Для пояснения представляют особый интерес результаты нейрофизиологического исследования изменения функционального состояния головного мозга при христианской молитве [9]. С помощью электроэнцефалографических исследований (далее - ЭЭГ) было показано, что переход в состояние сосредоточенной молитвы сопровождается выраженным подавлением амплитуды быстрых ритмов электроэнцефалограммы (a и β) с глубокой перестройкой биоэлектрической активности коры головного мозга в сторону ее временного понижения. Полученные результаты позволили говорить о выраженном обратимом снижении уровня кортикальной активности мозга испытуемых в состоянии христианской молитвы, энцефалографический портрет которого резко отличается от обычной структуры ЭЭГ в состоянии бодрствования. Касаясь эффекта подавления быстрых ЭЭГ-ритмов, авторы исследования отметили, что православные священники пользуются особой дыхательной техникой, которая служит одним из необходимых условий молитвенного сосредоточения: на каждый вдох при мысленном произнесении молитвы приходится определенное число сердечных сокращений. Это техника творения молитвы из практики монахов-исихастов.
Следует отметить, что в Православии не существует психофизических техник, как, к примеру, в йоге или иных восточных духовных системах, но для лучшего понимания психологических и психотерапевтических направлений, возможных к использованию в православно ориентированных реабилитационных организациях важное значение имеют данные, приведенные специалистом в области философской антропологии и религиозной философии, профессором философии Института философии Российской академии наук, директором Института синергийной антропологии, доктором физико-математических наук С.С. Хоружим [1]. Автор анализирует особенности древней православной духовной аскетической практики, берущей начало с эпохи первых отцов-пустынников, то есть с IV века - исихазма (от др.-греч. ἡσυχία, "спокойствие, тишина, уединение"), ядро которой составляет выработанное и хранимое ею особое духовное искусство - школа "умной молитвы", или "умного делания".
Совершенно естественно, что возникающее в результате духовное умиротворение затрагивает психосоматическую сферу и периферические признаки этого процесса фиксируются нейрофизиологическими исследованиями.
Опираясь на результаты предыдущих исследований [6], ученые предположили, что происходящее в состоянии молитвенного обращения к Богу изменение частоты сердцебиений и урежение числа дыхательных движений создает предпосылки для подавления высокочастотной электрокортикальной активности. Однако, учитывая воспроизводимость и устойчивость всей совокупности признаков исследуемого ЭЭГ-проявления, этот фактор рассматривался исследователями как дополнительный. По мнению авторов исследования, в состоянии глубокой молитвы деятельность коры головного мозга как бы минимизируется, за счет чего молящийся освобождается от невротизирующих переживаний.
При этом отмечается, что анализ данных, полученных ранее при исследовании особых состояний сознания другого рода, обнаружил качественно иную картину изменения электроэнцефалограммы. Так, например, при сеансах медитации, практикуемой в восточных духовных практиках, наблюдалось увеличение индекса быстрых частот ЭЭГ, а при особых состояниях у лиц, относящих себя к категории "экстрасенсов" - увеличение a-индекса. По литературным данным, изменение состояния сознания экстрасенсов может в ряде случаев сопровождаться и усилением амплитуды q-волн [5], однако, в противоположность этим наблюдениям, при христианской молитве деятельность мозга не была сопряжена ни с возрастанием абсолютного значения спектральной мощности медленных кортикальных процессов, ни с ростом высокочастотных компонент ЭЭГ.
Наконец, в этом ряду авторы исследования упоминают и факты сходного изменения частотной структуры кортикальной активности у экстрасенсов в состоянии пассивной медитации [5]: однако, подобные эффекты всегда сопровождаются четко выраженной межполушарной асимметрией, чего не наблюдалось в данном случае. Единственным известным исследователям аналогом электрофизиологической активности мозга при молитве стали данные, полученные при электроэнцефалографическом исследовании "феномена ясновидения" - внесенсорного восприятия информации о дистанционно удаленных зрительных образах [2], при котором фиксировались характерное снижение амплитуды a-ритма и признаки повышения лимбико-стволовой активности головного мозга.
