«Народ без народности — тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность».
К.Д. Ушинский
В современном понимании эта фраза Константина Дмитриевича имеет следующий смыл – любая социальная группа, желающая сохранить свое национальное самосознание, может это сделать только в том случае, если будет сохранять свои национальные традиции (народность). Душа русского народа - в православных основаниях традиций. Для русской общины Латвии понимание этого должно стать приоритетом в самоорганизации.
Многолетние надежды активистов латвийских русских организаций на европейские нормы защиты русского языка, как языка преимущественного обучения нацменьшинств в детских садах и школах не оправдали себя. В настоящее время в европейском правовом поле приоритетами являются не права нацменьшинств на сохранение своего образования и культуры, а права меньшинственных групп извращенцев, которые стали тараном глобализации и расширяют рынок продаж для транснациональных корпораций. Содомия, ювенальщина, педофилия, гендеризм и другие извращения возведены в ранг «общечеловеческих ценностей» неолиберальной идеологии и стимулируют создание новых товаров и коммерческих услуг, а навязывание народам этих «ценностей» стало приоритетами в сфере защиты прав человека. Таким образом, защита прав нацменьшинств становится делом самих нацменьшинств.
Глобализаторы старательно разрушают культурные традиции европейских стран, которые мешают превращать народы в космополитическое стадо и тем самым облегчить создание «нового мирового порядка». Русские культурные традиции вызывают у глобализаторов особую ярость, ведь они основаны и хранят в себе евангельские заповеди, исполнение которых защищает человека от превращения в умное животное и помогают различать добро и зло, ложь и правду.
Проблема сохранения русского самосознания в латвийской общине требует адекватного решения. Политическое решение в настоящее время невозможно, ибо в органах власти нет такого представительства русской общины, которое способно повлиять на принимаемые правящим большинством решения.
Протестный путь решения проблемы исчерпал себя, прежде всего, неспособностью организаторов предложить приемлемую концепцию достижения положительных результатов. Митинги и пикеты, после которых не было никаких продолжений, показали полную несостоятельность организаторов планировать перспективные цели и достигать их.
Многочисленные русские общественные организации также не предлагают никаких концепций или путей создания таких концепций для решения проблемы. Причины этой беспомощности требуют отдельной статьи, но главная из них – духовная нищета самих лидеров, что определяет неспособность к проектированию конструктивной работы.
В условиях нарастающей русофобии приоритетным направлением сохранения русского самосознания в общине становится создание русской культурной автономии, как совокупности культурно-образовательных студий в школах, внешкольных детских и молодежных центрах при общественных организациях. В этих центрах следует создавать учебно-методические условия и социокультурные программы для воспитания русского самосознания, организовать сотрудничество с Православной Церковью. Последнее – главное, ибо русское самосознание является продуктом Русской Православной Церкви и без духовной жизни его формирование и сохранение невозможно (1,2).
Особое внимание в таких центрах следует уделять организации методической помощи семьям, желающим сохранить свои русские корни. Вот, например, как такое образование было организовано в семье Достоевских в XIX веке, по воспоминаниям младшего брата писателя Андрея Михайловича.
«День проходил в нашем семействе по раз заведенному порядку… — вспоминал Андрей Михайлович. — Вечера проводились в гостиной… Читали попеременно вслух или отец, или мать; я помню, что при чтениях этих всегда находились и старшие братья… Впоследствии и они сами читали вслух, когда уставали родители. Читались по преимуществу произведения исторические: «История Государства Российского» Карамзина, «Биография Ломоносова» К. Полевого и проч. Из чисто литературных произведений, помню, читали Державина (в особенности оду «Бог»), Жуковского — переводную прозу, повести Карамзина, из Пушкина, — преимущественно повести. Впоследствии начали читать и романы: «Юрий Милославский», «Ледяной дом», «Стрельцы» и сентиментальный роман «Семейство Холмских»; читались также и сказки Казака Луганского. В девятом часу вечера, аккуратно, накрывался ужинный стол, и, поужинав, мы, мальчики, становились перед образом; прочитав молитвы и простившись с родителями, отходили ко сну» (3).
В этом примере представлен целостный культурно-образовательный модуль семейного образования – духовные идеалы, биографии творческих личностей и народных героев, произведения искусства и культурные достижения. Из таких модулей должна состоять программа для воспитания русской культурной идентичности у детей в семьях, студиях и центрах. В свою очередь программа должна стать составной частью концепции сохранения русского самосознания в Латвии (4). Создание такой концепции может быть выполнено на основе сотрудничества региональных творческих групп в следующей примерной последовательности действий.
