Миссионэры против IV Всецерковного съезда

Иерей Алексий Мороз о реакции протодиакона Андрея Кураева и его сподвижников на прошедший миссионерский съезд Русской Православной Церкви

Я с большим сожалением отношусь к протодиакону Андрею Кураеву, видя, как трагически меняется его характер, как происходит его духовная деградация. Я помню его лет двадцать назад, когда мы вместе встречались в Екатеринбурге на секции против сектантов, вместе разрабатывали обращения. В то время у него еще были довольно правильные взгляды, хотя уже тогда просвечивались гордыня и снобизм по отношению к окружающим людям. К сожалению, можно константировать, что лукавый поймал отца Андрея Кураева на гордости, тщеславии, что послужило причиной ошибок в его деятельности. Вероятно, отсутствие хорошего духовничества, борьбы со своими страстями и прежде всего с гордостью, отсутствия стяжания смирения и дало ощутимые негативные результаты деятельности отца Андрея. 

Господь сказал: «Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). Из доброго сокровища своего сердца человек выносит доброе, а из злого сокровища износит злое. Как человек может нести свет людям, как можно говорить о добре и истине, если этого нет в его сердце? Один святой и подвижник веры, отвечая на вопрос, как следует готовиться к проповеди, сказал, что к проповеди надо готовиться всей своей жизнью.

То есть человек, идущий на проповедь, должен сам вести христианский аскетический образ жизни, постоянно находиться в молитве, неустанно бороться со своими страстями, выкорчевывать их из своего сердца и пытаться возрастить в себе добродетели, чтобы Дух Святой жил в нем. Если в человеке будет жить Дух Святой, то слова человека будут силой, потому что эти слова будет не его словами, ибо Дух Святой в зависимости от чистоты человека будет говорить эти слова, которые будут благотворно действовать на людские души, привлекая их. Как Апостолы привлекали людские души? Мудренными речами, игрой на музыкальных инструментов, выступлениями на оккультных сборищах? Конечно, нет. Но их слова были силой, ибо в них жил Дух Святой. Свидетельство об истине Господней своей жизнью, внутренним светом, полученным от Христа, неся любовь людям, и делает слова человека силой. Это свидетельство и осуществляется только ради любви и желания спасения ближнего. Только тогда проповедь будет иметь огромную силу и давать свои прекрасные плоды. Прав был Святейший Патриарх Кирилл, когда говорил, что "всякий успех миссии находится в непосредственной зависимости от внутреннего состояния тех, кто вступает на путь миссионерского служения. Если человек дорожит городским комфортом, всеми теми внешними благами, которыми люди склонны сегодня безудержно наслаждаться, то ему не нужно становиться миссионером, ему не нужно становиться священником — ему следует заниматься чем-то другим. И первое слово, которое я хотел бы обратить к вам, — это призыв к формированию миссионерского склада мыслей и образа жизни, к тому, чтобы вера ваша осуществлялась в реальных делах, в том числе в подвижничестве".

Когда же человек в своем миссионерском подвиге пытается реализовать прежде всего себя, выставить свое "Я", которое может затмевать даже Христа, то плоды труда такого человека будут очень печальными. И не случайно приходится вести этот разговор в день, когда отмечается 100-летняя годовщина с момента кончины Льва Николаевича Толстого. Толстой, блестящий гениальный художник, внезапно впадает в ересь и превращается в малоинтересного религиозного публициста, закончившего свою жизнь страшной смертью, не покаявшись. Пример Толстого показывает нам, что может произойти с талантливым человеком, если он впустит гордость в свое сердце, если он не будет нести Свет Христов, не будет служить людям своим талантом, а будет выпячивать свое собственное "Я", пестовать свою самость, пытаясь ее всучить людям. К сожалению, отец Андрей Кураев пошел по пути Льва Толстого. Отец Андрей с некоторых пор стал проповедовать самого себя, стал говорить "от ума", от своей фантазии и воображения, стал проводить всевозможные миссионерские эксперименты, пытаясь как-то воздействовать на людей. Причем это миссионерские приемы со временем стали деградировать. Достаточно вспомнить его совет семинаристам: "... лучше, ребята, так, по-миссионерски скажу: идите в город, на дискотеке найдите неверующую девочку. Отмиссионерьте ее, катехизните ее по самое не могу. Заслуга будет ваша: вы душу спасли для Церкви!» Эти скабрезные выражения, допущенные отцом Андреем, даже у светский людей вызывают тошноту. В его совете прослеживается грязь, нравственное падение и похоть. Подобные советы, ничего, кроме отвращения, не могут вызвать.

