О духовном устроении Сергея Есенина — Поэта и человека

Часть 1. Есенин — «кокаинист»?!

Русская цивилизация 
0
1614
Время на чтение 25 минут

4 Октября 2020 года исполняется 125 лет со дня рождения великого Русского Стихотворца Сергей Александровича Есенина. К юбилею мы в нескольких частях опубликовали очерк нашего постоянного автора — сибирского писателя Анатолия Григорьевича Байбародина «Душа грустит о Небесах…» Трагедия Поэта Сергея Есенина.

А здесь мы предлагаем вниманию читателей «Русской Народной Линии» заметки о С.А.Есенине другого нашего автора — журналиста, в прошлом литературного критика Леонида Болотина.

***

В публикациях социальных сетей иногда сталкиваюсь с неоправданно жесткими высказываниями относительно поэзии С.А.Есенина, с критикой его творчества и его личности «с христианских позиций». Авторы резкостей нередко путают лирического героя его стихов, особенно советского периода, — публичную личину «попутчика» советской власти и буйного певца Москвы кабацкой, с подлинным внутренним, духовным устроением Сергея Есенина — человека. При обращении к творчеству и личности в духовных оценках такие грани творческой индивидуальности необходимо различать. Огульные духовные оценки среди моих друзей встречались в комментариях. Там мои вполне православные друзья называли его «кокаинистом» или «безбожником», и даже «сатанистом».

Что касается кокаина, то об этом есть единственное детально описанное свидетельство в мемуарах Галины Артуровны Бениславской[1], канцелярской сотрудницы ВЧК-ОГПУ в 1919-1923 годах и литературного агента С.А.Есенина в 1923-1925 годах. В 1922-1925 годах С.А.Есенин эпизодически жил на квартире Г.А.Бениславской. Рукопись её Воспоминаний, написанных уже в 1926 году, после смерти Поэта, хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства: РГАЛИ, ф. 190, оп. 1, ед. хр. 122. Вот эпизод осени 1923 года, связанный с периодом окончательного разрыва С.А.Есенина с Айседорой Дункан:

«…На второй день после того, как я встретила его с Дункан, часов в 5-6 захожу в “Стойло <Пегаса>”. Александр на этот раз радостно сообщает: “Сергей Александрович здесь, сидят в ложе”. Но надо было видеть С.А. в этот вечер. Трудно представить себе то кошмарное состояние, в каком я его нашла. Весь дрожит, все время оглядывается, скрежещет зубами. Когда я подошла — сжал до боли мою руку и все время не выпускал, как будто боялся, что я уйду и оставлю его. Все время повторял: “Надо поговорить, не уходите только”. Тут же Клюев, Ганин, Аксельрод и Приблудный. Пьют сами и усиленно спаивают С.А. Шепнула С.А., чтобы не пил сейчас. “Да, да, не буду. Надо поговорить. Меня будут тянуть к Изадоре — а вы не пускайте. Ни за что не пускайте, иначе я погиб”. И почти тут же Аксельрод начинает: “Сережа, пора ехать”. — “Хорошо, хорошо, сейчас, давай еще немного выпьем, закажи еще вина”. И дальше — уговоры, а С.А. все оттягивает. Наконец я заявляю, что С.А. никуда не поедет. Он совершенно болен, и ему надо ехать домой. Ох, и обозлилась же эта братия. Начинается почти ругань: “Он дал честное слово, он должен ехать. Дункан сказала, что если сегодня С.А. не приедет, она не сможет завтра выступать (на следующий день был вечер ее школы) — нельзя же портить ей вечер”. Меня взорвало[2]: “Да что ж, по-вашему, С.А. должен себя в жертву приносить, что ли? Ну, не будет выступать, тем хуже для нее. Какое ему до этого дело? Результат пребывания на Пречистенке налицо. В три дня живого места на нем не осталось”. Аксельрод, со злобой: “Ну да, мы, конечно, понимаем, что вам очень тяжело его отпускать”. (Игра на женском самолюбии.) Я, несмотря на весь ужас и все отчаяние за С.А., даже рассмеялась: “Да это меня совершенно не трогает, если бы он вернулся спокойным, я и сейчас не удерживала бы, а потому бросьте такие приемы”. Опять Аксельрод, он вообще больше других усердствовал: “Вы как женщина не понимаете вопросов чести. Для С.А. это позор — не сдержать своего слова”. Опять начинаю объяснять, что смешно говорить о чести, когда человек болен, когда он невменяем. Чтобы прекратить пререкания, встаю и вызываю С.А. в коридор, поговорить. Компания почти вцепилась в его рукава: “Едем, и никаких!” Отпустили, когда <он> обещал через минуту вернуться. Что с ним творилось, трудно сказать, но состояние его было такое, точно он ждет конца с минуты на минуту. Ему казалось, что все погибло. Торопливо, дрожащими руками вынимает из кармана какую-то рукопись (боюсь спутать, кажется, из “Москвы кабацкой”): “Вот, спрячьте. Я записал. Только не смотрите, это не мой, это сумасшедший почерк. Я сумасшедшим записывал. Боялся, не запишу — и пропало”. Посмотрел еще раз на рукопись: “Видите, ведь это же не мой почерк, совсем сумасшедший”. Я взглянула на рукопись и испугалась сама: почерк-то его, но видно, что писал совсем невменяемым. Сама не понимаю, но было что-то жуткое в этих по-есенински расставленных буквах, в каждой из которых было такое нечеловеческое напряжение и дикое мучение мечущегося человека, что даже мне, далекой от таких мистических восприятий, почудилось, что смерть стояла рядом с его плечом, когда он записывал. Спрятав поскорее рукопись, спросила, в чем дело, что с ним случилось. Трудно было понять что-либо из его панически бессвязного рассказа. Сразу же, как приехали к Дункан, его деликатно оставили наедине с ней. Сцены, уговоры и т.д. Все время вино.

