«Русская народная линия» проводит традиционный опрос авторов по итогам года. «Как бы Вы охарактеризовали 2019 год? Какие события и тенденции Вы выделили бы как главные, определяющие для этого года? Что Вы ожидаете от 2020 года?» - на эти вопросы отвечает в телефонном интервью «Русской народной линии» ветеран Великой Отечественной войны, блокадник, участвовавший в освобождении Ленинграда, Игорь Михайлович Моршан:
2019 год был очень сложным не только для меня, но и для всей России. Тем не менее, Президент обозначил такие вопросы, которые трудно сегодня переоценить. Самое главное, что он не постеснялся говорить о тех недостатках, которые не успели решить в этом году.
Я, как ветеран войны, и все наше ветеранское движение, которое сегодня активно работает в Санкт-Петербурге, ощущали на протяжении всего 2019 года заботу. А ведь это очень важно! Это запомнилось нам всем по разным направлениям. Самое главное, что было обозначено повышение качества социальных услуг не только для ветеранов, но и для всего населения. И мы это чувствовали.
Конечно, недостатков очень много. Самый главный недостаток у нас касается сферы здравоохранения. Но есть подвижки и в этом направлении. В этом году я ощутил эти изменения на уровне нашего госпиталя ветеранов войны, где появилось много передовых технологий, а это большая помощь в лечении и поддержании здоровья наших ветеранов. На протяжении последних нескольких лет, в течение которых мне довелось побывать в нашем госпитале ветеранов, я видел все перемены. В этом году я две недели лежал в госпитале и почувствовал заботу, которую проявляют к ветеранам, что мне очень запомнилось.
Обо всем остальном мне сложно говорить, потому что в этом году в моей личной жизни были трагические моменты — я потерял жену, и для меня это очень тяжело. На фоне потери жены, с которой я прожил 67 лет (а она тоже была фронтовичка), всё остальное показалось менее важным, менее трагическим. Но, тем не менее, работая в ветеранском движении, я ощущал ту заботу, которую сегодня проявляет к нам, ветеранам, Правительство и Россия.
Мы видим нашу главную задачу в патриотическом воспитании молодежи. Но здесь все очень сложно. Мы видим, как наша молодёжь без разбору занимается популяризацией своего личного эго. Мы видим нарушение законодательства. Я лично беседовал с людьми, задержанными за нарушение нашего законодательства, касающегося участия молодежи в несанкционированных митингах, которые имели место в Санкт-Петербурге. Эти молодые люди даже толком не могут объяснить, против чего они выступают. Это какая-то безнаказанность — показать себя в роли защитника, а какого защитника, они сами не понимают. Для нас, взрослых людей, а особенно для ветеранов — это боль.
Что можно ожидать от следующего года? Мы хотим видеть подвижки в том, чтобы наша страна ещё больше процветала, чтобы ещё больше было положительных решений в социальной сфере для жителей нашей страны. Недостатки существуют. К великому сожалению, мы не дошли до того уровня социальной поддержки, которую мы видим за рубежом. Это обидно. В свое время мы побывали делегациями во многих европейских странах и видели ту разницу, которая существует между ветеранами наших бывших социалистических республик и нашими ветеранами. За рубежом ветераны обозначены по-разному, и, тем не менее, они существуют.
Например, я был приглашен в Израиль на юбилейные торжества по случаю окончания Второй мировой войны. В Израиле не говорят «Великая Отечественная война», они называют её Второй мировой войной. Там я встречался с ветеранами. Конечно, уровень социальных услуг для ветеранов этих стран значительно выше, чем в России. Это связано с целым рядом наследственных факторов еще Советского Союза. Мы это знаем и понимаем, но, тем не менее, мы ожидаем в будущем году решения многих вопросов, в особенности решения вопросов медицинского обслуживания. Это очень важный момент. Президент об этом говорил, он понимает, что есть недостатки, но многое решается, и ещё многое надо решить. Мы надеемся на это.