Св. Вел. Княжна Ольга Николаевна Романова (1895–1918)

Все, кто близко знал Великую княжну, свидетельствовали о ее глубокой евангельской вере

100-летие Царской Голгофы 
0
133
Время на чтение 7 минут

Источник: Православие.ру

 

3/16 ноября 1895 года у Императора Николая II и его супруги Александры Федоровны родилась дочь – Великая княжна Ольга Николаевна. Венценосные родители были счастливы, что на свет повился их первенец. В этот день Императрица писала своей сестре, принцессе Виктории:

«Тебе пишет сияющая, счастливая мать. Можешь представить себе наше бесконечное счастье теперь, когда у нас есть наша драгоценная малышка. И мы можем заботиться и ухаживать за нею».

А счастливый отец с волнением записал в дневнике после рождения Ольги: «Боже, что за счастье!.. Утром любовался нашей прелестной дочкой…».

Таинство Крещения новорожденной совершил придворный протопресвитер и духовник Царской семьи о. Иоанн Янышев в церкви Царскосельского дворца, 14 ноября, в первую годовщину бракосочетания родителей девочки.

 

Затем в царственной семье Романовых на свет появились Царевны Татьяна (1897), Мария (1899), Анастасия (1901) и наследник Алексей (1904). Атмосфера взаимной любви, согласия, крепкой дружбы и взаимопомощи царила между всеми членами этого большого дружного семейства. Камердинер Императрицы Александры Федоровны Алексей Волков свидетельствовал: «Это была самая святая и чистая семья». Любимицей же Волкова была Великая княжна Ольга. «Ольга – это Романова!» – с гордостью говорил он.

Великие княжны воспитывались в строго религиозном духе. Например, Александра Федоровна так наставляла свою старшую дочь Ольгу:

«Научись любить Бога всеми силами своей души, и Он всегда будет с тобой. Молись Ему от всего сердца. Помни, Он видит и слышит всё. Он нежно любит Своих детей, но они должны научиться исполнять Его волю».

 

Наставления матери не прошли даром: все, кто близко знал Великую княжну, свидетельствовали о ее глубокой евангельской вере. Чарльз Сидней Гиббс, учитель английского языка, писал в своих воспоминаниях об Ольге: «Она была по-настоящему верующей». Её воспитательница С.И. Тютчева вспоминает, как однажды Государь запаздывал на литургию, и в ожидании его придворные чины переговаривались между собой. 12-летняя Ольга на это сказала:

«Я возмущаюсь, что эти господа громко разговаривают в церкви… А когда придет папа, все сразу замолчат. А кто выше? Бог или папа? Ведь Митрополит Филипп не боялся говорить правду самому Иоанну Грозному».

 

В детстве Великая княжна Ольга была веселой, живой, несколько упрямой девочкой, любимицей отца, которого любила больше всего на свете. Учитель французского языка Пьер Жильяр писал о первом знакомстве со своими ученицами:

«Старшая из Великих княжон, Ольга, девочка десяти лет, очень белокурая, с глазками, полными лукавого огонька, с поднятым слегка носиком… От этого ребенка веяло чистотой и правдивостью, которые сразу привлекали к нему симпатии...».

Фрейлина Анна Танеева писала об Ольге: «Ольга Николаевна была замечательно умна и способна, и учение было для нее шуткой, почему она иногда ленилась». Княжна Ольга была самой одаренной из царских детей, все учителя поражались её памяти. Она получила прекрасное образование, владела английским и французским языками, увлекалась историей, литературой; играла на рояле, училась в Петрограде пению, хорошо рисовала, любила посещать театр, прекрасно ездила верхом.

 

Все те, чья судьба пересеклась с жизненным путем Царской семьи, единодушно свидетельствовали о нравственной чистоте старшей Царевны, её доброте, скромности, отзывчивости, чувстве справедливости. Как и остальные сестры, Ольга трепетно ухаживала за матерью, когда Императрице нездоровилось, а также за младшим братом Алексеем в продолжительные периоды его тяжелой болезни. К младшим сестрам относилась с материнской нежностью. Маленькая Анастасия очень любила старшую сестру Ольгу, всюду ходила за ней и с нежностью целовала ее руки. Ю.А. Ден, подруга Императрицы Александры Федоровны, вспоминала об Ольге в эмиграции: «Это было милое создание. Всякий, кто ее видел, тотчас влюблялся».

