itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Утопия большевистского интернационализма

Отклик на статью о.Александра Шумского

Бывший СССР  Православный социализм 
0
759
Время на чтение 4 минуты

Прочитав статью о. Александра Шумского «Идея православного социализма - опаснейшая утопия», я начал вспоминать, где я уже всё это читал?

И вспомнил: «Да, конечно, в статье В.И. Ленина об опасности великодержавного шовинизма».

Изучая потом труды вождя и других теоретиков социализма, я нигде не встретил обсуждения вопроса: а что же делать с « русским большинством населения, как с национально-мыслящим феноменом»? Вообще, нигде не находил ответа на вопрос: имеют или нет это большинство право на родную культуру со всеми её атрибутами и формами, свободно открыто предпочитая её всем остальным культурам?

Социализм, как политическая система, соответствовал менталитету русского человека в части «всемирной отзывчивости, общинности!» Но в деле воспитания нового человека надо было учитывать, воспитывать и поддерживать не только это, но и все остальные особенности его миропонимания, которые были тоже хорошо известны. В их числе - гордость за свой народ, патриотизм.

А тут космополиты сказали: будем строить социализм и радуйтесь! Но чтоб никакого там православного мракобесия «с иконами и тараканами»! - пишет Троцкий. Впрочем, и сам Карл Маркс считал нашу культуру отсталой, не соответствующей европейскому уровню в период бурного развития капитализма.

Статья о.А.Шумского по некоторым позициям очень напоминает позиции большевиков в период строительства социалистического государства: Ещё не решили, как убедить русских в том, что новый строй не затронет и национальные святыни и идеалы, а уже начали хлопотать: (как и автор статьи):

«А как же быть с другими народами, входящими в состав России, но принадлежащими к другим религиозным конфессиям?»

Ну, большевики всех научили, как надо действовать в этих случаях: к ним, к малым народам, предельная внимательность - самоопределение, вплоть до отделения! Свой язык, сохранение традиций и так далее. И всё это ведь с тайной мыслью: только бы сохранить государство по возможности в границах Царской России, а там видно будет. Уж похлопочем, уж уговорим! А русские? Потерпят и так! «Национальные окраины» усиленно развивали за счёт доходов РСФСР.

Отец Александр, полемизируя с поэтом Валерием Хатюшиным, пишет:

Как быть, наконец, с многочисленными атеистами, которые никогда не примут православного фундаментализма (ведь идея православного социализма и есть одна из форм православного фундаментализма).

Валерий Хатюшин, понимая, что могут появиться подобные вопросы, предлагает антиимперский националистический вариант православного социализма. В своей статье он, в частности, пишет: «А порой и в одном государстве разные народы по-разному смотрят на то, что хорошо и что плохо, что приемлемо для них, а что нет.»

"Народы также по-разному смотрят на т.н. «справедливость». Оказалось, что их природу переделать невозможно». Видимо, Валерий Васильевич забыл, что «недалёкие советские идеологи» продолжали имперскую политику российских самодержцев. Именно в этом заключалась сила советской империи, позволившая нам победить фашизм. В момент смертельной опасности - мы, хоть и разные, действительно смогли собраться. Но этот подъём и победа не отменяет наличия проблем мирного государственного строительства".

Мир между войнами тянется порой десятилетиями. Для этих периодов нужен не «мобилизационный» проект, а нормальный путь развития. Уже среди нацменьшинств некоторые политики предлагали в законодательном порядке признать, что русский народ является государствообразующим. Такая информация прошла в СМИ, но быстро была завуалирована и забыта! А ведь всё можно решить конструктивно и по взаимному согласию.

Сколько можно эксплуатировать в качестве общего, ни к чему не обязывающего политического лозунга- замечательную, саму по себе, идею интернационализма? Она хороша в период собирания сил, в период сражений. Когда начинается мирная жизнь, и друзья по былой фронтовой дружбе начинают делить «табачок», ресурсы и бюджет, начинают действовать национальные типы мировоззрения. Почитайте грузинского публициста Георгия Нижарадзе в книге "Народы перед зеркалом". «Для грузин»,- пишет Нижарадзе, «главное - интересы своих родственников, своего рода. Все социалистические идеи - они "переделали " под себя, стали использовать так, как нужно им!»

