Дорогой Сергей Александрович! Здесь как раз тот случай, что и «красть» не надо было, потому что новый технологический уклад, новое устройство мира, связанное с научно-техническим прогрессом, неизбежно, независимо от воли отдельного человека, преображают и само глубинное содержание культурных потребностей. Кроме светской культуры привилегированных классов, в российских городах в начале двадцатого века появляется масса народа из разных социальных слоёв и разных культурных традиций, которые вовлечены в быстро растущее капиталистическое производство и сферу услуг.
Прав был В.Маяковский, когда писал: «улица корчится безъязыкая. // Ей нечем кричать и разговаривать».
Относительно автономное существование культур закончилось. Они и раньше у нас плохо сочетались друг с другом, а на переломе эпох вообще между ними наблюдалось морально-нравственное отторжение. Слово «мещанин» из звания превратилось в ругательство. Крестьянское понимание жизни отвергал наш «пролетарский» великий писатель Максим Горький.
Крестьянин и ремесленник, рабочий и рядовой чиновник стали превращаться в одну огромную обывательскую стихию, которая постепенно начинала вырабатывать общие привычки, вкусы, правила поведения и образ жизни, чтобы работать на одних фабриках, в одних сферах услуг, жить в многолюдных микрорайонах.
Волей исторических судеб, российский обыватель долго не «ломал голову» над тем, с «кого делать жизнь свою». Он получил её в виде американской массовой культуры вместе с американской модной одеждой, автомобилями и кинофильмами. И начал успешно её осваивать.
В периодике есть воспоминания подруги Владимира Маяковского с красочным описанием того, как одевался поэт, какие автомобили покупал. Писал поэт по-советски, а жил «по-американски». И почему-то носил не «будёновку», а голливудскую шляпу.
С каждым новым десятилетием, Создатель подвергал всё новым испытаниям испорченную природу человека, давая ему возможность делать научные открытия. Чем больше соблазнов нёс в себе научно-технический прогресс, тем сильнее «кружилась голова» обывателя от новых невиданных возможностей в виде невиданных способов производства, новых форм досуга, которые постепенно становились всемирной индустрией развлечений. Там, в этом новом мире существования без смыслов, всё одинаково для всех, даже на прикроватных тумбочках обязательное приложение – Библия, которую никто не открывает.
Российская молодёжь не могла и сегодня не может существовать вне этого всемирного процесса. Но чтобы в нём коллективно, как нации, выжить, надо быть патриотами своей страны, любить её, заботится о ней. (Китайский молодой бизнесмен живёт в Америке, со всеми привычками американской массовой культуры, но свою прибыль вкладывает в производство где-то в Пекине.)
У нас, в России, значительная часть молодёжи еще не постигла эту спасительную истину. Её представители в бизнесе, литературе, искусстве могут много писать и говорить о демократии, справедливости, законности, но, по сути, главная жизненная цель их усилий в идеологической борьбе – это убрать все помехи на пути к созданию российского общества потребления, в надежде, что это новое сообщество со временем вольётся в мировую потребительскую сверхдержаву, в прагматичное «эльдорадо», где нет неустранимых политических разногласий, поисков духовного смысла жизни. Все будут жить по единым стандартам.
Поклонники этого «способа существования» даже не всегда понимают, чем они, при этом, жертвуют? Ведь ради этой цели они вообще должны оставить прежнюю систему духовных ценностей, которая им явно мешает плавно «вписаться» в этот кулинарно-туристический рай. Но никому не хочется в этом признаваться.
В изуродованном эгоизмом сознании молодых «либералов» – наши российские патриоты по своим убеждениям, чаще всего, предстают в карикатурном виде. Это не нормальные защитники своей семьи, родни, общества, а какие-то примитивные «казачки» за балалайкой, недалёкие маргиналы с российскими флагами.
Вообще, с девяностых годов, деятельность либеральной прессы, а также повсеместное обучение «либеральным ценностям» нанесло нашему народу огромный моральный урон! Почитайте изложенные в самых массовых изданиях их бредни о вреде государства, о свободе личности. Что они городят!
Появилась целая прослойка молодых людей, решивших защищать эгоцентризм, как «новый общеобязательный идеал» для населения России. Для эгоцентриста – всё хорошо, что не мешает ему тешить свой индивидуализм.
Чтобы вывести страну на стезю устойчивого развития всему российскому обществу придётся еще долго возвращать (в том числе и с помощью новых литературных произведений с идеями коллективистской идеологии) к нормальному мыслительному процессу мозги своих сограждан. Чтобы в обновлённом сознании – было всего в меру, достаточную для пользы дела: и коллективизма, и уважения к своей личности, и любви к ближнему своему!
Валерий Иванович Скрипко, член Союза писателей России
1.