Мистические ключи русской культурной автономии

Электронная книга

Русская школа 
0
137
Время на чтение 8 минут

«Мы неизвестны, но нас узнают… мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем»

(2 Кор. 6, 9-10)

В высказывании апостола Павла изложены принципы общественного служения. Чем нищие могут обогащать многих? Не имеющие материальных благ, могут обогащать только духовностью. В чем ценность духовного богатства? Духовное богатство приобретается каждодневной работой над преображением своих греховных страстей в добродетели, что освобождает от порочных зависимостей и дает благодатные энергии и откровения для воплощения жизненных планов.

Свобода от сребролюбия, славолюбия и сластолюбия позволяет человеку довольствоваться малым в материальных благах и быть счастливым, ибо «…жизнь человека не зависит от изобилия его имения». (Лк.12:15). Ограничивая греховные страсти, человек получает энергию благодати, вместе с ней и откровения в виде новых идей для реализации своих талантов. Духовно обогащать других означает помогать людям в приобщении к духовной жизни и тем самым помогать в достижении свободы самореализации и жизни вечной.

А как можно узнавать неизвестных? Только по тем делам, которые делают неизвестные. Стремление к духовному и культурному просвещению себя и других, довольство малым в своих потребностях, воплощение дел на основе милосердия без самовосхваления и есть основа того, что апостол Павел определил, как ничего не иметь, но всем обладать. Эти принципы являются основой общественной культурно-образовательной работы, направленной на сохранение русской культурной идентичности. Это идеалы, от которых практика общественной работы сильно отстает.

Возможны три концептуальных модели смыслов общественной работы: благотворительная - делать для других, партнерская – помогать делать другим, наставничество - побуждать и направлять дела других.

Какая из этих моделей наиболее эффективна в деле формирования русской культурной идентичности у детей в современной латвийской реальности? Ответ – третья, потому что воплощать первую не для кого, вторую не с кем. И вот почему.

В Латвии официально существует несколько десятков русских и русскоязычных общественных организаций. Какой-либо согласованной концепции совместной работы нет, как нет и сотрудничества между общественными организациями, школами и детскими центрами. Реальной работой занимается примерно десяток организаций, причем проводимые мероприятия носят ограниченный по количеству участников характер и не оказывают заметного влияния на социокультурную среду русской общины.

Задача создания русской культурно-образовательной автономии не ставится и не пропагандируется. Ни одна из общественных организаций не реализует специальную программу сохранения русской культурной идентичности. И это при том, что набирает обороты процесс принудительной ассимиляции детей в дошкольном и школьном образовании.

Таким образом, происходит сокращение информационного поля русских культурных традиций и выхолащивание духовных и культурно-исторических ценностей в общественном сознании. Существующая практика общественной работы не оказывает значимого влияния на сохранение информационного поля. Социокультурная среда русских смыслов разбавляется «общечеловеческими» ценностями, восприятие которых формирует у русскоязычной молодежи толерантное отношение к антихристианским извращениям и космополитическое мировоззрение (1,2).

Преобладающее в среде общественных активистов атеистическое сознание рождает ложное убеждение в том, что актуальные проблемы социокультурных форм в сферах образования, культурного досуга, общественных отношений и коммуникации можно решить сугубо рациональными методами. В первую очередь протестными и правозащитными механизмами, направленными на отмену дискриминационных ограничений использования русского языка в образовании и общественной коммуникации.

Протестные акции эффективны только тогда, когда их основу составляет электорат правящей коалиции. Протестные акции оппозиции, имеющий 2-3% рейтинг никак не влияют на власть. Правозащитные механизмы могут притормозить и даже остановить принудительную ассимиляцию, которую проводит государство, но наряду с этим необходима активизация механизмов сохранения русской культурной идентичности в детских садах и школах, чего нет и не делается.

Исторический опыт показывает, что рациональные методы преображения реальности оказываются эффективными в тех случаях, когда в проблемной зоне предварительно создается духовное поле с новыми смыслами и эти смыслы усилиями активистов дополняют старые смыслы и становятся каркасом для нового социокультурного содержания. В результате формируются новые модели социокультурных форм и повышается их функциональность. Во многих зарубежных русских диаспорах самоорганизация русских общин происходила именно по этим принципам (3). Но эти же принципы изложены в высказывании апостола Павла – духовное обогащение ближних, дела любви, сохранение культурной идентичности и самосознания.

В настоящее время формирование русской культурной идентичности осуществляется главным образом в семьях и школах. За два последних десятилетия в Латвии не было проведено ни одного научного исследования, ни одной конференции с целью анализа реальной ситуации и проблем формирования русской культурной идентичности в образовании. В свою очередь социологические опросы показывают, что ситуация тяжелая – русскоязычная молодежь в массе своей целостного русского самосознания не имеет, а, значит, не имеет полноценной русской культурной идентичности (1,2).

Основная причина указанной проблемы заключается в низком уровне профессиональной компетенции педагогов школ и сокращении культурологического содержания в школьных программах. Напомним, что в 10-ой-прим статье закона об образовании определена необходимость нравственного воспитания учащихся, а во второй части 41 статьи указано, что программы образования нацменьшинств должны включать в себя компоненты этнической культуры учащихся.

За двадцать четыре года действия этой статьи закона чиновники так и не удосужились разработать положение о национально-культурном образовании в школах нацменьшинств. То, что такая регламентация необходима, не вызывает сомнений, ибо свобода педагогического творчества по данному аспекту привела к его деградации. Во многих русских школах кроме русского языка и литературы ничего другого для формирования русской культурной идентичности не предлагается. И это сопровождается значимым безразличием педагогов и родителей, а также депутатов самоуправлений от прорусских партий.

