20 Сентября ныне исполнилось бы 94 года моей наставнице и благодетельнице, Председателю Международного фонда имени Е.И.В. Великой Княгини Ольги Александровны — Ольге Николаевне Куликовской-Романовой. 1 Мая 2020 года Ольга Николаевна отошла в мiр иной. В память об усопшей приснопоминаемой Ольге 20 Сентября после Божественной Литургии примерно в 12:00 в Вознесенском храме на Серпуховке будет отслужена торжественная Панихида. В тот же день примерно 13:30 Панихида будет служиться и в Усыпальнице бояр Романовых в Московском Ставропигиальном Новоспасском монастыре.
Отец Ольги Николаевны был офицером Кубанского казачьего войска, по праву она считала себя кубанской казачкой, часто её можно было видеть в кубанке, посему почтут её память и на Кубани в Екатеринодаре (пока Краснодар) — в Войсковом соборе Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского сразу после Божественной Литургии в 10:30.
На протяжении многих лет Ольга Николаевна участвовала в ежегодных Ольгинских Чтениях при храме Вознесения Христова у Серпуховских ворот, которые организовывало Ольгинское Сестричество и настоятель храма Его Высокопреподобие Протоиерей Константин Татаринцев. При Вознесенском храме действует церковь-баптистерий во имя Святой Равноапостольной Великой Княгини Ольги, в которой за минувшие годы крещены тысячи и тысячи православных, как младенцев, так и взрослых людей. Так объясняется и учреждение Ольгинского Сестричества, и проведение регулярных Ольгинских Чтений. Накануне чтений нынешнего года Отец Константин предложил мне выступить на Тринадцатых Ольгинских Чтениях с памятным словом об О.Н.Куликовской-Романовой. 23 Июля краткий вариант я прочитал в высоком собрании, а более полный текст предлагаю вниманию «Русской Народной Линии». Сами XIII Ольгинские Чтения были посвящены памяти О.Н.Куликовской-Романовой, их участники соборно помолились об упокоении её души.
Сотрудничая на протяжении 28 лет с председателем Благотворительного фонда имени Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны — с Ольгой Николаевной Куликовской-Романовой, неоднократно по её просьбе я обращался как к историческим источникам, к Житию или Церковным службам, посвященным Святой Равноапостольной Великой Княгине Ольги, так и к почитанию нашей первой Святой Женщины в духовной жизни России Х — начала ХХ столетий.
Для Ольги Николаевны Куликовской-Романовой в Её выступлениях было чрезвычайно важно такое духовное, церковно-историческое измерение, поскольку Святое Имя касалось и её собственной судьбы, и судьбы её Свекрови, и двоюродной сестры Тихона Николаевича Куликовского-Романова — Святой Великой Княжны Мученицы Ольги Николаевны. Исторические выписки, конспекты, которые я неоднократно готовил для Ольги Николаевны, легли в основу и моих собственных изысканий для глав, посвященных Святой Великой Княгине Ольге в книге «Странствия по времени: Древняя Русь сквозь призму "Повести Временных Лет"».
Мистика Имени. Славная посмертная история имени Святой Равноапостольной Великой Княгини Ольги исполнена своеобразного духовного драматизма. Будущая Русская Великая Княгиня, согласно Иоакимовской Летописи, от рождения носила славянское имя Прекраса. После, вероятно, удочерения её сродником Князем Олегом Вещим она стала именоваться Ольгой. Впрочем, в древнерусских источниках встречается вариант написания имени Вольга и даже Волго или Волга. Мы знаем, что родное село или вотчина Святой Княгини под Псковом носит наименование Волжино.
В хронике Адальберта Магдебургского уже после Крещения Великой Княгини Ольги с христианскими именем Елена под 959 годом она по-латыни называется Helena regina Rugorum — Елена Царица Ругов. У нас в переводах принято употреблять термин «королева», но это анахронизм. Во времена Святой Равноапостольной Великой Княгини титульных терминов «король» и «королева» — примерно до конца XI столетия у западных Славян не употреблялось. И только потом под влиянием фигуры германского Императора Карла у западных славян стал употребляться титул «король». Но в отношении времени Великой Княгини Ольги-Елены все же уместнее в переводе с латыни использовать титул Царица Ругов, то есть Царица Россов.
