Как сообщалось, вчера в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошло заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.
В частности, Первосвятитель признался: «Взирая на "Бессмертный полк", понимаешь, что политическая мотивация, которая иногда выводит людей на улицы (не имеет значения, "за" или "против"), ничто по сравнению с этой глубинной нравственной мотивацией. В безрелигиозном обществе такая мотивация не работает. Поэтому, в каком-то смысле, вне зависимости от отношения людей к вере, феномен "Бессмертного полка" имеет ярко выраженное религиозное и нравственное измерение».
Заявление Святейшего Патриарха проанализировал в интервью «Русской народной линии» ветеран Великой Отечественной войны Игорь Михайлович Моршан:
Я полностью согласен со Святейшим Патриархом Кириллом, когда он говорит о нравственных устоях. Но я не сказал бы, что «Бессмертный полк» носит религиозный характер. Во всех религиях и нациях одинаково сохраняются принципы памяти, но по-разному воспринимаются. Тем не менее, «Бессмертный полк» - это необычное явление, которое носит экстраординарный характер. Аспект нравственности в проведении шествия выше, чем его религиозное значение.
Я уверен, что с годами значение «Бессмертного полка» будет только возрастать. Я
воспитываю уже четвертое поколение и вижу, как в семье ко мне относятся, как воспринимают мои воспоминания, как взирают на мои награды на мундире и как отмечают вместе со мной День Победы. Это было у детей и внуков, а теперь у правнуков и праправнуков. Поэтому, чем дальше мы отдаляемся от того значимого дня, тем более нравственности будет проявляться в молодежи.
Хотя есть отдельные неприемлемые лица. Мы столкнулись с тем, что в День Победы видели, как мальчишки 10-12 лет сжигали георгиевские ленточки. Сжигали! Мы остановились и пристыдили их. Испугавшись, они убежали. Я сталкиваюсь с этим явлением уже во второй раз. Как в семье воспитываются люди? Оправдание предателя Власова нас просто убило. Мы с диаконом Владимиром Василиком были на защите совершенно неоправданной диссертации, где пытались обелить и реабилитировать Власова. В перерыве бегали какие-то дети. Мы не могли понять, что это за дети возраста 8-9 лет. И я, остановив мальчишку, спросил:
«Ты чего бегаешь? Ты знаешь, что здесь происходит?»
«Да, конечно, знаю», - бойко ответил он.
«А что?» - не отставал я.
«Здесь защищают героя России», - не сомневаясь, отрапортовал мальчуган.
«Какого героя?» - в недоумении задал я вопрос.
«Власова», - последовал убийственный ответ.
Я был удивлен таким высказыванием мальчишки. А потом, когда мы уже сидели, я спросил, что это за дети. Оказывается, сын или родственники того Александрова, который защищал эту диссертацию. Значит, в семье их так воспитывали. В семье так пытаются рассказать историю нашей войны. Это отдельные категории людей.
Но, в общем-то, посмотрите, более полумиллиона людей вышли даже в Киеве, где ощущаются такие трагические явления, как русофобия. Посмотрите, что было в других городах. 200 тысяч человек вышли в Канаде на «Бессмертный полк». Эта акция приобрела не только интернациональное значение, но всемирное. Поэтому, чем дальше мы отдаляемся от Дня Победы, тем более значимее он будет. Я глубоко убежден, что духовная ценность Победы будет только возрастать!
1. Re: «Духовная ценность Победы будет только возрастать!»