Учитель с перебитыми руками

Мнение педагога и ученого

Александр Сергеевич Пушкин  Русская школа  Закон об Образовании в РФ  Основы православной культуры  ЕГЭ 
1 Александр А.Б. 
1514
Время на чтение 19 минут
Фото: П.Бачевская-Беляева. Учительница

Как-то встретилась мне великолепная по содержанию и жгучей актуальности статья А. Бессарабовой в «Новой газете» под броским названием «Чего ждать от учителя с перебитыми руками». Привлекло не только сильное метафорическое её название, но прежде всего поставленные в ней важнейшие вопросы, связанные с современной образовательной системой в России.

Сегодня методологи, теоретики образования, всевозможные репетиторы и психологи, педагоги высшей и средней школы активно включились в обсуждение печальных последствий проводимых школьных реформ, нескончаемых либерально-образовательных новаций последнего времени, внедряемых напористо, жёстко, беспрекословно. Горячо спорят в социальных сетях об этом и родители учащихся средней школы, резко критически обсуждая содержание школьных программ и откровенно низкий уровень знаний выпускников, которые, обладая мизерными, мягко говоря, познаниями, между тем смело и весьма самонадеянно устремляются покорять вузы и техникумы, пополняя число столь же малообразованных студентов, чтобы потом в свет явились соответствующие невежественные специалисты…

Педагоги неустанно комментируют сезонный креатив чиновников Минобра РФ, поминая недобрым словом бывшего главу ведомства Дмитрия Ливанова, который громогласно заявил, что в России вводится национальная система оценки качества образования (дескать, дабы учащиеся не нуждались более в репетиторах)…

И смех, и грех! Не секрет, институт репетиторства нынче тотально охватил почти всех будущих выпускников школ, удивляюсь, как же далеки от реальной жизни народа и бывший министр Минобра Ливанов, и вся многочисленная рать подопечных чиновников ведомства!.. То ли они совсем незрячие и посему рассуждают столь наивно - примитивно, то ли преднамеренно вешают людям лапшу на уши, но их непрофессиональные, нередко абсурдные идеи и, главное, их повсеместное насильственное внедрение в лучшем случае вызывают недоумение и горький саркастический смех, а в худшем неудержимое желание удалить этих канцелярских болтунов из своих тёплых насиженных кресел, как больной зуб, и не вспоминать об их никудышных образовательных новшествах, как страшный сон… Но, увы, это никакой не сон, а наше всеобщее несчастье, горькая явь того, до какой катастрофы можно довести школьное образование в стране, бездумно (или злонамеренно?..) насаждая безостановочные реформы в ущерб и средней школе, и будущему всей страны.

Увы, не перевелись подобные горе - новаторы и в наши, «послеливановские» дни. К примеру, глава Рособрнадзора Сергей Кравцов сообщил журналистам вроде бы благую весть о формировании национальной системы учительского роста. Правда, чётко не разъяснив, что же конкретно подразумевается под «национальной системой» данного роста, какое содержание включает в себя это методологическое понятие.

Если имеются в виду нетленные традиции классического российского образования, заложенные ещё Ушинским и другими знаменитыми русскими подвижниками, то это было бы замечательно, поскольку великие педагоги никогда не отделяли образование от морально – этического и нравственного воспитания подрастающего поколения. Однако о них глава Рособрнадзора почему-то ни словом не обмолвился, будто давая тем самым понять, что под национальной системой учительского труда подразумевается нечто другое, весьма отличное от якобы изрядно «отживших», «замшело - устарелых», консервативных понятий и представлений…

Между тем сами учащиеся средних школ ничего не пишут на форумах о бесконечных реформах, экзаменах и неустанной борьбе взрослых за их знания. Потому что те, кто может грамотно владеть пером, от всего устали, а основная масса школьников не хочет ни о чём ни писать, ни думать. Для них есть интернет, который зачастую заменяет им головы, мысли и чувства, за них думает и всё быстро решает, навязывая свои стереотипы, лишённые глубины мысли и пламенного чувства.

«Есть ощущение тотального дисконнекта и нездоровья. Родители не выполняют своих функций. Школа не выполняет своих функций. Приходит репетитор, пытается что-то сделать – и терпит поражение… Дети не умеют связывать информацию, сравнивать, обобщать, применять известное для выяснения неизвестного. Минимальная трудность приводит их в нерабочее состояние…» - с понятной горечью пишет А. Бессарабова. При всём желании с ней трудно не согласиться.

