Как сообщалось, Топонимическая комиссия Санкт-Петербурга решила возвратить исторические названия улице Восстания и Советским улицам. Если решение Топонимической комиссии утвердит губернатор города Георгий Полтавченко, на карту города вернутся дореволюционные названия: в центре города вновь появится Знаменская улица и улицы Рождественские. Против этого решения выступил лидер КПРФ Геннадий Зюганов, в партии уверены, что это вызовет «раскол в обществе». Краеведы, напротив, напоминают, что возвращение санкт-петербургским улицам их дореволюционных названий началось еще в девяностых годах и нынешнее решение «никак не связано с отказом от советского наследия».
Ситуацию комментирует в интервью «Русской народной линии» настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино, научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, директор Мемориального музея-квартиры св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте протоиерей Геннадий Беловолов:
История восстановления исторических имен улиц, площадей и топонимики мне напоминает борьбу за освобождение русских городов во время фашистско-немецкой оккупации, в частности, напоминает битву за Сталинград, когда сражались за каждый дом, улицу и квартал. Вопрос стоял так: быть нам или не быть. На протяжении последних 25 лет мы являемся свидетелями борьбы, в которой идет упорное продолжительное сражение за каждый дом и улицу. В этой битве сталкиваются друг с другом жители Санкт-Петербурга, граждане всей страны. В конце концов, невзирая на название, улица остается той же, что и раньше. Но речь идет об основополагающих вещах. Вождь КПРФ и мой тезка Геннадий Зюганов считает, что возвращение исторических названий является вступлением в борьбу против исторического прошлого. Ныне идет война за историческое прошлое - настоящий тыл любого народа. Без тыла армию разобьет всякий противник. Глубокий, принципиальный, стратегический вопрос сводится к фразе Шекспира: Быть нам или не быть? Но что понимать под историческим прошлым?
Геннадий Зюганов выдал себя с головой. Оказывается, он признает только послереволюционное прошлое, а к истории до 1917 года он относится как к чужой истории, которая не имеет к нему никого отношения. Он готов сражаться за историческое прошлое, но только последнего столетия. А тысячелетие Зюганов способен предать. Мы так же, как и вождь КПРФ, боремся за историческое прошлое, но за всю нашу многовековую историю! Нам также дорого и наше советское прошлое - мы не отказываемся от него. Если город был построен в советскую эпоху, то пусть он и продолжает носить советское название. Я голосую двумя руками за то, чтобы улицы и города, возведенные в советскую эпоху, носили советские названия - проспект Энтузиастов, Ударников и т.д. Мы не должны предавать забвению трудовой порыв народа.
Геннадий Андреевич, мы вместе с вами храним советское прошлое, но зачем отвергать историю тысячелетней России? Зачем изменять масштаб нашей истории? Возвращение в Санкт-Петербурге исторических названий улиц, Знаменской и Рождественских, вызывает чувства одержанной победы! Историческое имя города восстановили, а название улиц оставили прежними. Эта нелепость не поддается никакой логики. Логично было бы вместе с возвращением исторического имени города вернуть исторические названия улицам, а так на протяжении 25 лет идет битва за каждую улицу и переулок. Я невольно вспоминаю двухтысячный год - двухтысячелетие Рождества Христова. На торжественном обеде в митрополии присутствовал губернатор Владимир Яковлев. Была возможность свободно и демократично к нему подойти с бокалом шампанского. Я выразил сожаление, что в городе не останется ни одного памятника в честь столь великой даты. Прошло 18 лет, но ничего не осталось с того юбилея.
Владимир Анатольевич, - обратился я к тогдашнему губернатору Санкт-Петербурга, - есть один способ недорого увековечить в летах эту дату. Он заинтересовано обратился ко мне с вопросом: «Как?»
«У нас в центре города, - отвечал невозмутимо я, - есть десять Советских улиц. Возвращение им исторических названий - Рожественские -будет самой лучшей формой празднования двухтысячелетия Рождества Христова».
Он мгновенно понял в чём дело и в ответ заявил: «Нет-нет. Это политика. Мы не можем сейчас касаться этого вопроса». К сожалению, вопрос возвращения исторических названий - это не только исторический и топонимический, но и политический вопрос.