Другой автор из этой же книги С.Куттынкадам пишет: многочисленные народы в СССР вместо глубокого взаимного изучения - в первую очередь посредством культур - обменивались высокопарными комплементами и дежурными заверениями в вечной дружбе."

При "разводе оказалось - многие забыли свою реальную историю и этническую культуру."

Евгений Абдулаев в той же книге пишет: "нация и есть индивидуальность народа, прививка индивидуального сознания - толпе, массе. "Способ приспособления к действительности отличает народы друг от друга."

Уважаемый отец Александр! И наш «русский способ приспособления к действительности» надо бы тоже как-то учитывать в деле развития РФ. Потому что от самочувствия государствообразующего народа зависит во многом и жизнеспособность всей страны. Конечно, здесь надо договариваться, искать общие интересы, учиться жить сообща. Но только не путём «забвения» вопроса о русском менталитете.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Валерий Скрипко
Совсем не цветущая сложность
Полемические заметки
28.12.2022
«Тот случай, что и "красть" не надо было»
Отклик на статью Сергея Михеева «Нашу молодёжь украла американская массовая культура»
06.10.2022
Заметки неравнодушного читателя
О романе Захара Прилепина «Обитель»
11.08.2021
Наша основа
Попытка исследования
10.03.2021
Точка опоры
Эссе
18.09.2019
Все статьи Валерий Скрипко
Бывший СССР
День памяти героев Сталинградской битвы
Сегодня мы также вспоминаем историка Н.Н.Бантыш-Каменского, генерал-фельдмаршала И.Ф.Паскевича, ученого Д.И.Менделеева, монархиста Н.Н.Родзевича и генерала В.А.Сухомлинова
02.02.2023
Жульнический трюк с «народным капитализмом» 90-х
И напёрстничество «инклюзивного» капитализма 2020-х
01.02.2023
«Сталинград – история Победы»
Мультимедийный всероссийский проект, посвященный городу, ставшему символом героизма советского народа, стартует одновременно в 23-х исторических парках «Россия – моя история»
01.02.2023
Пропавшее пароходство
Ветераны-моряки просят проверить обстоятельства ликвидации Северо-Западного пароходства, которому 30 января 2023 г. исполнилось бы 100 лет
31.01.2023
Исторические параллели
Нужно извлекать уроки из прошлого на благо страны
31.01.2023
Все статьи темы
Православный социализм
Философам нравится поархаичнее
2. Из «Заметок тугодума» по теме Русская общинность и «православный» социализм
30.01.2023
Философам нравится поархаичнее
1.Из «Заметок тугодума» по теме Русская общинность и «православный» социализм
25.01.2023
Мобилизация как образ жизни в битве за Победу
За становление новой России, справедливой и социалистической
23.11.2022
«Удобнее верблюду…»
О евангельском эпизоде с богатым юношей
08.11.2022
Без нового социализма нет победы и будущего
Народ России должен прозреть и сказать своё слово, выдвинув из глубин подлинно созидательную элиту, высказавшись за скорейшее построение нового социализма
02.11.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Вместо декоммунизации – рекоммунизация?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
02.02.2023 15:27
Спилили Крест
Новый комментарий от Константин В.
02.02.2023 14:59
Волгоград или Сталинград?
Новый комментарий от Zakatov
02.02.2023 14:49
Философам нравится поархаичнее
Новый комментарий от Игорь Бондарев
02.02.2023 14:43
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Смыслов М. Д.
02.02.2023 13:39
Встреча членов Изборского клуба с представителями Церкви
Новый комментарий от Александр Волков
02.02.2023 13:24
Не понимаю, почему патриоты нападают на Медведчука?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
02.02.2023 12:49