Сергий Радонежский – человек времени Z

Наше прошлое рядом с нами

0
597
Время на чтение 6 минут
Фото: Из личного архива автора

Не столь сложно описать, что такое «время Z», в котором мы сейчас живем. Труднее понять, почему немалая часть наших сограждан продолжают жить так, как будто ничего не происходит. Наше время – время умения, воли и решимости. Всем нам объявлена война, пусть гибридная, но тотальная. Война объединённых сил пресловутого «золотого миллиарда», новой Орды, жестокой, коварной, сметающей всё на своем пути. Другое дело, всё ли мы сделали, чтобы предотвратить эту войну, не проспали ли мы ее первые признаки и фактическое начало. Эти вопросы стоит задать, но тогда, когда отгрохочут орудия.

А сейчас, разумеется, не забывая о наших героях-современниках, как и в годы Великой Отечественной войны, нам нужно воспитывать наших людей на героических примерах их предков. Таким героем, словно предвосхитившим наше время Z, был великий подвижник русской земли Сергий Радонежский.

Игумен Сергий, прежде всего, конечно, великий святой, всея Руси чудотворец. Но и с точки зрения обычного, светского россиянина, православного атеиста (как охарактеризовал таких людей батька Александр Лукашенко), пример жизни Сергия Радонежского заслуживает самого живого внимания. В деталях его биографии прослеживаются удивительные параллели с современностью.

Уроженец ростовской земли, маленький Варфоломей (так его звали до тех пор, пока он не выбрал монашеское имя Сергий), увидел крайнее разорение своей родины ордынцами. На ростовщине мало было внешних напастей, сражались и брат с братом в бесконечных междоусобиях. Не обошлось и без идеологического разброда. Кто-то ратовал за сохранение стародавних домонгольских традиций, кто-то преклонялся перед всем иностранным – греческим.

В житиях отрок Варфоломей предстает не супергероям, а обычным ребенком, трудолюбивым и терпеливым. Именно эти черты характера позволили ему преодолеть трудности в учебе, стать глубоко образованным человеком. Варфоломей выучил и русскую грамоту, и греческий язык, получив уникальную возможность с высоты своей учёности посмотреть на бесконечные на Руси споры традиционалистов и реформаторов.

Стремление юноши уйти в монастырь, погрузиться в церковную жизнь, встретило непонимание в семье. Видимо, только отказавшись от наследства в пользу братьев, Варфоломей получил возможность стать монахом. Ордынцы и междоусобия нанесли монастырской жизни большой урон, терялись традиции, почти исчезла возможность передавать знания от старших монахов к вновь пришедшим. Молодой и образованный Сергий не стал бороться локтями за теплое место в монастырском руководстве. Он ушёл в затвор, чтобы собраться с духовными силами для возрождения монашества. Интересно, что отшельническую жизнь вместе с Сергием начинал его старший брат Стефан. Но Стефан быстро разочаровался в трудностях и лишениях жизни отшельника и уехал из отдаленного скита в благополучный придворный монастырь в Москве.

А младший брат Сергий остался в трудах и лишениях, постепенно стяжая опыт монашеской жизни, приобретая авторитет у верующих. Прошло какое-то время и вокруг молодого монаха стали собираться ученики. Уже после тридцати лет Сергий становится игуменом основанного им монастыря (будущей знаменитой на весь крещёный мир Троице-Сергиевой лавры) и священнослужителем. В монастыре игумен Сергий запретил как роскошь, так и безделье – когда монахи побирались. Благосостояние монастыря должно было прирастать трудом самих монахов, в нелегком физическом труде сам Сергий подавал ученикам пример. Не чурался никакой работы, даже простой и грязной.

Конечно, Сергий стяжал себе известность своим благословением князю Дмитрию Донскому на решительное сражение с ордынцами, нам известное как Куликовская битва. В годы послеперестроечного безвременья псевдоучёные пытались представить это событие как малозначительное, не повлиявшее на судьбы страны, либо вообще как не существовавшее никогда. Однако Куликовская битва была и имела судьбоносное значение для русской государственности.