 

Н.А. Клюев, С.А. Есенин, В.В.Иванов. 1924 год. Фото М.С.Наппельбаума

И в конце концов Клюев заставил его курить гашиш.Этот подлец, я один только знаю, какой подлец, — Клюев дал мне гашиш[3]. Вы думаете, Клюев не может отравить? Галя, вы еще очень мало знаете, вы не знаете всего. О, он все может. Он никого не любит, и ничто ему не дорого. Ему плохо, не удалось — и он никого не пожалеет. Только спасите, не пускайте меня туда”. Сам все время дрожит и бледный, как мел. Вдруг что-то вынимает из кармана, со страхом и опаской. Как будто сломанная папироска — мундштук от гильзы. Нагибается и на ухо, с отчаянием — все, мол, кончено — говорит. “Это Аксельрод дал, знаете — кокаин, я уже понюхал один раз, только ничего не почувствовал, не действует”. Я от ужаса крикнула: “Сейчас же бросьте! Это еще что такое!” И что есть силы ударила его по руке. А он растерянно, как мальчишка, понявший, что балует чем-то нехорошим и опасным, со страхом растопырил пальцы и уронил. Вид у него был такой: избавился, мол, от опасности. Пробирала я его полчаса, и С.А., дрожащий, напуганный, слушал и дал слово, что не только никогда в жизни в руки не возьмет кокаина, а еще в морду даст тому, кто ему преподнесет.

 

С.А.Есенин. 1924 год. Фото М.С.Наппельбаума

Во время нашего разговора то один, то другой из ожидавших его, чтобы ехать к Дункан, прохаживался мимо нас. С.А. каждый раз хватал меня за руку с испуганным восклицанием: “Тише, тише, молчите”, — и глазами показывал, что нас слушают. Как затравленный зверь — кругом враги — не знает, в какую сторону броситься. В конце разговора он спросил: “А у вас револьвер всегда с собой?” — “Да, всегда, а что?” — «Вы знаете, вас хотят избить. Меня предупредил один из них. К вам он почему-то хорошо относится. Вы знаете, они вас изобьют. Вот увидите, изобьют. Всегда ходите с револьвером”. — “Зачем же им это надо?” — “Да ну, вы опять не понимаете. За это время они хотят меня совсем туда затащить” (головой кивнул в сторону воображаемой Пречистенки). — “Кто вам сказал это. Сергей Александрович?” — “Ну нет, это я вам не скажу, иначе ему плохо будет”. Надо сказать, что С.А, сам почти все выбалтывал и поэтому всегда боялся доверить что-либо другому, хотя в конце концов обычно всегда все сам расскажет да иногда еще нескольким лицам. Только очень больное для себя он умел прятать годами, по-звериному годами помнить и молчать…»   (Здесь и далее в цитатах п/ж выделено мной. — Л.Б.)

С учетом возможной психической экзальтированности Г.А.Бениславской, с учетом её поголовной ревности ко всем друзьям и знакомым С.А. Есенина к самому свидетельству употребления Поэтом гашиша от Н.А.Клюева и кокаина от Аксельрода можно относиться с большой осторожностью и даже сомнением.

Наркомания среди творческой интеллигенции той поры была довольно распространенным явлением, а некоторые прозаики, поэты, художники в своих произведениях свидетельствовали, а то и вызывающе хвастались непосредственным знакомством с наркотическими зельями, несмотря на то, что в русском простонародье отношение к такому пороку было крайне отрицательным.

