Русский социальный идеал в СССР

Вышла книга «Славянофильство и советское сознание»

Александр Сергеевич Пушкин  Бывший СССР  Православный социализм 
1 Русский Сталинист 
1184
Время на чтение 4 минуты

 

Выступая на XIX Всемирном Русском Народном Соборе 10 ноября 2015 года, предстоятель Русской Церкви Патриарх Кирилл сказал: «Солидарное общество — это русский социальный идеал, также непосредственно связанный с христианским выбором князя Владимира. Как я уже говорил, это такое общество, в котором отношения взаимопомощи и сотрудничества стоят выше взаимной ревности и конкуренции. Это общество, в котором нет «лишних людей», нет обреченных и проклятых. Таков идеал, основанный на самой сути евангельского учения» (1).

Русский социальный идеал в значительной мере впервые был воплощен в СССР. Не найдя в марксизме рекомендаций для строительства социализма, большевики под руководством И.В. Сталина в середине 20-х годов прошлого века обратились к изучению исторического опыта Русской цивилизации и нашли такие рекомендации в работах славянофилов. Не случайно вождь называл своих соратников новыми славянофилами (2).

Богоборцы большевики строили советский проект по законам духовного мира, которые многие их них знали еще со школьных лет. Нет, не так, чтобы скрупулезно сверяли все детали с евангельскими заповедями, но так, чтобы в каждом объекте социалистического строительства воплощать те духовные ценности, которые они впитали с молоком матери. Большевики создавали не просто заводы и фабрики, а производственно-социальные комплексы с жилыми районами, поликлиниками, больницами, школами, детскими садами, библиотеками, домами культуры.

Уже к середине тридцатых годов в СССР были решены проблемы, которые веками не решались в период империи – полностью преодолен голод, резко увеличилась продолжительность жизни и рождаемость, все получили бесплатный доступ к образованию, медицине, ликвидирована безработица, начали работать социальные лифты – карьеру мог сделать каждый с помощью образования и творческих способностей (2).

Но самое главное – в советском обществе были установлены высокие нормы нравственности, которые в совокупности с социальными преобразованиями создавали атмосферу оптимизма. Только в атмосфере оптимизма рождаются песни, в которых звучат слова: «Мы рождены чтоб сделать сказку былью…». 

Общественная мораль и нравственное воспитание в школе были настолько мощными, что молодежь СССР воспитывалось в духе добра. В этом было главное достижение советской идеологии и советского строя. В сознание и души людей закладывался мощный положительный духовно-нравственный потенциал, благодаря которому будут одержаны победы в предвоенном строительстве, Великой Отечественной войне, послевоенном восстановлении народного хозяйства, ядерной и космической программах. 

Известный философ А.С. Панарин писал: «Юноши и девушки, усвоившие грамотность в первом поколении, стали читать Пушкина, Толстого, Достоевского – уровень, на Западе относимый к элитарному. Нация совершила прорыв к родной классике, воспользовавшись всеми возможностями нового идеологического строя: его массовыми библиотеками, массовыми тиражами книг, массовыми формами культуры, клубами и центрами самодеятельности, где «дети из народа» с достойной удивления самоуверенностью примеряли на себя костюмы байронических героев и рефлектирующих «лишних людей» (2). Но что такое русская классическая литература? Это учебники нравственного поведения и духовного возрастания.  

Советское общество было устроено в соответствии с русскими православными традициями по типу семьи, в котором роль отца – патера, выполняло государство, в отношении доступа к базовым благам. К средине 80-х годов прошлого века - 90% семей рабочих жили в отдельных квартирах, и положение стабильно улучшалось – СССР был одной из стран, где больше всего строилось жилья (2).

Примерно 32% доходов каждый советский человек получал из общественных фондов, а, например, коммунальные платежи оплачивались людьми в объеме не более 15% их реальной стоимости. Это осуществлялось посредством планового производства и ценообразования, субсидирования определенных производств и полного государственного финансирования производства некоторых продуктов и услуг (2).

Советская справедливость обеспечивала каждому право на жизнь. Бесплатное жилье, образование, медицина, работа по профессии гарантировались государством, социальная помощь позволяла людям достойно жить в случае инвалидности и на пенсии. Простой человек в стране советов был абсолютно уверен в благополучии завтрашнего дня для своих детей и внуков. И с годами благополучие возрастало. Люди видели, что социализм – это для них, что это не только заводы и танки, но и детские сады, школы, больницы, дома культуры, институты и санатории.

Советский строй породил особый духовно-нравственный феномен – советское сознание, в котором нравственные нормы опирались на евангельские идеалы, но без веры в Бога. Хотя нужно признать, что у части советского общества вера и соблюдение православных канонов сохранились (3).

Подробнее об истоках и содержании советского сознания можно прочитать в новой книге «Славянофильство и советское сознание», которая будет подарена латвийским библиотекам и русским обществам. Все желающие ее прочитать могут скачать электронную версию в форматах pdf и epub

Валерий Бухвалов, Dr.paed.

 

Источники:

1. Патриарх Кирилл. Солидарное общество – это русский социальный идеал http://www.pravoslavie.ru/87578.html     

2. Кара-Мурза С. Советская цивилизация/Сергей Кара-Мурза. ¾ М.: Эксмо : Алгоритм, 2011.

3. Славянофилы\ http://рустрана.рф/article.php?nid=20505

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Автору

Спасибо!
Наталия 2016 / 28.12.2020, 07:38
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Алексеевич Бухвалов
Все статьи Валерий Алексеевич Бухвалов
Александр Сергеевич Пушкин
«Мысль поэзии – это парящая мысль»
Пушкинская философия жизни и Христианское откровение
23.09.2025
Пушкинская философия жизни и Христианское откровение
В центре духовного мира Пушкина незыблемо сияет мысль
17.09.2025
А.С. Пушкин о творческих силах истории
Сам автор оценивал «Бориса Годунова» едва ли не выше всего им созданного
26.08.2025
Все статьи темы
Бывший СССР
Тимуровцы без прикрас
Из юношеских воспоминаний
01.10.2025
Памяти о.Димитрия Дудко
К 45-летию его выхода из заключения
29.09.2025
Нужен ли русским памятник Сталину?
Лучше отложить споры, чтобы очистить мир от фашизма раз и навсегда
29.09.2025
О «сталинских репрессиях»
Мысли историка Вадима Кожинова
29.09.2025
«Один народ, одна судьба, одно бессмертие»
Интервью газете парламентского собрания Союза России и Белоруссии «Союзное Вече»
26.09.2025
Все статьи темы
Православный социализм
Национальное самосознание и национализм
Невзирая на сопротивление, ныне формируется новая государственная идеология
30.09.2025
Проблема момента или вечности?
Победа России невозможна без внутренней трансформации
02.09.2025
Общинное владение землей
Судьбы русской деревни. Статья первая
16.07.2025
Коммунизм и революция – вовсе не слова-синонимы
Об одной распространённой путанице
14.07.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Конкурс Воздушно-космических сил «И звёзды становятся ближе…»
Новый комментарий от Константин В.
30.09.2025 22:31
Спокойствие министра важнее ненависти к русским
Новый комментарий от Русский Иван
30.09.2025 22:28
Что такое традиционные ценности?
Новый комментарий от prot
30.09.2025 22:21
Нужен ли русским памятник Сталину?
Новый комментарий от Русский Иван
30.09.2025 22:12
Государь
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
30.09.2025 21:47
Даже сейчас можно найти общие интересы у России и США
Новый комментарий от Владимир С.М.
30.09.2025 21:40
Национальное самосознание и национализм
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
30.09.2025 21:38