Царская Святыня Псковских Печор

Часть Первая

Леонид Болотин 
100-летие Царской Голгофы 
0
14.02.2021 1075

44 года назад — 17/30 Января 1977 года, в Воскресный день, в Свято-Успенскую Псково-Печерскую обитель прибыла Святыня — Десница Святой Великомученицы Татианы Римской.

Вместе с тем 11/24 Января исполнилось 330 лет, как та же Святыня — Десница Римской Святой была передана в дар Ново-Иерусалимскому Воскресенскому монастырю. Она там пребывает и ныне. Возникает вопрос: как одна и та же Святыня сразу может находиться и почитаться сразу в двух обителях? Нет ли в одном из двух случаев ошибки? Оказывается, никакой ошибки нет! Ответам на данные вопросы и посвящены мои заметки.

Печерскую Святыню по завещанию передал известному Всероссийскому Старцу — Отцу Архимандриту Иоанну (Крестьянкину; 11 Апреля 1910 — †5 Февраля 2006) душеприказчик его двоюродного брата — Иеромонаха Владимира (Москвитина; 1895 — † 12 Апреля 1976). Отец Владимир был родным братом Архимандрита Афанасия (Москвитина; 1906 — †28 Апреля 1971). Именно у Отца Афанасия Святые Мощи Татианы хранились ранее. Такую информацию недавно получил по WhatsApp’у от одного знакомого священника из русской глубинки — Иерея Александра. При републикации на Фасбуке и ВКонтакте дополнил текст для ясности датами и подробностями жизни, а здесь предлагаю читателям «Русской Народной Линии» более полный вариант…

Отец Афанасий был рукоположен 17 Ноября 1944 года в Иеромонахи в Луганске, потом с 9 Июня 1949 года он служил в храме Всемилостивого Спаса села Спасское Клинского района Московской области (ныне Солнечногорск) — вплоть до дня кончины, то есть почти 22 года. Как сказано в полученной мной от Батюшки заметке:

https://drevo-info.ru/images/001/001435.jpg

Архимандрит Афанасий (Москвитин)

«Ему свою Святыню передали благочестивые супруги именитого рода, его духовные чада, впоследствии оба принявшие от Отца Афанасия монашеский постриг. Они же в свое время на золотые империалы обменяли Святые Мощи, которые у прежнего владельца оказались при разорении Царско-Сельского Государева Дворца. По жестокости прошедших лет Святыня хранилась втайне как у супругов, так и у Отца Афанасия, но всегда — с должными ей почестями и молитвенным предстоянием перед нею».

В Александровском Дворце Царская Семья с Марта по 1 Августа 1917 года находилась под арестом с усиленной охраной. Поэтому в ту пору разорения Дворца быть не могло. Октябрьские события 1917 года промыслительно тоже не коснулись Царского Села, он был под вооруженной охраной, сочувствующей большевицкому перевороту. Уже в 1918 году в Александровском Дворце в правом флигеле — в комнатах и залах проживания Царской Семьи — был создан музей, а в других помещениях разместился Детский дом юных коммунаров под патронажем А.В. Луначарского. С 19 Мая 1922 года юные коммунары стали именоваться юными пионэрами, «дома пионэров» и даже «дворцы пионэров» всем были хорошо известны в советскую пору. Потом во Дворце разместился ещё и дом отдыха для сотрудников НКВД.

Конечно, сами Мощи без ковчега за золото могли тайно выменять и у кого-то из сотрудников музея. Но по законам революционного времени такое хищение «народной собственности» в 1918 году могло закончиться подвалами ЧК и даже расстрелом. Музейные интеллигенты врядли пошли бы на такой риск.

Скорее всего, исчезновение Мощей из Александровского Дворца могло произойти в один из двух очень смутных периодов. Первый из них был в Октябре 1919 года, когда Царское Село оказалось на линии фронта в зоне боевых действий между наступающими «белыми» и обороняющимися «красными». И второй период — время оккупации города Пушкина немецкими войсками с 17 Сентября 1941 года и по 24 Января 1944 года.