А вот в творчестве самого С.А.Есенина, в его эпистолярном наследии никаких свидетельств о том, что он сам пробовал те или иные наркотики, нет.

Вместе с тем из мемуарной и публицистической литературы эпохи гражданской войны и периода НЭПа, из есенинской «Страны негодяев» известно, что среди многих сотрудников ЧК такой способ «релаксации» был весьма распространен. И желание чекистов дополнительно обвинить крестьянского Поэта, который сам многократно свидетельствовал о своем загульном пьянстве, ещё и в наркомании было соблазнительно.

Совсем не исключено, что кто-то из знакомых сослуживцев так или иначе подвел неуравновешенную Г.А.Бениславскую к мысли включить в свои воспоминания эпизод с гашишем и кокаином. Врядли это могло быть прямым приказом, к которому гордая Г.А.Бениславская не прислушалась бы. Но при умелом подходе, например, через её ближайшую и, вероятно, единственную подругу Яну — Янину Мечиславовну Козловскую[4] (1901—1970) о необходимости такого эпизода, как бы очерняющего окружение С.А.Есенина, могли исподволь внушить мемуаристке.

Сама Яна работала в то время в редакции газеты ЦК ВКП(б) «Беднота», издававшейся с 27 марта 1918 по 31 января 1931 года в Москве и ориентированной в первую очередь на крестьянство, сельских жителей. С 1921 по 1924 год главным редактором «Бедноты» был Лев Семенович Сосновский[5] — один из самых активных противников С.А.Есенина и создателей пропагандистской кампании против «есенинщины» ещё при жизни Поэта, к тому же «этнически мотивированный» противник, постоянно обвинявший С.А.Есенина в «антисемитизме». В 1924 году левака Л.С.Сосновского понизили до редактора отдела в «Правде», но он и там продолжил борьбу с «есенинщиной».

С.А.Толстая-Есенина писала 6 Мая 1927 года М.Горькому: «Вы не можете себе представить, что пишут в провинции и что говорят на диспутах. И все это с легкой руки Сосновского и Бухарина. Сергей уже стал “фашистом”, по отзыву особо ретивых»[6]. Для посмертной клеветы на Поэта-«самоубийцу», видимо, и был разработан фальшивый миф о Поэте-«наркомане».

В посмертную травлю включился и бывший временный покровитель С.А.Есенина народный комиссар просвещения Анатолий Васильевич Луначарский, именно он впервые публично связал кокаин и С.А.Есенина.

17 октября 1926 года в Доме комсомола Рогожско-Симоновского района Москвы А.В.Луначарский выступил с докладом «Против есенинщины», где говорил: «Необходимо везде и всюду развенчивать есенинщину, развенчивать тот лжегероизм, ореолом которого окружено хулиганство. Одного Сережу мы не сумели спасти. Нужно сделать всё, чтобы предотвратить гибель других Сереж, идущих по его пути»[7]. Шла ли там речь о кокаине, мне пока выяснить не удалось.

https://ic.pics.livejournal.com/marinochka78/82801035/356092/356092_original.jpg

А.В.Луначарский. 1918 год. Фото М.С.Наппельбаума.

18 Ноября 1926 года А.В.Луначарский выступал в Ленинграде перед молодежью с докладом, посвященной идеологии быта. Возникала ли там тема кокаина, также ручаться не могу, но в следующем году переработанная стенограмма того доклада вышла отдельной брошюрой «О быте» в Государственном издательстве тиражом в 7000 экземпляров, где в разделе «Борьба с упадочными настроение молодежи» более пяти страниц было посвящено С.А.Есенину, причем тема кокаина педалировалась неоднократно:

«Кто такой Есенин? Талантливый писатель, крестьянский поэт, вся судьба его — как на ладони — ясна социологически так, что ее можно вобрать в пару формул. А результат его жизни и смерти оказался неожиданным, свидетельствующим об известных болезнях некоторой части нашей молодежи.

Вспомним биографию Есенина. Крестьянский парень (не вполне, конечно, крестьянский. Когда он приехал в безрукавке и в розовой рубахе, это был маскарад: Есенин кончил учительский семинарий и был крестьянским интеллигентом), попал он сюда во времена Распутина, когда крестьянский запах и при дворе был приятен. Есенин был знаком с Распутиным и со двором, его туда приглашали. И писал он со всей свежестью своего таланта крестьянские песнопения, отдающие ладаном, с церковным устремлением. Это — первый Есенин, искренний, но подпорченный, подпорченный церковью и т.п.

