«Нет убедительности в поношениях
и нет истины, где нет любви».
А.С. Пушкин
В последние несколько лет латвийская русская община находится под воздействием пропаганды прорусских партий о том, что только протестными акциями можно защитить права на сохранение русского языка в сфере образования и общественной коммуникации. Вопреки пропаганде, количество участников протестов с каждым разом становится все меньше. Протестные акции последних лет не дали положительных результатов, но дали отрицательный - многие активисты отказались от участия в пикетах и митингах, хотя их мировоззренческие позиции вряд ли принципиально изменились. Причин несколько, но главные две.
Первая – неспособность организаторов протестов подготовить масштабные акции с участием авторитетных общественных организаций, позиции которых могут повлиять на решения властей. Вторая – отсутствие у организаторов общественно-культурных проектов, направленных на сохранение русского самосознания. Энергия протестов должна переходить в энергию конструктивной созидательной работы. Однако вместо привлечения авторитетных союзников и создания общественно-культурных проектов, которые хотя бы частично помогали сохранять русское самосознание, организаторы борьбы за русские интересы заняты манипуляциями, направленными на подъем рейтингов своих политических партий. Все согласно пушкинскому - «Нет убедительности в поношениях и нет истины, где нет любви».
Духовная любовь руками ее носителей создает формы для воплощения элементов духовной традиции, которые в своей совокупности обеспечивают сохранение и воспроизводство русского самосознания. За многие годы в русской общине создано менее десятка организаций, деятельность которых в большей или меньшей степени направлена на сохранение русского самосознания. Но их совокупный потенциал недостаточен, чтобы задача воспроизводства русской культурной идентичности решалась на должном уровне. Нужны новые формы – общественные организации, центры, студии фонды. И если такие формы не создаются, то духовность защитников русских интересов и активистов прорусских партий находится на низком уровне. И вместо конструктивных идей и проектов, необходимых для создания русской культурной автономии, мы наблюдаем политическую манипуляцию, направленную на самосохранение прорусских партий.
Как известно, манипуляция представляет собой направленное воздействие на сознание человека ложной информации с высоким эмоциональным потенциалом. Задача манипуляции – ошеломить, шокировать, затормозить, а лучше остановить процесс рационального осмысления полученной информации и через это, побудить человека к выполнению действий под внешним управлением. Чем больший накал эмоций вызывает информация тем лучше. Для усиления эмоционального эффекта часто используется ложь или неполная правда. Манипуляция часто сопровождается красивыми, но недостижимыми в данный момент лозунгами. Действия, которые следуют за лозунгами, чаще всего, противоречат их содержанию и направлены на достижение целей организаторов манипуляций. И это характерный признак манипуляции – противоречие между заявлениями и реальными возможностями действий.
Следующим признаком манипуляции является ограниченность круга лиц, принимающих решения о необходимых действиях. Вас могут пригласить на обсуждение, будут внимательно слушать, но решения примет узкая группа лиц и ваших идей в этих решениях не будет. Более того, многие решения будут прямо противоположны тому, что вы предлагали.
Еще один характерный признак манипуляции – отсутствие какой-либо внятной концепции долгосрочной работы. Многие социокультурные проблемы невозможно решить в ближайшей перспективе в силу политических ограничений. Для решения таких проблем необходимо создавать концепцию и планировать долгосрочную работу, причем не одной, а нескольких рабочих групп. При манипуляции ничего этого нет.
Если вас эмоционально призывают к протесту против чего-либо, то прежде чем вы встанете в ряды протестующих, поинтересуйтесь у организаторов перспективами. При манипуляции никаких перспектив нет, а если что-то и предлагается, то это никак не связано с традициями и даже может быть направлено против традиций. Здесь важно понимать, что без обращения к традиции невозможно никакое конструктивное действие, ведь новые формы создаются на основе духовных и культурных компонентов традиции.