Десница Святой Великомученицы Татианы в Псково-Печерском монастыре.

А до революции Святые Мощи Татианы должны были храниться в Семье Святых Царственных Мучеников. Прежняя история Реликвии, до её появления в Царской Семье, широко не известна. Поэтому стоит обратиться к предыстории и установленной документами истории Псково-Печерской Святыни.

Русские Царевны Татианы

29 Мая 1897 года родилась вторая Дочь Государя — Святая Царевна Мученица Татиана Николаевна. Случалось читать, что на выбор имени для Царской Дочери оказал влияние роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», где двух сестер Лариных звали Татьяна и Ольга. Причем Поэт однозначно указал, что имя Татьяна до того в его просвещенной среде было непопулярно, считалось слишком «простонародным». Оно более подходило для «девичьей», для той части барской усадьбы, где жили крепостные девицы, домо́вая прислуга:

Ее сестра звалась Татьяна...
Впервые именем таким
Страницы нежные романа
Мы своевольно освятим.
И что ж? оно приятно, звучно;
Но с ним, я знаю, неразлучно
Воспоминанье старины
Иль девичьей! Мы все должны
Признаться: вкусу очень мало
У нас и в наших именах
(Не говорим уж о стихах);
Нам просвещенье не пристало,
И нам досталось от него
Жеманство, — больше ничего.

Конечно, образ задумчивой и благородной пушкинской Татьяны Лариной повлиял на то, что её имя стало модным и популярным даже в великосветской среде, а не только в широких кругах российского общества. Но вряд ли пушкинский мотив стал главной причиной появления имени Татиана в Императорском именослове. Мне уже доводилось выступать на «Русской Народной Линии» по поводу бытования имени Ольга в Русской Императорской Фамилии «Почитание Святой Ольги и О.Н. Куликовская-Романова»[1].

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1709006/pub_5eb54261bca2ec5606d7cf03_5eb54371e4773935a401d170/scale_1200

Святая Царевна-Мученица Татиана Николаевна. Фото 1914 года

Теперь возник повод аналогичным образом рассмотреть имя «Татьяна», которое в среде Рода Романовых имеет не менее интересную духовную историю, из которой становится понятнее выражение: «при святой молитве наречена Татьяною», как сообщалось в «Правительственном Вестнике» (1897. № 117) по поводу рождения второй Дочери в Царской Семье.

У будущего Царя Михаила Феодоровича Романова (12 Июля 1596 — †13 Июля 1645) была родная сестра — Татиана Феодоровна — единственная дочь, первенец в семье Феодора Никитича Романова (р. около 1553 года — †1 Октября 1633) и Ксении Ивановны (урожденной Шестовой, †26 Января 1631). Их брак состоялся около 1585 года. Следовательно, дочь Татиана Феодоровна могла родиться между 1585 и 1590 годами — ещё до рождения её младших братьев — Бориса, Никиты (оба умерли в младенчестве), Михаила — будущего Царя, Льва и Ивана (оба тоже умерли в младенчестве). Юные отроковица Татьяна и младенец Михаил Феодоровичи в 1601 году были отлучены от своих родителей, по принуждению постриженных в монашество, и воспитывались теткой — княгиней Марфой Никитичной Черкасской, урожденной Романовой. Она малых племянников из ссылки в Белозерском крае тайно увезла в село Клины Петровской волости Юрьевского уезда Владимирщины, в старинную вотчину Никиты Романовича Юрьева-Захарьина.

