Традиция любви вместо «культуры» индивидуализма

Почему современные бабушки бегут от своих внуков

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Семья 
0
295
Время на чтение 6 минут

Хотелось затронуть тему становления в современных условиях многодетной семьи вопреки всем обстоятельствам. Особенно когда сами многодетные родители явились выходцами из семей со сложными обстоятельствами - из семей без отца, у своих родителей были детьми единственными и/или поздними, например.

И теперь они строят свои многодетные семьи практически без поддержки рода. «Это Россия: папа-мама умерли, и никого из родственников нет, человек в жизни остался совсем один», - в одном фильме грузины делились впечатлениями о России. Так получается, что такие люди ещё и рожают и растят много детей без всякой помощи кого-либо в своем роду в современной России.

У моей знакомой многодетной матери умер её отец. В семье родителей она была единственным ребёнком. У неё четверо детей. Её мама, когда умер муж, продала квартиру и уехала жить в другой город, о чём знакомая узнала от посторонних людей. Это было похоже на «побег от внуков». Как было на самом деле – никто не знает, тем не менее, они одни с мужем поднимают своих четверых детей - троих школьниц и одну студентку вот в таком «межпоколенческом кризисе». Свекровь её также живёт в другом городе и внучек практически не видит.

Я в семье своих родителей была одним ребенком, теперь оба родителя умерли. Братьев и сестёр родных нет. С мужем поднимаем пятерых детей - четверых школьниц и одну студентку. У мужа два брата, его маме исполнилось 85 лет - у них есть прекрасная традиция семьями встречаться один раз в год на день рождения мамы, очень редко проездом останавливаются друг у друга, просто так больше практически не общаются.

У свекрови в целом одиннадцать внуков и три правнука. Так сложилось, что даже на пенсии она долго работала и как бабушка «досталась» уже самой младшей внучке и правнучке, живущим с ней в одном городе. Однажды с ребёнком случайно в Храме присела на лавочку и рядом сидящая женщина вдруг заговорила, как глас из машины времени: «Здравствуйте, а я родная тётя Вашего мужа, родная сестра его отца». Папа мужа умер, когда ему было два года. И в таких условиях, когда по каким-то причинам происходит разрыв межпоколенческих связей с одной из родовых ветвей - эти связи рода слабеют наполовину.

У моей кумы дочь тоже единственная. И когда кума еще была жива, то она понимала, что её дочке будет сложно в жизни одной. Как человек православный, она сказала сама себе: «Я своей дочке буду помогать с внуками». И помогала.

Когда мы были у неё в гостях, то её сверстницы-бабушки убеждали её этого не делать, что «от жизни нужно брать всё и держаться своего рода подальше, получать одни удовольствия от жизни и от воспитания внуков отлынивать».

Когда они ушли, то я сказала своей дочке: «Лера, не слушай, что сейчас говорили эти женщины, они не правильно говорили. Каждый человек ответственен за свой род, каким он будет, поэтому должен сделать всё, что от него зависит. Дедушки и бабушки носители же нравственных ценностей, багажа жизненного опыта, мудрости и любви для своих внуков. Тогда как родители, в первую очередь, озабочены материальным - одеть, обуть, накормить, обучить и меньше, чем старшее поколение приближены к "идеалу воспитателей", чаще, чем они могут ошибаться, и опыт дедушек-бабушек бесценен и необходим - они нас учат на своих ошибках».

Слышала пару историй, как современные женщины разводились со своими мужьями и детей оставляли отцам сознательно. В одной из этих историй женщина оставила мужа с тремя детьми. Он женился, и с новой женой родили ещё детей.

Говорят, что «чужую беду рукой разведу, а к своей ума не приложу». Остаться человеку одному в роду - это беда.