Когда он приехал в город, его начали на руках носить — вот, мол, что нам подарила деревня. Что он усмотрел в городе? Увидал он труд в городе, науку, увидал он город революции? Нет. Он увидал кабацкий город. Его подхватила интеллигенция футуро-имажинистская, кабацкая богема уцепилась за него, сделала из него вывеску и в то же время научила его нюхать кокаин, пить водку, развратничать.

Пришла революция. Первое время революции принесло с собой какой-то колоссальный гром. Есенин почувствовал, что где-то что-то сыплется — стекла, камни, железо. Почему? Чорт его знает, почему. Но кабак остался, хоть и покривился, в кабаке остался Есенин. Здесь начался третий период, когда он задумался прежде всего потому, что гром революции ударил ему в уши. Во-вторых, ему стало страшно перед кокаином, водкой, развратом, которые пожирали его тело, душу и талант. Он рванулся тогда к новой жизни, к революции; и в одном замечательном стихотворении он пишет: “Хотел бы я, задрав штаны, бежать за комсомолом”. Вот чего он хотел тогда. Бросить все и бежать за комсомолом, чтобы спастись. Он обращался ко всем нам, и ко мне в том числе, и просил: спасите — я в этом хулиганстве, в этом надрыве нервов, которые жаждут кокаина, погибаю. Протяните мне руку!

Мы его отправляли в санаторий, старались помочь, приручить. Он садился за томы Маркса и с трогательным неумением все это перечитывал, старался приноровиться к советской общественности, иной раз писал недурные стихи, большей частью холодные, потому, во-первых, что вникнуть в революцию, понять, полюбить это гигантское дело для человека, который не рожден в ее огне, не шутка; во-вторых, потому, что силы были подорваны. Он говорил: что вы хотите, у меня руки дрожат и зубы стучат, и я думаю об одном: надо опять выпить, чтобы привести себя в порядок. Вот в каком положении был этот человек.

И, когда он увидел, что утекают все его силы, что он становится своим собственным надгробным памятником, когда он увидел, что он не может в новой жизни найти свою собственную новую жизнь, что он выпотрошил свою кипевшую, эту — теперь опустошенную, в хулиганстве утопающую жизнь, он решил, что лучше расправиться с собой, чем жить унылой, никчемной жизнью.

Что это? Это — великий урок для молодежи, который показывает, что даже такой человек, как Есенин, когда он начинает поддаваться хулиганству и унынию, готовит себе преждевременную кончину, преждевременную петлю.

А как восприняла это некоторая часть молодежи? Герой! Его смерть — укор советской действительности, она показывает, что даже талантливые люди кончают жизнь самоубийством. Если я разбил вчера морду или если я пьян, не знаю куда себя деть, что с собою делать, то это потому, что я талантлив, потому что я — избранный, потому что я — есенинец, а если меня угораздит в петлю — то кланяйтесь мне в ножки! Вот как это было принято частью молодежи. Вместо того, чтобы сказать: талантливый человек загубил себя, потому что не нашел, — благодаря соблазну, пагубной страсти к кокаину и вину, хулиганству, унынию, — путей к революции, стали говорить: и наше революционное время оправдывает такую вещь, как самоубийство — посмотрите на такого талантливого человека, как Есенин. Такое ложное преломление есенинщины показало болезненное настроение некоторой части молодежи»[8].

13 февраля 1927 года в Коммунистической академии — в секции литературы и искусства прошла огульная «дискуссия», посвященная критике «есенинщины». В дискуссии с основным докладом выступил нарком. В его докладе кокаиновая тема вновь прозвучала в прямой связи с С.А.Есениным:

«Но вместе с этим мы должны оказать, что с самого начала Есенин по существу не представлял собою той первоклассной обще-социальной величины, того, так сказать, сокровища общественного, каким его пытались сделать. Явился он из деревни. Неточна версия, что он чистый деревенский самородок; он окончил учительский семинарий. Это был мужицкий интеллигент, полукулацкого происхождения. Он сам говорит, что больше других на него, на деревенской почве, влияние имел религиозный, кулаковатый дед. Он пришел в город с песней о деревне в то время, когда было не совсем здоровое, с оттенком распутинщины, пожалуй, увлечение деревней. Это был акт такого народничества наизнанку, с обратного конца, братания городских и деревенских верхов. А тут свежий человек, которого еще одели в шелковую рубаху, бархатную безрукавку, а ля распутинский мужичок, и человек этот сладко поет, говорит свои стихи, и ничего в нем нет такого, чтобы могло шокировать кого-нибудь, кроме нашего брата-революционера. Деревня, в красоте ее пейзажа, которую Есенин умел передать прекрасно, деревня, в которой опоэтизированы убожество и покорность, которые ей присущи так же, как и природа, полная грусти, — эту, вечно веющую над деревней, печальную песню уловил Есенин, и ее прекрасными звуками, очаровательными складками узорного плата народного, он одевал все свои деревенские впечатления.