Что касается соотношения логики и духовности при оценке манипуляции, то следует иметь в виду, что рациональная логика не в состоянии противостоять манипуляторной лжи, ибо ложь может быть вполне логичной. Определить ложь возможно только при опоре на духовные идеалы традиционного для человека миропонимания, ведь ложь всегда направлена на отрыв от традиций. Правда всегда направлена на укрепление в традициях.
Если вы читаете информацию, в которой уничижаются ваши традиции, носители национального духа, исторические свершения и достижения, то можно уверенно сказать, что это ложь. Люди, которые транслируют подобного рода информацию, чаще всего делают это сознательно и за деньги. Духовный человек никогда не будет уничижать традиции – хранители духовно-культурных достижений своего или другого народа. Традиции – это по образному выражению Пушкина родное пепелище, отеческие гробы, к которым у духовно воспитанных людей может быть только одно чувство – любовь.
Как вариант может быть манипуляторная информация, в которой нет никаких элементов традиции. В латвийской реальности уже много лет защитники образования на русском языке пытаются это делать исключительно протестно-юридическими средствами, без связей с духовной традицией. И это - причина низких результатов. Активистам видимо трудно или нет желания понять, что протесты и суды не создают необходимые новые социокультурные формы, да и старые не защищают. В результате информационное поле русского самосознания сокращается, острота нерешенных проблем усиливается.
Логический путь решения социокультурных проблем предполагает использование рациональных инструментов. Согласно законам развития систем теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) решение проблемы предполагает такое преобразование проблемной ситуации, при котором выполняются оба требования противоречия, предъявленные к проблемному элементу (1). Для этого возможно использование одной из следующих стратегий:
1) изменение проблемного элемента (зоны действия противоречия) таким образом, чтобы компенсировать недостаточное выполнение одного из требований;
2) изменение внешней среды проблемного элемента для усиления действия одного из требований противоречия;
3) объединение проблемного элемента или внешней среды с элементами других систем или внешних сред для выполнения противоположных требований противоречия. Любое решение проблемы подлежит согласованию с законом идеализации, определяющим, что эффективные решения достигаются при минимальных изменениях проблемного элемента и внешней среды.
Эти стратегии являются рациональными инструментами для создания проектов, при этом духовные приоритеты проявляются в следующих аспектах: 1) осознание необходимости использовать историографический, научный и духовный опыт для поиска решений; 2) укрепление духовной жизни для получения откровений (интуитивных озарений) с моделями возможных решений; 3) сопоставление новых идей с духовными идеалами культурных традиций и создание новых моделей проектов для решения проблем. Рациональные инструменты помогают в воплощении идей, но новые идеи, возможно, получить только и исключительно с помощью духовных механизмов. Новые идеи приходят к нам из духовного мира с откровениями.
Иван Александрович Ильин, рассуждая о познании, утверждал, что подлинное познание должно совершаться не только с помощью рациональной логики, но и через духовное созерцание, в котором созерцающему открываются замыслы Божии. Но такое созерцание возможно только высоконравственному человеку, ибо оно совершается видящей совестью. И в созерцании разумной совестью открывается сущность созерцаемого, ибо разумным, по мнению философа, может быть только то, что устремлено к добру. Поэтому такой акт познания не может заменить просто умное познание, ибо разума для такого познания, по мнению философа, недостаточно (2).
Видящая совесть помогает разуму определить духовные основания социальной конструкции – любовь или ненависть, братолюбие или эгоизм, соборность или индивидуализм, нетерпимость к грехам или толерантность, милосердие или социальное безразличие. Эти основания позволяют правильно оценить саму конструкцию и сделать заключение о ее перспективе. Ведь не секрет, что нередко за красивыми названиями и декларациями о новых социальных конструкциях, будь то общественная или политическая организация, проект или акция, скрывается группа людей, деятельность которых направлена исключительно на достижение личного политического и (или) коммерческого успеха. Прикрываясь актуальными для многих людей лозунгами, эти деятели продвигают свои личные и групповые интересы, обещая людям то, чего они никогда не сделают.