«В ближайшее время я прекращаю работу со школьниками, надоело сражаться с ветряными мельницами», - опубликовала в интернете московская преподавательница, автор известного проекта об изучении английского языка «HowtoKnowHоw» Мария Ковина-Горелик.

Профессиональный переводчик высокого уровня, в течение ряда лет она успешно даёт частные уроки английского языка старшеклассникам и воочию видит, как на ребят безжалостно давят безмерно обожающие своих чад мамы, папы, педагоги и все, кому только не лень. По её наблюдениям, учитель вольно или невольно утрачивает своё прежнее человеческое обаяние и высокий профессиональный и общественный статус, превращается в жёсткую, несговорчивую контролирующую персону, некоего жуткого монстра, словно свалившегося с неба на бедных детей, не знающих нормального радостного детства…

Цель такого «силового» обучения только одна - конечный, заранее чётко планируемый результат: устроить вконец измученное чадо в престижный вуз или в любое «подходящее» высшее учебное заведение, желательно с военной кафедрой, а не обучение в самом широком смысле слова, органично связанное с воспитанием, что лежало, напомним, в основе методологии старой русской классической системы образования.

Что же касается старшеклассников мужского рода на выпуске, то тут немалую роль играют весьма серьёзные тревоги и деяния озабоченных родителей, чтобы их «кровинушка», упаси Господь, в случае роковой неудачи не «загремел» на службу в армию, которая, согласно их просвещённому мнению, не только не делает из юношей крепких, сильных и волевых мужчин, как ещё твёрдо считалось в недавние времена, но и якобы «беспощадно губит и калечит всю их последующую жизнь»…

О расценках репетиторов за оказываемые услуги говорить не стану - это коммерческий «секрет полишинеля», зависящий от многих обстоятельств, известный, может быть, лишь строго бдящим своё законное дело налоговым службам. Ясно лишь одно – денег ради успешной подготовки и достижения заветной цели родители своих любимых чад не жалеют, если, конечно, они у них есть. Ну а те выпускники школ, чьи родители победнее, пусть поучатся шагать в строю в армейских сапогах.

Многострадальные ученики так перегружены и психологически напряжены, что порой неспособны должным образом воспринимать даже речь взрослых дядей и тётей, вольно-невольно видящих в своих юных питомцах не более чем натаскиваемый «объект» для скорейшего набивания нужных для вуза знаний. Поистине, цель оправдывает средства.

- Наши разговоры о неудержимой природной детской любознательности, поддержании в них интереса к наукам – миф. Ребёнок любознателен, когда он растёт в комфортном микроклимате, окружён вниманием и не подчинён огромному количеству правил, - полагает Ковина-Горелик. – Если он задёрган и переутомлён, бессмысленно размахивать перед его носом учебниками».

Понятно, что такое мнение далеко не единственное, много кто считает, что «за 11 лет школа вытравливает внутри детей такие колеи», которые потом ничем не исправить…

Как бы то ни было, общепризнанным фактом стало то, что в стране катастрофически падает уровень среднего образования (о подобных специфических явлениях в системе высшего образования мы здесь пока не говорим – это тема отдельного разговора). Но уважаемые высшие чиновники Минобра, будто не замечая людских забот и тревог, предпочитают по-своему видеть и ставить задачи, весьма вольно, но оттого порой непрофессионально трактуя актуальные образовательные задачи, по существу игнорируя устоявшиеся, проверенные временем, традиционные методы и подходы, органично сочетающие образование и воспитание.

Так, по сути, продолжая сомнительную линию незабвенного Дмитрия Ливанова, один из них безапелляционно утверждает: «Назрела острая необходимость менять подход к обучению, но развивать надо не знания, а навыки, без которых у детей не формируется мышление, им недоступны причинно-следственные связи и анализ…»

Возникает резонный вопрос: разве допустимо игнорировать собственно знания учащихся и только ставить задачу успешного овладения элементарными навыками?.. Ведь определённым «навыкам» можно без особого труда научить и обезьяну, пусть даже она и не является объектом учебного процесса и не станет поступать в вуз. А как же тогда быть с развитием ребёнка в самом широком морально-этическом, духовно-нравственном и мировоззренческом смысле?.. Или нынче, в условиях глобальных мировых перемен и катаклизмов, когда такие исконные благородные ценности, как доблестная защита Отечества, патриотическое служение Родине, по - прежнему остаются столь необходимыми, нужда нашего общества в образованных, широко и глубоко развитых личностях уже отпала?.. Не думаю, что это так.

