Утопия большевистского интернационализма

Отклик на статью о.Александра Шумского

Бывший СССР  Православный социализм 
0
866
Время на чтение 4 минуты

Прочитав статью о. Александра Шумского «Идея православного социализма - опаснейшая утопия», я начал вспоминать, где я уже всё это читал?

И вспомнил: «Да, конечно, в статье В.И. Ленина об опасности великодержавного шовинизма».

Изучая потом труды вождя и других теоретиков социализма, я нигде не встретил обсуждения вопроса: а что же делать с « русским большинством населения, как с национально-мыслящим феноменом»? Вообще, нигде не находил ответа на вопрос: имеют или нет это большинство право на родную культуру со всеми её атрибутами и формами, свободно открыто предпочитая её всем остальным культурам?

Социализм, как политическая система, соответствовал менталитету русского человека в части «всемирной отзывчивости, общинности!» Но в деле воспитания нового человека надо было учитывать, воспитывать и поддерживать не только это, но и все остальные особенности его миропонимания, которые были тоже хорошо известны. В их числе - гордость за свой народ, патриотизм.

А тут космополиты сказали: будем строить социализм и радуйтесь! Но чтоб никакого там православного мракобесия «с иконами и тараканами»! - пишет Троцкий. Впрочем, и сам Карл Маркс считал нашу культуру отсталой, не соответствующей европейскому уровню в период бурного развития капитализма.

Статья о.А.Шумского по некоторым позициям очень напоминает позиции большевиков в период строительства социалистического государства: Ещё не решили, как убедить русских в том, что новый строй не затронет и национальные святыни и идеалы, а уже начали хлопотать: (как и автор статьи):

«А как же быть с другими народами, входящими в состав России, но принадлежащими к другим религиозным конфессиям?»

Ну, большевики всех научили, как надо действовать в этих случаях: к ним, к малым народам, предельная внимательность - самоопределение, вплоть до отделения! Свой язык, сохранение традиций и так далее. И всё это ведь с тайной мыслью: только бы сохранить государство по возможности в границах Царской России, а там видно будет. Уж похлопочем, уж уговорим! А русские? Потерпят и так! «Национальные окраины» усиленно развивали за счёт доходов РСФСР.

Отец Александр, полемизируя с поэтом Валерием Хатюшиным, пишет:

Как быть, наконец, с многочисленными атеистами, которые никогда не примут православного фундаментализма (ведь идея православного социализма и есть одна из форм православного фундаментализма).

Валерий Хатюшин, понимая, что могут появиться подобные вопросы, предлагает антиимперский националистический вариант православного социализма. В своей статье он, в частности, пишет: «А порой и в одном государстве разные народы по-разному смотрят на то, что хорошо и что плохо, что приемлемо для них, а что нет.»

"Народы также по-разному смотрят на т.н. «справедливость». Оказалось, что их природу переделать невозможно». Видимо, Валерий Васильевич забыл, что «недалёкие советские идеологи» продолжали имперскую политику российских самодержцев. Именно в этом заключалась сила советской империи, позволившая нам победить фашизм. В момент смертельной опасности - мы, хоть и разные, действительно смогли собраться. Но этот подъём и победа не отменяет наличия проблем мирного государственного строительства".

Мир между войнами  тянется порой десятилетиями. Для этих периодов нужен не «мобилизационный» проект, а нормальный путь развития. Уже среди нацменьшинств некоторые политики предлагали в законодательном порядке признать, что русский народ является государствообразующим. Такая информация прошла в СМИ, но быстро была завуалирована и забыта! А ведь всё можно решить конструктивно и по взаимному согласию.

Сколько можно эксплуатировать в качестве общего, ни к чему не обязывающего политического лозунга- замечательную, саму по себе, идею интернационализма? Она хороша в период собирания сил, в период сражений. Когда начинается мирная жизнь, и друзья по былой фронтовой дружбе начинают делить «табачок», ресурсы и бюджет, начинают действовать национальные типы мировоззрения. Почитайте грузинского публициста Георгия Нижарадзе в книге "Народы перед зеркалом". «Для грузин»,- пишет Нижарадзе, «главное - интересы своих родственников, своего рода. Все социалистические идеи - они "переделали " под себя, стали использовать так, как нужно им!»

Другой автор из этой же книги С.Куттынкадам пишет: многочисленные народы в СССР вместо глубокого взаимного изучения - в первую очередь посредством культур - обменивались высокопарными комплементами и дежурными заверениями в вечной дружбе."

При "разводе оказалось - многие забыли свою реальную историю и этническую культуру."

Евгений Абдулаев в той же книге пишет: "нация и есть индивидуальность народа, прививка индивидуального сознания - толпе, массе. "Способ приспособления к действительности отличает народы друг от друга."

Уважаемый отец Александр! И наш «русский способ приспособления к действительности» надо бы тоже как-то учитывать в деле развития РФ. Потому что от самочувствия государствообразующего народа зависит во многом и жизнеспособность всей страны. Конечно, здесь надо договариваться, искать общие интересы, учиться жить сообща. Но только не путём «забвения» вопроса о русском менталитете.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Иванович Скрипко
Совсем не цветущая сложность
Полемические заметки
28.12.2022
«Тот случай, что и "красть" не надо было»
Отклик на статью Сергея Михеева «Нашу молодёжь украла американская массовая культура»
06.10.2022
Заметки неравнодушного читателя
О романе Захара Прилепина «Обитель»
11.08.2021
Наша основа
Попытка исследования
10.03.2021
Точка опоры
Эссе
18.09.2019
Все статьи Валерий Иванович Скрипко
Бывший СССР
День памяти Великого князя Иоанна II Красного
Сегодня мы также вспоминаем архимандрита Константина (Зайцева) и философа Н.О. Лосского
26.11.2025
А был ли мальчик?
Или как Ленин отступал от «марксизма»
25.11.2025
День памяти К.Н.Леонтьева
Сегодня мы также вспоминаем генералиссимуса А.Д.Меншикова и славянофила А.И.Кошелева
25.11.2025
Навстречу Съезду
Главная задача русского писателя – служить Богу, любить Россию и заражать этой любовью читателей
24.11.2025
«Мы должны хранить Морское наследие наших народов»
В Витебске установлен памятный знак в честь Западно-Двинской флотилии
24.11.2025
Все статьи темы
Православный социализм
«Русский проект»
Что Россия может предложить миру?
06.11.2025
Бессмертная проповедь патриота
Геннадий Зюганов о 30-летии со дня кончины митрополита Иоанна (Снычёва)
05.11.2025
«Россия – это живое сердце мира, его метаисторический центр»
Русская история непрерывна, континуальна, и она ещё не закончена
23.10.2025
Национальное самосознание и национализм
Невзирая на сопротивление, ныне формируется новая государственная идеология
30.09.2025
Проблема момента или вечности?
Победа России невозможна без внутренней трансформации
02.09.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
А был ли мальчик?
Новый комментарий от С. Югов
26.11.2025 09:05
Крысиный «совет мира» и крысы против Святой Руси
Новый комментарий от учитель
26.11.2025 04:43
«Перед Россией разыгрывается новый спектакль»
Новый комментарий от Антон Головин
26.11.2025 02:54
Захар Прилепин путает «Божий дар с яичницей»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.11.2025 02:45
Приговор суда – убийство православного человека!
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
26.11.2025 01:35
Немцами движет жажда реванша
Новый комментарий от Бузина Олесь
25.11.2025 21:38
К 120-летию Союза русского народа
Новый комментарий от Бузина Олесь
25.11.2025 17:01