Педагогическая непоэма

Быль

Александр Сергеевич Пушкин 
0
560
Время на чтение 10 минут
Фото: предоставлено автором

В 1996 году определённые семейные обстоятельства заставили меня оставить пост режиссера народного театра, и вот уже в моей трудовой книжке появилась запись: «Принят на работу в качестве преподавателя МХК в СОШ №7 гор. Тутаева».

Стать учителем я никогда не мечтал, хотя родился в семье учителей.

"Педагогика это не моё!" – всегда считал я.

Правда, мне нравилось возиться с мелкой детворой и открывать для них Америку. Когда-то я три лета подряд работал в пионерском лагере.

1.МХК + Спорт

Так уж распорядилась судьба – я стал учителем! Мне сразу доверили среднее звено: 5-ые классы от А до Л; 6-ые – от А до К; 7-ые от А до Ж.

Надо сказать, что МХК (Мировая Художественная Культура) предмет не первостепенный, но когда я оказался на открытом уроке МХК в соседней школе, мое отношение к этой учебной дисциплине изменилось. Я поразился, что учитель и ученики, ставят этот предмет наравне с математикой или Русским языком. И даже чуть выше. На уроке они проводят настоящие исследования, спорят, доказывают. И им это интересно! Например, я никогда не задумывался о том, что через орнамент наличников на окнах домов люди показывали свой внутренний мир и то, что окна - это «глаза дома». Оказывается, деревенский дом - это подлинная модель мироздания – потолок и крыша это небесный купол, жилые помещения – весь мир со своими устоями и противоречиями, а подполье – загробный мир. А печь – основа и стержень дома. И появление в русском языке выражения «плясать от печки» было не случайно.

Я делал для себя всё новые и новые открытия .

И это все только на одном уроке. МХК здесь преподают четвертый год, создан целый склад наглядных пособий, а мне пришлось начинать с нуля.

Учебников нет: всё под запись!

А я еще и методики преподавания не знал. Поэтому начал с раскрытия понятия «культура» и «с чем её едят». Рассказал детям, что культура - понятие всеобъемлющее. По сути это - жизнь народа. Постепенно подвёл их к пониманию того, что художественная культура направлена на создание произведений искусства.

– А спорт это искусство? – спросил один мальчик.

– Добиться каких–то высоких результатов в спорте, это тоже искусство. – Ответил я и тут же задал детям написать дома небольшое сочинение о любом произведении искусства. Кто-то написал картине любимого художника, кто-то об интересном кинофильме… Но мне запомнилось сочинение того самого мальчика, и его вопрос на уроке был не случаен.

«Я хочу рассказать о спортсмене, олимпийском чемпионе в легкой атлетике Кенни Харрисоне американском легкоатлете, специализирующемся на тройном прыжке. На чемпионате мира 1991 года в Токио Кенни завоевал золотую медаль и получил право выступить на Олимпийских играх 1992 года, однако был вынужден пропустить их из-за травмы колена. На Олимпийских играх 1996 года Харрисон завоевал золотую медаль в тройном прыжке, установив личный рекорд, рекорд США и олимпийский рекорд . Вот как это было. Я очень внимательно смотрел по телевизору. Вот первая попытка. Кенни разбежался прыгнул и улетел не очень далеко. Нам несколько раз показали по телевизору лицо недовольного собой спортсмена. Вторая попытка. Вот Кенни разбежался и прыгнул дальше всех. Но опять неудача – арбитр обнаружил заступ, целых 10 см. И вот объявили третью попытку. Кенни разбежался, оттолкнулся от «лягушки» - первый шаг, второй шаг и прыжок! Этот прыжок стал самым длинным в истории, выполненным при встречном ветре. В будущем я хотел бы перекрыть рекорд Харрисона».

Честно сказать, до этого я не интересовался лёгкой атлетикой, но теперь смотрю соревнования с удовольствием и переживаю за всех спортсменов, как тот мальчик.

Вообще, тот первый мой учебный год был очень трудным и тяжёлым, но интересным. К сожалению, на августовском педсовете директор сообщила:

- Ввиду отсутствия учебников, мы решили убрать МХК из расписания. Дети жалуются, что много приходиться писать. А вам, Андрей Борисович, предлагаем вспомнить историю древнего мира и средних веков! Плюс классное руководство в 7 «К» классе.