Получается некий замкнутый круг – все полемисты дружно признают очевидное несовершенство современного школьного образования, нещадно бьют в колокола о необходимости прогрессивных демократических перемен и обновлений, остро озабочены задачей кардинального изменения всей системы школьного образования в лучшую сторону, но столь же активно отвергают консервативную методологию получения знаний, испокон веку предусматривающую научные подходы «старой», но явно не устарелой дореволюционной методологии, предполагающей неразрывное единство образования и патриотического и высокого морально-этического воспитания юношества, вступающего в житьё.

Обратимся к конкретным примерам из повседневной школьной практики, являющимся, на мой взгляд, наглядным доказательством явно губительного методологического пути, отрывающего образование от процесса воспитания.

Из начальной школы убрали природоведение, с ним мигом исчезли зачатки естественно-научного сознания, которое изначально формирует у ребёнка основы представлений о живом мире природы, из которой, собственно, вышел и сам человек.

Изменили программы по истории – сейчас это дисциплина… в картинках, с тупоумной зубрёжкой и поверхностным, без попытки сколько-нибудь полного и системного анализа, с легкодумным пересказом калейдоскопически меняющихся лиц и событий.

Пресловутый вульгарно-социологический «классовый подход», «единственно верный» для научного осмысления исторических событий и явлений в советское время, разумеется, убрали. Однако взамен ему, получается, нынче вообще никаких критериев и оценок фактов и явлений истории нет. Есть просто без оценочная пестрота исторических лиц и действий, о попытке понимания их действительной роли в историческом развитии родного Отечества и речи нет.

Навязан небезызвестный исторический релятивизм, валом сбрасывающий в кучу малу и «правых» и «виноватых», и врагов России и её друзей, и «своих» и «чужих». Получается, в нашей истории всё было однолинейно, бледно и невыразительно, без цивилизационного прогресса и противоречивой динамики общественного развития, никаких тебе кардинальных социальных сдвигов и катаклизмов, головокружительных поворотных зигзагов, ни страданий и горя народа, ни героев и трусов, ни великих побед и свершений, ни прочих драм и трагедий в нашем многообразном национальном прошлом.

Отсюда в ряде рекомендуемых школам учебников отчётливо наметилась концептуальная попытка «сгладить» былые исторические конфликты, «помирить» враждующие стороны, оправдать и даже нередко героизировать (!) национал-предателей и отступников, возвеличить преступников и богохульников и одновременно при этом не забыть пнуть ногой или облить грязью подлинных героев Отечества, грандиозные исторические события…

Автору этих строк довелось поучаствовать в диспуте старшеклассников средней школы о действительной роли маршала Победы Г.К. Жукова в годы Великой Отечественной войны. Определение «действительная роль» было заложено в самую тему диспута, то есть изначально школьникам предлагалась альтернатива - буквально выискивать в разных источниках о жизни и деятельности гениального русского полководца не только яркие качества воина-патриота, безоглядного защитника Родины, но и те якобы «факты», которые его никак не красили… Таким вот весьма странным образом ставилась задача «объективного», всестороннего анализа жизни и судьбы Г.К. Жукова. И что самое печальное, ряд школьников, руководствуясь пресловутым плюрализмом мнений и суждений, легко повелись на эту чистейшей воды методическую провокацию, они нахватали из интернета целую кучу всевозможных клевет, откровенной лжи и пр., дискредитирующих нашего великого национального героя – патриота. Не секрет, что интернет изобилует такой мерзостью.

Правда, к чести опытного и образованного учителя истории, ведущего этот диспут, обсуждение завершилось на высокой мажорной ноте. Надеюсь, в головах и сердцах учащихся нетленный образ Г.К. Жукова навсегда остался таким, каким и был в реальности маршал Победы.