А, кроме того, все это сильно пахло ладаном. Купола в значительной степени закрывали весь пейзаж. Почерпнутые из духовных книг сравнения, церковщина, во всем своем многообразии, глядели из всех углов. Эти поповские представления и сравнения пронизывают во всех направлениях поэзии Есенина первого периода. И они создали ему очень широкий успех. Такое было время, что и у мужичка готовы были “искать правды”, и мистицизмом увлекались, и за новинками гонялись. Понятно, что на Есенина обратили внимание: “Вы слышали Есенина? Вы, душечка, еще не слышали Есенина? Послушайте, очень интересно”. В меценатствующих на полкопейки кругах Есенин вошел в моду в качестве пейзажа, пейзанского поэта: поет приятно, сладко — прямо, как тульский пряник! — и притом несомненный мастер. Я не придаю большого значения тому, что в дооктябрьский и послеоктябрьский период у Есенина были порывы революционного чувства. Правда, оно говорит: “я большевик”. Но на самом деле это для него самого было довольно неясно. Он с восторгом говорил: “Пляшет перед взором буйственная Русь”. Элементы разинщины и пугачевщины имелись в нашей революции, и эти элементы доступны пониманию крестьянства, в том числе и Есенина. Пойти богу помолиться, а если лишняя чарка выпита, так и ножичком чиркнуть, — ведь это лежит в крови “русского человека”, особенно того круга, из которого Есенин вышел и которому остался верен. Но нужно было выйти из этого узкого поэтического круга, погрязшей в прошлом деревни (мы знаем, конечно, и другую нашу деревню), перебросить мост к городу, к революционному городу; а это Есенину ни в какой степени не удалось. Осознать внутреннюю сущность пролетарской революции он мог только путем чрезвычайно усиленной работы над собой и над всем общественным материалом, его окружающим.

Вначале он не только этого не сделал, но даже и не стремился к этому, тем более, что город его захлестнул мутной кабацкой волной. “Ты поэт — и мы поэты, ты должен быть среди нас, ты будешь одним из первых, а, может быть, и первым” — так заманивала его городская “кабацкая Русь”. Нарядили его в цилиндр. Он даже в деревню писал: я теперь высокий поэт, и даже в цилиндре хожу. Его стали пропитывать всеми отвратительнейшими пороками, отвратительнейшим ядом городских отбросов. Есенин, сделавшись городским, обласканный городом, стремился доказать, что “мы тоже не в лапоть сморкаемся, мы всем вам, шершеневичам, покажем, что значит смышленый крестьянский поэт”. И Есенин, как широкая натура, пошел во всю. Кабацкие людишки гибнут неизбежно, но иногда они умеют рассчитывать свою дозу кокаинчика на долгий срок, на очень долгий срок жизни. А этот не рассчитывал никак. Всех перепить, всех перестихотворить, всех перехулиганить! И т.к. он был талантлив, то штуки свои показывал очень мастерски, делал всякие кульбиты и сальтомортале ради того, чтобы всех перепить и перепеть… Влияние буржуазных элементов в нашей стране не ограничивается только тем, что они самим своим существованием мозолят глаза этим неустроившимся элементам, часто с хорошим революционным прошлым. Они, кроме того, влияют прямо, непосредственно. Я говорю о тех помойных ямах, в которых существует у нас и в которых догнивает разная, обездоленная революцией, интеллигенция, своими кокаинными чарами обслуживая и мир более зажиточной новой буржуазии. Из этих наполненных миазмами ям идет удушливый запах гниения, который заражает атмосферу: он просачивается в литературу, в театр, сказывается в суждениях, в уличных разговорах, намеках».

Уже в Марте того же года материалы дискуссии были опубликованы в шестом номере журнала «Коммунистическая революция», а вскоре в свет вышла объемистая брошюра: Упадочное настроение среди молодежи. Есенинщина. А.В.Луначарский, Вяч. Полонский, В.М.Фриче, Е.А.Преображенский, В.В.Маяковский, С.Л.Сосновский, К. Радек, Л.Леонов и другие. М., издательство Коммунистической академии, 1927.