Признаться, я немного испугался, но завуч успокоила:

- Не бойся, это как сказки. Никто не знает, как там было на самом деле. Как расскажешь, так и будет!

2.Уроки истории. (Найденные и потерянные часы)

Вот уж чего я не любил в школе, так это уроки истории. Толи из-за хронологии, толи потому что её преподавала наша соседка, мамина подруга Людмила Павловна. Но «за что боролся, на то и напоролся!»

Помню, как-то весной она увидела меня копающим грядку под морковь и спросила:

- А ты хронологию выучил? Иди учи, сейчас буду спрашивать! А грядку отец докопает.

И вот теперь эти даты спрашивать должен был я! Мои уроки были скучными и неинтересными, рассказывать «исторические сказки» я не умел и строго следовал тексту учебника, требуя этого и от детей. Правда, в пятых классах дела обстояли «повеселее». На вопрос в контрольной работе «Для чего древним египтянам нужны были пирамиды?», ученица дала исчерпывающий ответ:

«Пирамиды - это памятники архетектуры Древнего Египта, они охраняются государством. В них они устраивали гробницы, в которых прятали царговарги с мумиями умерших фараонов и драгоценностями. Фараонов сначала обёртывали специальными бинтами, что бы они дурно не пахли…»

Целую неделю я гадал, что такое царговарги?

Потом жена подсказала:

- Это же саркофаги!

Начиная с ранней весны того года я стал находить… часы.

Нашел пару мужских наручных часов, карманные (без цепочки), и женские часики. Как известно, учительская нагрузка определяется количеством учебных часов.

«Может это какой-то знак свыше?» - подумал я и поделился соображениями с женой Татьяной.

- Если я нашёл столько обычных часов, то не потеряю ли я школьные?

- Брось выдумывать, всё будет хорошо! - сказала она.

И снова на августовском педсовете из уст директора прозвучало:

- К нам приходит молодой специалист, новый историк Вадим Николаевич. Прошу коллег отнестись к нему с вниманием и оказать необходимую помощь. С Вами, Андрей Борисович, мы расставаться не хотим. Поэтому прошу зайти в мой кабинет для серьёзного разговора.

Она улыбнулась, а мне было не до смеха.

Выслушав директорские дифирамбы, я получил новое назначение – учитель рисования в начальных классах.

3.Рисование – путь к исправлению

Думаете легко научить ребенка рисовать? Купить ему краски, альбом и пусть малюет! Может из него выйдет поздний Пикассо или отменный маляр дядя Петя? А, может, просто критикан, ничего не понимающий в изобразительном искусстве, каких у нас большинство?

Это я почувствовал, когда стал учителем рисования на третьем году своей педагогической деятельности.

В общеобразовательной школе ученик старается, как может, получить побольше хороших отметок в дневнике, в правом нижнем углу тетради или альбома. Для чего? Это мы знаем не хуже других – сами учились. Одни учатся, другие списывают.

Точно так же и с рисованием. Прочитал в Программе по рисованию в 3-ем классе задание: «Нарисовать иллюстрацию к понравившейся сказке А.С.Пушкина».

А почему бы и нет!

Уроков на зимние каникулы не задают, а я задам – пусть почитают, потом порисуют.

Для получения хорошей оценки по рисованию все средства хороши – от использования кальки до продавливания печатного рисунка.

Именно так и сделала Наташа Немцова. Продавила из книги чью-то иллюстрацию и раскрасила её.

Я поставил ей «3» за труды.

На её вопрос «Почему?», попробовал объяснить, что художник Иванов уже получил за эту иллюстрацию деньги и что за одну и ту же работу высокую зарплату не платят.

Наташа заплакала и вышла из кабинета.

На следующий урок рисования пришла Наташина мама и стала при детях учить меня ставить правильные отметки.

И я снова рассказал про зарплату теперь уже маме.

Мама сказала:

- Раньше у Наташи по рисованию были хорошие отметки, и она мечтала стать художником. И ещё, я слышала, что Вы совсем не учитель, а режиссёр любительского театра. Вот идите и театралируйте! А я пойду к директору!

После урока, в кабинете директора Ирины Алексеевны, я в третий раз рассказал про зарплату. Директор согласилась со мной и отправила работать дальше. Чем закончился разговор с родительницей, не знаю.

Через два месяца мы рисовали натюрморт из восковых фруктов. Сделав постановку, я сел за учительский стол. Машинально открыл учебник по чтению и глазами прочитал стихотворение С.Есенина «Белая берёза». Потом прочитал ещё раз про себя, как учили по сценической речи, рисуя словом.