Так что ранее детство Михаила Феодоровича прошло рядом со старшей сестрой Татьяной. Видимо, уже при Царе Василии Шуйском между 1606 и 1610 годами Татиана Феодоровна была выдана замуж монашествующими Родителями — будущим Патриархом Филаретом и Великой Инокиней Марфой — за молодого царского воеводу, знатного Рюриковича — князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовского (†1641). Князь был участником Великого Московского Собора 1598 года, ставил свою подпись под Соборной Утвержденной Грамотой, успешно воевал против Лжедмитрия II, был участником Великого Московского Собора 1613 года, что также подтверждается его подписью. Его супруга — Татиана Феодоровна, по одним сведениям, умерла 14 Ноября 1611 года в оккупированной поляками Москве, по другим сведениям, она скончалась уже после освобождения 27 Октября 1612 года Кремля от поляков — 4 Ноября 1612 года.

Видимо, в память о своей рано ушедшей сестре — спутнице его несчастного детства — Царь Михаил Феодорович годы спустя решил назвать своего восьмого ребенка — шестую дочь — Татианой (5 Января 1636 (? 1635) — †24 Августа 1706). Тем более что день её рождения был близок к Татьяниному дню — 7 Января. Великая Княжна и Царевна Татиана Михайловна прожила долгую и довольно насыщенную жизнь.

Синодик Царевны Татианы Михайловны собственноручной работы для Ново-Иерусалимского монастыря. Миниатюра «Родословное Древо Царей и Великих Князей Романовых». Государственный исторический музей

Десница Великомученицы

Был ли в год рождения Царевны Татианы Михайловны в Царских хранилищах или в Патриаршей Ризнице Кремля Мощевик с Десницею Святой Татианы, нам точно неведомо. Возможно, Царевна Татиана, глубоко верующая девица, уже в пору своей взрослой жизни сама приобрела или получила в дар тот Мощевик, например от приезжавших в Москву греческих иерархов или других приезжих православных церковных деятелей. Но такое предположение слишком размыто и условно. Доподлинно известно только то, что Реликвия оказалось в её распоряжении к началу Января 1691 года.

Наместник Ново-Иерусалимского монастыря Игумен Феофилакт (Безукладников; р. 1 Декабря 1963, с 2016 года Архимандрит) в своей проповеди 25 Января 2011 года, в частности, говорил: «Много преславных событий празднует наша Святая обитель в этом году. Это и 355 лет основания Ново-Иерусалимского монастыря, которое будет праздноваться в Июне. Это и 330 лет со дня кончины Святейшего Патриарха Никона — основателя нашей Святой обители, воспоминание которого будет совершаться в Августе… Но, пожалуй, самое главное, — поистине первое торжество, — совершается в этом году сейчас, в начале года, в Январе, когда мы празднуем память Святой Мученицы Татианы, потому что в этом году исполняется 320 лет, как ее честная рука в 1691 году была передана из Кремля в Ново-Иерусалимский монастырь усердием, старанием Царевны Татьяны Михайловны»[2].

Данное сведение указывает на то, что Святыня находилась не в личном распоряжении Царевны Татианы Михайловны, а в Кремле. Попробуем на основании косвенных указаний предположить, как, где и когда Святыня могла пребывать в Кремле.

После обвала части сводов Успенского собора Кремля в 1624 году, их восстановления и Большого Московского пожара 1626 года при Царе Михаиле Феодоровиче в 1642—1644 годах собор был расписан заново — большей частью по образцам фресок 1515 года. Возможно, во время новой росписи собора на северной стене над крайним правым окном первого яруса была написана фреска Святой Мученицы Татианы как Святой покровительницы уже умершей сестры и младшей дочери Царя Михаила Феодоровича. Но именослов Святых Покровителей десяти Царских Детей в фресках собора не обладает полнотой. Можно предположить, что в Патриаршей ризнице собора ещё до 1642 года уже хранилась Святыня — Десница Святой Татианы Римской, и данный факт мог быть основным мотивом появления соборной фрески в честь Святой Татианы[3].