Причем все остальные критики «есенинщины» ничего о кокаине в связи с С.А.Есениным не говорили. Ну как, например, В.В.Маяковский мог бы «уличать» С.А.Есенина в употреблении кокаина?! Ведь сам он был гораздо теснее знаком с такой напастью, да и в собственноручных стихах свидетельствовал, что сей «запретный плод» ему хорошо знаком:

«Горсточка звезд, / ори! / Шарахайся испуганно, вечер-инок! Идем! / Раздуем на самок / ноздри, / выеденные зубами кокаина!» (Война и мир).

А.В.Луначарский не раз встречался с С.А.Есениным. В большинстве случаев они пересекались на различных общественно-культурных мероприятиях. В первой половине Ноября 1925 года Поэт побывал на приеме у наркома просвещения с просьбой прекратить судебное преследование из-за «антисемитского» высказывания Сергея Есенина в адрес одного из сотрудников наркомата. А.В.Луначарский, несмотря на досадную для него полемику 1921-1923 годов с «имажинистами», постарался заступиться за Поэта перед судебными властями и 12 Ноября направил письмо судье Липкину с просьбой прекратить уголовное дело против С.А.Есенина:

«Дорогой товарищ. На Вашем рассмотрении имеется дело о “хулиганском поведении” в нетрезвом виде известного поэта Есенина. Есенин в этом смысле больной человек. Он пьет, а пьяный перестает быть вменяемым. Конечно, его близкие люди позаботятся о том, чтобы происшествия, подобные данному, прекратились. Но мне кажется, что устраивать из-за ругани в пьяном виде, в которой он очень раскаивается, скандальный процесс крупному советскому писателю не стоит. Я просил бы Вас поэтому дело, если это возможно, прекратить.

Нарком А. Луначарский»[9]. Но дело прекратилось за смертью Поэта.

Никаких частных контактов, которые могли бы свидетельствовать о личном знании жизненного быта и характера Поэта, у А.В.Луначарского не было. «Кокаиновая тема» в брошюре «О быте» и в докладе на форуме «Упадочное настроение среди молодежи. Есенинщина» явно была связана с другими источниками, которым А.В.Луначарский мог доверять, но без возможности их лично перепроверить.

В самой среде «пламенных революционеров», к которой с юных лет принадлежал А.В.Луначарский, в сфере «революционной культуры» употребление наркотиков, и в первую очередь именно кокаина, было явлением если не общераспространенным, то весьма нередким. Да и выражение в докладе о «надрыве нервов, которые жаждут кокаина» и о «кокаиновых чарах» наркому Луначарскому было известно явно не понаслышке, а из опыта личного общения как с революционерами-наркоманами — кокаинистами или морфинистами, так и с аналогичными деятелями «революционной культуры». Поэтому он так легко поверил, что «пьяница и хулиган» С.А.Есенин вполне мог держаться похожего пристрастия.

Вот, собственно, мной приведены три свидетельства двух лиц 1920-х годов, где кокаин упоминается в связи с С.А.Есениным. Г.А.Бениславская как бы со слов самого С.А.Есенина пишет: «Я уже понюхал один раз, только ничего не почувствовал, не действует». Если нечто подобное было в действительности, возможно, друзья просто подшутили над подвыпившим Поэтом и подсунули ему какой-нибудь аптечный порошок от насморка с содержанием ментола. Вот и получилось: «ничего не почувствовал, не действует». Кокаин — один из мощнейших наркотиков почти немедленного действия. По медицинским описаниям «Кокаин является сильнейшим психогенным стимулятором, дающим временное эйфорическое ощущение и чувство поразительной ясности ума… Кокаинист ощущает эйфорический наплыв, его переполняет энергия, ощущаются новые способности и неисчерпаемые возможности. Подобное состояние можно сравнить с легкой формой стрессау человека повышается давление, зашкаливают гормоны и прочее». То есть такое впечатление после приема кокаина: «ничего не почувствовал, не действует», — просто исключено.

Два «свидетельства» А.В.Луначарского ещё более сомнительного характера. Ладно бы нарком высказался на данный счет при жизни Поэта, когда в печати и на диспутах публично критиковал его «хулиганство» и выходки других «имажинистов». Очевидно, что о кокаине в связи с С.А.Есениным он «узнал» уже после его смерти и уже никак не мог расспросить самого поэтического «хулигана», действительно ли тот «баловался» наркотиком. Такова уважительная версия по отношению к памяти А.В.Луначарского.

Но я склонен полагать, что просвещенный нарком совершенно сознательно отрабатывал какой-то влиятельный заказ и вполне обдуманно настойчиво клеветал на С.А.Есенина, чтобы проявить свою лояльность по отношению к одной из могущественных политических группировок, вступивших в 1925–1927 годах в острейшую борьбу за власть — не на жизнь, а насмерть.

