Часть 1. Есенин — «кокаинист»?!
Часть 2. О «Радунице» Сергея Есенина
4 Октября 2020 года исполняется 125 лет со дня рождения великого Русского Стихотворца Сергей Александровича Есенина. К юбилею мы в нескольких частях опубликовали очерк нашего постоянного автора — сибирского писателя Анатолия Григорьевича Байбародина «Душа грустит о Небесах…» Трагедия Поэта Сергея Есенина.
А здесь мы предлагаем вниманию читателей «Русской Народной Линии» заметки о С.А.Есенине другого нашего автора — журналиста, в прошлом литературного критика Леонида Болотина.
***
Мой заочный друг по одной из социальных сетей — житель Литвы Валдемарас О. в комментариях к посту «О “Радунице” Сергея Есенина» в Июле написал: «Вы уверены, что говорите о том самом Сергее Есенине, что вёл беспорядочный образ жизни и по официальной версии покончил с собой?» Пришлось ему ответить:
«Ну, не мне судить его “образ жизни”, сам я ещё то д-мо в смысле “образа жизни”. А я писал о его стихах, об их духовном содержании. Что же касается — “покончил собой”. Конечно, Сергей Есенин был убит! Мне о том весной 1981 года впервые рассказывал донецкий шахтер и русский поэт Владимир Изотович Демидов (1932 — +1999), с которым я тогда работал в редакции журнала “Советский Красный Крест”. В.И.Демидов в молодости был лично знаком с известным фотографом-портретистом Моисеем Соломоновичем Наппельбаумом (26.12.1869—13.06.1958).
М.С. Наппельбаум. Автопортрет
Именно М.С.Наппельбаум был приглашен фотографировать труп Есенина в “Англетере” и слышал все разговоры чекистов в гостиничном номере, которые в тот момент не таились относительно причин смерти. Да и “самоубийство” было обставлено так, что особенно и не старались. И подвесили слишком высоко, что человек сам того не мог бы сделать. И побои на теле были в местах, которые Поэт сам себе не мог нанести. И пролом черепа на лбу был несовместимый с жизнью. Повешение же было совершено в момент умирания Поэта, чтобы на шее жертвы образовались соответствующие кровоизлияния[1]. А официальная версия о “самоубийстве” — подлог![2] Было это понятно и верующим современникам. С.А.Есенина отпевали “тихоновцы”, которые крайне ревностно относились к канонам, даже строже, чем священство в дореволюционные времена. Самоубийцу они отпевать не стали бы[3]... Потом уже — с конца восьмидесятых годов было опубликовано много документальных материалов в пользу версии, что С.А.Есенин был именно убит…»
Посмертная фотография на кушетке в «Англетере» 28 Декабря 1925 года. Фото М.С.Наппельбаума
Затем мой друг и соратник, автор «Русской Народной Линии» Андрей Самохин в комментариях написал: «…Есенин и Православие — тема огромная и непростая. Так же как и у его друга Николая Клюева. У обоих было начальное очарование большевизмом. Есенин еще и в подвалы расстрельные полюбопытствовать ходил с чортом Блюмкиным. Хотя потом и писал: “не расстреливал несчастных по подвалам”. Несомненно, что зерна детской веры оставались у него до самого конца. И ежели не самоубился он, то мученической смертью искупил грехи свои».
Совершенно согласен с Андреем Самохиным, что тема «С.А.Есенин и Православие» «огромная и непростая», она уже разрабатывается многими исследователями, как критически настроенными к личности Поэта, так и его искренними почитателями.
Русский эмигрантский поэт Юрий Трубецкой так писал в 1951 году в очерке «Сергей Есенин»:
«Есенина можно любить или не любить. Его стихами можно дышать, сделать их “motto” своей жизни даже. Можно прочесть раз или два и отложить книжку надолго, а может, и навсегда. Но нельзя отрицать их талантливости, значимости и даже эпохальности. В известной мере Есенин стал знаменьем времени — вернее, литературного, поэтического безвремения. Есенин “вошел в славу” в годы, когда взыскательно-избалованный читатель не мог на ком-то остановиться пристальней. Блок — умер. Гумилев — расстрелян. Ахматова — молчит либо — по признанию некоторых — слишком камерна. Акмеистическая талантливая молодежь либо ушла в белую эмиграцию, либо, находясь под подозрением, спряталась в раковинку. А остальное — (Ивнев, Садофьев, Ионов, Мариенгоф, Шершеневич, Голодный, Светлов и др.) — бесцветно, густо вымазано в кумачевый колер… Всякие Ивневы, Мариенгофы — по существу совершенно бездарные, но нагло фиглярничавшие, выдвигали подлинного поэта, Есенина, как своего “премьера”. Ибо раздутый ими “имажинизм” без Есенина был бы только мыльным пузырем. Комиссариат просвещения, возглавляемый бездарным плагиатором и наркоманом Луначарским, предполагал сделать из Есенина пролетарского поэта, “певца Советов”. Но Есенин был и остался просто русским, одаренным человеком…»
Протрет Поэта. 1920-е годы. Фото М.С.Наппельбаума
Источник сведения, сообщаемого Ю.П.Трубецким, что будто бы сам Анатолий Васильевич Луначарский был наркоманом, мне неизвестен. Не исключено, что это фантомный продукт «белогвардейской» пропаганды либо ироничная литературная игра словами: нарком-наркоман.