Протодиакон Андрей Кураев в свое оправдание утверждает, что он всего лишь пытается говорить с людьми на их собственном языке. Но Церковь не может опускаться до падшего состояния человека, наоборот, она должна делать все, чтобы поднять человека до своего состояния, показать ему Свет, а не заводить его в тьму. «Оставьте их, они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15:14). Поэтому неудивительно, что когда Патриарх на IV Всецерковном съезде епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви дистанцировался от миссионерских экспериментов, когда вся тьма, которую нес Кураев со своими сподвижниками, была обличена, раздался жуткий протест со стороны миссионэров. Сейчас они стараются всячески дискредитировать IV Всецерковый съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви и принятые на нем документы, чтобы сохранить свое "Я" и утвердиться в своей псевдоправоте. Это попытка сохранить свои ложные концепции миссионерства. О их поведении, попытке очернить съезд можно только печалиться, особенно учитывая то, что вождь миссионэров - протодиакон Андрей Кураев - человек, безусловно, талантливый. Если бы он принес покаяние, исправил свои духовные недостатки и начал жить подлинной духовной аскетической жизнью в смирении, терпении, покаянии и любви, то, конечно же, он мог бы быть очень полезен Церкви, что я ему и желаю.

Непочтительные эпитеты, которые съезду дали миссионэры, неудивительны. Их миссионерские приемы не были приняты съездом. У них было два варианта реакции: либо принять критику, признать свою неправоту, покаяться и дать обещание исправиться, либо заявить о своей правоте, при этом всех критиков назвав "дураками". К сожалению, миссионэры пошли по второму пути, теперь они всячески поносят IV Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви, пытаясь его дискредитировать в глазах людей. Это естественная психология человеческой самости и оправдания своего греха.

Иерей Алексий Мороз, член правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, духовник Собора православной интеллигенции, член совета Общества православных психологов, специально для «Русской народной линии»

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

128. Как священник с диаконом ругаются.

Не есть сие дело разумное. Тем более они: ни тот ни другой не под запретом (клевета!). Тем паче один - главный миссионер, хотя и в диаконском сане; а другой миссионер поменьше, но в иерейском сане пребывающий. Так что ругань их: дело одного - защищать свой всероссийский статус, а другого - защищать честь и достоинство.

basil_ust / 31.03.2012 05:06

127. Re: Миссионэры против IV Всецерковного съезда

Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры

Александр / 09.12.2010 09:41

126. духовник Собора православной интеллигенции

Клириком какого храма является иерей Алексий Мороз?

Владимир / 01.12.2010 12:03

125. К п.122

Батюшка, пожалуйста внимательнее читайте. Я употребил не слово жестокость, а жёсткость, т.е. негибкость (и из-за этого и неадекватность, даже при наличии утверждающих, благих качеств). В практике сопровожения систем существует понятие "вживаемость" - это оценка возможности при приемлемых издержках довести систему из нынешнего уровня до проецируемого, с его преимуществами. С уважением Волька. PS. Кстати, это понятие очень бы неплохо применять и при всякого рода государственных изменениях (стоит ли, к примеру, менять режим, проводить кучу реформ, менять названия улиц или ведомств...)

Волька / 27.11.2010 07:48

124. Вольке

Но иногда священник говорит своему прихожанину, своему духовному чаду или собеседнику нет. Это он делает не из-за жесткости, бессердечия, а из-за любви к нему. Что бы остановить грех и беззаконие, предотвратить нравственную порчу. Потому что грех убивает.

123. Вольке

Слушайте, перестаньте нести чушь, в конце концов. Противно смотреть на Ваши истеричные комменты, более похожие на игру на публику. Прежде чем предъявлять требования к Телу Христову, попробуйте над своим поработать через послушание, например. Тогда и в душе смирение появится.

122. Вольке

Дорогой Волька, я так и не понял, я так не понял, что ты понимаешь под церковной жестокость. Церковь учить люби грешника, но ненавидь грех. Что бы быть отлученным от церкви, нужно очень постараться. Не понял, что ты понимаешь под высокомерием перед непосвященными. Священники стают на ущах, что бы обьяснить мирянам вероучение, азы духовной жизни, смысл и значение церковных таинств, богослужения и треб. В то же время очень снисходительны к немощам простых людей. Прояви и ты снисходительность к немощам попов.

121. Иерею Мотыке

Батюшка, жаль, что Церковь не выработала хоть и непростого, но всё же такого работающего в мирской практике механизма как структурирование: в основном функциональном звене работает жёсткий регламент, стыковочные же единицы работают соответственно возможностям и восприимчивости окружающей среды. Вроде тела дельфина. Попробуйте сделать корпус жёстким - скорость и манёвренность упадёт в несколько раз! Для чего Церковь работает - для себя что ли! Что же всех в поганые-то (непосвящённые) высокомерно и хладно отвергать своей губительной, БЕСПРОСВЕТНОЙ жёсткостью. Путь к сердцу - через сродство и сопереживание!

