В 1996 году определённые семейные обстоятельства заставили меня оставить пост режиссера народного театра, и вот уже в моей трудовой книжке появилась запись: «Принят на работу в качестве преподавателя МХК в СОШ №7 гор. Тутаева».
Стать учителем я никогда не мечтал, хотя родился в семье учителей.
"Педагогика это не моё!" – всегда считал я.
Правда, мне нравилось возиться с мелкой детворой и открывать для них Америку. Когда-то я три лета подряд работал в пионерском лагере.
1.МХК + Спорт
Так уж распорядилась судьба – я стал учителем! Мне сразу доверили среднее звено: 5-ые классы от А до Л; 6-ые – от А до К; 7-ые от А до Ж.
Надо сказать, что МХК (Мировая Художественная Культура) предмет не первостепенный, но когда я оказался на открытом уроке МХК в соседней школе, мое отношение к этой учебной дисциплине изменилось. Я поразился, что учитель и ученики, ставят этот предмет наравне с математикой или Русским языком. И даже чуть выше. На уроке они проводят настоящие исследования, спорят, доказывают. И им это интересно! Например, я никогда не задумывался о том, что через орнамент наличников на окнах домов люди показывали свой внутренний мир и то, что окна - это «глаза дома». Оказывается, деревенский дом - это подлинная модель мироздания – потолок и крыша это небесный купол, жилые помещения – весь мир со своими устоями и противоречиями, а подполье – загробный мир. А печь – основа и стержень дома. И появление в русском языке выражения «плясать от печки» было не случайно.
Я делал для себя всё новые и новые открытия .
И это все только на одном уроке. МХК здесь преподают четвертый год, создан целый склад наглядных пособий, а мне пришлось начинать с нуля.
Учебников нет: всё под запись!
А я еще и методики преподавания не знал. Поэтому начал с раскрытия понятия «культура» и «с чем её едят». Рассказал детям, что культура - понятие всеобъемлющее. По сути это - жизнь народа. Постепенно подвёл их к пониманию того, что художественная культура направлена на создание произведений искусства.
– А спорт это искусство? – спросил один мальчик.
– Добиться каких–то высоких результатов в спорте, это тоже искусство. – Ответил я и тут же задал детям написать дома небольшое сочинение о любом произведении искусства. Кто-то написал картине любимого художника, кто-то об интересном кинофильме… Но мне запомнилось сочинение того самого мальчика, и его вопрос на уроке был не случаен.
«Я хочу рассказать о спортсмене, олимпийском чемпионе в легкой атлетике Кенни Харрисоне — американском легкоатлете, специализирующемся на тройном прыжке. На чемпионате мира 1991 года в Токио Кенни завоевал золотую медаль и получил право выступить на Олимпийских играх 1992 года, однако был вынужден пропустить их из-за травмы колена. На Олимпийских играх 1996 года Харрисон завоевал золотую медаль в тройном прыжке, установив личный рекорд, рекорд США и олимпийский рекорд . Вот как это было. Я очень внимательно смотрел по телевизору. Вот первая попытка. Кенни разбежался прыгнул и улетел не очень далеко. Нам несколько раз показали по телевизору лицо недовольного собой спортсмена. Вторая попытка. Вот Кенни разбежался и прыгнул дальше всех. Но опять неудача – арбитр обнаружил заступ, целых 10 см. И вот объявили третью попытку. Кенни разбежался, оттолкнулся от «лягушки» - первый шаг, второй шаг и прыжок! Этот прыжок стал самым длинным в истории, выполненным при встречном ветре. В будущем я хотел бы перекрыть рекорд Харрисона».
Честно сказать, до этого я не интересовался лёгкой атлетикой, но теперь смотрю соревнования с удовольствием и переживаю за всех спортсменов, как тот мальчик.
Вообще, тот первый мой учебный год был очень трудным и тяжёлым, но интересным. К сожалению, на августовском педсовете директор сообщила:
- Ввиду отсутствия учебников, мы решили убрать МХК из расписания. Дети жалуются, что много приходиться писать. А вам, Андрей Борисович, предлагаем вспомнить историю древнего мира и средних веков! Плюс классное руководство в 7 «К» классе.
Признаться, я немного испугался, но завуч успокоила:
- Не бойся, это как сказки. Никто не знает, как там было на самом деле. Как расскажешь, так и будет!
2.Уроки истории. (Найденные и потерянные часы)
Вот уж чего я не любил в школе, так это уроки истории. Толи из-за хронологии, толи потому что её преподавала наша соседка, мамина подруга Людмила Павловна. Но «за что боролся, на то и напоролся!»
Помню, как-то весной она увидела меня копающим грядку под морковь и спросила:
- А ты хронологию выучил? Иди учи, сейчас буду спрашивать! А грядку отец докопает.
И вот теперь эти даты спрашивать должен был я! Мои уроки были скучными и неинтересными, рассказывать «исторические сказки» я не умел и строго следовал тексту учебника, требуя этого и от детей. Правда, в пятых классах дела обстояли «повеселее». На вопрос в контрольной работе «Для чего древним египтянам нужны были пирамиды?», ученица дала исчерпывающий ответ:
«Пирамиды - это памятники архетектуры Древнего Египта, они охраняются государством. В них они устраивали гробницы, в которых прятали царговарги с мумиями умерших фараонов и драгоценностями. Фараонов сначала обёртывали специальными бинтами, что бы они дурно не пахли…»
Целую неделю я гадал, что такое царговарги?
