«Радостью Рождественского приветствия да просветятся сердца наши. Христос раждается, славите! Благодатная Вечность вошла в мир Рождеством Богомладенца Христа. Верой в любовь Христа Спасителя рождаемся мы в Вечность радости в Боге. И света Божественной Любви, объемлющей чад Божиих, не победить всеобщей злобе, восстающей ныне в мире на все святое. И не отпадем мы, дорогие мои, от дарованного нам Рождеством Христовым сыновства Богу, и станем ныне сугубо воинами Царя Небесного, воинствуя за Церковь Православную, за доброту, милосердие и любовь. Мужайтесь, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. С нами Бог! Да не оставит нас милосердие Спасителя нашего ни в сей жизни, ни в будущей. С любовью о Христе Ваш Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)» /Рождество Христово, 1993 год/
Это наставление в канун Светлого праздника почти через 30 лет становится для всех нас особенно актуальным и насущным. Оглянитесь по сторонам, прочитайте новостные, почти уже фронтовые сводки, и вы согласитесь со мной. Предчувствие великого для всего христианского мира Праздника, Начала Начал, постарался передать здесь. https://vk.com/wall255057827_26592
На праздничное Всенощное богослужение я приехал в один уютный приморский городок на Кубани, где есть замечательный церковный приход, который особенно дорог мне своей почти домашней атмосферой и трепетным отношением настоятеля к каждому из прихожан, от млада до велика. После службы нас ждала приятная неожиданность: все получили вкусную шоколадку, оформленную соответствующим духу праздника образом. Небольшой подарок от души всегда приятен и важен.
Видео, записанное сразу по выходу из храма под праздничный колокольный звон, позволяет в полной мере ощутить радость и торжество всех собравшихся на праздничной литургии во имя Господне о свершившемся вновь Богорождении. https://youtu.be/k30N-6HVAsc Неужели дожил, неужели свободен?.. Рождественская колядка, исполненная на десяти языках мира, здорово дополняет то, еще не затертое рутиной повседневности, настроение! Чувственное мелодичное отображение радости сопричастности к произошедшему ключевому моменту в истории христианства очень глубоко и проникновенно смог отобразить хор «Harpa Dei», состоящий из четырех братьев и сестер, как по крови, так и по духу: Николая, Лючии, Мари-Элисе и Мирьяны Герстнер. Они родились в Германии, выросли в Эквадоре. Решили собрать и спеть самые красивые, звучные и мелодичные песнопения из разных христианских традиций, чтобы прославить Бога и, с другой стороны, передать Его красоту, которая так ярко сияет в духовной музыке и песнопениях. Эта песня записана в декабре 2020 года. https://youtu.be/fxCsufYc90I Название ее «Maranatha» (Мара́н-афа́» или «Мара́н Афа́»). С арамейского языка … (моран-это) – фраза на сирийском диалекте арамейского языка (Пешитта), которая употребляется один раз в Новом Завете как транслитерация, а также в книге «Дидахе» (маран-ата), «Господин наш пришел», как транслитерация, являющаяся частью собрания книг апостольских. Книга «Дидахе» или Учение Господа, переданное через апостолов – один из древнейших памятников христианской литературы, написанный предположительно в Сирии в 60-80 годах Рождества Христова со слов самих свидетелей Иисуса – святых апостолов. Позднее она была утеряна и вновь обретена лишь в 1873 году в одной из Константинопольских библиотек. Фраза «Maranatha» переведена на греческий язык как «Ей, гряди, Господи Иисусе!».
На праздничной Рождественской литургии много моментов из недавнего прошлого заново прожил и прочувствовал, вспоминая свои попытки понять и принять неизбежность данного мне Креста арестанта, которого всеми силами администрация «исправительного» учреждения пыталась сломать и запугать. Серьезные размышления открыли мне глубинные смыслы празднества именно здесь: до, во время и после праздничного Всенощного богослужения в этом замечательном храме. Последние несколько месяцев после длительного заключения для меня все как будто впервые. Вот и это Рождество Христово первое на свободе за 4 года! Данный факт всколыхнул в душе массу переживаний и воспоминаний пока я был сопричастником соборной молитвы в такую значимую для каждого христианина ночь.