Вот лишь некоторые мысли из беседы двух многодетных приятельниц, родивших в своих семьях много детей и воспитывающих их без межпоколенческой опоры на свой род вообще. У одной мама жива, но сторонится внуков, у другой родных нет вообще:

- Мало того, что мы, по сути, в ненормальной межпоколенческой ситуации, мы ещё и в своем детстве были в ситуации, в которой не могло быть без сформированности в нас самих эгоизма - все нам одним и никому больше. А потом вдруг раз и другая крайность - умерли бабушки с дедушками, родных никого не осталось, а у некоторых у современных бабушек иногда почему-то идёт от своего рода желание сбежать, копируется поведение европейских бабушек. Потому что, в свою очередь, как правило, выбор малодетного пути тоже же по причине эгоизма. Эгоизм - вообще главная причина демографической ямы. Об этом по понятным причинам не говорят, чтобы не разбудить в людях самолюбие, но это так. Если бы, как традиционная норма общества, всё наше современное поколение вышло бы из многодетных семей, а поколение наших родителей состояло бы из многодетных семей без прочистки абортами (см. пособие для студентов медвузов «Рождение человека в трагедии выбора»), то тогда не было бы разрыва межпоколенческих связей. И люди были бы больше ориентированы на радение о своем роде, внуках, правнуках, какими они будут. И это было бы нормальным. Дети, многодетная семья лечат эгоизм. А вместе с тем пропагандируется культура индивидуализма (подмена понятия - эгоизма), удовольствий как высшей ценности, а не ответственности за свой род.

Что потомки таких «традиций» могут сделать? Внешне - ничего. Внутренне - устранить все факторы «генетических ожиданий», приводящих к обиде. Примерно, как по рассказам разведчиков-нелегалов, когда они на чужбине сторонились соотечественников, чтобы те не будоражили им воспоминания о Родине. Очевидно, чтобы психологически было легче выполнить задание в условиях очень долгого отрыва от Родины.

Здесь аналогичная ситуация, т.к. идёт отрыв от опоры рода, разрыв межпоколенческих связей или все в роду умирают. Чем меньше ожидаешь, тем меньше и обид ведь. Обиды вообще, оказывается, психосоматическая причина онкологии. Мы привыкли в детстве быть «пупами земли», а потом попали в противоположную ситуацию, как из крайности в крайность. Сперва в сладкую воду, потом в солёную воду, а надо всегда быть в адекватной пресной воде. И что? Приспосабливаться к обстоятельствам как-то, которые не изменишь – потому что «насильно мил не будешь». В случае, если по каким-то причинам старшее поколение сторониться рода и внуков или вовсе всё умерло.

Не по долгу, а по любви радение о своём роде происходит. Главное нам потом любить своих внуков... С другой стороны, наверно потом откроется, почему в роду мы остались одни. Впечатление у некоторых в нашей ситуации, что вот таким одиноким положением словно искупают когда-то сделанный «однодетный выбор» своих родителей. Даже когда двое детей в семье уже не так сложно как, когда дети совсем одни взрослыми в мире остаются, прямо как выпускники детских домов...

Например, если бабушка куда-то уехала, пусть даже от внуков, она же жива и ей можно сказать: «Слава Богу, ты жива и - слава Богу - хоть на расстоянии, да, есть у моих детей. Я не прошу физически проводить с ними время и помогать нам, просто будь у них, любая, помогающая или не помогающая».

Да, нашему поколению-одиночкам родовым без опоры рода сложнее. Зато поколение наших детей - слава Богу - имеет много родственников - друг друга. И ради этого стоит рожать много детей и жить! Все будет хорошо!

Кто-то ещё в более сложных условиях находится. Выпускники детских домов или, например, когда родственники испытывают «шок» от новостей о пополнении семейства своих детей или близких, то они начинают резко «маневрировать» в крайность - чтобы их единственные дети продолжали их «традицию» вырождения нации и не рожали более одного ребёнка, как они сами.

