20-21 февраля в г. Калязине Тверской области прошли очередные Шестые Чтения в рамках выездной конференции Международной общественной организации «Русское Собрание». Краткая информация содержится в материале: «Ой, не время нынче спать, православные». Предлагаем вниманию выступление на мероприятии Сергея Ивановича Халина.
«Блюди и внемли, благочестивый Царю, яко вся христианская Царьства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третей стоит, а четвертому не быти. Уже твое христианское Царство инѣм не останется, по великому Богослову, а христианской Церкви исполнися блаженнаго Давыда глаголъ: «Се покой мой в вѣкъ вѣка, здѣ вселюся, яко изволих его».
Филофей, Псковский старец († XVI в.)
Вновь приглашаю к разговору о том, что многим нашим современникам кажется не вполне понятным средневековым предрассудком - безусловно изжившим себя: к позиционированию России самой себя как «Третьего Рима». Так ли это?
Первый Рим. Что нам принципиально известно о Римской империи - первом Риме? Для своего времени империя имела четкий свод законов, централизованную власть, регулярную армию, структурированное и организованное общество, развитую науку и культуру. Собственно и до сих пор современное человечество активно применяет достижения Рима в своем государственном строительстве: республиканское устройство, римское право, конституцию, регулярную армию. Идеологически Римская цивилизация была гедонистической (гедонизм - наслаждение, как высшее благо, главная цель и критерий человеческого поведения, адепты которого в настоящее время, именуют себя «обществом потребления»). Из идеи гедонизма логично и непременно следует нравственное падение общества, именно вследствие «перегибов» в потреблении и всевозможных извращений. При этом нельзя не заметить очевидного противоречия: совершенное государственное устройство требует самоотверженного служения высоконравственных людей, но полный нравственный упадок общества - не позволяет воспитать гражданина к такому служению. В таком виде Римская цивилизация достигла конца своего дохристианского пути. На этом собственно и закончился Рим Первый.
Разделение. По мере принятия и степени усвоения христианства империя разделилась на две части Западную и Восточную Римские империи. Разными стали принципы государственного строительства: в западном государственном абсолютизме предполагалось, что народ отказывается от своей власти в пользу монарха, в восточном самодержавии - в пользу Бога.
Идеологически, Запад всегда, в той или иной степени, пытался адаптировать христианское учение под все те же свои гедонистические идеалы, стимулируя стремление всех уровней общества к стяжанию ради потребления. И хотя при этом декларируются некоторые моральные ценности, на практике - главная цель, всегда оправдывала любые, самые аморальные, средства. Потому на Западе, при заявленных, верховенстве закона, уважении к личности, свободном труде и добросовестной конкуренции - во все века процветали продажность закона, насилие, рабский труд и не прикрытый грабеж: «...капиталистическому накоплению предшествовало накопление «первоначальное» - накопление, являющееся не результатом капиталистического способа производства, а его исходным пунктом [...]Но раз дело касается вопроса о собственности, священный долг повелевает поддерживать точку зрения детского букваря, как единственно правильную для всех возрастов и всех ступеней развития. Как известно, в действительной истории большую роль играют завоевание, порабощение, разбой, - одним словом, насилие». [2]
Другими словами в результате падения Первого Рима образовалось две разных, диаметрально противоположных цивилизации. Западная - осталась на пути идеалов потребления, Восточная - избрала путь служения.
Второй Рим. В обществе служения, собственно само служение было естественным и начиналось с естественного же служения матери своим чадам, жене - мужу, мужа - и жене, и детям. Далее - своему народу, и своей Родине. Всё общество было пронизано идеей самоотверженного взаимного служения - служения Богу в лице ближнего (Лк.10:29-37).