Переписали программы по биологии – начисто искромсали ботанику, зоологию, анатомию. Собственно, ради чего?.. Чтобы решительно отвергнуть огромное достояние советской науки в этой области знаний?.. Но ведь и ботаника, и зоология, и анатомия, как ни верти, ни крути – дисциплины внеидеологические. И вот тебе находятся ретивые до безобразия «исправники», готовые всё перечеркнуть, всё изменить и поправить, внеся свою неблагодарную лепту в беспощадную борьбу с ненавистным российским и советским прошлым…

Дети не знают физику. Есть данные по техническим вузам: если раньше из первокурсников, поступивших в университеты, были способны получить высшее образование 40%, то нынче – менее 30%. Педагоги – практики с горечью констатируют: у ребят нет ни пространственного мышления, ни понятийного. Они просто не обучаемы, невероятными усилиями педагогов получат аттестаты… и пойдут продавать машины. Если, конечно, их ещё на такую работу возьмут, там ведь тоже надо уметь грамотно читать и писать.

Гуманитариев среди вчерашних выпускников школ вообще единицы. Президент России, как мы помним, приказал вернуть в школы сочинения – вернули, и все в ужасе. Слова в предложениях не согласуются, склонение, спряжение – кошмар. Как учителя крутятся с этими сочинениями: делают универсальные заготовки, заучивают с детьми наизусть, старательно объясняют, откуда что скачивать…

Не лишне напомнить, что в июле 2021 года Владимир Путин подписал указ о Стратегии национальной безопасности. Там, помимо прочего, говорится об укреплении традиционных русских духовно – нравственных ценностей, бережном сохранении исторического и культурного наследия народа России. Надо ли говорить, что образование как раз и является органическим компонентом культурного наследия народов России…

Смею утверждать, что отдельные методологи руководящего звена Минобра исправно рапортуют о выполнении указа Президента, но, получается, действуют с точностью наоборот.

Надо понимать, что в конечном счёте бережное сохранение накопленных веками образовательных традиций должно напрямую служить задаче укрепления и развития национальной идеи, но этого пока в спускаемых школам программах и учебниках нет и в помине…

Педагоги вынуждены следовать правилам, работать по навязанным учебникам. За отступление от программ их строго наказывают – начиная с депремирования и вплоть до увольнения. Известны случаи, когда беспощадно выгоняли подвижников – завучей, смещали опытных директоров, ставили в такие несносные условия умных преподавателей, что те были вынуждены «добровольно» покидать школу…

Отдельные лицеи и гимназии, не очень подчинённые районным и региональным администрациям, имеют право работать по своим планам и проектам. Но это единичные школы, в Санкт-Петербурге их пять – шесть, в Москве несколько, в других крупных городах по две – три. Но, увы, они готовят ребят «на экспорт», в России останутся немногие.

В этой связи крупный учёный-конструктор, один из ближайших соратников Сергея Павловича Королёва, академик РАН Борис Черток горько заметил: «Каждый раз, когда я проезжаю по Садовому кольцу и вижу длинные очереди за визами у американского посольства, меня коробит. Утечка капиталов – это плохо, но утечка мозгов – это катастрофа. У великого Королёва даже дачи не было, не нужна была, но он сделал для страны больше, чем все олигархи, которые живут во дворцах и катаются на яхтах. Этих олигархов и знают-то только потому, что они нажились на стране Королёва и Гагарина…»

…Глобальные острейшие проблемы в системе среднего образования начинаются с 7 – 8-го класса, но накапливаются с начальной школы. Когда дети добираются до химии и алгебры, бедные учителя хватаются за голову, списывают провалы на подростковый кризис. Да нет никакого кризиса, господа хорошие, зато есть множество лишних, никому не нужных уроков. Скажите на милость, зачем школам ежедневные ОБЖ, обществознание с шестого класса, три часа физкультуры в неделю при отсутствии спортивных залов?

Скажу откровенно, моя внучка-емиклассница элементарно боится посещать уроки «физры» - почему? Да потому что детей зачастую выпроваживают из спортзала в холодную и ненастную погоду на школьный двор «подышать воздухом», где мальчики азартно гоняют футбольный мяч или с криками и визгами играют в дурацкую «вышибалу», а девочкам разрешается играть вместе с мальчиками или, в лучшем случае, лицезреть это сомнительное зрелище со стороны и… аплодировать автору забитого в ворота мяча, естественно, замерзая и простужаясь на пронизывающем ветру и холоде. А вполне довольные собой преподаватели физкультуры в это время, плотно закрывшись в тёплом спортзале, напропалую режутся в шахматы (хорошо ещё, что не в карты!).