Они гласно не могут повлиять на ситуацию нормального и традиционного пополнения рода, поэтому фактически лишают второго и последующих внуков себя - бабушки, игнорируют их рождение и всячески подчеркнуто физически перестают помогать возиться с внуками, категорически не принимают их рождение.

Тогда как первого внука ждали, радовались, поздравляли, дарили бесконечные подарки, как и со своими детьми, возились с ними. Как в мудрой пословице «Первый ребенок - последняя кукла».

Вот таким в этот момент реально тяжелее от такого межпоколенческого настоящего шока на фоне того, как вели себя с внуками-первенцами, да и с ними самими единственными в семье детьми их родители вели себя раньше, как с «пупами земли».

Так пытаются надавить на свой род, чтобы не плодились (как Бог велел, что в Евангелие написано). Бывает до того момента, когда их дочери или снохи не заболеют какой-нибудь серьёзной болезнью. И уже когда обстоятельства складываются, что они вынуждены позаботиться о своих внуках, то их сердца открываются своим внукам навстречу и та сдержанная любовь достаётся внукам, а любовь внуков им. Это в случае, если «повезет» заболеть дочерям или снохам, то бабушки, бывает, обретают внуков, а внуки бабушек. А опрометчивое асоциальное явление, как таковое, растворяется в реальности жизни и традиционной мудрости. Им же даже психологически мало, кто поможет, потому что это скорее область православной традиционалистской психологии, только литература в церковных киосках и батюшки (особенно многодетные), многодетные православные и многодетные психологи.

Еще мы удивляемся обостренным внешним обстоятельствам, в какие попала Россия и наша нация, тогда как оказалась оторвана от своих традиций. Наверно подсознательно какая-то критическая масса обстоятельств духовно, как «третий кит», влияет на войны, не только экономика и политика.

Надежда Константиновна Пачганова, член родительского комитета Югры, инициатор Движения «Семейная ценность Югры»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Надежда Константиновна Пачганова
Поправки нужны в целях развития семейной политики и национальной безопасности
О необходимости проведения второго этапа конституционной реформы в России
30.01.2025
О путях национальной безопасности России сегодня
Некоторые подходы к осмыслению
14.08.2023
Многодетность и неадекватность общества
Необходимо развеивать мифы и стереотипы антимногодетного мышления
07.08.2023
«Руки прочь, НАТО, от святынь Киево-Печерской лавры!»
Равнодушие уже погубило старушку-Европу, и нам такой пример не нужен
04.07.2023
Мобилизация должна быть воспитательной!
В отношении мобилизации многодетных много попыток разжечь раздор в пиар целях
15.10.2022
Все статьи Надежда Константиновна Пачганова
Традиционные духовно-нравственные ценности России
«Искусственный интеллект опаснее, чем ядерная энергия»
В Государственной Думе состоялись XIII Рождественские парламентские встречи
30.01.2025
Незнакомая знакомая русская литература 18.
А. С. Пушкин в поисках Истины. Женитьба
30.01.2025
Все статьи темы
Семья
«Диалог между Церковью и государством осуществляется с большим энтузиазмом»
Святейший Патриарх Кирилл возглавил пленарное заседание XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
29.01.2025
Дети мира – моя боль
Заметки педагога
29.01.2025
Надо ли сохранять брак женщине, если супруг
её разлюбил? «Ответ священника»
29.01.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Похоже, русские патриоты заскучали без гражданской войны
Новый комментарий от Кирилл Д.
30.01.2025 23:11
Не подменять собеседника фантомом
Новый комментарий от Русский Иван
30.01.2025 19:35
Заповеди блаженства — не бегство от реальности
Новый комментарий от Игорь Бондарев
30.01.2025 18:35
«Мы до сих пор стесняемся говорить, что семья – это малая Церковь!»
Новый комментарий от Борис Романов
30.01.2025 18:14
Похоже, «чёрный крест» до сих пор висит над Екатеринбургом
Новый комментарий от Александр Волков
30.01.2025 17:24