Сергий верно оценил политическую обстановку. Претензии к русскому государству имели как ордынский хан Тохтамыш, так и Мамай. Однако Тохтамыш был законным правителем Орды и имел к подвластным территориям, прежде всего, экономический интерес – уплата поборов. Мамай же незаконно претендовал на власть, в междоусобной борьбе даже со своими соотечественниками он вступал в военно-политические союзы как с народами Востока, так и европейского Запада. Генуэзские союзники Мамая имели экономические интересы на русской земле, Мамай требовал от князя Дмитрия разрешения на экономическую деятельность на выгодных для себя и союзников условиях. Сергий одним из первых понял, что за экономическим закабалением Руси генуэзцами неминуемо последует духовно-политическая экспансия Ватикана. Также как в свое время Александру Невскому, игумену Сергию и князю Дмитрию пришлось выбирать из двух зол меньшее. Сергий посоветовал русским властям защищаться, прежде всего, от притязаний Мамая.

Представляется, что у части наших людей и по сию пору в головах происходит отчаянная борьба между, как говорят церковные люди, законом и благодатью. Для некоторых закон совершенно не важен, не важна и законная власть, ценится лишь субъективное мнение о какой-то невероятной вольнице. Игумен Сергий этот вопрос решил для себя по-другому. Он отдал предпочтение законному правителю Орды Тохтамышу в ущерб бесовскому гуляй-полю незаконного претендента на власть Мамая.

Примечательно, как благословил игумен Сергий князя Дмитрия на решительное сражение. Он не окутывал свои слова мистическим туманом. Его слова князю предельно ясны и жёстки: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в своё отечество с великой честью вернёшься». Не ожиданием чуда, а твёрдой верой в свое праведное дело, воинским умением и человеческим самопожертвованием будет достигнута победа. И лишь в походе гонец догнал русское войско – игумен Сергий предрекал безусловную победу над врагом.

Все мы знаем, что перед сражением игумен Сергий благословил двух своих монахов – Ослябю и Пересвета на ратный труд. Сергий посчитал, что в годину великих испытаний эти богатыри принесут большую пользу не в монашеской келье, а на поле боя.

Великие сражения в те времена предварялись поединками богатырей. Воины чаяли увидеть в первом поединке Божью волю, победа своего богатыря поднимала боевой дух и обещала скорую победу. Ордынцы выставили надменного Челубея, человека выдающейся физической силы и воинского умения. Поединщика, не проигравшего до того ни одной битвы. Как и его соперник Пересвет, Челубей считался носителем духовных знаний и практик, считается, что он познал тёмные оккультные стороны единоборств в тибетских монастырях. Успеха Челубей достигал тем, что мог носить более длинное и, следовательно, тяжёлое копье, поражавшее соперника еще до того, как он сам мог воспользоваться своим оружием. Пересвет пошел на хитрость, он снял с себя доспехи и остался лишь в монашеском одеянии. Копьё Челубея поразило монаха насквозь, но пробитый копьём Пересвет по инерции продолжал двигаться навстречу противнику и в ближнем бою нанес ему сокрушительный удар. Оба поединщика упали замертво и несколько мгновений оба войска в ужасе и оторопи взирали на эту картину, стараясь разгадать волю высших сил.

А потом был бой и разгромленный Мамай вместе со своими союзниками-генуэзцами в ужасе бежал. Это была первая победа над татаро-монголами, пусть и не окончательная. Но уже по историческим меркам скоро наступила и победа на Угре и ордынское иго навсегда исчезло. А территориями уже бывшей Орды, раздавленной и ошеломлённой, стало прирастать Русское царство. Причём многие осколки Орды вошли в состав нашего государства добровольно, их народы стали нашими вечными и верными союзниками и братьями. Первая победа дала небывалый толчок к объединению русских земель вокруг Москвы. Недаром говорят, что на Куликовскую битву шли москвичи, суздальцы, рязанцы, а с победой обратно шли русские.

Я знал нескольких учёных, которых можно назвать людьми выдающимися. Я не сразу догадался, что причиной их успешности была щедрость, с какой они делились своими знаниями с людьми. Мелкий исследователь дрожит над крохами своих знаний, всеми силами оберегает их от реальных или мнимых конкурентов интригами или запретительными правилами. А знания учёного мужа, дарящего свои идеи ученикам, вкладывая в них свои знания и умения, невероятным образом лишь возрастают.

Таким человеком, растрачивавшим свою человеческую доброту, теплоту, духовность, был Сергий Радонежский. У него было много учеников, основывавших свои обители, находивших свои особые пути служения Отчизне. Их наставлял игумен Сергий, благословляя на труды и подвиги. Недаром Сергий вошел в историю под именем Игумена земли Русской.