Однако загадочная фраза наркома о своих буржуазных противниках: «иногда они умеют рассчитывать свою дозу кокаинчика на долгий срок, на очень долгий срок жизни», — косвенно свидетельствует о том, что его почему-то интересовала проблема сохранения здоровья и продолжительности жизни у «расчётливых» наркоманов.
Осенью 1929 года он был смещён с поста наркома просвещения и назначен председателем Учёного комитета при ЦИК СССР, через год ему было присвоено звание академика АН СССР. А.В.Луначарский, видимо под влиянием собственных польских корней, был решительным сторонником перевода Русского Языка на латиницу и считал такой переход неизбежным. В начале 1930-х он стал директором Института литературы и языка Комакадемии, а также директором Института Русской Литературы АН СССР (Пушкинского Дома), был одним из редакторов Литературной энциклопедии.
Скончался А.В.Луначарский по пути в Испанию (его назначили туда полпредом) в возрасте всего 56 лет — 26 Декабря 1933 года от стенокардии на курорте Французской Ривьеры Ментона — рядом с княжеством Монако. Знаменательно, что в левой половине гербового щита Ментона на Лазурном поле изображен золотой Архангел Михаил, с мечом в деснице, нацеленным на падшего Сатану, и весами Правосудия в шуице.
Внезапное свержение души гибридного большевицко-бухаринско-троцкистского клеветника в преисподнюю произошло через восемь лет без двух дней (или без одного дня?) после мучительной смерти оклеветанного им А.С.Есенина…
Леонид Болотин, историк, научный редактор Информационно-исследовательской службы «Царское Дело».
ПРИМЕЧАНИЯ
При работе над заметками использовались материалы сайта «С.А. Есенин: Жизнь моя, иль ты приснилась мне...» и статьи о С.А.Есенине моего земляка — лингвиста Сергея Ивановича Зинина (5 Декабря 1935 — † 4 Апреля 2013), одного из создателей Есенинского музея в Ташкенте. Приношу сердечную благодарность литературоведу, доктору филологических наук, ведущему научному сотруднику Института Мировой Литературы РАН Александру Вадимовичу Гулину за неоднократный просмотр моих заметок в процессе их написания и за предоставленные мне сведения, касающихся судьбы и творчества С.А.Есенина.
[1] Пять лет назад в еженедельнике «Аргументы и факты» к 120-летию Поэта было опубликовано интервью поэта, переводчика, православно-монархического общественного деятеля Николая Николаевича Брауна (р. в 1938-м), сына поэта Николая Леопольдовича Брауна (1902— †1975), который вместе с другими писателями выносил тело Есенина из «Англетера» 28 Декабря 1925 года. Н.Н.Браун прямо утверждает: «Согласно официальной версии, жизнь Есенина трагически оборвалась в 30 лет. Но она не оборвалась — её оборвали. Отец отказался подписывать протокол, где говорилось, что Есенин совершил самоубийство. Не поверил в самоубийство и писатель Борис Лавренёв, который тоже был в «Англетере» и на следующий день опубликовал в “Красной газете” статью о смерти поэта под заголовком “Казнённый дегенератами” . Отец говорил, что у поэта были две глубокие раны: пробоина над переносицей, как от рукоятки пистолета, и ещё одна под бровью. На шее не было характерной для висельника борозды. “Когда Есенина надо было выносить, — рассказывал отец, — я взял его, уже окоченевшего, под плечи. Запрокинутая голова опадала. Были сломаны позвонки”. На мой вопрос, не был ли Есенин застрелен, был краткий ответ: “Он был умучен”. Отец был уверен, что мёртвого Есенина принесли в номер гостиницы с допроса. Поэт был убит по тем же мотивам, по которым был казнён ряд его друзей и современников из писательской среды: Ганин, Клюев, Клычков, Васильев, Наседкин, Приблудный и другие. А ещё раньше, в 1921 г., — Гумилёв. Власть воинствующих безбожников-интернационалистов ставила целью сделать непокорных «бывших» русских (такой термин появился в советской печати) послушным стадом. А если человек не поддавался — его убивали. В Ленинграде линию партии воплощал в жизнь Григорий Зиновьев (глава Коминтерна), в Москве — Лев Троцкий».