Хотя и в нашей приморско-ахтарской колонии стоит замечательный намоленный арестантами храм, где было ЧТО ощущать и переживать с особенной силой касательно выбора пути христианина и принятия христианского долга служения людям вне зависимости от места пребывания, но после длительного заточения, на свободе, на редко мерзнущей зимой Кубани многие вещи видятся совсем иначе.
Стояние всякий раз на молитве, даже если мы не готовы к исповеди и/или принятию Святых Христовых тайн, ко причастию, неизбежно побуждает нас к поиску причин своих греховных поступков, как минимум, с момента предыдущего посещения храма и, как следствие, желание пересмотреть (и изменить) свою жизнь. Так происходит с каждым, кто склонен не просто «отметиться» своим присутствием на богослужении, а искренно пытается двигаться по пути личного душеспасения. Как тут не вспомнить замечательный стих «золотого голоса» русской романтической поэзии XX века Федора Ивановича Тютчева «Наш век»:
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует...
Он к свету рвется из ночной тени
И свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит...
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры, но о ней не просит...
Не скажет в век, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит пред замкнутою дверью:
"Впусти меня! – Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..."
О многом думается и вспоминается каждому из нас, стоя на литургии в храме. Святые отцы предостерегают от отвлечения на любые темы в моменты нашего внутреннего молитвенного делания, творения так называемой умной молитвы. https://ruskline.ru/analitika/2017/06/05/trezvost_i_trezvenie Что келейно, что соборно. Увы, далеко не всегда получается сосредоточиться. Так произошло и на этот раз. Прости меня, Господи! В любом случае душеполезное истинно глубинное Богопознание возможно лишь здесь, в лоне Православия со всеми его историческими, культурными и духовными корнями, крепко проросшими в русскую душу за более чем тысячелетнюю историю со времен Крещения Руси. Как и следование призывам священника к искреннему покаянию, творению сугубо добрых дел Любви и созидания всего сущего, исправлению наших исковерканных окружающей реальностью и внутренним нестроением душ, подаваемым во время проповеди во время божественной литургии.
Велика сила слова! Особенно когда произносится оно от всей души с амвона так сильно радеющим о нас пастырем. Еще весомее для многих слово архипастыря, произнесенное в первую очередь по сути происходящих вокруг нас событий, а, во-вторых, той фигурой, личностью, что несет в себе действительно яркое горение души, сердца во имя нашего с вами душеспасения и имеет твердое, непоколебимое духовное основание своей пламенной веры. Таково архипастырское послание ко дню Праздника Рождества Христова верным чадам Сиракузской и Троицкой епархии Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) архиепископа Аверкия (Таушева) от 25 декабря 1968 года. Очень многое оно разъясняет нам, нередко забывающим в суете сует главное, что надлежит помнить о рождении, Рождестве Господа нашего Иисуса Христа и как правильно понимать и применять в своей жизни христианина суть события Богорождения. Архиепископ Аверкий (1906–1976) стяжал дар духовного рассуждения, дар различения духов, что позволяло ему безошибочно обнаруживать и обличать самые утонченные духовные подделки и соблазны, которыми переполнен современный мир. Книга знакомит читателя с его жизнью, воспоминаниями и наставлениями. Его предостережения имеют непреходящий характер. Выборочно из той проповеди:
«Вот и вновь дожили мы, милостью Божиею, до этого великого и радостного дня, возлюбленные о Господе братие и сестры, когда в ушах наших и в сердцах наших с особою внутреннею силою звучат слова этого дивного ангельского песнопения, помогая нам отвлечься от окружающей нас мрачной действительности.
Ведь это – день, которого тысячелетиями с нетерпением ожидало все человечество!