Константин Борисович Ерофеев, правовед, публицист

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. Много всяких мифов

Статья не носит православного характера и духа, о которых следует прежде всего помнить, рассуждая о заслугах Преподобного Сергия Радонежского. А в некоторых высказываниях, я бы даже сказал, она оскорбительна в этом смысле, не говоря уже о ряде по меньшей мере сомнительных выводов и фактов. Есть немало православных историков, которые могут достойно осветить время и деятельность Святого без сомнительных параллелей с современностью.
Не православным авторам не следует касаться на православных ресурсах деятельности Преподобного Сергия Радонежского и его времени.
Владимир22 / 11.10.2022, 17:31

5. Почему Мамай пошёл на Русь

И весь поход Мамая на Русь и на Москву летом-осенью 1380 года был обусловлен отнюдь не происками Запада, у которого в то время своих проблем хватало (та же Генуя в это время в очередной раз воевала с Венецией и ей было не до Мамая), а его шатким положением в Орде. После поражения мурзы Бегича на Воже в 1378 году, авторитет Мамая и его хана Мухаммеда-Бюлека сильно пошатнулся, чем не преминул воспользоваться Тохтамыш, вскоре после этого захвативший Сарай и готовивший наступление на Мамаеву Орду, т.е. на ту часть бывшей Орды, которая на тот момент находилась под властью Мамая и Мухаммеда-Бюлека. Чтобы исправить ситуацию и вернуть в глазах ордынцев авторитет себе и своему хану, Мамаю срочно потребовалась громкая военная победа, "маленькая победоносная война". Вот именно поэтому он и пошёл на Русь. И генуэзцы с папой Римским в данном случае ни при чём. А поскольку Мамай контролировал лишь часть Орды, ему не хватало в наличии живой силы для мобилизации, выражаясь языком нашего времени, и он вынужден был вербовать всех подряд- генуэзцев в Крыму, алан, армян и касогов на Кавказе, буртасов и черемисов в Поволжье. У него на Куликовом поле был целый интернационал наëмников, но именно наëмников, а не союзных воинских контингентов, присланных ему Западом. При этом часть войска он вынужден был оставить в Крыму в качестве резерва. В общем, он конкретно разорился на организации этого похода, и поэтому, помимо возвращения пошатнувшегося авторитета, он также рассчитывал поправить своё финансовое положение и обогатиться в Москве, поскольку уже несколько лет она не платила ему дани.

4. На 3 комментарий

Представлять дело так, будто Мамай был воплощением Зла и клиническим русофобом, эдаким Гитлером своего времени (хотя на самом деле он долгое время поддерживал нормальные отношения и с митрополитом Алексием, и с Дмитрием Ивановичем), а Тохтамыш являлся "законным царём" и пушистым русофилом- очень опасное заблуждение, которое ввёл Гумилёв в своих работах. Фактически, если принять эту версию, возникает вопрос- а в чём тогда смысл и значение Куликовской битвы? В том, что Москва помогла "законному царю" Тохтамышу устранить конкурента в борьбе за власть над Ордой? А где же, в таком случае, национально-освободительная борьба Руси против ордынского ига? Разве уместно тогда цитировать и воспринимать всерьёз слова о том, что На Куликово поле пришли москвичи, коломенцы (и далее по списку), а с Куликова поля вернулась единая Русь... Русь родилась на Куликовом поле, а не в скопидомных сундуках Калиты

? Одно из ключевых поворотных узловых событий Русской Истории низводится до уровня местечковой внутриордынской разборки, где русским отводилась роль пушечного мяса. Большей русофобии трудно придумать!

Демонизация Мамая направлена именно на обеление Тохтамыша и в его лице на проталкивание гумилëвщины, гласящей, что никакого Батыева нашествия не было, никакого ига никогда не было, а был чуть ли не равноправный союз двух цивилизаций, а весь эпизод с Мамаем и Куликовской битвой не более чем досадное недоразумение, случайный сбой программы. А в качестве доказательства приводится тот факт, что Дмитрий Донской, якобы, "побоялся" выступить против "законного царя" Тохтамыша в 1382 году, и уехал из Москвы, бросив столицу на произвол судьбы. Но это лукавство и подтасовка фактов, ибо Дмитрий Донской уехал из Москвы не потому, что "не посмел" выступить против "законного царя", а потому, что, во-первых, после кровопролитной Куликовской битвы в самой Москве не имелось достаточного количества воинов и требовалось время для сбора нового войска, а во-вторых, Тохтамыш, благодаря предательству Олега Рязанского, показавшего татарам тайные броды на Оке, появился под Москвой внезапно, "изгоном", как тогда писали в летописях. В общем, Дмитрий Донской покинул Москву не из мифического пиетета перед "законным царём" Тохтамышем, а для того, чтобы собрать войско и вернуться обратно, дабы дать под стенами Москвы бой Тохтамышу. Вот почему "законный царь", узнав, что под Москву движется русское войско, сразу же сбежал, решив не искушать судьбу и памятуя о незавидной участи Мамая.