С точки зрения авторов состояние человека, погруженного в процесс творения молитвы, адресуется базовым, то есть эволюционно первичным механизмам перцепции в многоуровневой структуре сознания, находящимся в тесном взаимодействии с эмоциогенной системой мозга. Особая когнитивная роль таких состояний в полной мере проявляется в том, что в возрасте до 5 лет, когда закладываются основы общения ребенка с близкими ему людьми и формируются бессознательные компоненты его религиозного мировосприятия, устойчиво доминирует медленная электрокортикальная активность. Более поздние уровни сознания связаны с формированием более высокочастотных ритмов мозга. Эти известные факты указывают на то, что низкочастотный диапазон ЭЭГ действительно несет отпечаток важных "архетипических" аспектов общения и обмена информацией человека со значимыми для формирования его личности субъектами и символами мира [10].
Следовательно, делают вывод авторы проведенного исследования, при правильно проводимом молитвенном упражнении деятельность головного мозга молящегося соотносится с наиболее ранним уровнем человеческого сознания, возникающим задолго до социализации субъекта. При этом важнейшие функции должен выполнять соответствующий данному уровню сознания диэнцефальный уровень эмоциогенной системы мозга [8, 9]. Данный вывод независимо подтверждается анализом перестройки спектра ЭЭГ с позиций современных представлений об общих законах иерархической самоорганизации сложных систем, к которым относится и мозг [7]. Согласно этим представлениям, наблюдаемое возрастание процентного содержания в ЭЭГ низкочастотных колебательных процессов указывает на функциональную перестройку нейрональных связей с переходом лидерства по иерархии к низкочастотным регуляторным процессам подкоркового уровня.
Таким образом, следует полагать, что в психофизиологическом отношении православная христианская молитва относится к классу особых физиологически нормальных состояний головного мозга, связанных с необходимостью реализации трансцендентных форм восприятия при религиозном общении и несовместимых с обычным состоянием сознания взрослого человека.
По наблюдениям исследователей, испытуемые адекватно воспринимали все происходящее вокруг них и в любой момент могли выйти из состояния молитвы. Этот факт дает основание рассматривать изучаемое состояние в ряду известных как своеобразное проявление деятельности активного сознания, отличающееся от обычного бодрствования сниженной амплитудой быстрых электрокортикальных процессов и доминированием медленных ритмов. Бодрствование и быстрый сон нередко рассматриваются как взаимодополняющие состояния, сходные по ЭЭГ-картине и отличающиеся уровнем активности сознания. Однако, режим деятельности коры, при котором наблюдалось бы сохранение функций сознания при доминировании медленной ЭЭГ-активности, до сих пор не был описан в литературе. Именно такими свойствами обладает изученное психофизиологическое состояние, которое закономерным образом оказывается на месте состояния, комплементарного медленному сну. Такое функциональное состояние головного мозга во время молитвы было обозначено авторами исследования как состояние "медленного бодрствования".
Если сопоставить это определение со святоотеческим понятием трезвения как "собрания себя в одно место", "самособрания", "собрания внутрь", то можно утверждать, что христианская молитва способствует вхождению человека в состояние трезвения. Трезвение есть духовное бодрствование, когда человек трезвится, то есть стоит на страже своего ума, при этом находясь во "внутрь-пребывании" по святителю Феофану Затворнику [3].