Детям дают информацию о спорте в теории и такие же задания на дом. Программы нерациональны, учеников перегружают физически, не загружая их мозг.

Всемирный банк проводил опрос, выявивший ключевую проблему российских подростков, молодёжи – нехватку навыка решения более-менее сложных вопросов. Они не умеют справляться с элементарными трудностями. Школьники не способны искать информацию, аналитически работать с ней, осмыслять, квалифицировать, критически оценивать. Они не учатся правильно читать – не просто равнодушно видеть буквы, слова, а эмоционально их воспринимать, находить в тексте главное, концептуальное. Затрудняются формулировать и высказывать собственное мнение.

Здесь нет одной причины. Нельзя обвинять в ситуации исключительно учителей, или программы, или учебники. Образование – комплексный процесс, изъяны могут быть на разных уровнях системы. Нужно их решительно устранять, потому что дети, вузы, работодатели впустую тратят время и ресурсы. Человек в зрелом возрасте не может добрать то, чего не получил в юности, когда его чувства более восприимчивы. Молодой мозг впитывает и анализирует чрезвычайно много разнородной информации. И предприятия впоследствии будут нести расходы на переобучение необученных.

Вот что говорит сельский учитель русского языка и литературы с 18-летним стажем из посёлка Мостовского, что на Кубани:

- Преподавание в школах по существу отсутствует. Его заменила техническая подготовка в ГИА и ЕГЭ. Дети научились сдавать тесты, но перестали читать, писать и говорить. Министерские стандарты второго поколения, системно-действенный подход на практике – это незнание и неумение детей складывать, умножать, рассуждать. Доигрались с пресловутым реформированием средней школы. Дети разучились думать. Я помню, какими ученики приходили в 5-й класс 15-20 лет назад, и поражаюсь, какими издёрганными приходят они теперь. И они, и их родители. Нам навязали бредовые учебники. На русский язык в старших классах даётся час в неделю, на литературу: Гоголя, Достоевского, Толстого – три часа. А на воспитание вообще нет времени. Оно, видите ли, не предусмотрено! Учитель не обучает и не воспитывает – он оказывает образовательные услуги, как, например, стоматолог оказывает медицинскую услугу – лечит твой больной зуб, или продавец, оказывая тебе услугу, продаёт свой товар. А что в будущем произойдёт с подопечными детьми этого педагога, осмыслят ли они его дисциплину умом и воспримут ли своими сердцами – преподавателя не касается… Педагогу отведена роль статиста, он не учит, а делает какие-то сомнительные замеры.

«Будущее – в руках школьного учителя» (Виктор Гюго). А чего наша страна ждёт от учителя с перебитыми руками?..

Как профессор – филолог с более чем 40-летним трудовым вузовским стажем я столкнулся с абсурдной, донельзя нелепой и вредоносной «образованщиной» и в университете ещё 10 – 12 лет назад. Высшее и среднее образование, как известно, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Вузы страдают теми же острыми проблемами, что и российская общеобразовательная школа: формализмом, оторванностью от жизни, начётничеством, доктринёрством, отсутствием базовых системных знаний и навыков. Но об этом мы обстоятельно поговорим в другой раз.

В России сегодня перечёркнута успешная, оправдывавшая себя веками, классическая система подлинно национального образования, до пресловутых демократических реформ служившая образцом для подражания на Западе. После принятия неприемлемой для нас Болонской системы всё опрокинулось в тартарары…

Ведущие педагоги Европы до сих пор удивляются, зачем мы отказались от своих веками наработанных методик, от своих научно разработанных образовательных методологий и бездумно шагнули в неведомую пропасть всевозможных примитивных тестов и малообещающих, а то и откровенно вредоносных либеральных образовательных технологий. Им многое не понять в сегодняшней сложной и противоречивой российской жизни. Но куда более печально то, что мы сами никак не можем понять, глубоко осознать, куда и зачем мы идём?.. И надо ли т у д а вообще идти - и не только в сфере пресловутых образовательных услуг… Порой весьма полезно оглянуться назад, чтобы не утратить свои целебные ценностные истоки, светоносные традиции, тот богатейший и плодотворный опыт, каким владели наши достославные предтечи.

