Педагогическая непоэма

Быль

Александр Сергеевич Пушкин 
0
558
Время на чтение 10 минут
Фото: предоставлено автором

В 1996 году определённые семейные обстоятельства заставили меня оставить пост режиссера народного театра, и вот уже в моей трудовой книжке появилась запись: «Принят на работу в качестве преподавателя МХК в СОШ №7 гор. Тутаева».

Стать учителем я никогда не мечтал, хотя родился в семье учителей.

"Педагогика это не моё!" – всегда считал я.

Правда, мне нравилось возиться с мелкой детворой и открывать для них Америку. Когда-то я три лета подряд работал в пионерском лагере.

1.МХК + Спорт

Так уж распорядилась судьба – я стал учителем! Мне сразу доверили среднее звено: 5-ые классы от А до Л; 6-ые – от А до К; 7-ые от А до Ж.

Надо сказать, что МХК (Мировая Художественная Культура) предмет не первостепенный, но когда я оказался на открытом уроке МХК в соседней школе, мое отношение к этой учебной дисциплине изменилось. Я поразился, что учитель и ученики, ставят этот предмет наравне с математикой или Русским языком. И даже чуть выше. На уроке они проводят настоящие исследования, спорят, доказывают. И им это интересно! Например, я никогда не задумывался о том, что через орнамент наличников на окнах домов люди показывали свой внутренний мир и то, что окна - это «глаза дома». Оказывается, деревенский дом - это подлинная модель мироздания – потолок и крыша это небесный купол, жилые помещения – весь мир со своими устоями и противоречиями, а подполье – загробный мир. А печь – основа и стержень дома. И появление в русском языке выражения «плясать от печки» было не случайно.

Я делал для себя всё новые и новые открытия .

И это все только на одном уроке. МХК здесь преподают четвертый год, создан целый склад наглядных пособий, а мне пришлось начинать с нуля.

Учебников нет: всё под запись!

А я еще и методики преподавания не знал. Поэтому начал с раскрытия понятия «культура» и «с чем её едят». Рассказал детям, что культура - понятие всеобъемлющее. По сути это - жизнь народа. Постепенно подвёл их к пониманию того, что художественная культура направлена на создание произведений искусства.

– А спорт это искусство? – спросил один мальчик.

– Добиться каких–то высоких результатов в спорте, это тоже искусство. – Ответил я и тут же задал детям написать дома небольшое сочинение о любом произведении искусства. Кто-то написал картине любимого художника, кто-то об интересном кинофильме… Но мне запомнилось сочинение того самого мальчика, и его вопрос на уроке был не случаен.

«Я хочу рассказать о спортсмене, олимпийском чемпионе в легкой атлетике Кенни Харрисоне американском легкоатлете, специализирующемся на тройном прыжке. На чемпионате мира 1991 года в Токио Кенни завоевал золотую медаль и получил право выступить на Олимпийских играх 1992 года, однако был вынужден пропустить их из-за травмы колена. На Олимпийских играх 1996 года Харрисон завоевал золотую медаль в тройном прыжке, установив личный рекорд, рекорд США и олимпийский рекорд . Вот как это было. Я очень внимательно смотрел по телевизору. Вот первая попытка. Кенни разбежался прыгнул и улетел не очень далеко. Нам несколько раз показали по телевизору лицо недовольного собой спортсмена. Вторая попытка. Вот Кенни разбежался и прыгнул дальше всех. Но опять неудача – арбитр обнаружил заступ, целых 10 см. И вот объявили третью попытку. Кенни разбежался, оттолкнулся от «лягушки» - первый шаг, второй шаг и прыжок! Этот прыжок стал самым длинным в истории, выполненным при встречном ветре. В будущем я хотел бы перекрыть рекорд Харрисона».

Честно сказать, до этого я не интересовался лёгкой атлетикой, но теперь смотрю соревнования с удовольствием и переживаю за всех спортсменов, как тот мальчик.

Вообще, тот первый мой учебный год был очень трудным и тяжёлым, но интересным. К сожалению, на августовском педсовете директор сообщила:

- Ввиду отсутствия учебников, мы решили убрать МХК из расписания. Дети жалуются, что много приходиться писать. А вам, Андрей Борисович, предлагаем вспомнить историю древнего мира и средних веков! Плюс классное руководство в 7 «К» классе.