Но что означает устремленность к добру? Это означает воплощение в практической деятельности главной евангельской заповеди о любви к Богу и ближнему. Применительно к социокультурной практике – общественной и политической работе, это означает, что деятельность опирается на объективные основания и ее результаты несут практическую пользу целевой аудитории. Объективные основания представляют собой три источника информации, с опорой на которые осуществляется деятельность: 1) опыт социокультурной практики, оформленный в историографии, биографиях и мемуарах; 2) научные теории и концепции; 3) святоотеческое наследие.
Нет ни одной современной социокультурной проблемы, которая в той или иной форме не была бы актуализирована в истории. Многие проблемы повторялись в историческом процессе неоднократно и в историографии, биографической и мемуарной литературе накоплен значительный информационный фонд решений подобных проблем. Важно, чтобы исследователи обладали картотекой подобных решений и умели использовать их для создания проектов.
Наряду с исторической информацией, каждая социокультурная проблема имеет отношение к определенным сферам социологии, педагогики, психологии и других социальных наук, следовательно, имеются научные теории и концепции, использование которых поможет в поиске решений.
Что касается духовных оснований для решений проблем, то они являются определяющими уровень будущих результатов и поэтому главными. Можно утверждать, что все рациональные конструкции, которые мы создаем и используем для решения проблем, определяются уровнем нашей духовности, погруженности в православную духовную традицию. Что же это за уровни?
Согласно И.А. Ильину – духовность есть стремление к совершенству, поиск совершенства, духовное преображение личности в процессе движения к совершенству, поэтому характеристики уровней духовности можно условно определить по полноте использования информационных ресурсов в процессе движения к совершенству (2). При этом совершенство мы понимаем, как исполнение человеком в своей деятельности евангельских заповедей.
Элементарный уровень духовности определяет, что для решения проблемы используется историографическая и биографическая литература. Характерными признаками элементарного уровня духовности является открытость группы к сотрудничеству, организация историко-культурного самообразования, поддержание общественного дискурса по решаемым проблемам, конструктивное восприятие других мнений и стратегий, привлечение специалистов со стороны (3).
Хороший уровень духовности определяет, что дополнительно к историографической и научной литературе, эксперты изучают и используют научные концептуальные разработки, а также отдельные источники духовной литературы.
Высшим уровнем является духовная жизнь самих экспертов, которая формирует и развивает связи с духовным миром и обеспечивает получение откровений по поиску новых, оригинальных решений. Характерными признаками высокой духовности являются наличие серии проектов, направленных на решение проблем, регулярное повышение компетенции по актуальным темам, организация информационных площадок для поддержания общественного диалога и привлечения новых специалистов (3).
Хороший и высокий уровни духовности чаще встречаются у носителей православного мировоззрения, которое определяет следующие черты личности: направленность на самообразование и поиск эффективных решений для проблем, приоритетное изучение и использование в практике духовного наследия, открытость и наличие проектов для сотрудничества, обладание духовным потенциалом, притягивающим людей и создающим атмосферу доверия и взаимной поддержки. Речь идет о практике сохранения русского самосознания.
Движение по уровням духовности придает человеку благодатную энергию для преображения самого себя и поиска решений для актуальных социокультурных проблем. Чем выше уровень духовности, тем меньше зависимость человека от греховных страстей, согласно сказанному Господом - познание Истины освобождает от грехов и тем самым повышает творческий потенциал личности. И главное – защищает от манипуляции.
Валерий Бухвалов, Dr. paed.
При подготовке статьи использованы следующие источники:
1. Альтшуллеp Г.С. Hайти идею. Hовосибиpск,"Hаука", 1-е издание 1986; 2-е издание 1991.
2.Ильин И.А. Основы христианской культуры\
https://vtoraya-literatura.com/pdf/ilyin_osnovy_khristianskoj_kultury_1990_text.pdf
3. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. Т.1-2\
http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov/sovremennaja-praktika-pravoslavnogo-blagochestija-tom-1/