Первое - создание в каждом регионе, где есть запрос на сохранение русского самосознания, а также интеллигенция, обладающая духовно-культурным потенциалом, творческих групп для организации культурно-образовательных центров. Такие центры могут быть созданы на базе общественных организаций. Каждая региональная группа создает свою программу образования, включая в нее материалы по русской истории, культурных достижениях, биографии творческих личностей и народных героев. Возможности интернета позволяют это сделать быстро и качественно.
Эту работу желательно сопровождать публикацией материалов в социальных сетях – статей, брошюр, книг, видеофильмов, которые создают и поддерживают информационное поле русского общественного дискурса.
В ближайшей перспективе творческие группы организуют культурно-образовательные центры для информационной, организационной и методической помощи всем желающим сохранять русское самосознание.
Второе – поддержание и расширение информационного поля русского дискурса с включением в него информационных продуктов с духовно-культурными основаниями русских традиций – статей, презентаций, брошюр, книг, видеофильмов и обеспечение доступа к ним всем желающим с помощью сайта или электронного журнала.
Проведение культурно-образовательных мероприятий по ознакомлению аудитории с творцами и памятными датами русской культуры и истории. Особую роль в этой работе будут играть духовная жизнь и самообразование экспертов, что может стать источником откровений для получения новых идей.
О смысле откровений в духовной жизни хорошо написано в книге новомученика Михаила Александровича Новоселова «Мистика Церкви и мистика западных верований»: «По раскрытии в нас царства (укрепления благочестия – В.Б.), точно, происходит нечто похожее на откровения, только не чего-либо нового, а того же, что уже открыто и что уже известно было нам по уму, а не по опыту…. Это похоже на то, как, читая путешествие, напрягаешься вообразить все по описанию, и думаешь, что все знаешь; а когда придется взглянуть на все своими глазами, то находишь все совершенно новым, словно прежде ничего о том и не воображалось…» (5).
Откровения – это послания из вечности, которые приносят человеку Божий дар мудрости по мере укрепления его в духовной жизни. Поэтому великие мудрецы – как правило, великие аскеты и люди высокой духовности и нравственности.
«Озарение же свыше, печатлея эти истины в сердце и давая вкусить их, - разъяснял М.А. Новоселов, делает их направителями жизни, а опыты жизни еще полнее дают уразуметь силу их. При этом, так как всякая истина имеет свой круг понятий, то озарение вводит ум чрез сердце в созерцание всего этого круга. Это может казаться откровением чего-то нового, а оно вовсе не ново; оно то же самое, только видится полнее и яснее» (5).
Духовная жизнь, частью которой является анализ культурно-исторической информации, приводит к получению идей с новыми матрицами для реализации новых культурно-образовательных проектов (4). По мере их реализации необходимо провести серию общественных обсуждений открывающихся возможностей для решения актуальных проблем жизни русской общины.
Третье – творческие группы готовят культурно-образовательные программы для семейного, дошкольного и школьного образования, общественно-культурной работы в своем регионе. Эта работа требует организации постоянного диалога в рамках семинаров, конференций, встреч по обмену опытом на уровне творческих групп и общественных организаций.
Необходима также самоорганизация активистов этой работы на уровне республики – проведение республиканских конференций и создание республиканского совета или центра координации этой работы.
Четвертое – организация общественного обсуждения и экспертизы новых культурно-образовательных программ, созданных творческими группами. Творческие группы, активисты культурно-просветительских центров должны периодически выступать с предложениями по решению актуальных социокультурных проблем жизни русской общины, информировать и привлекать заинтересованных лиц к сотрудничеству.
Пятое – создание новых направлений и форм социокультурного творчества, реализация которых обеспечивает решение актуальных проблем жизни русской общины в конкретном регионе или в республике в целом. Это происходит в процессе анализа исторического опыта и культурологических моделей сохранения русского самосознания, их общественной экспертизы на семинарах, конференциях, в рамках общественного диалога.
Последовательное воплощение перечисленных действий может стать объединяющим началом для самоорганизации русской культурной автономии. Похожим путем славянофилы вернулись из атеистического европейского гуманизма в православную русскую культуру и разработали концепцию преображения русского общества (2).
Вряд ли мы сможем придумать что-то более оригинальное, но даже частичное повторение славянофильского опыта поможет в деле сохранения русского самосознания.
Валерий Бухвалов, Dr. paed.
При подготовке статьи использованы следующие источники:
1. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. Том 1-2. http://lib.pravmir.ru/library/book/1872
http://lib.pravmir.ru/library/author/145
2. Славянофилы\ http://рустрана.рф/article.php?nid=20505
3. Фокин П.Е. Достоевский без глянца\ https://biography.wikireading.ru/156177
4. Николаева О. Современная культура и Православие. М., 1999. С.20-21.
5. Новоселов М.А. Мистика Церкви и мистика западных верований\ http://lib.pravmir.ru/library/book/1121