Нынешнее возвращение исторических имен этим улицам свидетельствует об изменении политики, настроения населения и нашего исторического самосознания. Наконец-то мы осознаем, что наша история в масштабе тысячелетия, а не столетия. Мы наследники богатой истории России, поэтому нам должно быть дорого всё - начиная от Рюрика и святого равноапостольного князя Владимира, заканчивая Гагариным, героями Новороссии и Сирии.
Конечно, улицы останутся теми же, но поскольку мы являемся словесными существами, то велика разница - жить на улице Восстания или Знаменской улице. Каждый день улица Восстания напоминает нам о бунте, провоцирует на протестные действия, а Знаменская улица напоминает о Матери Божией, о ее Знамении, чуде и помощи. Согласитесь, что перед нами предстают разные ипостаси бытия - быть в постоянной готовности пойти на бунт или же пребывать под покровом Божией Матери. Есть разница, жить на улице Советской или Рождественской. Еще в начале 90-ых Петербургу вернули его историческое имя, но этот процесс продолжается и по сей день, ведь наш город станет более петербургским с возвращением его улицам исторических имен.
Предлагаю обратить внимание на один простой факт: чем запомнился Петербургу мэр Собчак? Ничем, кроме возвращения нашему городу его исторического имени. На памятнике в его учесть так и указано, что этот монумент «человеку, вернувшему историческое имя городу». Все презентации, подписанные акты и контракты, кольцевые автодороги уйдут в небытие, а петербуржцы будут помнить лишь то, что губернатор вернул улицам историческое имя. Это самая благодарная память. Если Георгий Сергеевич желает воздвигнуть памятник нерукотворный, то надо вернуть петербургским улицам исторические названия. Надо принять не единичные акты, о которых потом будут ломать копья, а принять закон наподобие закона о реституции - возвращение собственникам их исторической собственности. Надо принять закон об исторических названиях, возвращение которых не является предметом ни обсуждения, ни споров. А переименование улиц Императорской России в советское время считать идеологизированными пропагандистскими названиями, которые являются ни чем иным, как партийными кличками и попыткой деформировать наше историческое сознание и навязать определенную политическую идеологию. Принятие подобного закона не внесло бы в общество никакой распри, ибо мы не можем воевать с создателями нашего города. Вся проблематика переносится в историческую плоскость - люди спорят не с нами, а с теми, кто строил Рождественские улицы и создавал Знаменскую площадь. Но, простите, спорить со строителями нашего дома -величайшая неблагодарность!
Возвращение площади Восстания исторического названия напомнило бы нам о Знаменском храме и явилось бы покаянием за наше варварское действие. А сохранение советского названия означает принятие разрушения храма. Как будто это был не наш храм, не наше наследие, а что-то чужое. Так переименовывают названия улиц и городов только оккупанты. Неужели мы являемся оккупантами на собственной родной земле?! Геннадий Зюганов представляет логику настоящего оккупанта. Так действовали фашисты, переименовывая наши города и села. Так действует любой захватчик. Хватит играться! Пришло время назвать вещи своими именами. Должен быть приоритет исторических имен и исторического авторского права. Возвращение исторических имен петербургским улицам было бы самым правильным и достойным празднованием столетия Революции. Юбилей близится к завершению и на поверку оказывается, что в этот юбилейный год представили общественности только кощунственный фильм «Матильда». Национальный позор! Стыдно, что трагедию мы превратили в фарс! Надо возвратить исторические имена улицам города, который, к сожалению, стал колыбелью трех революций, а теперь должен стать колыбелью духовного возрождения и духовного исторического самосознания. Нам надо опомнится, вспомнить, кто мы такие, в какой стране живем и по каким улицам ходим. Открытие памятника Александру III в Москве есть достойный ответ фильму «Матильда» и программный жест Президента России в год столетия Революции. В образе памятника Царю-миротворцу и в переименовании улиц закладываются краеугольные камни нашего будущего.
11. Re: «Неужели мы являемся оккупантами на собственной родной земле?!»
10. Ответ на 4., Silvio63:
9. Ответ на 4., Silvio63:
8. Ответ на 2., Lucia:
7. Re: «Неужели мы являемся оккупантами на собственной родной земле?!»
6. Re: «Неужели мы являемся оккупантами на собственной родной земле?!»
5. Re: «Неужели мы являемся оккупантами на собственной родной земле?!»
4. Ответ на 1., Николаев.:
3. Re: «Неужели мы являемся оккупантами на собственной родной земле?!»
2. Re: «Неужели мы являемся оккупантами на собственной родной земле?!»