Потом жена подсказала:
- Это же саркофаги!
Начиная с ранней весны того года я стал находить… часы.
Нашел пару мужских наручных часов, карманные (без цепочки), и женские часики. Как известно, учительская нагрузка определяется количеством учебных часов.
«Может это какой-то знак свыше?» - подумал я и поделился соображениями с женой Татьяной.
- Если я нашёл столько обычных часов, то не потеряю ли я школьные?
- Брось выдумывать, всё будет хорошо! - сказала она.
И снова на августовском педсовете из уст директора прозвучало:
- К нам приходит молодой специалист, новый историк Вадим Николаевич. Прошу коллег отнестись к нему с вниманием и оказать необходимую помощь. С Вами, Андрей Борисович, мы расставаться не хотим. Поэтому прошу зайти в мой кабинет для серьёзного разговора.
Она улыбнулась, а мне было не до смеха.
Выслушав директорские дифирамбы, я получил новое назначение – учитель рисования в начальных классах.
3.Рисование – путь к исправлению
Думаете легко научить ребенка рисовать? Купить ему краски, альбом и пусть малюет! Может из него выйдет поздний Пикассо или отменный маляр дядя Петя? А, может, просто критикан, ничего не понимающий в изобразительном искусстве, каких у нас большинство?
Это я почувствовал, когда стал учителем рисования на третьем году своей педагогической деятельности.
В общеобразовательной школе ученик старается, как может, получить побольше хороших отметок в дневнике, в правом нижнем углу тетради или альбома. Для чего? Это мы знаем не хуже других – сами учились. Одни учатся, другие списывают.
Точно так же и с рисованием. Прочитал в Программе по рисованию в 3-ем классе задание: «Нарисовать иллюстрацию к понравившейся сказке А.С.Пушкина».
А почему бы и нет!
Уроков на зимние каникулы не задают, а я задам – пусть почитают, потом порисуют.
Для получения хорошей оценки по рисованию все средства хороши – от использования кальки до продавливания печатного рисунка.
Именно так и сделала Наташа Немцова. Продавила из книги чью-то иллюстрацию и раскрасила её.
Я поставил ей «3» за труды.
На её вопрос «Почему?», попробовал объяснить, что художник Иванов уже получил за эту иллюстрацию деньги и что за одну и ту же работу высокую зарплату не платят.
Наташа заплакала и вышла из кабинета.
На следующий урок рисования пришла Наташина мама и стала при детях учить меня ставить правильные отметки.
И я снова рассказал про зарплату теперь уже маме.
Мама сказала:
- Раньше у Наташи по рисованию были хорошие отметки, и она мечтала стать художником. И ещё, я слышала, что Вы совсем не учитель, а режиссёр любительского театра. Вот идите и театралируйте! А я пойду к директору!
После урока, в кабинете директора Ирины Алексеевны, я в третий раз рассказал про зарплату. Директор согласилась со мной и отправила работать дальше. Чем закончился разговор с родительницей, не знаю.
Через два месяца мы рисовали натюрморт из восковых фруктов. Сделав постановку, я сел за учительский стол. Машинально открыл учебник по чтению и глазами прочитал стихотворение С.Есенина «Белая берёза». Потом прочитал ещё раз про себя, как учили по сценической речи, рисуя словом.
Вдруг захотелось нарисовать карандашом мою белую берёзу. К концу урока у меня возникла одна идея, но её нужно было обдумать.
И предложил ребятам:
- Давайте вашей учительнице к празднику подарим …концерт одного стихотворения. Каждый из вас выучит стихотворение Есенина «Белая береза» наизусть и попробует нарисовать её. Можно карандашами, можно красками. А на уроке вы расскажите про свою березу стихами Сергея Есенина. Вот посмотрите и послушайте.
Я показал свой рисунок и прочитал стихотворение.
Дети зааплодировали и согласились. Учительница засомневалась, но тоже согласилась.
В тот день они пришли по-особому нарядные и явно волновались.
Да и я никогда так не волновался.
Начался необычный урок-концерт.
Дети выходили показывали свои творения и читали. Только тут я заметил, что как человек читает стихи - так он и рисует.
Подошла очередь и до Наташи Немцовой.
Она открыла свой альбом и я обомлел – такой березы не было ни у кого из ребят. А как она читала, прорисовывая словом каждую веточку и покрывая их серебряным инеем! Я невольно захлопал в ладоши и весь класс подхватил. Наташа получила заслуженную 5, хотя я поставил бы все 10.
После урока она рассказала, что такую берёзу она увидела во сне и ночью по памяти нарисовала её. Учительница поблагодарила меня и учеников за необычный урок-подарок и угостила всех шоколадными конфетами.
Буквально на следующий день в школе снова появилась Наташина мама.
Нашла меня и сказала:
- Вы исправились, учитель! Я вами довольна! Пойдемте к директору.
Я стал оправдываться, что это Наташа исправилась, но мамаша ничего слушать не хотела и шла вперёд.
В кабинете директора она снова огласила свою мысль о моём исправлении, на что Ирина Алексеевна ответила:
- Это не учитель, а Ваша дочь исправилась.
И уже в приемной мамаша шепнула:
- Вы, единственный, кто сделает из Наташи художника.
Мне было приятно.
К сожалению моя педагогическая деятельность завершилась. Семейные обстоятельства снова взяли верх.
Мы переехали в Новозыбков.