В заключение кратко затрону весьма полемичный, но оттого не менее важный вопрос - о роли религиозного компонента в методологии образовательного процесса.

Важнейшим компонентом образования в средней школе является воспитание юношества в соответствующей религиозно-духовной ауре, в системе тех высоких и облагораживающих нравственно и морально – этически координат, к каким испокон веку приобщает свою паству Русская Православная церковь.

Для русского человека такой основой является Православие с его нетленными Божиими заповедями. Некнижность и необразованность никогда не были необходимым условием для веры евангельскому учению; Господь Сам посылал мудрых и книжников: Мф, 23, 34. Апостолы Павел и Иосиф из Аримафеи были учёные…

Будем помнить, что научно-образовательная методология русской дореволюционной школы сочленяла и делала органично совместимыми Православие, духовную культуру и в целом весь образовательный процесс как в светских школах, так и сугубо религиозных.

И дело тут вовсе не в якобы догматически навязываемой Церковью богобоязни и нагоняющем страхе безбожникам вечно «гореть в аду» за безверие, как говорят яростные противники Православия либеральные методологи. Дело не в богобоязни, хотя и богобоязнь сама по себе является необходимой преградой от всевозможных дурных соблазнов, а во внутреннем духовном богоуважении и преклонении перед Его высшими морально-нравственными принципами и устоями, которые внушались питомцам с первого дня, как они перешагнули порог учебного класса.

Однако непонятную архиосторожность, а порой и вовсе недопустимое резкое неприятие религии проявляют наши «верховные» наставники и методологи относительно вопроса введения в общеобразовательные школы уроков, связанных с постижением великих и мудрых христианских заветов. Нередко оные методологи ссылаются на некие «возмущения» граждан, якобы очень недовольных введением в светские общеобразовательные школы религиозного компонента. Весьма сомнительный довод – ведь каждый родитель хочет видеть своё дитя благонравным, морально и нравственно подготовленным к суровым жизненным испытаниям. И Божии заветы испокон веку помогают каждому стать именно такой сострадательной, развитой духовно и физически личностью.

Больше того, на наш взгляд, юные поколения призваны учиться умно и тонко вглядываться в глубину веков нашей многострадальной и вместе с тем героической истории, чтить её святую память и хорошо понимать, что Православие сыграло исключительно выдающуюся роль в становлении и развитии нашего государства, в культурно-нравственном окормлении формирующейся русской нации.

При этом учащимся важно осознать глубинные корни нашей национальной истории и нашего национально-культурного духа, понять, что и до своего крещения Русь не была такой дикой, дремучей и невежественной, какой её без устали малюют русоненавистники всех мастей в своих русофобских писаниях как на Западе, так и в России. Без уважительного и благонравного отношения к благородной памяти предков, как известно, молодое поколение будет расти Иванами, не помнящими своего родства. Не зная прошлого, нельзя понять настоящее и невозможно предвидеть будущее. Не нами сказано. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно. Не уважать оную есть постыдное малодушие» - мудрое высказывание нашего национального гения А.С. Пушкина должно присутствовать неизменно в памяти наших методологов образования.

…Как известно, до принятия христианства в языческом славянском мире единой религии не было. Была своеобразная ведическая культура, основанная на многобожии. Есть очень убедительные, подтверждённые конкретными артефактами версии того, что это была не просто культура, а выдающаяся ведическая цивилизация, куда более ранняя в своём мировом развитии, нежели цивилизации древней Греции, Рима и Византии, и ни в чём не уступающая последним.

Из длинной цепи нашей истории нельзя вырывать её основополагающие, ключевые звенья. По нашему мнению, язычество – это один из глубинных истоков, давших исторический цивилизационный толчок дальнейшему духовному развитию русской нации, естественным путем пришедшей к принятию христианства.

Язычество как «вера» не противостоит христианству и не может противостоять в силу огромной, разделяющей их временной дистанции, а исторически ему предшествует, и переход от языческого многобожия к единобожию и православно-христианской вере был естественным, закономерным историческим переходом к другой, более развитой, отвечающей своему времени на новом этапе развития и становления русской государственности. Православие стало органической частью нашей многовековой национальной культуры, впитавшей в себя и традиции ведической культуры, и наследие греческой цивилизации, и элементы византийской культуры… Об этом убедительно, к примеру, писал великолепный эрудит, прекрасный русский историк Борис Рыбаков в ряде своих трудов, в частности, в крупной научной работе «Языческая Русь».

