Коллеги из разных общественных организаций Югры обсудили ситуацию и совместно подготовили для депутатов Думы Югры следующие предложения по корректировке действующего законодательства в отношении поддержки многодетных семей в Югре. Они, кстати, могут быть интересны и для других регионов.
Тем более, это может стать актуальным в преддверии нового федерального закона, разрабатываемого сейчас для многодетных семей. Как знать, возможно скоро всем регионам нужно будет разрабатывать новое региональное законодательство по многодетным семьям и вдруг опыт Югры придётся кстати. Ведь вопросы многодетныех семей везде (за исключением северных суровых территорий и приравненных к ним местностей) почти одинаковы, а значит эти предложения универсальны:
1. Адресность.*
В существующем виде ухудшает положение многодетных семей. Анализ ситуации по существующей форме внедрения адресности даётся в следующих источниках:
- на платформе CitizenCo в петиции «Пересмотрите критерии адресности для многодетных семей!» (около 5,8 тысяч подписей, в т.ч. жителей Югры) ;
- на сайте «Русская народная линия» в статье "Как прожиточный минимум стал разлучником семей"
Чтобы повысить эффективность существующего формата адресности, полагаем необходимым скорректировать прожиточный минимум на предоставление мер социальной поддержки по адресности многодетным семьям. Чтобы не ухудшать положение многодетных семей, прожиточный минимум должен быть сопоставим с таковым у приемных (фостерных) семей - от 25-32 тыс. рублей. А размер прожиточного минимума должен корректироваться в соответствии с возрастом детей и составлять в месяц на одного ребенка...
2. Здоровье.
2.1. Необходима материальная (безадресная) поддержка здоровья многодетных матерей по 1 тыс. рублей в месяц за каждого, рожденного женщиной ребенка:
- 5 детей - 5 тыс. рублей;
- 6 детей - 6 тыс. рублей;
- 7 детей - 7 тыс. рублей;
- 8 детей - 8 тыс. рублей;
- 9 детей - 9 тыс. рублей;
- 10 детей - 10 тыс. рублей;
- 11 детей - 11 тыс. рублей;
- 12 детей - 12 тыс. рублей;
- и т.д.
По аналогии с выплатами в приемных семьях, по которым выплачивают зарплату в месяц 15 тыс рублей отдельно матерям и 15 тыс рублей отдельно отцам. И отменить различные подзаконные условия, отсекающие многодетных матерей от круга получателей такого пособия.
2.2. Скорректировать механизм медицинского обслуживания детей из многодетных семей в детских, стоматологических, офтальмологических и др. поликлиниках. Чтобы многодетные матери не сидели в очередях (в т.ч. на запись в очередях у терминалов как в офтальмологическом центре), т.к. дома ждут другие дети. Да и механизм обслуживания самих многодетных матерей во взрослых больницах тоже нуждается в корректировке по той же причине.
3. Пособие от 1,5 до 3 лет.
Это пособие в 2015 году всем группам населения без исключения стало предоставляться по адресности. К сожалению, адресность стала распространяться и на многодетных (за несколько лишних копеек многодетной семье теперь это пособие тоже не выплачивается).
3.1. Это пособие необходимо выплачивать всем без исключения многодетным семьям безадресно.
4. Статус многодетной семьи.
4.1. Необходимо сохранить статус «многодетная семья» до достижения младшим ребенком возраста 18 лет, а если он учится в высших и средне-специальных учебных заведениях до 23-летнего возраста. Подобная практика действует в Москве.
Причина этого - необходимость родителей помочь «встающим на крыло» старшим детям, так как с окончанием действия льготного режима многодетной семьи многие семьи могут попросту лишиться своего социального жилья и ряда других льгот, оправданных десятилетиями напряжённого труда.
5. Проезд для детей из многодетных семей
5.1. Решить вопрос бесплатного проезда на занятия в школу, кружки и секции (проездные билеты и/или частичной или полной компенсацией аналогичной стоимости проездных билетов по выбору семьи - в случае, если семья частично или полностью возит детей на личном автомобиле).