Святая Диакониса Мученица Татиана Римская. Фреска Успенского собора Кремля. 1642–1644 годы. Размещается над окном нижнего яруса справа на северной стене храма — рядом с иконостасом.

В Марте 1690 года умер «милостию Божиею Патриарх Московский и всея России и Северных стран» Иоаким (в мiру Иван Петрович Савёлов-первый; 6 Января 1621 — †17 Марта 1690), занимавший патриаршую кафедру более 15 лет ещё со времен Царствовании Государя Алексея Михайловича и обладавший не только большим церковным, но и политическим авторитетом, сам из бывших военных, дослужившийся до чина рейтарского капитана, он стал монахом в 1655 году по причине скоропостижной смерти супруги и сразу четырех детей во время чумного морового поветрия. И хотя в начале своей церковной карьеры он мог быть чем-то обязанным Патриарху Никону, но большим почитателем его точно не был. Особенно его отношение к Никону осложнилось, когда при Царе Феодоре Алексеевиче возникла идея возвращения ссыльного монаха Никона на Московскую кафедру. Вероятно, что при его первосвятительстве Царевна Татиана Михайловна не могла бы распорядиться Святыней из Патриаршей Ризницы, чтобы её передать в Ново-Иерусалимский Монастырь, основанный Никоном. А когда в Августе того же года на кафедру был избран Святейший Кир Адриан, Архиепископ Московский и всея России и всех Северных стран Патриарх (в миру Андрей; 2 Октября 1627 — †16 Октября 1700), с учетом того, что тогда на Царском Престоле пребывали сразу два юных Самодержца — Цари Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич, то есть был достаточно длительный период двоевластия, и новый Патриарх ещё не вошел в полную силу, родная сестра Царя Михаила Феодоровича и дочь Патриарха Филарета — пятидесятипятилетняя Царевна Татиана Михайловна вполне могла себе позволить Святыню из Патриаршей ризницы Успенского собора Кремля передать в Ново-Иерусалимский монастырь.

Царевна Татиана Михайловна с детских лет была почитательницей патриарха Никона и потом стала многолетним и едва ли не главным в Царском Роду ктитором устроенного Никоном Ново-Иерусалимского монастыря. Именно в ту обитель она среди множества других даров передала и Ковчег с Десницей Великомученицы Татианы. О том неоднократно со ссылкой на документальные свидетельства пишет Настоятель Ново-Иерусалимского монастыря на Истре, известный церковный историк Архимандрит Леонид (Кавелин; 20 Февраля 1822 — †22 Октября 1891) в своем фундаментальном труде «Историческое описаніе Ставропигіальнаго Воскресенскаго, Новый Iерусалимъ именуемаго, монастыря»[4]. Первый раз по поводу дара многолетней Царственной опекунши монастыря историк отмечает: «Въ… 1691 году, 7-го Генваря, Царевна Татьяна Михайловна пожертвовала въ Воскресенскую обитель драгоцѣнное сокровище: “длань десныя руки Св. Мученицы Татіаны”, въ сребро позлащеномъ ковчегѣ» (С. 104).