Правда, Восточная Римская Империя не смогла реализовать и в полноте развить принципы государственного устройства такого общества. Как отмечает Л.А.Тихомиров: - византийская государственность - это переходное [состояние] от абсолютизма [Первого Рима] к самодержавию [Третьего Рима] [3]. Могли ли они пойти дальше? - Можно только предполагать. Дело в том, что время становления восточной христианской Империи, это же и время догматического становления Церкви, в эпоху борьбы с ересями. Вернее - в ответ на возникающие ереси, Вселенскими Соборами четко формулировались истины веры. Безусловно, поиск форм новой, для того времени, восточно-христианской государственности и формулирование идеологии - процессы взаимозависимые. Возможно, это и было сверхзадачей Второго Рима. В этой борьбе и творчестве Византия жила и развивалась более тысячи лет. И пала именно в результате отказа от своих принципов в пользу западных, так и не выйдя из своего «переходного» состояния. Запад же, в силу своей хищнической природы, вместо обещанной помощи, ни сколько не колеблясь - тут же её предал и ограбил.
Этим сокрушительным падением закончился Рим Второй.
Третий Рим. Ко времени падения Восточной Римской Империи на Востоке уже поднималась новое Царство служения - Русское, которое и приняло византийский Крест и Имперские регалии.
Именно Русскому Самодержавию удалось максимально развить принципы государственности Империи служения. Эти принципы просты, стройны и логичны. И в отличие от Западного гуманистического общества, в центре которого стоит падший человек, принципы сотериологического общества не содержат внутренних противоречий. Потому, что центром общества служения является Бог. Такое общество в логике своего развития неминуемо должно было прийти к принципам устроения Церковного. Так и случилось, и в жизнь их воплотил Русский Народ - Святая Русь.
Такое государство создал наш первый Царь - Иоанн IV Грозный. Некоторые отличительные признаки этого государства:
- Легитимность власти (наследование по роду, венчание на Царство);
- централизация власти (Самодержавие);
- полномочное представительство народа в государственной власти(Земский Собор и Земства).
- создание системы общеобязательных правовых актов[4];
- структурирование власти («Избранная Рада» - прообраз госсовета, воеводско-прика́зная система);
- территориальная организация (организация охраны государственных границ)[5];
- единая финансовая система и государственная казна (казенный приказ);
- регулярная армия (стрелецкое войско).
Далее нужно сделать небольшое пояснение. Исторически сложилось так, что каждый народ имеет свою территорию проживания, язык, культуру, общее мировоззрение и, как следствие - общую историю. Исторически же сложилось, что для выживания народа в истории необходимо бдительно охранять и защищать и свои территории, и институты самоорганизации, но главное - мировоззрение народа (видимым образом проявляется в религии, культуре, истории, святынях). Именно религия является основой мировоззрения любого народа - его душой. «Наша вера Правая, вера Православная» - есть основа того самого несгибаемого и несокрушимого русского духа. И чистота нашей веры - есть первый и главный объект охраны всеми нами и в первую очередь - Царем. Уже поэтому главенство Царя над священством обусловлено практической необходимостью. Кроме того: «не имея контроля над епископами православному императору просто невозможно руководить государством, в котором Церковь имеет абсолютное влияние на всё - формирование этических и юридических норм, на систему образования и пр.»[6]. Другими словами - главенство Царства над Священством (не над Церковью[7]) - логично и оправдано.
Царь - как глава христианского государства, имел в попечении (и в подчинении) государство, народ и священство.
И как уже сказано: первым и важнейшим из всех попечений православного Самодержца являлось охранение главной ценности народа Божия - его веры. Охранения его святынь, его истории, его культуры, его мировоззрения, его самосознания - его духа. Как показала история, без этого, главного, все попытки сохранить государство, его экономику, территории или власть в нем - обречены.
Царь, как христианин, был подчинен и подотчетен Богу в лице Полноты созданной Богом Церкви - Поместного Собора.