Не берусь категорично утверждать или отвергать — была ли на шее мертвого С.А.Есенина странгуляционная борозда — линия кровоизлияний, которая указывает на прижизненное удушение — активное удавкой или пассивное петлей. Все материалы дела о смерти великого русского Поэта до сих пор недоступны исследователям: на них по-прежнему стоит гриф «секретно». Но в статье-некрологе Л.Д.Троцкого «Памяти Сергея Есенина», опубликованной в «Правде» (№ 15 за 1926 год) содержится странная фраза: «Только теперь, после 27 декабря, можем мы все, мало знавшие или совсем не знавшие поэта, до конца оценить интимную искренность есенинской лирики, где каждая почти строчка написана кровью пораненных жил», которая указывает не на общепринятую дату смерти С.А.Есенина — 28 Декабря, но датирует её днем раньше. В свете таких данных версия о том, что С.А. Есенин был убит где-то в другом месте, его тело вечером было перемещено в гостиницу ГПУ «Англетер-Интернационал», повешено, а потом уже сотрудниками милиции там было «обнаружено» 28 Декабря и снято из петли, на сегодняшний день вполне правдоподобна и заслуживает самого серьезного внимания.
[2] Ценное духовное свидетельство о насильственном характере смерти Поэта содержится в опубликованном 13 Октября 2018 года на «Русской Народной Линии» очерке Наталии Сидориной «Правда об убийстве Есенина с амвона храма. Ответ читателям». Наталия Кирилловна Сидорина, которая в своих литературных трудах и даже фильмах многократно поднимала тему «смерть Есенина», в данном очерке пишет так: «По случаю 110-летия со дня рождения Сергея Есенина (в 2005 году) Союз писателей России пригласил на Рязанскую землю 110 поэтов со всех уголков России. Рано утром в преддверии писательского пленума под названием «Сергей Есенин и поэзия России сегодня» многие из его участников пришли в рязанский Христорождественский собор на панихиду по ушедшим и убиенным товарищам по перу, которую служил Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел (Пономарев). Ныне он Митрополит Минский и Заславский, Патриарший экзарх всея Беларуси. Отслужив панихиду, Владыка Павел с амвона в полной тишине зала поведал о том, что он доподлинно знает, что Сергей Есенин был убит. При этом он добавил, что Поэт был глубоко верующим православным христианином, и сказал, что за него надо молиться как за убиенного. Повернувшись к алтарю, он перекрестился на иконы и удалился, оставив всех в некотором замешательстве. Немного позднее в более узком кругу Владыка Павел пояснил, что располагает признанием одного из участников того злодеяния, который принес свое покаяние на исповеди».
[3] Речь, конечно, может идти только о так называемом заочном отпевании, которое стало обычной практикой в пору жесточайших гонений на Русскую Православную Церковь Московского Патриархата в 1922–1925 годах даже для почивших или убиенных рядовых верующих, не говоря уже о лицах известных либо о представителях власти. Сама по себе практика заочного отпевания существовала в Православной Церкви и прежде. В особых случаях, когда известие о смерти человека было определенно достоверным, но в силу жизненных факторов — в условиях смерти и погребения в ходе военных действий за рубежами России, при погребении человека в странах, где не было православных храмов, или в иных непреодолимых обстоятельствах чин отпевания вполне канонично совершался заочно. Иногда он совершался через много недель, месяцев или даже лет после смерти человека, когда его кончина подтверждалась документально.
Заочное отпевание стало особенно распространенной практикой при советской власти, когда не было действующих храмов во множестве селений и даже городов: хоронили человека в одном месте, а отпевали его иногда в действующем храме за сотни и даже тысячи километров от места погребения. Известно даже о заочных отпеваниях в Елоховском соборе Москвы глав советского государства И.С.Джугашвили-Сталина (об этом было официальное сообщение в «Журнале Московской Патриархии»), Л.И.Брежнева, К.У.Черненко, многих советских военачальников.