Цитируя старинные монастырские описи, Архимандрит Леонид потом сообщает подробное описание Святыни: «б. Ковчежецъ серебряный вызолоченый, въ коемъ хранится длань Св. Мученицы Татіаны; на ономъ ковчежцѣ вырѣзана со всѣхъ сторонъ надпись слѣдующаго содержанія: “Въ семъ ковчежцѣ мощи Св. Мученицы Татіаны, десныя руки длань, имущая четыре персты, а указательнаго нѣсть, зане отъятъ бысть, ея же память празднуетъ Св. Церковь мѣсяца Іаннуарія въ 12 день. Сію Святую длань Святыя Мученицы Татьяны пожаловала, по Святому и благому своему намѣренію, въ обитель святую Воскресенскаго монастыря, еже есть Новый Іерусалимъ, Великая Государыня, Благородная Царевна и Великая Княжна, Татіана Михайловна, въ вѣчное утвержденіе неподвижно, въ лѣто 7199 (1691), Іаннуарія въ 7 день. Мѣсяца Іаинуарія 12 дня, Св. Мученица Татіана мучена бысть въ лѣто 5718, и отъ того времени до 7200 году 1481 годъ, 4 мѣсяцы и 12 днеи, отнели же мощи сія Святыя приложишася 1539 лѣтъ прейде. Сей ковчежецъ, по благоговѣйному и праведному своему усердію ко Святой сей Мученицѣ, Благочестивѣіішія и Самодержавнѣйшія Великія Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, Наслѣдника, внука Петра I, Благовѣрнаго Государя и Великаго Князя Петра Ѳеодоровича, Супруга его, Благовѣрная Государыня Великая Княгиня Екатерина Алексѣевна, съ Императорской своей комнаты повелѣла умножить, возобновить и якоже зрится украсить лѣта Господня 1749 года, Апрѣля 10 дня”. Въ самомъ ковчежцѣ, по сказанному выше, хранятся Святыя Мощи Мученицы Татіаны, правая кисть руки безъ указательнаго перста, въ ладонѣ же Св. Мощей довольно отнято; оныя Мощи сверху въ кисти и между нальцевъ украшены разнымъ жемчугомъ, 2 изумрудцами и 2 лаликами. Около рамы въ клеймахъ изображены живописью страданія Мученицы Татіаны отъ Царя Тертуліана[5]. Въ ковчежцѣ вѣсу 1 фунтъ 86 золотниковъ» (С. 297).

Десница Святой Великомученицы Татианы в ковчеге Ново-Иерусалимского монастыря, видимо, изготовленном в 1749 году.

Со всей очевидностью ясно, что тут речь идет об одном ковчеге. Но нам представляется особо интересным свидетельство Архимандрита Леонида о ситуации с Мощами Святой Татианы в близкое к изданию книги в 1876 году время:

«Предметы священные и церковные. 1. Части Св. Мощей. Главную, досточтимую и достопокланяемую, святыню Воскресенской ризницы составляютъ: а) части Св. Мощей разныхъ Святыхъ, и б) длань десныя руки Св. Мученицы Татіаны. Сія святыня, нынѣ размѣіцена по приличію, въ двухъ кіотахъ, за стекломъ, поставленныхъ на аналояхъ предъ мѣстными иконами въ храмѣ Воскресенія Господня» (С. 295).

Выражение «въ двухъ кіотахъ», подтверждаемое множественным числом следующим выражением «на аналояхъ», очевидно, указывает на то, что в период между 1749 годом, когда ковчег за счет своей личности канцелярии благоукрашала будущая Императрица Екатерина Великая, и годом 1876-м, когда вышла книга Архимандрита Леонида, Мощи Десницы Святой Мученицы Татианы были кем-то из Настоятелей Монастыря разделены на две части и размещены в двух Реликвариях. Как и когда такое произошло, Архимандрит Леонид (Кавелин) в своей книге о монастыре не разъясняет.

На официальном сайте города Истры сообщается такая информация из истории монастыря: «В 1691 году Царевна Татиана Михайловна пожертвовала в Воскресенскую обитель драгоценное сокровище: “длань десныя руки” Святой мученицы Татианы в серебряном ковчеге. Впоследствии этот ковчег с Мощами, помещенный в большой киот с резной сенью, был установлен в северной части Воскресенского собора, вблизи придела Рождества Богородицы. …В этот день (25 Января) отмечается престольный праздник придела, устроенного во имя Святой Мученицы Татианы в трапезе храма Рождества Христова настоятелем монастыря Архимандритом Леонидом (Кавелиным; 1822–1891) в память о благотворительнице Нового Иерусалима, благоверной Царевне и Великой Княжне Татиане Михайловне. Придел был освящён 10 Октября 1871 года. После закрытия Воскресенского монастыря в 1919 году ковчег с мощами был передан в государственный музей, образованный на его территории. После 77 лет музейного хранения, в соответствии с приказом министерства культуры Российской Федерации от 24 декабря 1996 года, Святыня возвращена Воскресенскому Ново-Иерусалимскому Ставропигиальному монастырю. Ковчег с мощами находится в Успенском приделе Воскресенского собора. По воскресным дням здесь совершается молебен Святой Мученице Татиане»[6].