Поместный Собор - Полнота Церкви - есть высший орган управления Поместной Церковью. Поместный Собор является вершиной фактической реализации принципа церковной Соборности. Поместный Собор - это не просто собрание полномочных[8] представителей Поместной Церкви - Царя, епископата, клириков, монашествующих и мирян. Главным отличием Собора от собрания, по слову византийского монаха преподобного Феодора Студита - является стояние в истине - только в этом случае этот Собор освящается Богом. Здесь и наступает кульминация восточного самодержавия: в тот момент, когда освященное Богом собрание превращается в Собор - тогда видимым образом народ Божий во главе с Царем и Священством передает свои полномочия Богу. В остальное время эта передача носит условный характер. И условием этим является стояние в истине.
Стояние в истине Царя, патриарха и Синода поверяется Поместным Собором. Стояние в истине Поместного Собора поверяется следующими Поместными Соборами.
Таким образом, Церковь усваивает их решения (принимает за свои) - прямо или по умолчанию. Или отвергает. Такая поверка временем и практикой истинности принимаемых решений в Церкви именуется рецепцией. Именно этот принцип рецепции требует, чтобы каждый следующий Собор непременно имел основанием Соборы предыдущие.
Эта церковная соборность, частью которой, как христианин, являлся глава государства, была первым крылом соборности в Православном государстве.
Затем, уже как дальнейшее развития идеи «симфонии Священства и Царства» Юстиниана Великого, в государственном устройстве было создано второе, светское, крыло соборности - Земства.
Для обеспечения обратной связи народа и Царя в многоконфессиональной Православной Империи, были созданы полномочные представительства народа в государственной власти - Земства и Земский Собор.
Итак, концепция Третьего Рима - это ничто иное, а именно:
- Чистота Православной веры;
- Золото Самодержавия;
- Народная Соборность - принцип Соборности, реализованный не только в Церкви, но и в государственном устройстве, и в организации жизни всего народа - есть не что иное, как та самая, уваровская Народность;
(Последнее утверждение дерзнем предложить, как возможный ответ на вопрос: «вопрос о конкретном наполнении третьей части триады, её названии, остаётся на сегодняшний день открытым. Творческий ответ может быть дан только воцерковленным народом и его лучшими представителями»[9]).
«Православие, Самодержавие, Народность» - это есть формула реализации концепции Третьего Рима - формула организации человеческого общества по принципу Церкви - формула высшей степени земного развития новозаветного человечества. Именно поэтому «два Рима пали, Третий стоит, а четвертому не бывать».
К сожалению, сегодня мы достаточно далеко отошли от этих принципов, накопилось множество серьёзнейших повреждений. Но, тем не менее, мы уверены, всё еще будет[10]. Да и к слову сказать: не может не быть. Другой подобной нашей Империи служения в мире всё равно нет и надеяться, что кто то, где то построит Рим Четвертый - не приходится. Так, что, помолясь, будем восстанавливать свой. Как? Возможно так.
- Возможно чуть иначе. В любом случае, хватит с нашего многострадального Отечества экспериментов - сходили на сторону далече (Лк.15:11-32), пора возвращаться домой.
Вере нашей нужен Защитник, Народу Русскому нужен Отец, Земле Русской - Хозяин.
«За веру, Царя и Отечество»
Иной «концепции» у нас просто нет.
[1] Памятники литературы Древней Руси. Конец XV - первая половина XVI века: М., 1984. С. 441.
[2] К.Маркс, Ф.Энгельс Сочинения т.23, гл.24 «Тайна первоначального накопления».
[3] Л.А.Тихомиров, «Монархическая государственность».
[4] Судебник Ивана IV, 1550 г.
[5] «Приговор о станичной и сторожевой службе» (1571 год)
[7] Асмус В.В., прот. История Церкви. Лекция 9.
[8] Пример практической реализации наделения полномочиями представителей Поместного Собора можно найти, например, в Положении о созыве Поместного Собора Православной Всероссийской Церкви в Москве 15.08. 1917г. (Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви (издание Соборного Совета, Москва 1918г,) книге 1, выпуска 1, стр.12. Или по ссылке.
[9] А. Д. Каплин, Российская государственность и современность: проблемы идентичности и исторической преемственности. (К 1150-летию образования Государства Российского). Материалы международной научной конференции. - М., 2012. - С.248-257.