Генерал М.К. Дитерихс писал:

«Великая княжна Ольга Николаевна представляла собой типичную русскую девушку с большой душой. На окружающих она производила впечатление своей ласковостью, своим чарующим, милым обращением со всеми. Она со всеми держала себя ровно, спокойно и поразительно просто и естественно. Она не любила хозяйства, но любила уединение и книги… Она была очень скромной и не любила роскоши».

С.К. Бухсгевден, фрейлина Императрицы, вспоминала:

«Великая княжна Ольга Николаевна была красивая, высокая, со смеющимися голубыми глазами… Она была очень обаятельная и самая веселая… Она была щедра и немедленно отзывалась на любую просьбу, действуя под влиянием сердечного горячего порыва и огромного чувства сострадания, сильно в ней развитого».

Когда ей было 20 лет, Ольга получила право распоряжаться своими деньгами, и первое, что она сделала, – оплатила лечение ребенка-инвалида, которого она видела во время прогулок. Мальчику сделали операцию, он расстался с костылями, и это была для нее истинная радость. О ее душе, сострадательной к чужому горю, писал лейб-медик Е.С. Боткин, потерявший на войне любимого сына:

«Я никогда не забуду тонкое, совсем не показное, но такое чуткое отношение к моему горю… Посреди моих темных дум забегала в комнату Ольга Николаевна – и, право, точно ангел залетел».

Любимым местом отдыха Царской семьи была Ялта. Ежегодно здесь проводился день «Белого цветка», удивительный по своей доброте и красоте праздник, организованный по инициативе Императрицы. В этот день при личном участии Александры Федоровны и царских детей продавалось огромное количество белых цветов, средства от продажи которых предназначались на лечение туберкулезных больных. На благотворительных базарах Ялты продавались также собственноручные работы Императрицы и Великих княжон – рисунки и вышивки. Вырученные деньги пошли на строительство прекрасного туберкулезного санатория.

Она и Татьяна в своей короткой жизни успели испытать чувство первой любви

 

Из всех дочерей Императора только Ольге посчастливилось однажды танцевать на взрослом балу. Она и Татьяна в своей короткой жизни успели испытать чувство первой любви. Великая княжна Ольга в 16 лет безнадежно влюбилась в мичмана Павла Воронова, одного из офицеров яхты, на которой Царская семья проводила лето. Это чувство длилось более двух лет и приносило ей радость. Она называет его в дневнике «счастьем», «милым», «дорогим», «золотым». Кажется, и он любил Ольгу, но их брак не мог состояться в силу её особого социального статуса, и в итоге любовь причинила ей боль и горечь разочарования. Воронову дали понять, что его женитьба на графине Клейнмихель весьма желательна. Он подчинился, и 7 февраля 1914 года состоялась свадьба, на которой присутствовала вся императорская семья, и можно только догадываться, что чувствовала Ольга, видя своего возлюбленного женихом другой девушки. М.К. Дитерихс писал:

«Великая княжна Ольга Николаевна оставляла в изучавших её натуру людях впечатление человека, как будто бы пережившего в жизни какое-то большое горе».

Когда Ольге исполнилось 18 лет, родители рассматривали возможность её брака с румынским принцем, но она, горячо любившая Родину, наотрез отказалась: «Я никогда не хочу покидать Россию. Я – русская и хочу остаться русской». Были и другие женихи, из членов Императорской фамилии, но они по многим причинам были отвергнуты матерью-Императрицей. В ноябре 1915 года Царица писала мужу:

«Когда я гляжу на нашу взрослую Ольгу, моё сердце наполняется тревогой и волнением: что ее ожидает? Какая будет ее судьба?»

С началом Первой мировой войны Царевна Ольга, пройдя курсы хирургических сестер, вместе с матерью и сестрой Татьяной ухаживала за ранеными воинами в Царскосельском лазарете. Великая княжна всегда была внимательна к раненым, добра, приветлива и проста в общении, ничем не подчеркивала своего высокого положения. С.Я. Офросимова вспоминала:

«Великую княжну Ольгу Николаевну все обожали, боготворили; про нее больше всего любили мне рассказывать раненые».

Ольга Николаевна с ее слабым здоровьем и нервами недолго вынесла работу хирургической сестры, но продолжала работать в палатах, тщательно убирая за больными. Раненый офицер С.П. Павлов писал о ней:

«По характеру своему – это воплощенная доброта. Принесет, бывало, лекарство, улыбнется ласково, поздоровается, спросит, как вы себя чувствуете, и уйдет неслышно».