Вероятно, что для освященного 10 Октября 1871 года придела Рождественского теплого храма обители во имя Святой Татианы Римской Архимандрит Леонид сам и разделил Мощи Десницы на две части и вторую часть поместил в новый Мощевик. Он по внешнему виду отличается от Мощевика 1749 года, который и ныне сохраняется в Ново-Иерусалимском монастыре.

В приделе Святой Татианы Римской Рождественского храма Ново-Иерусалимского монастыря. Киот с иконой Святой и новый Мощевик с частью Десницы Святой Диаконисы. Фото 1880-х годов

Практика «дробления» Святых Мощей в Православной Церкви существует не только как обычай, но и вполне канонический чин. Отделенные от крупной кости или плоти крохотные частицы Мощей Мучеников в восковой капсуле обязательно прикрепляются к новоосвященным антиминсам, на которых в подавляющем большинстве храмов совершается Божественная Литургия. Только в исключительных случаях Мощи Мучеников помещались в сам Престол, и на таких Престолах Литургию можно было совершать без антиминса.

Полагаю, что никаких сомнений в том, что и в Ново-Иерусалимском монастыре, и в Псково-Печерской Успенской обители находятся подлинные части Мощей Десницы Святой Татианы Римской, теперь нет. Уже к 1876 году в Ново-Иерусалимском монастыре было два Ковчега с Мощами Десницы Святой Татианы, имевших различный вид, один из которых — более новый потом находился в Александровском Дворце Царского Села.

Память о Татианах Романовых

Но вернемся к Царевне и Великой Княжне Татиане Михайловне. Она прожила долгую жизнь, была погребена в Вознесенском девичьем монастыре Московского Кремля, в погребении участвовал её племянник — Царь Петр Алексеевич. Надпись на надгробии гласила: «Лета 7214 году Августа против 24 числа с Пятницы на Субботу в нощи перваго часа в последней четверти на память Священномученика Евтихия Святаго Иоанна Богослова преставися раба Божия Благовернаго Государа Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича дщерь Благоверная Государыня Царевна и Великая Княжна Татиана Михайловна и погребена на сем месте того ж Августа 24 дня а всех лет жития ея 71 год и 8 месяцев»[7].

Сохранившаяся надпись на крышке саркофага совпадает с нею: «Лета от Рождества Христова 7214 году Августа против 24 числа в нощи перваго часа в последней четверти на память Святаго Священномученика Евтихия преставися раба Божия Благовернаго Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея Росии Самодержца дщерь Благоверная Государыня Царевна и Великая Княжна Татиана Михайловна и погребена на сем месте Августа 24 дня а всех лет жития 72 лета». В 1929 году из-за разрушения Вознесенского монастыря её останки вместе с саркофагом были перенесены в крипту придела Кремлевского Архангельского собора.

Конечно, когда в Святом Царском Семействе 29 Мая 1897 года родилась вторая Дочь, она была «при святой молитве наречена Татьяною» именно в память о Великой Княжне и Царевне Татиане Михайловне Романовой и о её тетке — княгине Татиане Феодоровне Катыревой-Ростовской, урожденной Романовой.