Необходимы активные действия для преодоления безразличия и эту активность должны проявить представители общественных организаций просто потому, что больше некому. В первую очередь необходимо изучить реальную ситуацию с организацией процесса формирования русской культурной идентичности в школах. Формирование предметных знаний и умений в русской школе всегда было связано с традицией духовно-нравственного воспитания. Более того, духовно-нравственное воспитание было приоритетом в учебно-воспитательном процессе и составляло главную отличительную особенность русской школы.

Принудительная латышизация русских школ привела к тому, что духовно-нравственное воспитание сохранилось только на уроках русского языка и литературы и в незначительной степени на классных часах, во внеурочной и внеклассной работе. В результате у выпускников школ русская культурная идентичность сформирована лишь частично.

Для изменения сложившейся ситуации необходимо повышение профессиональной компетенции педагогов по методике духовно-нравственного воспитания и создания в школах специальных внеурочно-внеклассных программных модулей национально-культурного образования. Это поможет восстановить традицию духовно-нравственного образования в русских школах. Инициаторами этой работы должны выступить все заинтересованные стороны – родители, педагоги, администраторы, методическую помощь могут оказать российские образовательные центры, ибо духовно-нравственное воспитание в русской школе имеет свою специфику, которой латвийские педагоги не знают. В наших университетах этому не учат.

Учитывая, что духовно-нравственное воспитание в русских школах в настоящее время возможно во внеурочной работе, это открывает большие возможности для сотрудничества с общественными организациями. Воспитательная работа в школах требует не только изучения теории, но и практики, в проведении которой могут помочь общественные организации. Это дела милосердия, сохранение исторической памяти, благотворительные акции, информационные кампании и другие.

В перспективе – создание внеурочных культурно-образовательных программ для сотрудничества семей, школ и общественных организаций. В этом сотрудничестве – залог сохранения русской культурной идентичности у детей и получения качественного образования.

Качественное образование предполагает формирование целостного мировоззрения у детей, а не только знаний и умений, как это происходит сейчас. Основа мировоззрения – духовно-нравственная шкала, с помощью которой человек способен анализировать, оценивать и изменять мир. Поэтому эти программы должны состоять из культурно-исторических модулей для каждого года обучения в рамках основной школы (1-9 классы). В средней школе продолжение культурно-образовательного курса может быть по выбору учащихся.

Уже наступило то время, когда общественные активисты - носители русского духа могут и должны помочь в возрождении духовно-нравственного воспитания в школах и тем самым сохранить русскую культурную идентичность в Латвии. Но сохранение русской культурной идентичности возможно в рамках культурной автономии, концептуальные основы создания которой представлены в электронной книге «Мистические ключи русской культурной автономии».

Скачать книгу в формате epub - https://drive.google.com/file/d/1T3U9i7LkBU517lPd0A8-GKKxaGdxvFYj/view?usp=sharing

 

Валерий Алексеевич Бухвалов, доктор педагогических наук, доцент

При подготовке статьи использованы следующие источники:

1. История дня. Подростки из русских школ: «Национальность? Русскоязычный!»

http://rus.delfi.lv/news/daily/story/istoriya-dnya-podrostki-iz-russkih-shkol-nacionalnost-russkoyazychnyj.d?id=45935621&page=6#ixzz3ZiADrWJJ

2. Как на русскоязычную молодежь повлияли «европейские ценности»

https://lv.baltnews.com/school_Russian/20211010/1025157020/Kak-na-russkoyazychnuyu-molodezh-Latvii-povliyali-evropeyskie-tsennosti.html

3. Виноградов С. Наша задача – пробуждение русскости

http://matricarus.lv/ru/publication?id=2257

 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Алексеевич Бухвалов
Духовная любовь и творческий потенциал личности
Успешность в творческой деятельности во многом зависит от качества нашего взаимодействия с духовно-культурным содержанием национальных традиций
31.10.2022
Все статьи Валерий Алексеевич Бухвалов
Русская школа
Русское чудо – писатель Николай Семенович Лесков
4 (17 по н.ст.) февраля 1831 года родился великий русский писатель
17.02.2025
Русский язык сегодня и завтра
В Москве состоялась Научно-практическая конференция «Русский язык сегодня и завтра. Англицизмы и латиница: незаметное наступление»
14.02.2025
Без любви к родному языку не воспитать любовь к Родине
Бессмысленно говорить о сохранении культуры, если вы не бережете свой язык
13.02.2025
Он оставил нам частицу русской истории
Из цикла «Бриллианты русской культуры»
12.02.2025
«Послабление в воспитании в молодости аукается в более зрелом возрасте»
Стимулировать людей к выбору рабочих профессий необходимо, но не через то, что «рабочие профессии для дурачков»
11.02.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Собаки нерезаные, или Кто платит за качество
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
17.02.2025 11:19
Дзержинск – новое название на карте России
Новый комментарий от Русский танкист
17.02.2025 10:12
Сколько это может продолжаться?!
Новый комментарий от Калужанин
17.02.2025 09:46
«Вси уклонишася, вкупе непотребни быша»
Новый комментарий от Александр Волков
17.02.2025 08:11
Реорганизация НАТО, вложения Европы и США
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.02.2025 08:08
«Европейский союз ждут серьёзные изменения»
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.02.2025 08:01