3.

Осторожнее с современным "разоблачением мифов"и "новым прочтением"!Так и до Фоменоко недалеко. Связи генуэзцев - католиков и ордынцев, в т.ч. при МАмае, носии не случайный, а устойчивый характер, в том числе генуэзцев, торговавших в Москве. Вопросы эти требуют более серьёзного отношения. Две угрозы Руси с Востока и Запада были постоянно действующим фактором и в том числе - было их взаимодействие.
С. Югов / 11.10.2022, 11:15

2. Псевдоисторические сказки гумилëвцев

Точно так же являются мифами и легенды том, что Мамай был ставленником Ватикана и генуэзцев. С Ватиканом у него вообще практически не было никаких дипотношений, а несколько тысяч генуэзских наëмников (типичных "солдат удачи" и "псов войны" из тогдашних ЧВК), о которых так любят вспоминать в качестве "неопровержимого доказательства" участия Мамая во вселенском заговоре против Руси, он просто банально нанял за деньги в Крыму во время подготовки своего похода на Русь. В армии Мамая на Куликовом поле помимо ордынцев и генуэзцев были ещё и аланы, и армяне. Что, может быть, по этой причине он ещё и ставленником алан и армян был?)))

1. Опять двадцать пять

Миф о "Мамае-узурпаторе" давно уже опровергнут. Мамай никогда не претендовал на ханский трон, ибо не был Чингизидом, а происходиил из племени киятов. Он занимал должность беклярбека (премьер-министр и министр обороны в одном лице) при ханах из ветви великого хана Узбека, при котором Орда достигла своего наивысшего расцвета. Родная сестра Мамая была замужем за ханом Орды, одним из сыновей Узбека, и, таким образом, Мамай во время "Великой замятни" поддерживал своих племянников в борьбе за великоханский престол, сам на него никогда не претендуя. А Тохтамыш был всего лишь "принцем крови" из боковой ветви Чингизидов и уступал по знатности племянникам Мамая, не имея прямых прав на ханский трон. Таким образом, на Куликовом поле союз князей Северо-Восточной Руси во главе с великим князем Московским Дмитрием Ивановичем сражался не против "узурпатора Мамая" за "законного царя Тохтамыша", а против законного хана Орды, внука великого хана Узбека, Муххамеда-Бюлека (Тюлека), который погиб во время битвы. И именно гибель племянника на Куликовом поле предопределила крах Мамая, ибо, лишившись законного хана Чингизида из ветви Узбека, он сразу же утратил свою легитимность, превратившись в беклярбека без хана, т.е., по сути, в полководца без армии. Вот почему когда он, собрав новую армию в Крыму, выступил в новый поход на Москву и столкнулся на берегах той самой Калки с армией Тохтамыша, вся его армия практически в полном составе перешла на сторону Тохтамыша. Потому что беклярбек без законного хана Чингизида не мог тягаться с "принцем крови" Тохтамышем.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Константин Борисович Ерофеев
Всесмехливый украинский ад
Укронацисты своим гнусным смехачеством пытаются заговорить самих себя, хоть на день оттолкнуть от себя липкий страх в преддверии своего неминуемого краха
20.03.2023
Включить оборонное сознание
Снова Россия замахивается на своего врага дубиной народной войны
03.01.2023
Да и Одесса нас заждалась…
Мысли о спецоперации
05.07.2022
Панночка возвращается
Есть женщины в бандеровских селеньях
18.04.2022
Все статьи Константин Борисович Ерофеев
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Константин В.
12.11.2024 14:46
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
12.11.2024 14:15
«Ваша роль в восставшей русской культуре огромна»
Новый комментарий от Сергей из НН
12.11.2024 13:16
Ему помогли уйти из жизни…
Новый комментарий от Владимир С.М.
12.11.2024 13:07
Израиль и Трамп ждут машиаха
Новый комментарий от Владимир С.М.
12.11.2024 11:53