Трезвение - вот правильное определение того качества, которое должен воспитывать в себе истинный христианин. Это христианская добродетель, заключающаяся во внимательном отношении к духовной жизни, то есть в хранении себя от греха при непрестанном обращении к Богу. Кстати, изначально, в дореволюционной России, трезвенническое движение в своей работе руководствовалось не стремлением к обретению трезвой жизни. Ведь это лишь возможность, способ достижения трезвения. Основной целью здесь определялось именно трезвение как единственно возможный путь к Богопознанию. Трезвость - это устойчивое качество личности, состояние, которого можно достичь: вначале трезвости телесной, затем - трезвости сознания. Трезвость - здравомыслие, свобода от зависимостей. Трезвение - гораздо более емкое понятие. Это состояние сознания, при котором человек мыслит, чувствует, действует ответственно на основе норм и ценностей христианской традиции. Это устойчивость личности к социальным порокам, своеобразный духовный иммунитет, который создается и сохраняется на основе христианских идеалов, убеждений и опыта жизнестроительства. Трезвение, понимаемое во всей совокупности своих аскетических приемов и средств, обеспечивает приобретение и сохранение той самой "чистоты сердца". Сущность его в том, чтобы не допускать лукавые помыслы в сердце. В сердце, согласно православной аскетике, должен находиться только ум, а не помыслы. И хранение сердца - главный подвиг аскета. Сердца не как физического органа, а как духовного и психического центра. Именно сердце и только сердце является основным центром христианской аскезы [4].
Более подробно обо всем этом здесь: http://www.narkotiki.ru/5_42994.htm и здесь: http://www.narkotiki.ru/5_43102.htm
Детали исследования в видеосюжете телеканала ТВЦ по ссылке https://youtu.be/Lavykfrl6qc
Литература:
1. Богданова О.А. Исихазм сегодня. Интервью с проф. С.С. Хоружим. [Электронный ресурс]. URL: http://www.taday.ru/text/327756.html
2. Васильева Г.Н., Лытаев С.А., Хлуновский А.Н. Исследование информационных процессов между субъектами // Парапсихология и психофизика, 1993. - №2. - С. 35
3. Затворник Феофан, свят. Страсти и борьба с ними. Выдержки из творений и писем. (5-е издание). М.: Даниловский благовестник. 2008. - 328 с. [Электронный ресурс]. URL: http://pravoslavnoe.ru/izdatelstva/28/
4. Зенько Ю.М. Современная психология и святоотеческий духовный опыт //Служба практической психологии в системе образования. Вып. 9. - СПб., 2005. - С. 105-110
5. Лебедева Н.Н., Добронравова И.С. Организация ритмов ЭЭГ человека при особых состояниях сознания // Парапсихология в СССР, 1992, №1, С. 27
6. Мелейковский Б.Ю., Слезин В.Б., Веревкина С.В. Анализ нейрональных процессов в активирующих системах крысы при выработке инструментального оборонительного рефлекса // Журнал высшей нервной деятельности, 1989, Т. 39, №2, С. 278
7. Музалевcкая Н.И., Урицкий В.М. Стохастические методы функциональной диагностики и коррекции в медицине // Телемедицина: новые информационные технологии на пороге XXI века. Спб: Анатолия, 1992. - С. 209.
8. Слезин В.Б. Эмоциогенные системы мозга и управляемое поведение. Автореф. док. дисс. Л., 1989. 36 с.
9. Слезин В.Б., Музалевская Н.И., Урицкий В.М.. Рыбина И.Я. Изменения функционального состояния головного мозга при христианской молитве. //Независимый психиатрический журнал. - 1999. - IV. - с. 28-32
10. Mas F., Prichep L.S., John E.R. et al. Neurimetric quantitative electroencephalogram subtyping of obsessive compulsive disorders //Imaging of the Brain in Psychiatry and Related Fields / Ed. Maurer K. Berlin: Springer-Verlag, 1993, P. 277
В ближайших номерах журнала «Наркология» ожидается публикация развернутого материала о различных моделях лечебно-реабилитационных программ для химически зависимых лиц, включая духовно-ориентированное направление и данные исследования.
Источник: https://vk.com/nkaklyugin?w=wall255057827_9213