Все 3 года войны она выхаживала раненых. В Екатерининском дворце был устроен большой склад вещей для отправки на фронт. В эмиграции перед мысленным взором С.Я. Офросимовой вставали картины прошлого, и она живо представляла себе Великую княжну Ольгу на этом складе:

«Наискось от меня сидит Великая княжна Ольга Николаевна… К ней меня влечет неодолимая сила – сила ее обаяния… Вся она, хрупкая и нежная, как-то особенно заботливо и любовно склоняется над солдатской рубашкой, которую шьет… Она вся ясная и радостная. Невольно вспоминаются слова, сказанные мне одним из ее учителей: ‟У Ольги Николаевны хрустальная душа”».

Кроме госпиталя, Ольга и Татьяна работали и председательствовали в благотворительных комитетах помощи семьям воинов. Занимались они и сбором пожертвований для нужд фронта.

После Февральской революции Ольга вместе с семьей в течение пятимесячного пребывания в Царском Селе находилась под арестом. Обладавшая легко ранимой психикой, она остро реагировала на происходившие события. С.К. Буксгевден писала о великой княжне Ольге:

«Ужас революции повлиял на нее гораздо больше, чем на других. Она полностью изменилась, исчезла её жизнерадостность».

1 августа 1917 года семья была сослана в Тобольск. В страшное время сибирской ссылки утешение в перенесении скорбей царственным узникам давали молитва, чтение духовных книг, богослужения, Причащение. Дети своей любовью и трогательной заботой старались облегчить родителям горечь обид и унижений, которые выпали на их долю в период заключения.

26 апреля 1918 года по приказу из Москвы Императора, Императрицу и Великую княжну Марию перевезли в Екатеринбург. Наследник был болен, и везти его было невозможно, а потому он был оставлен на попечение остальных сестер. С.К. Бухсгевден свидетельствует:

«Ольга Николаевна сильно переменилась. Тревоги и волнение из-за отсутствия родителей и та ответственность, которая легла на нее, когда она осталась главой дома, чтобы ухаживать за больным братом, произвели перемену в нежной, красивой двадцатидвухлетней девушке, превратив ее в увядшую и печальную женщину средних лет».

 

Переехав в Ипатьевский дом в Екатеринбурге, Ольга держалась отчужденно и большую часть времени проводила с больным братом.

Через Великую княжну Ольгу Государь передал свою последнюю волю. Она в письме из Тобольска приводит слова Императора:

«Отец просил передать всем тем, кто ему остался предан… чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится… Не зло победит зло, а только любовь».

В ночь с 16 на 17 июля Великая княжна была расстреляна со всей семьей в страшном подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге. Она умерла в одно мгновение, получив пулю прямо в сердце. Перед смертью она успела перекреститься. Так погибла прекрасная девушка, единственная вина которой состояла в том, что она – царская дочь. Она была захоронена в Ганиной Яме. В 1998-м году прах Великой княжны Ольги Николаевны был перезахоронен в Екатерининском приделе Петропавловского собора Петербурга.

20 августа 2000 года Великая княжна Ольга вместе с родителями, сестрами Татьяной, Марией, Анастасией и братом Цесаревичем Алексием прославлена в сонме новомучеников Российских на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Ранее, в 1981-м году, они же были канонизированы Русской Зарубежной церковью.

Святые Царственные страстотерпцы, молите Бога о нас!

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Павловна Тоболова
Все статьи Мария Павловна Тоболова
100-летие Царской Голгофы
Божия Матерь остаётся Державной Владычицей нашей Русской земли
Духовные размышления митрополита Вениамина (Пушкаря) по поводу утраты оригинала иконы Божией Матери «Державная»
05.02.2025
Почти «альтернативная история» революции 1917 г. и цареубийства 1918 г. от Л.А. Лыковой и А.Б. Мощанского
Из готовящейся к печати книги «Расследование цареубийства и история России в XX и XXI веках»
17.01.2025
Тунгусский метеорит
К очередной годовщине Катастрофы...
06.11.2024
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
К 106-й годовщине убийства Царской Семьи. Часть 3-я
16.07.2024
Ганина Яма
Царственным страстотерпцам
16.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Какая разница: Зеленский, Порошенко, Тимошенко или кто иной?
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2025 22:28
Православные кресты кому-то черный глаз слепили
Новый комментарий от учитель
28.03.2025 21:22
К вопросу о юридическом запрете на сквернословие
Новый комментарий от Elenaelena
28.03.2025 20:36
Рассогласование мира
Новый комментарий от Elenaelena
28.03.2025 20:30
«Русская армия придёт и Киев освободит»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2025 17:27
Монархия как средство от смуты
Новый комментарий от Апографъ
28.03.2025 17:07