Царевна-Мученица Татиана и Печерская Святыня

Рождение Багрянородного Ребенка в Императорской Семье отмечалось широко по всей Империи благодарственными молебнами в храмах и монастырях, пушечными салютами в Столицах и в главных городах генерал-губернаторств, различными народными и общественными тожествами. Видимо, в связи с таким общенародным торжеством собор старцев Ново-Иерусалимского монастыря, возглавляемый Настоятелем Архимандритом Андреем (в мiру Алексей Алексеевич Садовский; 1803 — †14 Марта 1898 года), и решил передать в дар новорожденной Царевне Татиане Николаевне один из двух монастырских ковчегов с Мощами Десницы Великомученицы Татианы. Очевидно, что передали новый ковчег, устроенный Архимандритом Леонидом ещё в 1870-е годы, ведь на первом — старом ковчеге были начертаны слова, что Мощи передаются в монастырь «навечно».

Святая Мученица Царевна Татиана Николаевна

Конечно, в таком деянии было некоторое нарушение воли Царевны Татианы Михайловны, которая дарила Святыню в монастырь «навечно». Но вероятно, в данном не совсем каноничном побуждении монастырской братии проявился и Промысл Божий. Ведь, вероятнее всего, Царевна Татиана Михайловна сама некогда проявила некоторое своеволие, передав ковчег с Десницей своей Небесной Покровительницы из Московского Кремля в Ново-Иерусалимский монастырь. Да и монахи монастыря на Истре в 1897 году передавали Мощи не какому-нибудь частному лицу, а в Семью Православного Самодержца — Государя Императора Всероссийского.

Вот почему половина Десницы Святой Татианы ко времени революции и гражданской войны оказалась в Царско-Сельском Александровском Императорском Дворце, а потом пока неведомыми нам путями — у Архимандрита Афанасия (Москвитина), наследники которого передали Святыню уже в Псково-Печерский монастырь.

«В обители десную руку Мученицы Татианы переоблачили и сокрыли в Ковчежце, в коем она покоится и поныне в храме Архистратига Божия Архангела Михаила, с правой стороны Царских врат. Долог был путь Святых Мощей Мученицы Татианы от великого города Рима до стен Псково-Печерского монастыря на Руси: от 225 года до 1977 года. И путь этот, определенный Святой Мученице Промыслом Божиим, не случаен, как нет ничего случайного в Божием мiре. Воспитанная в христианской вере в родительском доме, она, придя в зрелый возраст, “богатство возненавидела, едино возлюбивши Небесное”, навсегда отказалась от супружеской жизни и за свою добродетельную жизнь назначена была диакониссой в церкви. Святая Мученица Татиана с усердием ходила за больными, посещала темницы, помогала неимущим, постоянно старалась угодить Богу молитвами и добрыми делами. Рано созрела многими плодами духовными юная подвижница для Небесного Царствия. И при Императоре Александре Севе́ре она, за исповедание Господа нашего Иисуса Христа, “радующеся прошла и мученическое страдание” от римского градоправителя Ульпиана. Вместе со знатным отцом своим — Римским сенатором и консулом, избиравшимся на эту сенатскую магистратуру трижды — Татиана была усечена мечом».

Из данного текста видно, что в нынешний Ковчег-Мощевик часть Десницы Святой Татианы была помещена в Январе 1977 года уже в Псково-Печерском монастыре.

Полученный мною духоподъемный текст, завершается словами: «Мы веруем, несомненно, что Промысл Божий привел Свою Исповедницу и Мученицу в Псково-Печерскую обитель во утверждение, во свидетельство, в охранение истинности Православной Христианской веры. Святая Мученица Татиана охраняет десною рукою своею нашу Правую Веру, наше благочестие, нашу праведность. Утверждает Православие и ограждает нас от ересей и расколов, испрашивая нам у Престола Господня твердо стоять в вере и иметь силы исповедовать Христа. Молитвами Святой Мученицы Татианы, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь».