Признаться, я немного испугался, но завуч успокоила:

- Не бойся, это как сказки. Никто не знает, как там было на самом деле. Как расскажешь, так и будет!

2.Уроки истории. (Найденные и потерянные часы)

Вот уж чего я не любил в школе, так это уроки истории. Толи из-за хронологии, толи потому что её преподавала наша соседка, мамина подруга Людмила Павловна. Но «за что боролся, на то и напоролся!»

Помню, как-то весной она увидела меня копающим грядку под морковь и спросила:

- А ты хронологию выучил? Иди учи, сейчас буду спрашивать! А грядку отец докопает.

И вот теперь эти даты спрашивать должен был я! Мои уроки были скучными и неинтересными, рассказывать «исторические сказки» я не умел и строго следовал тексту учебника, требуя этого и от детей. Правда, в пятых классах дела обстояли «повеселее». На вопрос в контрольной работе «Для чего древним египтянам нужны были пирамиды?», ученица дала исчерпывающий ответ:

«Пирамиды - это памятники архетектуры Древнего Египта, они охраняются государством. В них они устраивали гробницы, в которых прятали царговарги с мумиями умерших фараонов и драгоценностями. Фараонов сначала обёртывали специальными бинтами, что бы они дурно не пахли…»

Целую неделю я гадал, что такое царговарги?

Потом жена подсказала:

- Это же саркофаги!

Начиная с ранней весны того года я стал находить… часы.

Нашел пару мужских наручных часов, карманные (без цепочки), и женские часики. Как известно, учительская нагрузка определяется количеством учебных часов.

«Может это какой-то знак свыше?» - подумал я и поделился соображениями с женой Татьяной.

- Если я нашёл столько обычных часов, то не потеряю ли я школьные?

- Брось выдумывать, всё будет хорошо! - сказала она.

И снова на августовском педсовете из уст директора прозвучало:

- К нам приходит молодой специалист, новый историк Вадим Николаевич. Прошу коллег отнестись к нему с вниманием и оказать необходимую помощь. С Вами, Андрей Борисович, мы расставаться не хотим. Поэтому прошу зайти в мой кабинет для серьёзного разговора.

Она улыбнулась, а мне было не до смеха.

Выслушав директорские дифирамбы, я получил новое назначение – учитель рисования в начальных классах.

3.Рисование – путь к исправлению

Думаете легко научить ребенка рисовать? Купить ему краски, альбом и пусть малюет! Может из него выйдет поздний Пикассо или отменный маляр дядя Петя? А, может, просто критикан, ничего не понимающий в изобразительном искусстве, каких у нас большинство?

Это я почувствовал, когда стал учителем рисования на третьем году своей педагогической деятельности.

В общеобразовательной школе ученик старается, как может, получить побольше хороших отметок в дневнике, в правом нижнем углу тетради или альбома. Для чего? Это мы знаем не хуже других – сами учились. Одни учатся, другие списывают.

Точно так же и с рисованием. Прочитал в Программе по рисованию в 3-ем классе задание: «Нарисовать иллюстрацию к понравившейся сказке А.С.Пушкина».

А почему бы и нет!

Уроков на зимние каникулы не задают, а я задам – пусть почитают, потом порисуют.

Для получения хорошей оценки по рисованию все средства хороши – от использования кальки до продавливания печатного рисунка.

Именно так и сделала Наташа Немцова. Продавила из книги чью-то иллюстрацию и раскрасила её.

Я поставил ей «3» за труды.

На её вопрос «Почему?», попробовал объяснить, что художник Иванов уже получил за эту иллюстрацию деньги и что за одну и ту же работу высокую зарплату не платят.

Наташа заплакала и вышла из кабинета.

На следующий урок рисования пришла Наташина мама и стала при детях учить меня ставить правильные отметки.

И я снова рассказал про зарплату теперь уже маме.

Мама сказала:

- Раньше у Наташи по рисованию были хорошие отметки, и она мечтала стать художником. И ещё, я слышала, что Вы совсем не учитель, а режиссёр любительского театра. Вот идите и театралируйте! А я пойду к директору!

