший брат Сергий остался в трудах и лишениях, постепенно стяжая опыт монашеской жизни, приобретая авторитет у верующих. Прошло какое-то время и вокруг молодого монаха стали собираться ученики. Уже после тридцати лет Сергий становится игуменом основанного им монастыря (будущей знаменитой на весь крещёный мир Троице-Сергиевой лавры) и священнослужителем. В монастыре игумен Сергий запретил как роскошь, так и безделье – когда монахи побирались. Благосостояние монастыря должно было прирастать трудом самих монахов, в нелегком физическом труде сам Сергий подавал ученикам пример. Не чурался никакой работы, даже простой и грязной.
Конечно, Сергий стяжал себе известность своим благословением князю Дмитрию Донскому на решительное сражение с ордынцами, нам известное как Куликовская битва. В годы послеперестроечного безвременья псевдоучёные пытались представить это событие как малозначительное, не повлиявшее на судьбы страны, либо вообще как не существовавшее никогда. Однако Куликовская битва была и имела судьбоносное значение для русской государственности.
Сергий верно оценил политическую обстановку. Претензии к русскому государству имели как ордынский хан Тохтамыш, так и Мамай. Однако Тохтамыш был законным правителем Орды и имел к подвластным территориям, прежде всего, экономический интерес – уплата поборов. Мамай же незаконно претендовал на власть, в междоусобной борьбе даже со своими соотечественниками он вступал в военно-политические союзы как с народами Востока, так и европейского Запада. Генуэзские союзники Мамая имели экономические интересы на русской земле, Мамай требовал от князя Дмитрия разрешения на экономическую деятельность на выгодных для себя и союзников условиях. Сергий одним из первых понял, что за экономическим закабалением Руси генуэзцами неминуемо последует духовно-политическая экспансия Ватикана. Также как в свое время Александру Невскому, игумену Сергию и князю Дмитрию пришлось выбирать из двух зол меньшее. Сергий посоветовал русским властям защищаться, прежде всего, от притязаний Мамая.
Представляется, что у части наших людей и по сию пору в головах происходит отчаянная борьба между, как говорят церковные люди, законом и благодатью. Для некоторых закон совершенно не важен, не важна и законная власть, ценится лишь субъективное мнение о какой-то невероятной вольнице. Игумен Сергий этот вопрос решил для себя по-другому. Он отдал предпочтение законному правителю Орды Тохтамышу в ущерб бесовскому гуляй-полю незаконного претендента на власть Мамая.
Примечательно, как благословил игумен Сергий князя Дмитрия на решительное сражение. Он не окутывал свои слова мистическим туманом. Его слова князю предельно ясны и жёстки: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в своё отечество с великой честью вернёшься». Не ожиданием чуда, а твёрдой верой в свое праведное дело, воинским умением и человеческим самопожертвованием будет достигнута победа. И лишь в походе гонец догнал русское войско – игумен Сергий предрекал безусловную победу над врагом.
Все мы знаем, что перед сражением игумен Сергий благословил двух своих монахов – Ослябю и Пересвета на ратный труд. Сергий посчитал, что в годину великих испытаний эти богатыри принесут большую пользу не в монашеской келье, а на поле боя.
Великие сражения в те времена предварялись поединками богатырей. Воины чаяли увидеть в первом поединке Божью волю, победа своего богатыря поднимала боевой дух и обещала скорую победу. Ордынцы выставили надменного Челубея, человека выдающейся физической силы и воинского умения. Поединщика, не проигравшего до того ни одной битвы. Как и его соперник Пересвет, Челубей считался носителем духовных знаний и практик, считается, что он познал тёмные оккультные стороны единоборств в тибетских монастырях. Успеха Челубей достигал тем, что мог носить более длинное и, следовательно, тяжёлое копье, поражавшее соперника еще до того, как он сам мог воспользоваться своим оружием. Пересвет пошел на хитрость, он снял с себя доспехи и остался лишь в монашеском одеянии. Копьё Челубея поразило монаха насквозь, но пробитый копьём Пересвет по инерции продолжал двигаться навстречу противнику и в ближнем бою нанес ему сокрушительный удар. Оба поединщика упали замертво и несколько мгновений оба войска в ужасе и оторопи взирали на эту картину, стараясь разгадать волю высших сил.
А потом был бой и разгромленный Мамай вместе со своими союзниками-генуэзцами в ужасе бежал. Это была первая победа над татаро-монголами, пусть и не окончательная. Но уже по историческим меркам скоро наступила и победа на Угре и ордынское иго навсегда исчезло. А территориями уже бывшей Орды, раздавленной и ошеломлённой, стало прирастать Русское царство. Причём многие осколки Орды вошли в состав нашего государства добровольно, их народы стали нашими вечными и верными союзниками и братьями. Первая победа дала небывалый толчок к объединению русских земель вокруг Москвы. Недаром говорят, что на Куликовскую битву шли москвичи, суздальцы, рязанцы, а с победой обратно шли русские.
Я знал нескольких учёных, которых можно назвать людьми выдающимися. Я не сразу догадался, что причиной их успешности была щедрость, с какой они делились своими знаниями с людьми. Мелкий исследователь дрожит над крохами своих знаний, всеми силами оберегает их от реальных или мнимых конкурентов интригами или запретительными правилами. А знания учёного мужа, дарящего свои идеи ученикам, вкладывая в них свои знания и умения, невероятным образом лишь возрастают.
Таким человеком, растрачивавшим свою человеческую доброту, теплоту, духовность, был Сергий Радонежский. У него было много учеников, основывавших свои обители, находивших свои особые пути служения Отчизне. Их наставлял игумен Сергий, благословляя на труды и подвиги. Недаром Сергий вошел в историю под именем Игумена земли Русской.
Константин Борисович Ерофеев, правовед, публицист
6. Много всяких мифов
Не православным авторам не следует касаться на православных ресурсах деятельности Преподобного Сергия Радонежского и его времени.
5. Почему Мамай пошёл на Русь
4. На 3 комментарий
3.
2. Псевдоисторические сказки гумилëвцев
1. Опять двадцать пять