6. Домашний детский сад
Это позволит разгрузить детские сады от очередности, во-первых. Во-вторых, домашний детский сад (по аналогии с детскими домами) обойдется бюджету в несколько раз дешевле детского сада. В-третьих, в силу своей индивидуальной специфики, многодетные семьи бывает действительно вынуждены не посещать детский сад, а их места в детсаду «простаивают». В Омске введена хорошая практика домашнего детского сада.
6.1. Необходимо предусмотреть альтернативную возможность «домашнего детского сада» многодетным семьям (безадресно).
6.2. Если многодетная семья выбирает альтернативу детского сада, то места нескольким детям должны предоставляться в одном в детском саду по месту жительства или по месту работы родителей (без ожидания новой очереди при переходе из сада в сад), так как иначе придётся тратить время семьи на объезд большого числа образовательных организаций (4-5, а то и больше по всему городу).
6.3. Если многодетные семьи меняют место жительства или работы, то нужно предусмотреть механизм предоставления мест в том детском саду, где будет ближе многодетной семье (без ожидания новой очереди при переходе из сада в сад).
6.4. Разрешить старшим детям многодетных семей, по особому доверию их родителей, разрешать забирать малышей из садика.
(Нужно учитывать, что дети в многодетных семьях сильно отличаются от своих сверстников по воспитанию, чувству долга и т.д.)
Пункты 6.1-6.4 важны, т.к. после воспитания в многодетной семье (разновозрастности детей и большего воспитательного опыта родителей многодетных семейств) дети входят в социальную среду уже социализированными, развитыми, знают как себя вести и ничего не теряют от воспитания дома.
7. Категории многодетных семей.
Нужно понимать, что три, пять и десять детей в одной семье - это совсем разные категории многодетности! И их следует поддерживать по-разному, с приоритетом поддержки 5-детных, больше чем 3-детных, и с еще большей - 10-детных.
Должны быть отдельные наборы дополнительных мер, отдельная господдержка, пятидетных семей, семидетных и десятидетных, по сравнению с тем, что сейчас уже имеют трехдетные.
8. Пересмотреть программу переселения из балочных массивов в части предоставления земельных участков на расселяемых территориях расселяемым многодетным семьям, состоящим в очереди на землю, при наличии их желания.
9. Популяризация ценности многодетной семьи
Об этом ставит вопрос и Общественная палата РФ, сенатор А.В. Кутепов.
Нужно учитывать, что у малодетных семей есть материальные преимущества, в этих легче обеспечить более высокий уровень бытового комфорта. В многодетных семьях больше преимуществ морального и педагогического плана, более высокий уровень воспитания личной ответственности и конкурентоспособности, коммуникабельности и т.д. (Достаточно вспомнить Менделеева Д.И.).
9.1. Необходимо проработать механизм популяризации ценности многодетной семьи.
С уважением,
Пачганова Надежда Константиновна, член родительского комитета Югры, инициатор Движения "Семейная ценность Югры", многодетная мать 5 детей
______
*
Нужно сказать, что многодетная и промногодетная общественность выступает за пересмотр критериев адресности для многодетных семей (см. выше, петицию, в п. 1 предложений). В существующем формате адресность действительно не подходит многодетным семьям. Поэтому, нужно зашкалить прожиточный минимум для членов многодетных семей - до уровня и по аналогии с фостерными (приемными) семьями (ориентироваться на их размер ежемесячных пособий, выплачиваемых на приемных детей). Так прожиточный минимум на члена многодетной семьи должен составлять не менее 25-32 тыс. рублей и еще и зависеть от возраста ребенка (также, как у фостерных семей).
Для сравнения, например, в Югре сейчас право на ряд льгот и пособий возникает только при прожиточном минимуме 14512 рублей на одного члена из многодетной семьи.
Если же, прожиточный минимум не возможно довести до уровня сегодняшних пособий на детей в фостерных (приемных) семьях, тогда государству нужно совсем уходить от адресности многодетным семьям. В любом случае, в существующем виде адресность для многодетных семей не может быть приемлема и сильно нуждается в пересмотре этого вопроса.