Совершилась «велия благочестия тайна» (1 Тим. 3, 16): Бог явился на земле во плоти и вселился между людьми. Произошло это как раз тогда, когда человечество уже отчаялось в своем спасении. Жизнь на земле уподобилась аду кромешному. Дошедшие до полного безверия, падшие во глубину разврата и разочаровавшиеся во всех своих недавних идеалах люди отчаянно метались, утратив всякий смысл и цель жизни, и находя единственный выход из своего мучительного гнетущего состояния лишь в самоубийстве. Лучшие люди того времени буквально задыхались в этой ужасающей атмосфере нравственного растления и громогласно заявляли, что жить так дальше нельзя, что нет спасения человечеству, если Сам Бог не сойдет на землю и не научит людей, как они должны жить, чтобы не погибнуть окончательно.
И вот тогда-то, когда люди поняли, что они безсильны помочь сами себе, что одними своими силами они не в состоянии ничего доброго сделать и что жизнь без Бога, без общения с Ним, и без исполнения Его воли становится настоящим адом, в котором невозможно жить, – тогда, по благоволению Отца Небесного, Сын Божий сошел на землю и стал человеком.
Для чего же, собственно, пришел на землю Сын Божий?
Он пришел, как учит нас о том Слово Божие, – “вражду убить” (Ефес. 2, 14-18) и “благовестить мир нам” (Ефес. 2, 17), то есть: примирить падшего грехом человека с Богом и со своей совестью, возвратив ему благоволение Божие и примирив его с другими людьми.
Явившись в мiр как раз в то время, когда человечество сознало свою безпомощность, свое безсилие устроить свою жизнь на земле, и в самой обстановке своего рождения дав нам образец смирения, Господь-Спаситель посрамил нашу человеческую гордыню, губительный дух коей возобладал в людях со времени их отпадения от Бога и вступления в союз с противником Божиим — диаволом, отцом и основоположником всякой гордыни и всякого зла. Господь открыл нам, что все наши беды и несчастия, всё нестроение нашей земной жизни происходят не от чего другого, как от бесовской гордости. Эта гордость побуждает человека дерзко возставать против Бога и враждовать друг против друга. Вот где источник той взаимной зависти, той ненависти, злобы и окаменения сердечного, которые так омрачают человеческую жизнь и так терзают сердца людей, вызывая столько бедствий и страданий!
Безконечно Милосердный и Человеколюбивый Господь не мог терпеть, видя, как возлюбленное творение Его, человек, погибает в этих нестерпимых узах вражды, мучим от диавола. И вот Он сошел на землю, чтобы “благовестити мир нам, дальним и ближним” (Ефес. 2, 17). Преславное Рождество Его на земле знаменовало, что прекращается отныне средостение вражды между Богом и человеком, воздвигнутое грехопадением наших прародителей, что с сего времени мы уже — не презренные падшие рабы, озлобленные на Бога и друг на друга, но сыны Божии и наследникиоткрытого Им для нас Царствия Божия Иисус Христом (Гал. 4, 7), а друг другу – братия.
Вот почему сегодняшний день есть день несказанной милости Божией к падшему человеку, день мира и благоволения — день душевной отрады и сладостного отдохновения для измученных враждою сердец.
Христос пришел к нам не с какою-либо иною целью, как именно для водворения мира на земле и благоволения в человеках.
Почему же мы не видим этого теперь?
Почему все еще так сильна злоба и нет благоволения в душах людей?
Только потому, что не хотят современные люди становиться истинными христианами, и сыновству Богу предпочитают содружество с диаволом. Не хотят стать “сынами света”, а остаются “чадами тьмы”.
Бог сделал для нас все: Сына Своего Единородного не пощадил ради нас, но обрек Его на все лишения, муки и страдания бренного земного существования, вплоть до страшной поносной смерти на кресте, — только, чтобы спасти нас от власти диавола.
А мы? Отзываемся ли мы ответною любовью на такую безмерную любовь Божию к нам?
В прошлом, а особенно в первые века христианства, многие сонмы истинных христиан откликнулись на эту любовь Божию и обрели этот мир Божий, став, как мы их называем, “святыми угодниками Божиими”.