Когда безответственные интернет-публикации грешат многократными наветами о Есенине-«кокаинисте», тут ничего не поделаешь: на каждый роток не накинешь платок. Но когда к таким «сенсационным» сообщениям с доверием относятся некоторые мои православные друзья и не только проявляют такую доверчивость, но и позволяют себе повторять чуждую клевету, тут все же стоит потрудиться, чтобы разъяснить данный вопрос по источникам. И я совсем не жалею тех дней и усилий, которые потратил на данное детальное разъяснение и для собратий, и для укрепления своих позиций. Сам я, с детства знакомый с поэзией С.А.Есенина, на протяжении многих лет узнав почти всё его творчество и перечитывая его некоторые вещи многократно или в памяти, ни минуты не сомневался, что ярлык «кокаиниста» является заведомой клеветой. У С.А.Есенина был совсем другой источник таланта и вдохновения.

Леонид Болотин, историк, научный редактор Информационно-исследовательской службы «Царское Дело».

ПРИМЕЧАНИЯ

При работе над заметками использовались материалы сайта «С.А. Есенин: Жизнь моя, иль ты приснилась мне...» и статьи о С.А.Есенине моего земляка — лингвиста Сергея Ивановича Зинина (5 Декабря 1935 — + 4 Апреля 2013), одного из создателей Есенинского музея в Ташкенте. Приношу сердечную благодарность литературоведу, доктору филологических наук, ведущему научному сотруднику Института Мировой Литературы РАН Александру Вадимовичу Гулину за неоднократный просмотр моих заметок в процессе их написания и за предоставленные мне сведения, касающихся судьбы и творчества С.А.Есенина.

 

[1] О происхождении Галины Артуровны Бениславской известно мало: родилась 16 Декабря 1897 года, была дочерью обрусевшего француза по фамилии Карьер, который, закончив учёбу в Петроградском университете, бросил семью и уехал на историческую родину — во Францию. Иногда его в литературе называют Артуром, но то было имя отчима Галины. Имя матери и её фамилия от рождения исследователям биографии Г.А.Бениславской также неизвестны. По родной сестре матери известно, что её отчество было Поликарповна и то, что мать мемуаристки была грузинского происхождения. Мать Галины страдала тяжелым психическим заболеванием, содержалась в клинике. Потому Галина воспитывалась в семье сестры матери — Нины Поликарповны (по первому мужу Зубовой) и Артура Казимировича Бениславского, которые удочерили Галину. Отчим дал ей отчество и фамилию. Сама Г.А.Бениславская была психически не очень здоровой женщиной, признавалась в своей болезни и по крайней мере единожды лечилась в психиатрической больнице. 3 Декабря 1926 года она вроде бы застрелилась на могиле С.А.Есенина (Ваганьковское кладбище). Свидетелей её самоубийства не было.

На характер смерти может указывать только записка: «3 декабря 1926 года. Самоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого ещё больше собак будут вешать на Есенина. Но и ему, и мне это будет всё равно. В этой могиле для меня всё самое дорогое, поэтому напоследок наплевать на Сосновского и общественное мнение, которое у Сосновских. Если финка будет воткнута в могилу — значит даже тогда я не жалела. Если жаль — заброшу её далеко. 1 осечка». Помимо револьвера при убитой был обнаружен финский нож. Проводилось ли полноценное уголовное расследование обстоятельств её смерти, мне неизвестно.

Не хочу демонизировать личность мемуаристки и не разделяю «версий», что она сознательно была приставлена к Поэту ГПУ. Хотя не стану исключать того, что «органы» пытались использовать или использовали Г.А.Бениславскую «в темную» для психологического воздействия на Поэта. Её воспоминания, наряду с её письмами С.А.Есенину и разным лицам, с её дневником, безусловно, являются ценным фактологическим источником для биографии Поэта 1920–1925 годов. Но к их содержанию, к мемуарным характеристикам состояний С.А.Есенина, характеристикам его друзей и знакомых надо относиться критически с активным использованием сравнительного анализа со множеством других мемуарных и эпистолярных источников, а также с поэтическим творчеством Поэта. Оценки характеров, поступков знакомых Поэта, их реплики в воспоминаниях Г.А.Бениславской нередко психологически гиперболизированы и в конкретных деталях могут являться продуктом её болезненного восприятия действительности. Судя по специфическому строю её писаний, психическое нездоровье Г.А.Бениславской было, очевидно, связано с шизофренией (возможно, наследственной), для которой характерен предельный эгоцентризм, перенос собственных переживаний и мыслей на окружающих лиц и самого С.А. Есенина, что особенно наглядно выражено в её письмах к Поэту, и особенно в письме от 6 Апреля 1924 года.