Уже со школьной скамьи наши питомцы призваны понимать концепцию непрерывного исторического развития нашего прошлого, ни в коем случае не постигать историю предков кускообразно, вне связи времён и взаимодействия эпох, как порой предлагают либерально мыслящие методологи школьного образования, да и, чего греха таить, отдельные мэтры исторической науки подобного либерального мышления.

Будем помнить, что Православие многоязычно: русские, белорусы, украинцы, сербы, черногорцы, румыны, болгары, греки, македонцы, грузины – все эти народы православные. Раскол в своё время в христианстве, отчего погибли многие православные люди, был результатом не столько трагических внутренних конфликтов и противоречий, сколько следствием долговременных и чрезвычайно агрессивных происков западных недругов Руси, о чём пишет с глубоким знанием вопроса в своём романе «Раскол» видный современный прозаик Владимир Личутин – яростный противник либерализма.

«Либеральная идея чужда русскому менталитету и не идёт во благо россиянам. - Такое мнение высказал первый замглавы синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков. - Русскому человеку либерализм не полезен – ни в консервативной упаковке, ни в социальной», ибо «кастовая модель общества и возможность одних выживать за счёт других не совпадает с тем, что написано в Евангелии».

Воспитание учащимися средней и высшей школы в духе православно-христианских истин даст им возможность сформировать своё мировоззрение в контексте ценностного традиционализма, соответствующего нашей национальной и исторической идентичности. Вот почему слова любого политика, общественного или научного деятеля, что следует прекратить строить Божьи храмы, которые, мол, «ничего не дают» в плане роста и укрепления духовного сознания юного поколения, не только нелепы и абсурдны, но и опасны. Школьной методологии необходима социально – культурная модель, глубоко пропитанная христианским духом, которая будет сберегать и оберегать народ, поэтому её методологические основы должны совпадать с культурными и историко-религиозными ценностями и традициями нашего народа.

…Будем реалистами – если мы не опомятуемся, не откажемся от отупляющей тестовой системы, которая применяется на Западе только при работе со слаборазвитыми детьми, не возродим гуманистические образовательные и православно-христианские традиции русской национальной школы и не вернёмся к старой, но неизменно жизненно необходимой методологии образования, Россию ждёт огромная беда. Мы потеряем юное поколение, и не одно, а вместе с ним и Отечество!..

Владимир ЮДИН, доктор филологических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы, академик Петровской академии наук и искусств, писатель, лауреат ряда литературных премий

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

Много правильных мыслей высказано в этой статье (кроме, пожалуй, того, что язычество не противостоит христианству). Но ничего от этого не изменится. Так называемая "элита", захватившая власть в стране, продала наш народ глобалистам (а обычно предатели со временем становятся и палачами). Бессмысленно стыдить их за развал образования и здравоохранения, потому что это и было их целью, они и дальше будут всё разрушать. Даже когда во власти появляется новый человек, он или ничего не может сделать, или сам в этом окружении становится предателем. Всё настолько прогнило, что изменить это может только Господь Бог известными Ему путями.
Лапшин С.С. / 07.12.2021, 08:52
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Юдин
Америка останется не оплаканной…
Памяти писателя (15.03.1924 – 29.03.2020)
14.03.2024
Неизбывная память о легендарном батьке Кондрате
К 10-летию со дня кончины Н.И.Кондратенко
01.12.2023
Он верил в Россию
К 100-летию писателя А.Д. Знаменского (1923 – 1997)
06.09.2023
Художник слова души народной
К 150-летию со дня рождения В.Я. Шишкова (1873 – 1945)
14.08.2023
Профессия – родину защищать
Об ответственности современной журналистики
08.08.2023
Все статьи Владимир Юдин
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Русская школа
Об Иване Ильине sine ira et studio
Был ли известный русский философ фашистом и антисоветчиком?
26.04.2024
Специальная военная операция в сфере образования
В Общественной палате обсудили соработничество государства и общества в деле воспитания личности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей
25.04.2024
Росс непобедимый
Святой праведный воин Феодор Ушаков и писатель Валерий Ганичев – 50 лет рядом!
22.04.2024
Все статьи темы
Закон об Образовании в РФ
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:34
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:34
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:49