Совсем иное происходит теперь. Человечество вновь безумствует. Сознав однажды, казалось бы, раз навсегда, свою полную несостоятельность, свое безсилие устроить свою жизнь без Бога и вкусив всю сладость жизни в Боге, в лице многих своих представителей, современные люди, в своей дьявольской горделивой самонадеянности, мечтают создать общее благополучие и благоденствие помимо Бога. Но что еще хуже, что еще страшнее, – и косвенно и прямо идут на служение самому сатане, в какой-то наивной надежде, что он обезпечит им мирную и счастливую, полную сытости и довольства, безмятежную жизнь на земле – “земной рай”, вместо рая небесного. Мы ясно видим, к чему это приводит безумных, зарвавшихся в своей слепой гордыне людей: жизнь на земле вновь становится похожей на тот подлинный ад, который был пред Рождеством Христовым, но все это теперь гораздо хуже, ибо вдохновляется сознательным богоборчеством, и человечество заходит уже в безвозвратный нравственный тупик, из которого нет выхода.
Самое ужасное в наше время – это дошедшая до крайних пределов ложь и лицемерии. Громогласно кричат о “мире всего мipa”, но призывают не к миру с Богом и своей совестью, что одно только и может дать истинный мир, а к миру с сатаной и его приспешниками и служителями, которые готовят под лукавым именем “Царства Божия на земле” устроение царства Антихриста. И это делают люди, еще называющие себя “христианами” и даже имеющие ранг христианских священнослужителей. Они призывают всех к миру с гонителями и разрушителями Церкви Христовой, с насадителями нечестия и разврата, с еретиками и лжеучителями всякого рода, которые растлевают умы и сердца людей, с блудниками и прелюбодеями, грабителями и убийцами, — но в то же самое время, как это ни странно, возбуждают вражду и непримиримость к истинным христианам, ко всем стремящимся жить по-христиански и соблюдать заповеди Божии и установления св. Церкви. И все это — на почве одного лишь самолюбия, тщеславия и гордости, руководясь низменными чувствамизависти и своекорыстия, что и вскрывает истинную природу таких стремлений, вдохновляемых, конечно, никем иным, как противником Божиим и врагом человеческого спасения диаволом.
Зрелище современной жизни – зрелище поистине страшное!
Но теперь уже не придет Господь спасти нас, как Он сделал это однажды и раз навсегда, сказав тогда: ”не приидох, да сужду мiрови, но да спасу мiр” (Иоан. 12, 47).
Теперь Он придет во второй раз “судити мipу всему”.
Это Второе Пришествие Христово будет совершенно отлично от Первого: это будет уже не благостное снисхождение Божие к несчастным, отчаявшимся в своем спасении людям, не знающим Бога, а Страшный Суд над беззаконными гордецами, ведущими Бога, но сознательно и дерзко отметающими спасительные законы Его. Это будет последний и окончательный суд над упорствующей во зле, непокорной и ни перед чем не склоняющейся, безчувственной к любви Божией осатаневшей человеческой волей, добровольно обрекшей себя на вечную погибель.
Вот почему в эти светлые дни празднования Рождества Христова св. Церковь возводит нашу мысль ко Второму Пришествию Христову, и от лица каждого из нас молит Христа: “Во Втором Твоем, Христе, Пришествии, сожителя десным мя причти овцам Твоим, Твое чтущаго во плоти пришествие” (9 п. трипеснца 20 дек.).
И наш священный долг, братие и сестры, празднуя сегодня Первое Пришествие Господа в мiр, “нас ради человек и нашего ради спасения”, неустанно помышлять о приближающемся Втором Его Пришествии, когда каждый из нас или прославится или постыдится. В этой постоянной подготовке себя ко Второму Пришествию Господню и заключается смысл и назначение этой временной нашей земной жизни. Мы должны быть готовыми встретить Господа, Грядущего “судити живым и мертвым”, не с животным страхом перед ожидающей нас грозной карой, как презренные рабы, не сотворившие воли своего Господина, а с радостью и любовью, как верные сыны, ибо, согласно учению Слова Божия, со времени Первого Пришествия Господа в мiр и совершенного им великого подвига искупления человечества, мы – уже не рабы, но сыны, а если сыны, то и наследники Божии Иисус Христом (Гал. 4, 6-7).