Эпоха Святой Татьяны Римской

Надо отметить, что сам Император Александр Севе́р (1 Октября 208 — 19 Марта 235; Государь с 13 Марта 222) не был убежденным и последовательным гонителем Христиан, как, например, его предшественник Император Гелиогабал. Император Александр Севе́р был провозглашен царствующим Августом в 13 лет. От его имени префектом претория — Императорского Дворца в Риме и фактически гражданским начальником преторианской Гвардии, а также первым лицом в Императорской канцелярии был назначен уроженец Тира Сидонского юрист Домиций Ульпиан (Domitius Ulpianus, 170—228). Прежде — при Гелиогабале Ульпиан был гоним властями, в том числе и Сенатом. Старые обиды он решил отомстить и на новой должности стал в Риме вводить свои порядки и толкования законов. Именно в пору полновластия Ульпиана в 222–225 годах, исключительно по его инициативе, были возобновлены гонения на Христиан Римской области. Тогда и пострадали Святая Великомученица Татиана и её отец — Сенатор. Антиаристократическая политика Ульпиана вызвала волнения среди знати и части горожан. Уже к 226 году властолюбивый Ульпиан был отстранен от должности префекта претория, которую занял Сей Саллюстий — тесть юного Императора.

Продолжение следует

Леонид Болотин, научный редактор Информационно-исследовательской службы «Царское Дело»

19 Января /1 Февраля 2021 года


[3] Впрочем, нельзя исключать и того, что ковчег с Десницей Святой Татианы мог появиться в Московском Кремле много раньше, то есть до середины XVI века, и фреска Святой Великомученицы Татианы была написана при масштабном поновлении соборных росписей при Царе Иоанне Васильевиче Грозном в 1551 году, а 1642–1644 годах данная фреска была только поновлена. Государь Иоанн Васильевич, особенно после 1547 года, очень много жертвовал средств для поддержания Восточных Православных Церквей, и в благодарность за такие пожертвования мог получить с Православного Востока и такую святыню.

[5] Конечно, никакого Императора Тертуллиана в истории Древнего Рима не существовало. Был известный церковный теолог и апологет Христианства Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (Quintus Septimius Florens Tertullianus; по разным данным его годы жизни 155/165 — †220/240), в конце земного пути уклонившийся в еретическую секту Монтана. Святая Великомученица Татиана Римлянка была пытаема и усечена мечом в 225 году при римском префекте претории Ульпиане в царствование юного Императора Александра Севе́ра. Указание на «Царя Тертуліана» — совершенный вымысел невежественного составителя старинной монастырской описи либо живописца, украшавшего ковчег. Ввиду очевидной нелепости такой агиографической «подробности» историк Архимандрит Леонид (Кавелин) даже не стал комментировать её примечанием. Но для современного читателя такая деталь требует пояснения.

[7] Судя по данному свидетельству, год рождения Царевны Татьяны Михайловны, сообщаемый в большинстве справочников, — 5 Января 1636 года может быть неверным, так как если её возраст к 24 Августа 1706 года был семьдесят один год и восемь месяцев, то она должна была родиться 5 Января 1635 года.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Загрузка...
Леонид Болотин
Все статьи Леонид Болотин
100-летие Царской Голгофы
Главком Николай II, или Цена победы
Об истинных потерях Русской Императорской Армии в Первую мировую войну. Часть 3
27.07.2021
Главком Николай II, или Цена победы
Об истинных потерях Русской Императорской Армии в Первую мировую войну
19.07.2021
Долг христианина: тропою к свету и спасению
Размышление по итогам молитвенного стояния в День памяти святых Царственных Страстотерпцев…
19.07.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
«Это был настоящий советский человек»
Новый комментарий от Русский Сталинист
29.07.2021 17:09
Почему социализм — это утопия
Новый комментарий от В.Р.
29.07.2021 13:45
Великая ложь «Белого дела»
Новый комментарий от Туляк
29.07.2021 11:05
О помощи Церкви в период эпидемии
Новый комментарий от Сант
29.07.2021 09:20