После урока, в кабинете директора Ирины Алексеевны, я в третий раз рассказал про зарплату. Директор согласилась со мной и отправила работать дальше. Чем закончился разговор с родительницей, не знаю.

Через два месяца мы рисовали натюрморт из восковых фруктов. Сделав постановку, я сел за учительский стол. Машинально открыл учебник по чтению и глазами прочитал стихотворение С.Есенина «Белая берёза». Потом прочитал ещё раз про себя, как учили по сценической речи, рисуя словом.

Вдруг захотелось нарисовать карандашом мою белую берёзу. К концу урока у меня возникла одна идея, но её нужно было обдумать.

И предложил ребятам:

- Давайте вашей учительнице к празднику подарим …концерт одного стихотворения. Каждый из вас выучит стихотворение Есенина «Белая береза» наизусть и попробует нарисовать её. Можно карандашами, можно красками. А на уроке вы расскажите про свою березу стихами Сергея Есенина. Вот посмотрите и послушайте.

Я показал свой рисунок и прочитал стихотворение.

Дети зааплодировали и согласились. Учительница засомневалась, но тоже согласилась.

В тот день они пришли по-особому нарядные и явно волновались.

Да и я никогда так не волновался.

Начался необычный урок-концерт.

Дети выходили показывали свои творения и читали. Только тут я заметил, что как человек читает стихи - так он и рисует.

Подошла очередь и до Наташи Немцовой.

Она открыла свой альбом и я обомлел – такой березы не было ни у кого из ребят. А как она читала, прорисовывая словом каждую веточку и покрывая их серебряным инеем! Я невольно захлопал в ладоши и весь класс подхватил. Наташа получила заслуженную 5, хотя я поставил бы все 10.

После урока она рассказала, что такую берёзу она увидела во сне и ночью по памяти нарисовала её. Учительница поблагодарила меня и учеников за необычный урок-подарок и угостила всех шоколадными конфетами.

Буквально на следующий день в школе снова появилась Наташина мама.

Нашла меня и сказала:

- Вы исправились, учитель! Я вами довольна! Пойдемте к директору.

Я стал оправдываться, что это Наташа исправилась, но мамаша ничего слушать не хотела и шла вперёд.

В кабинете директора она снова огласила свою мысль о моём исправлении, на что Ирина Алексеевна ответила:

- Это не учитель, а Ваша дочь исправилась.

И уже в приемной мамаша шепнула:

- Вы, единственный, кто сделает из Наташи художника.

Мне было приятно.

К сожалению моя педагогическая деятельность завершилась. Семейные обстоятельства снова взяли верх.

Мы переехали в Новозыбков.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Борисович Кочетов
Пишет как бегает – легко, красиво и свободно
Проза Максима Воробьёва
23.12.2024
«Расскажу планете всей про себя и про друзей»
Книга рассказов нашего постоянного автора
11.06.2023
Главная награда в моей жизни
Встреча с другом
18.05.2023
Все статьи Андрей Борисович Кочетов
Александр Сергеевич Пушкин
Незнакомая знакомая русская литература 16.
А. С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
30.12.2024
Незнакомая знакомая русская литература 15.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
21.12.2024
Незнакомая знакомая русская литература 14.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
20.12.2024
Событие культуры на берегах Невы
В Санкт-Петербурге в библиотеке Академии наук состоялось дарение уникальных книг, изданных Благотворительным фондом «Возрождение Тобольска»
19.12.2024
Незнакомая знакомая русская литература 13.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
18.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Социализм – принуждение к бедности?
Новый комментарий от Константин В.
05.01.2025 00:18
Ирония судьбы или Промысл Божий?
Новый комментарий от Дмитрий Салихов
04.01.2025 21:45
В чём не прав Сурков?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
04.01.2025 21:15
Чудеса на Курском направлении
Новый комментарий от Владимир Николаев
04.01.2025 21:02
Россия, несомненно, часть Запада
Новый комментарий от Владимир С.М.
04.01.2025 20:49
Имперскость как суть устроения России
Новый комментарий от Vladislav
04.01.2025 19:49