[2] Фраза «Меня взорвало…» — своеобразный психологический лейтмотив воспоминаний Г.А.Бениславской.

[3] Духовной особенностью поэта Николая Алексеевича Клюева (1884 — +1937) послереволюционной поры была его категоричная тяга к строгой аскетике старообрядчества безпоповского толка — с полным отказом не только от спиртного, но даже от пива и вина, как душегубительных источников дурмана. Нетерпимо по-старообрядчески относился он и к табакокурению. Трезвение ума и сердца в сочетании с постами было для него жизненным идеалом. Поэтому его близкие друзья и знакомые в компании Н.А.Клюева по его настоянию старались не выпивать и не курить. Свидетельство Галины о том, что Н.А.Клюев якобы С.А.Есенина угощал гашишем (анашой), скорее всего, является очевидным психиатрическим домыслом Г.А.Бениславской.

[4] Я.М.Козловская была дочерью известного русско-польско-литовского революционера Мечислава Юльевича Козловского, который, кстати, в 1919 году рекомендовал Г.А.Бениславскую для работы в ВЧК.

[5] Л.С. Сосновский — близкий сподвижник Я.М.Свердлова, с Апреля 1917 года был членом Уралобкома РСДРП(б), в Августе стал председателем Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и одновременно назначен редактором газеты «Уральская правда», с Сентября 1917 года получившей название «Уральский рабочий». В Октябре — Ноябре 1917 года Л.С.Сосновский возглавил Екатеринбургский городской Совет, затем работал в Уральском областном совете профсоюзов. В Декабре 1917 года Л.С.Сосновский был избран членом Учредительного собрания от Екатеринбурга. С 1918 до 1924 год он был членом Президиума ВЦИК и участвовал в наиболее важных заседаниях, в том числе и в тех где обсуждалось убийство Царской Семьи. После отступления войск А.Колчака с Июля 1919-го до начала 1920-го Л.С.Сосновский возглавлял Губернский революционный комитет в Екатеринбурге, и лично я считаю, что он был причастен созданию так называемого «царского могильника» в Поросенковом Логе.

[6] Сергей Есенин в стихах и жизни. Письма. Документы. М., 1995. С. 447.

[7] Вечерняя Москва. 1926, 18 Октября.

[8] Луначарский А.В. О быте. М.-Л., Государственное издательство, 1927. С. 55–59.

[9] Сергей Есенин в стихах и жизни. Письма. Документы. М., 1995, С. 322.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. лично я считаю, что он был причастен созданию так называемого «царского могильника» в Поросенковом Логе.

Думается,не мог быть не причастен.
электрик / 29.09.2020, 22:15
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Леонид Евгеньевич Болотин
Нужны сугубые молитвы об узнике Василии
В Можайском суде начнётся оглашение приговора по так называемому Рузскому делу
23.10.2025
Памяти живописца Павла Рыженко
(11.07.1970 — 16.07.2014)
15.07.2025
Царь грядет! Но когда?..
Обращение ко Второму заседанию Предсоборного Совещания
03.05.2025
Все статьи Леонид Евгеньевич Болотин
Русская цивилизация
Русская цивилизация
Созидание образа будущего мира на основе непреходящих нравственных ценностях
29.10.2025
Феномен русской Победы и национальные драмы России в XX-XXI веках
Вышел новый номер журнала «Родная Ладога» № 3 (73) 2025
29.10.2025
«Такого объёма уникальнейших артефактов не собирали никогда»
В Москве состоялась пресс-конференция, посвящённая открытию выставки «Великая Победа. Россия – моя история»
29.10.2025
«Такие игры очень опасны»
О Хеллоуине, «Велесовой ночи» и «Тыквенном спасе»
29.10.2025
Кино привезли!
Детские воспоминания и взрослые размышления
29.10.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
А нужна ли России «трампистская революция»?
Новый комментарий от С. Югов
29.10.2025 18:52
Кому нужна новая «Матильда» с рекламой революции?
Новый комментарий от Константин В.
29.10.2025 17:56
Вопрос Андрею Кончаловскому: почему революция «русская»?
Новый комментарий от Владимир С.М.
29.10.2025 16:02
К 125-летию Л.Руслановой
Новый комментарий от ipopov
29.10.2025 15:25
Крест и власть русской судьбы
Новый комментарий от Александр Волков
29.10.2025 14:08
Уберите, наконец, Набиуллину!!!
Новый комментарий от Калужанин
29.10.2025 11:07