Почитание Великой Княгини Ольги как Святой датируется приблизительно 1000-м годом, когда её честные останки в качестве Святых Мощей были перенесены её Внуком Святым Равноапостольным Великим Князем Владимиром в Десятинную Церковь Пресвятой Богородицы.
Древнейшее изображение Святой Равноапостольной Великой Княгини Ольги с Императором Ромеев Константином Багрянородным в Софийском соборе Киева. XI век
Но даже прославленные Русские Святые в XI–XIII веках в церковных месяцесловах именовались по их крещальным Именам: Ольга как Елена, Владимир как Василий. Только имена славянских Князей Страстотерпцев Бориса и Глеба стали уже с конца XI века крещальными именами не только для многих представителей Княжеского Рода Рюриковичей, но и для русских людей всех сословий. Если девочки рождались в день памяти Святой Великой Княгиней Ольги — 11 Июля или в ближайшие дни после, их крестили в честь Святой Великой Княгини, но её крещальным именем Елена. И так продолжалось даже после Московского Церковного Собора 1547 года, когда в святцах Святая Великая Княгиня Ольга стала именоваться Равноапостольной. Нам сейчас это может показаться удивительным, но даже после того Собора в России не встречались храмы, в честь Святой Ольги. Возможно, кое-где ей посвящались приделы. Так продолжалось и в XVII веке, и только после выхода в 1705 году четвертого тома Четий Миней Святителя Димитрия Ростовского ситуация стала меняться. Уже XVIII столетии девочек из дворянских семей начинают крестить именем Ольга.
Классический пример из отечественной генеалогии: Бабка Великого Поэта — Ольга Васильевна Пушкина, урожденная Чичерина. Она родилась 5 июня 1737 года, видимо, из-за болезненности ребенка её крестили на седьмой день и назвали в честь Святой Равноапостольной Великой Княгини Ольги.
11 Июля 1792 года у Великого Князя Павла Петровича родился седьмой ребенок — дочь, видимо, по воле Императрицы Екатерины Великой и, несомненно, по отцовскому одобрению ее нарекли Ольгой. Императрица записала в дневнике: «Ну, пусть будет у нас одним праздником меньше, пусть ея рождение и имянины придутся на один день, и таким образом явилась Ольга». К великому сожалению, Великая Княжна прожила всего чуть более двух лет. И потом долго в Императорской Фамилии к такому имени не возвращались. Но в 1822 году у Великого Князя Николая Павловича и его супруги Александры Феодоровны родилась дочь Великая Княжна Ольга Николаевна, которая впоследствии стала королевой небольшого германского государства Вюртенберга.
Третьей Ольгой среди Романовых в 1851 году стала внучка Императора Николая Первого, дочь Великого Князя Константина Николаевича — Ольга Константиновна, ставшая впоследствии королевой Эллинов.
С именем Ольга Феодоровна в 1857 году перешла в Православие урожденная Баденская Принцесса Цецилия Августа — супруга Великого Князя Михаила Николаевича.
Пятой Ольгой в Роду Романовых стала дочь Императора Александра Третьего Ольга Александровна (1 Июня 1882 года — 24 ноября 1960) — Свекровь Ольги Николаевны Куликовской-Романовой.
Поэтому, когда у Императора Николая Второго и Императрицы Александры Феодоровны в 1895 году родилась первая дочь, её тоже назвали в честь Святой Равноапостольной Великой Княгини Ольги. Уже в ХХ веке ей суждено было быть прославленной в качестве Святой Царевны Мученицы Ольги Александровны.
Надо сказать, что среди родственников Романовых в морганатических браках были и другие Ольги, но это уже не так важно.
С конца XVIII столетия Имя Ольга стало одним из популярных русских имен для девочек не только среди дворян, но и в купеческих, крестьянских семьях, и среди духовенства.
Широко развилась иконопись со Святой Княгиней Ольгой, а потом и фрески, появились и храмовые приделы, посвященные Русской Святой. В начале ХХ века на истоке Волги имени Святой Ольги был посвящен женский монастырь, возникший на месте другой древней обители, сравнительно недавно восстановленный.
Конечно, популярности имени способствовало не только церковное почитание. Широкое знакомство образованной публики с первым томом Истории Государства Российского Николая Карамзина способствовало его популяризации. Одна из героинь романа «Евгений Онегин» звалась Ольгой. Но особенно на слуху имя стало после 1879 года в связи с оперой Чайковского по этому роману со знаменитой арией Ленского: «Я люблю вас, Ольга!»