Сей радости да сподобит всех нас Всемилостивый Господь, и “мир Божий, превосходяй всяк ум” (Фил. 4, 7) да вселится в сердца наши!
Со Светлым Праздником, сердечно приветствую Вас!»
Источник: Архиепископ Аверкий (Таушев) «Современность в свете Слова Божия», Слова и речи. Том II (1961 – 1968 гг.): типография прп. Иова Почаевского, Свято-Троицкий Монастырь, Джорданвилль, 1975 г. Электронная версия
Путь владыки к Богу был наполнен скитаниями в эмиграции, тернист и многотруден. Об этом можно узнать из его биографии, с которой мне удалось ознакомиться в библиотеке храма колонии, где Господь отмерил мне провести после 18 месяцев в СИЗО еще 15 с лишним месяцев. Пройдя жизненные испытания на прочность и крепость духа, в 1953 году он был рукоположен в сан епископа Сиракузского и Троицкого (США). Через семь лет стал настоятелем Свято-Троицкой обители в американском Джорданвилле, а еще через год получил сан архиепископа. В 1964 году его включили в состав Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, где владыка продолжил честный труд во благо Православной Церкви.
Книги архиепископа Аверкия (Таушева) «Четвероевангелие» и «Апостол» по сей день остаются лучшим пособием по Новому Завету для студентов духовных учебных заведений. Простота и ясность изложения, сочетаемая со строгой церковностью подхода, опорой на всю полноту святоотеческих толкований и высоким научным богословским уровнем, сделала эти учебники незаменимыми не только для семинаристов, но и для всякого, кто стремится к лучшему пониманию евангельских текстов.
Покаянная песнь из кинофильма «Остров» на стихи отца Николая Гурьянова здесь краткое, но очень емкое и важное дополнение к его приведенной выше яркой, озвученной с амвона «горящим сердцем» проповеди. В исполнении церковного хора «Вера» звучит проникновенно, освежая и пробуждая душу к покаянию и очищению. См. по ссылке. https://youtu.be/pGL8JoNPnkY
А Рождество никто не отменял
И нет такой на этом свете власти!
И как бы здесь COVID не бушевал,
Рождение Христа для мира – счастье!
А Рождество – подарок на века!
Хоть как бы силы тьмы ни бунтовали,
Закрыть желая души и сердца,
Чтоб люди о Спасителе не знали».
Давайте не будем забывать об этом, дорогие мои люди! Мысль доведена до логического завершения в полной версии стихотворения, что называется, на злобу дня, но тем не менее праздничного, Рождественского. https://stihi.ru/2021/12/24/8320 На слова из него снято замечательное видео, с которым можно ознакомиться по ссылке. https://youtu.be/NSN8K2h0Ex4
С Праздником! Христос народился, славьте! И в этом Вселенском событии наша с вами надежда на возможность личного душеспасения. По России ситуация очень тяжелая и дело далеко не в острой эпидемиологической ситуации с распространением новых штмаммов COVID-19. Есть масса иных остронасущных проблем, к сожалению, оттеняемых все более нарастающими невротическими переживаниями наших соотечественников вокруг этой темы. Все зависит от нас. Как бы ни кричали сектанты и раскольники со всех сторон, что мы живем уже в апокалиптические времена и вакцина от коронавирусной инфекции – «печать антихриста», спасем себя и вокруг нас спасутся тысячи. Это и есть призвание каждого христианина. Значит, последние времена в ближайшей перспективе не настанут и у последующих поколений сохранится и возрастет шанс построить крепкую, стабильную, динамично развивающуюся и процветающую Россию.
Николай Владимирович Каклюгин, врач психиатр-нарколог, кандидат медицинских наук, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае