О духовном устроении Сергея Есенина — Поэта и человека

Часть 2. О «Радунице» Сергея Есенина

Часть 1. Есенин — «кокаинист»?!

4 Октября 2020 года исполняется 125 лет со дня рождения великого Русского Стихотворца Сергей Александровича Есенина. К юбилею мы в нескольких частях опубликовали очерк нашего постоянного автора — сибирского писателя Анатолия Григорьевича Байбародина «Душа грустит о Небесах…» Трагедия Поэта Сергея Есенина.

А здесь мы предлагаем вниманию читателей «Русской Народной Линии» заметки о С.А.Есенине другого нашего автора — журналиста, в прошлом литературного критика Леонида Болотина.

***

В начале нынешнего Июля на своих страничках в социальных сетях Фасбук, ВКонтакте, Одноклассники разместил заметку приблизительно такого содержания.

 

 

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа...

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

 

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

 

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

 

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

 

Если крикнет Рать Святая:

«Кинь ты Русь, живи в Раю!»

Я скажу: «Не надо Рая,

Дайте Родину мою».

Москва, 1914[1].

 

Иные из ревнителей Православия ругают Сергея Александровича Есенина за стихи: «Если крикнет Рать Святая: / “Кинь ты Русь, живи в Раю!” / Я скажу: “Не надо Рая, / Дайте Родину мою”».

Не разобравшись в «эсхатологии» Поэта, они в нарушение заповеди Спасителя о неосуждении считают данные стихи «богоборческими», дескать, Поэт в своей «гордыне» был против Рая и Царствия Небесного. Но на самом деле Сергей Александрович был не так-то прост в Православной Эсхатологии, в понимании Жизни Будущаго Века. Был он сведущ в Заповедях и обетованиях Иисуса Христа. Знатоки подлинно христианского содержания многих стихотворений Поэта[2] знают, что он совсем не был чужд идеи Небесного Иерусалима, нисходящего на землю. «Иерусалимская» тема так или иначе неоднократно возникает в его поэзии, поэтому ему были хорошо известны слова Апокалипсиса:

И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел Святый Город Иерусалим, Новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Апок. 21: 1–4).

Будучи человеком высотно-глубокого внутреннего диапазона, мистически чутким, при всем своем внешнем эмоциональном «буйстве», понимавшим цену духовного самоумаления в русле Нагорной Проповеди Иисуса Христа, Поэт временами скромно чаял для себя будущий удел в исполнении четвертой Заповеди Блаженства: Блажени кротцыи, яко тии наследят землю (Мф. 5: 4)

В описании нисшедшего с Неба Нового Иерусалима есть и такое Откровение:

И показал мне чистую реку Воды Жизни, светлую, как кристалл, исходящую от Престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, Древо Жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья Дерева — для исцеления народов (Апок. 22: 1–2).

Божий Пророк Иезекииль свидетельствовал о том же: У потока по берегам его с той и другой стороны будут расти всякие дерева, доставляющие пищу; листья их не будут увядать, и плоды на их не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание (Иез. 47: 12).

Святитель Андрей Кесарийский поясняет разницу между плодами и листьями Древа Жизни так:

«Листья Древа Жизни — Христа означают тончайшие и пресветлые разумения судеб Божиих, а плоды его — совершеннейшее знание, которое откроется в будущем веке. Для народов, стоящих низшими в делании добродетелей, эти листья будут служить во очищение их неведения и во исцеление. Ибо ина слава Солнцу, и ина слава Луне, и ина слава звездам (1 Кор. 15: 41), и многие обители у Отца (Ин. 14: 2), чтобы каждого удостоить большей или меньшей светлости по характеру его дел» (Святитель Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис Святого Иоанна Богослова. Статья шестьдесят восьмая).

Русское народное предание понимает слово Святителя о разнице между плодами и листьями Древа Жизни с некоторым «буквализмом» примерно так: достойнейшие постоянные жители Нового Иерусалима се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их (Апок. 21: 3) — «Рать Святая» — будут питаться двенадцать раз в году — по разу в месяц плодами Древа Жизни. А спасенные народы, живущие на земле, те самые многочисленные кроткие и смиренные, которые будут прощены на Страшном Суде и удостоены спасения для Жизни Вечной, сохраняя следы вины за прежнюю грешную жизнь, начальный период Новой Вечности будут жить на обновленной земле — за пределами Нового Иерусалима. Но раз в месяц они будут приходить в Божий Город и потреблять листья Древа Жизни до своего полного исцеления от последствий прежнего греховного житья.

Конечно, такого однозначного толкования данного места не найти у Святых Отцов Церкви. Но Поэт с детства питался народными сказаниями и так в их строе понимал свою судьбу. Да, собственно, такими мотивами деревенского Христианства пропитан весь первый сборник поэта «Радуница».

РУСЬ

Микола

Инок «Пойду в скуфье смиренным иноком»

Калики

Не с бурным ветром

Задымился вечер

Гой ты, Русь, моя родная

Богомолки «По дороге идут богомолки»

Поминки

Шёл Господь «Шёл Господь пытать людей в любови»

Край родной

Улогий «Я странник улогий»

В хате

Выть «Чёрная, потом пропахшая выть!»

Дед

Топи да болота

МАКОВЫЕ ПОБАСКИ

Белая свитка

Матушка в купальницу

Кручина

Зашумели над затоном тростники

Троица «Троицыно утро, утренний канон»

Заиграй, сыграй тальяночка, малиновы меха

Ты поила коня

Выткался на озере алый свет зари

Туча кружево в роще связала

Дымом половодье

Девичник

Сыплет черёмуха снегом

Рекруты «По селу тропинкой кривенькой»

Край ты мой заброшенный

Пастух «Я пастух, мои палаты»

Базар «На плетнях висят баранки»

Сторона-ль моя, сторонка

Вечер «На лазоревые ткани»

Чую Радуницу Божью.

Как видим, в названии многих стихотворений Поэт касается духовных тем, а если вчитаться в другие стихотворения, то таковых окажется подавляющее большинство — с библейскими и церковными образами, которые нет-нет да и мелькнут хотя бы в одной фразе, в одной строке, в одном слове почти во всяком стихотворении сборника. Проще перечислить пальцами одной руки те стихотворения, где такая духовная образность полностью отсутствует.

Там, где ревнители в словах «Не надо Рая, Дайте Родину мою» осудительно видят «гордыню» Сергея Александровича Есенина, на самом деле выражено не только его покаянное осознание своей повседневной греховности, но и понимание Руси, Святой Руси как образа, иконы Царствия Небесного.

В русле определенной духовно-народной традиции в большинстве стихотворений разных лет он принципиально различал наименования Русь и Россия. Русь бытийно осмысливалась как порою грешный, но гармоничный земной Рай, где вечерний церковный Благовест сливается с грустным брачным зовом птиц и людей:

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется — на душе светло.…

Россия же у С.А.Есенина предстает как страна совсем земная, как низинно бытное местопребывание:

Не в моего ты Бога верила,

Россия, родина моя!

 

 

 

Сергей Есенин в 1913 году

Преувеличение «пантеизма» в раннем С.А.Есенине у некоторых советских литературоведов шестидесятых-семидесятых годов, очевидно, было связано с опасениями вполне возможного категоричного ограничения книжных переизданий стихов Сергея Александровича в атеистическом СССР[3]. Культурная революция в коммунистическом Китае того времени и недавнее обещание Н.С.Хрущева «показать последнего попа по телевизору» в 1980 году были напоминанием для отечественных патриотов-почвенников, что при советской власти и господстве КПСС страна и народ совсем не застрахованы от таких политических извращений.

«Пантеизма» в стихах С.А.Есенина ранней поры не было или почти не было! Воинствующий «пантеизм» был в его окружении — среди творцов «серебряного века», многие из которых вовсе склонялись к оккультизму, «богоискательству» или к богоборческому атеизму.

После выхода сборника «Радуница» — в 1916 году С.А.Есенин пишет загадочное уже частично процитированное здесь стихотворение, с обращением к современной ему России:

Не в моего ты Бога верила,

Россия, родина моя!

Ты как колдунья дали мерила,

И был как пасынок твой я.

 

Боец забыл отвагу смелую,

Пророк одрях и стал слепой.

О, дай мне руку охладелую —

Идти единою тропой.

 

Пойдем, пойдем, царевна сонная,

К веселой вере и одной,

Где светит радость испоконная

Неопалимой Купиной.

 

Не клонь главы на грудь могутную

И не пугайся вещим сном.

О, будь мне матерью напутною

В моем паденье роковом.

 

Здесь уже отворачивающаяся от Бога Россия уподобляется колдунье, но именно Поэт зовет её к исконной, покаянной вере Радуницы: «Пойдем, пойдем, царевна сонная / К веселой вере и одной / Где светит радость испоконная / Неопалимой Купиной». Какой же тут пантеизм?! Самое настоящее предвидение и всероссийского падения, а вслед за ним — и собственного…

Леонид Болотин, историк, научный редактор Информационно-исследовательской службы «Царское Дело».

 

ПРИМЕЧАНИЯ

При работе над заметками использовались материалы сайта «С.А. Есенин: Жизнь моя, иль ты приснилась мне...» и статьи о С.А.Есенине моего земляка — лингвиста Сергея Ивановича Зинина (5 Декабря 1935 — + 4 Апреля 2013), одного из создателей Есенинского музея в Ташкенте. Приношу сердечную благодарность литературоведу, доктору филологических наук, ведущему научному сотруднику Института Мировой Литературы РАН Александру Вадимовичу Гулину за неоднократный просмотр моих заметок в процессе их написания и за предоставленные мне сведения, касающихся судьбы и творчества С.А.Есенина.

 

[1] Есенин С.А. Радуница. Пг.: Издание М.В.Аверьянова, 1916. 62 с.

[2] В первую очередь в данной связи вспоминаю очерки о поэзии С.А.Есенина доктора филологических наук Александра Вадимовича Гулина — моего друга и однокашника по журфаку в 1975–1980 годах.

[3] Впрочем, полного запрета на издание избранных стихов С.А.Есенина, скажем, в 1926–1956 годах не было. Исследователи насчитывают более полутора десятков отдельных изданий и есенинских подборок в различных сборниках за тот период — в 1926, 1927, 1928, 1931, 1933, 1934, 1940, 1943, 1946, 1948, 1952, 1953 годах и далее. Ограничение той поры касались тиражей и недоступности изданий в районных и школьных библиотеках. Со времени «хрущевской оттепели» есенинские издания стали массовыми. Достаточно вспомнить пятитомники 1961–1962 и 1966–1968 годов, шеститомник 1977–1980 годов, каждый из которых вышел полумиллионными тиражами, трехтомники 1970, 1977, 1983 годов, тиражи которых иногда достигали почти двух миллионов. Произведения Сергея Есенина вошли в основную школьную программу уже с начальных классов, не говоря о средней школе, обширны были подборки есенинских произведений и в дополнительных школьных чтениях. Так, в годы моей учебы в 1964–1974 годах в Ташкенте, Ярославле и Москве я не помню каких-либо оттенков «подпольности» С.А.Есенина в комментариях учителей. Уже в первом или втором классе наша учительница с гордостью отмечала, что поэт Есенин побывал в Ташкенте (с 13 Мая по 3 Июня 1921 года). Однако в советскую школу поэзия С.А.Есенина пришла гораздо ранее шестидесятых. Доктор филологических наук А.В.Гулин в переписке сообщил мне рассказ своей Матери:

«Моя Мама, которая в 1952 году закончила школу в Харькове, вспоминала, как в последнем 10-м классе у них появилась молодая учительница литературы, которая на уроках по собственному расположению читала им “сверх программы” стихи Есенина. И это была не только лирика, но также очень сложные и полные драматизма “маленькие поэмы” конца 1924 года “Метель” и “Весна”. Еще с того времени, по Ее словам, Мама помнила строчки из “Метели”:

И первого

Меня повесить нужно,

Скрестив мне руки за спиной,

За то, что песней

Хриплой и недужной

Мешал я спать

Стране родной».

При очередной коррекции курса партии ограничения на есенинскую поэзию, конечно, могли вернуться, чего и опасались специалисты по истории русской советской литературы, в своих трудах намеренно преувеличивая нехристианские, а вместе с тем «революционные» и просоветские аспекты в его творчестве.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Леонид Болотин:
Частичное «правосудие»
Второй Кассационный суд общей юрисдикции признал «законным» содержание Василия Бойко-Великого в СИЗО
17.10.2020
Мы выстояли!
Поздравление Союзу Православных Братств России
14.10.2020
О правильном понимании синодальности
Замечания к дискуссии, инициированной главным редактором «Русской народной линии»
12.10.2020
Царь-Священник Павел I Петрович
Прославление жизненного подвига Императора является для всех нас необходимым поприщем и достойным приложением наших духовных сил
06.10.2020
Все статьи автора
"Русская цивилизация"
К понятию гения
Ко дню памяти
08.10.2020
Царь-Священник Павел I Петрович
Прославление жизненного подвига Императора является для всех нас необходимым поприщем и достойным приложением наших духовных сил
06.10.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Учиться у Сталина
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-10-22 00:21
Собянинское десятилетие
Новый комментарий от наталья чистякова
2020-10-21 21:05
Сбербанк забирает всё
Новый комментарий от потомок тамбовского сапожника
2020-10-21 21:03
«Осеннее обострение»
Новый комментарий от наталья чистякова
2020-10-21 20:59
«Телега» РНЛ оказалась быстроходной
Новый комментарий от электрик
2020-10-21 18:58
«Врага он бил наотмашь!»
Новый комментарий от электрик
2020-10-21 18:48
Не страшись зла в сегодняшнем мире
Новый комментарий от Валерий
2020-10-21 18:08