В хроникальном материале о настоятеле Казанской церкви в селе Константиново Протоиерее Иоанне Смирнове (1848 — +1927) научного сотрудника Государственного музея-заповедника С.А. Есенина Л.Н. Власовой «И.Я. Смирнов – духовный пастырь села Константинова» содержатся такие сведения:
«Большое влияние на него [С.А.Есенина] оказал И.Я.Смирнов, которого мы вправе считать духовным наставником будущего поэта. И.Я.Смирнов крестил Сергея. Мальчик ходил в церковь, исповедовался, причащался Святых Таинств, слушал проповеди отца Ивана. На уроках Закона Божия ученик Сережа Есенин читал Евангелие, жития Святых, слушал рассказы из Священной истории, поучения о том, как должны вести себя истинные христиане. Видно, что слова отца Ивана находили отклик в душе впечатлительного мальчика. Об этом свидетельствуют ранние стихи поэта, проникнутые христианским отношением к мiру, в которых мы встречаем возвышенные образы Христа, Божией Матери, Святого Угодника Миколы. Доброта и великодушие священника способствовали и формированию нравственной основы личности Поэта. В своих поступках С.Есенин часто стремился следовать примеру батюшки. По свидетельству односельчан, Сергей Александрович, будучи взрослым человеком, по праздникам приглашал в свой дом нищих и кормил их. Его общение с отцом Иваном и его близкими продолжалась и после отъезда юноши в Москву и Петроград. Приезжая в родное село, он обязательно приходил в дом к священнику, где его с радостью принимали… Батюшка поминал С.Есенина после его кончины, просил Бога о смягчении его участи. В 1927 году И.Я.Смирнов ушёл из жизни».
Доктор филологических наук А.В.Гулин в письме сообщил мне: «Об отпевании известно достаточно мало. Видно, таков материал, что нам приходится судить всё больше по кратким, отрывочным свидетельским показаниям. В “Летописи жизни и творчества С.А.Есенина” приводятся три довольно неопределенных свидетельства. Их авторы: И.М.Левин (Воспоминания), М.А.Мальцева (дневник) и Р.А.Кузнецова (письмо теще Есенина О.К.Толстой). Все они – участники прощания и похорон. Все упоминают о просьбах матери у гроба отслужить панихиду и, кажется, двое — о том, что панихида была отслужена, когда ночью стало меньше народу. Где, кто, как служил — непонятно. Еще на вокзале, когда поэта только привезли из Ленинграда (Санкт-Петербурга)? Прямо в Доме Печати (нынешний Дом журналиста), где был выставлен гроб для прощания? Было ли такое возможно? Или уже после похорон вечером того же дня на кладбище? Все свидетельства очень краткие и довольно темные. При этом все употребляют именно слово “панихида”. Сведения о московской “панихиде” содержатся в “Летописи жизни и творчества С.А.Есенина” (М., ИМЛИ РАН, 2018. Т. 5. Кн. 2. С. 84). Когда в Константиновском храме состоялось заочное отпевание Отцом Иоанном Смирновым — тоже не до конца понятно. В день похорон и в отсутствие родителей? Какое-то время спустя, то есть уже в 1926 году? Сложно понять. Однако принято считать это состоявшимся фактом». Очное отпевание над гробом С.А.Есенина в каком-то из московских храмов в самом конце 1925 года не было возможным. Даже, например, в храме Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище, где похоронили Поэта. Репрессии и аресты духовенства из-за того стали бы неизбежными. Но о том, что С.А.Есенина всё же заочно отпевали в Москве в день его погребения 31 Декабря 1925 года, я слышал в церковной среде в середине восьмидесятых годов — от сотрудников Издательского отдела Московской Патриархии, с которыми мне доводилось сотрудничать (например, с В.А.Никитиным) и которые пользовались полным моим доверием. В пору моего церковного «неофитства» обсуждение с ними проблемы о заочном отпевании в 1986 году у меня конкретно было связано с выяснением возможности совершения отпевания моих ближайших православных родственников старшего поколения, о которых я знал наверняка, что их по смерти не отпевали. И я в тот год в Пименовском храме на Новослободской по благословению Настоятеля храма Протоиерея Димитрия Акинфиева заказал их заочное отпевание. К сожалению, я не зафиксировал тогда в записи разговоры в Издательском отделе, когда в них зашла речь о С.А.Есенине. Но сам факт такого свидетельства из преданий московского духовенства именно об отпевании Поэта я помню хорошо. И деталь, что С.А.Есенина в Москве отпевали «тихоновцы», то есть духовные последователи Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, а не «обновленцы», была взята именно из рассказов моих собеседников.
1. "...И критиков новых плодить".
Для исследователей — возможно; а обычным-то людям..? Просто "розу белую с чёрною жабой он хотел на земле повенчать"... Так и жил... Сколько таких, разного колибра и в наше время?! Они Серёгу вполне понимают...