Волька / 26.11.2010 06:07

120. Вольке

Дорогой Волька, вопрос о богослужебном уставе имеет не теоретический, а сугубо-прикладной характер. В первую очередь он важен для священников, уставщиков и певчих, о чём мною было сказано ранее. Но вскоре он стает актуальным и для мирян. Непорядки и нововведения в богослужении начинают смущать церковный народ. Настойчивость в нововведениях приводит к расколам. Наиболее яркими из них, русский раскол 17 века, старокалендарный раскол в Греции, Румынии, Финляндии и Болгарии в 20-30 гг. 20 века. Одновременно с ним, русские обновленцы всколыхнули русский церковный народ. Мудрые архипастыри, никогда не настаивали на богослужебных нововведениях, как бы актуальными им не казались, если их не воспринимал церковный народ. По поручению Св. Синода епископ Сергий Старогородский, накануне революции отредактировал славянский перевод Миней. Церковный народ не воспринял эту редакцию. Будучи местоблюстителем Патриаршего престола, а затем патриархом даже не пытался внедрить эти Минеи в богослужебную жизнь церкви.

119. Вольке

Дорогой Волька, никто не сомневается в искренности вашей выстраданной веры. Но поймите и Анонима. Он либо священник, либо уставщик, либо опытный певчий. Представь себе, богослужение имеет многовековые установленные правила. Церковный устав не приемлемлет изменений даже в одном слове. Но вот приходит дерзкий мальчишка и творит в богослужении, что ему взбредет в голову. Как с таким служить. Самому не раз приходилось получать по шее из-за невнимательности со стороны более опытных батюшек и уставщицы. Спасибо им за науку. Иногда приходится совершать соборные службы, если каждый будет навязывать своё видение богослужебной практики, служба благополучно сорвется. Что бы этого не произошло существует богослужебный устав и богослужебные указания. В своей личной проповеди можешь поступать как хочешь, только руководствуйся принципом не навреди. Если ты православный христианин верь, как учит церковь, а не выдумывай новой веры. В духовной жизни руководствуйся советами духовника. У меня самого есть какой-то но небольшой личный опыт миссионерской работы, это и церковная проповедь и личная беседа и работа в провинциальном вузе. Волька будь немного терпимее к боли профессионалов. Мы же проявляем снисхождение и любовь к свом прихожанам и духовным чадам, хотя среди них бывают ещё те кадры.

Священник Алексий Мороз
Очень нужен церковный дождик
«Обращение к православному народу» священника Алексия Мороза и комментарий Анатолия Степанова
18.02.2016
«Это сатанинская диверсия»
Иерей Алексий Мороз о пагубности культа, основанного на серии книг «Гарри Поттер»
29.01.2016
«Это ужасающее событие для всего православного мира»
Иерей Алексий Мороз о решении греческого парламента, допустившего для содомитов возможность заключения т.н. «договоров сожительства»
24.12.2015
Все статьи Священник Алексий Мороз
ДелоРус и Александро-Невская Семья
Все статьи темы
Проблема Кураева
«В публикациях А.Кураева присутствует букет ересей»
Издание «Благодатный Огонь» просит Патриарха Кирилла и Церковный суд приобщить к делу бывшего протодиакона богословский разбор его статей
18.01.2021
«Я могу признать свою неправоту: я христианин и мне не зазорно каяться»
Андрей Кураев подал Святейшему Патриарху Кириллу прошение о проведении повторного заседания епархиального суда по вопросу о лишении сана
13.01.2021
Злобные игры еретиков
О попытке изменить дату Рождества Христова и умалить значение Божией Матери
12.01.2021
Кураев готов признать папские притязания патриарха Варфоломея?
Подлежащий извержению из священного сана блогер намекает на возможный уход к фанариотам
06.01.2021
Все статьи темы
Какой должна быть миссия
В социально-реабилитационном центре «Маячок» прошёл урок Рождества
Протоиерей Виктор Горбач рассказал воспитанникам центра о значении праздника Рождества Христова
13.01.2021
«Сирийские бойцы бились за освобождение святынь»
Депутат Сергей Гаврилов рассказал о бережном отношении к христианским святыням в Сирии
13.01.2021
«Мы рады, что наш проект нашел отклик у горожан»
В Магнитогорске начал работать Автобус милосердия
13.01.2021
«Я надеюсь, мы передали ребятам праздничное рождественское настроение»
В рамках акции «Сотвори своё Чудо» представители «Братства Александра Невского» и Сахалинского отделения ИППО посетили детский дом и библиотеку
11.01.2021
Подарки и продуктовые наборы для учащихся и детей из многодетных семей
Международный фонд славянской письменности и культуры проводит Рождественскую акцию в Касимове
04.01.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
А для чего вообще нужно государство?
Новый комментарий от Тюменец
22.01.2021 08:26
Будет атака на левом фланге
Новый комментарий от Тюменец
22.01.2021 08:23
«Навального нужно приголубить и принять в "Единую Россию"»
Новый комментарий от Игорь Бондарев
22.01.2021 07:51
Природы совершенство
Новый комментарий от Игорь Бондарев
22.01.2021 07:43
Факты из истории города на Неве
Новый комментарий от грешник Вова
22.01.2021 07:32
Кровавая индульгенция Черномырдина террористу Басаеву
Новый комментарий от Русский Сталинист
22.01.2021 07:23
Поступок не священника, а блогера и пиарщика
Новый комментарий от Ольга
22.01.2021 07:16