Вот у нас, собственно, и сложилось представление, что в истории Руси — России так было всегда.
Недаром говорят, что канонизация Святого — это одно, а вот прославление подвига Святого — это многолетний и трудоемкий всенародный процесс.
И значительный вклад в такое прославление подвига Святой Равноапостольной Великой Княгини Ольги сделала и Ольга Николаевна Куликовская-Романова.
Сотрудничество с Ольгой Николаевной Куликовской-Романовой. Во время очного знакомства с Ольгой Николаевной в Декабре 1991 года за две недели мы вместе с Матушкой исколесили не одну тысячу километров. Посетили несколько монастырей, больниц, приютов, познакомились в Оптиной со Старцем Илием (Ноздриным). И все это были не просто паломничества и знакомства с новыми людьми, а серьезные переговоры о начале благотворительной деятельности. В Санкт-Петербурге Ольга Николаевна добилась аудиенции с тогдашним губернатором Собчаком, моментально зарегистрировала Благотворительный фонд имени Великой Княгини Ольги Александровны в России. Многие тогда думали примазаться к этой программе. Для нашего поколения памятно, какой была «благотворительность» и «гуманитарная помощь» в начале девяностых — средство обогащения. Как только возникали поползновения такого рода — разделить и продать — Ольга Николаевна тут же их пресекала.
И уже в ходе первого визита я понял, что она совсем не напрасно носит имя Ольга. Святое Имя отложило совершенно определенный отпечаток на её характер и образ мыслей. Потом я уже неоднократно для себя проводил параллели между Святой Равноапостольной Княгиней Ольгой и Матушкой Ольгой Николаевной. В её второй визит, уже более долговременный, в 1992 году — более двух месяцев, когда помимо Москвы и Санкт-Петербурга она посетила и уральские духовные центры — Екатеринбург, Алапаевск, Верхотурье, Тобольск, она уже чувствовала себя в России, как у себя дома. В Сентябре 1992 года, в канун Крестовоздвиженья, зародилась её дружба с Санкт-Петербургским Митрополитом Иоанном (Снычевым), в Екатеринбурге она близко и доверительно сошлась с Архиепископом Мелхиседеком (Лебедевым), добилась она и часовой с лишним аудиенции со Святейшим Патриархом Алексием Вторым.
Главным направлением её деятельности на протяжении всех девяностых годов было содействие канонизации Святых Царственных Мучеников в России. И потому в Августе 2000 года она совершенно по праву присутствовала на торжестве соборного прославления Святых Царственных Мучеников, Новомучеников и Исповедников Российских в Храме Христа Спасителя среди почетных гостей.
Когда нужда в непосредственной гуманитарной помощи из-за рубежа в конце девяностых годов стала отпадать, когда появилось немало состоятельных православных людей в России, она стала организовывать сбор благотворительной помощи монастырям. Памятна её программа «Помогите Валааму!», когда накануне зимовки монастырь оказался без топлива и запаса продуктов. Потом была аналогичная кампания «Помогите Соловкам!».
Объем фондовской помощи больницам, приютам, беднейшим приходам, монастырям составил многие десятки тонн, стоимостью в миллионы долларов и десятки миллионов рублей. Но в какой-то момент и в таких кампаниях нужда стала отпадать. В больницах и приютах установилось централизованное снабжение, поднялись и церковные структуры.
Тогда Ольга Николаевна сосредоточила свое основное внимание на культурно-просветительских и духовно-просветительских программах. Она провела по России десятки выставок живописных работ Великой Княгини Ольги Александровны. Читала сотни лекций по истории Царской России, издавала книги, альбомы, помогала развитию провинциальных музеев и выставочных залов.
О.Н.Куликовская-Романова и Екатеринбургский Митрополит Кирилл
Масштаб личности и неиссякаемая энергия ее были совершенно невероятными для наших современников. Ещё в прошлом Декабре — Январе она провела большую программу в Белгородской епархии, когда ей уже было 93 года.
После ухода Ольги Николаевны мы словно осиротели. Современная России богата на талантливых и выдающихся людей, но если говорить о сфере церковно-общественной, то я никого не могу поставить по масштабу рядом с ней. Царствие Ей Небесное и Вечная Память!
Леонид Евгеньевич Болотин, историк, научный редактор Информационно-исследовательской службы «Царское Дело»