Вдруг захотелось нарисовать карандашом мою белую берёзу. К концу урока у меня возникла одна идея, но её нужно было обдумать.

И предложил ребятам:

- Давайте вашей учительнице к празднику подарим …концерт одного стихотворения. Каждый из вас выучит стихотворение Есенина «Белая береза» наизусть и попробует нарисовать её. Можно карандашами, можно красками. А на уроке вы расскажите про свою березу стихами Сергея Есенина. Вот посмотрите и послушайте.

Я показал свой рисунок и прочитал стихотворение.

Дети зааплодировали и согласились. Учительница засомневалась, но тоже согласилась.

В тот день они пришли по-особому нарядные и явно волновались.

Да и я никогда так не волновался.

Начался необычный урок-концерт.

Дети выходили показывали свои творения и читали. Только тут я заметил, что как человек читает стихи - так он и рисует.

Подошла очередь и до Наташи Немцовой.

Она открыла свой альбом и я обомлел – такой березы не было ни у кого из ребят. А как она читала, прорисовывая словом каждую веточку и покрывая их серебряным инеем! Я невольно захлопал в ладоши и весь класс подхватил. Наташа получила заслуженную 5, хотя я поставил бы все 10.

После урока она рассказала, что такую берёзу она увидела во сне и ночью по памяти нарисовала её. Учительница поблагодарила меня и учеников за необычный урок-подарок и угостила всех шоколадными конфетами.

Буквально на следующий день в школе снова появилась Наташина мама.

Нашла меня и сказала:

- Вы исправились, учитель! Я вами довольна! Пойдемте к директору.

Я стал оправдываться, что это Наташа исправилась, но мамаша ничего слушать не хотела и шла вперёд.

В кабинете директора она снова огласила свою мысль о моём исправлении, на что Ирина Алексеевна ответила:

- Это не учитель, а Ваша дочь исправилась.

И уже в приемной мамаша шепнула:

- Вы, единственный, кто сделает из Наташи художника.

Мне было приятно.

К сожалению моя педагогическая деятельность завершилась. Семейные обстоятельства снова взяли верх.

Мы переехали в Новозыбков.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Борисович Кочетов
Пишет как бегает – легко, красиво и свободно
Проза Максима Воробьёва
23.12.2024
«Расскажу планете всей про себя и про друзей»
Книга рассказов нашего постоянного автора
11.06.2023
Главная награда в моей жизни
Встреча с другом
18.05.2023
Все статьи Андрей Борисович Кочетов
Александр Сергеевич Пушкин
Пушкин
Стихи
05.06.2025
День памяти Государыни Императрицы Марии Александровны
Сегодня мы также вспоминаем Великого князя Тверского Ивана Михайловича, литератора А.К.Барсова, композитора С.И.Давыдова, историка Н.М.Карамзина, адмирала И.С.Сульменева и генерала С.А.Хрулева
04.06.2025
День памяти преподобного Феодосия Печерского
Сегодня мы также вспоминаем А.П.Ганнибала, В.А.Тропинина, К.Д.Кавелина, Д.Н.Хорвата, Н.Н.Блохина и П.Г.Громушкина
16.05.2025
День памяти преподобного Пафнутия Боровского
Сегодня мы также вспоминаем архитектора А.Г.Григорьева, астронома Ф.А.Бредихина, героя Цусимского сражения Н.М.Бухвостова и членов экипажа броненосца «Император Александр III», геолога И.Ф.Григорьева, писателя Ф.А.Абрамова, конструктора оружия Н.Ф.Макарова, известного русского историка, искусствоведа В.В.Антонова
14.05.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Православные антисталинисты в печали
Новый комментарий от Русский Иван
05.06.2025 21:57
О причинах неприятия сталинского горельефа православными патриотами
Новый комментарий от Русский танкист
05.06.2025 21:54
Основные причины громких диверсий
Новый комментарий от Русский Иван
05.06.2025 21:17
Споры о Революции – это споры о будущем России
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
05.06.2025 20:27
Перл-Харбор или пощёчина?
Новый комментарий от РОНОЛ
05.06.2025 20:13
ФСБ рассказала о российских преподавателях, сотрудничавших с Лондоном
Новый комментарий от Могилев на Днепре
05.06.2025 16:41