Станиславский сказал бы: «Не верю!»

Импортозамещение в сфере образования снова откладывается

«Новые» образовательные проекты «нового» министра

В конце июля во время рабочей поездки в Хакасию «новый» министр «нового» Министерства просвещения России Ольга Юрьевна Васильева обнародовала подробности нового национального проекта «Образование», который будет состоять из девяти (к средине августа выяснилось, что из десяти[1]) федеральных проектов.

Ограничимся их простым перечислением, основываясь на тексте «Российской газеты»[2].

1. Проект «Современная школа» включает обновление материально-технической базы, строительство новых школ, полную ликвидацию третьей смены, создание на селе сети из 25 пилотных школ нового типа, внедрение новых методов обучения, обновление образовательных программ.

2. Проект «Успех каждого ребенка». Это, в первую очередь, дополнительное образование, ранняя профориентация и поддержка талантливых детей.

3. Проект «Современные родители». Будет создан единый федеральный портал для мам и пап, где они смогут получить консультацию, связаться с педагогами, получить психологическую помощь.

4. Проект «Цифровая образовательная среда». Его первая часть - техническая: школам нужен высокоскоростной интернет, электронные журналы, дневники, бухгалтерия, системы прохода и питания по электронным карточкам. Вторая часть - Российская электронная школа, которая станет помощником учителю: виртуальные библиотеки, музеи, онлайн-курсы, 3D-лаборатории.

5. Проект «Учитель будущего». Не менее половины учителей должны пройти переподготовку. Национальная система учительского роста предполагает и новую систему карьерного роста. 

6. Проект «Молодые профессионалы» направлен на модернизацию профобразования.

7. Проект «Новые возможности для каждого» позволит непрерывно учиться абсолютно всем, даже уже работающим людям. Для этого создается единая платформа-навигатор по доступным курсам и программам, в том числе онлайн-курсам.

8. Проект «Социальная активность». Будет сформирована сеть центров поддержки добровольчества, лучшие волонтерские проекты смогут ежегодно участвовать в конкурсе на получение грантов.

9. Проект «Повышение конкурентоспособности российского высшего образования». В нем уже известные проекты: «Вузы как центры пространства создания инноваций», «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», «Экспорт российского образования».

10. Проект «Социальные лифты». В рамках проекта предлагается проводить ежегодные профессиональные конкурсы. 

Даже беглое знакомство с идеями всех десяти проектов вызывает глубочайшее разочарование. Совершенно очевидно, что большинство этих идей - это повторение апрельского доклада Центра стратегических разработок Алексея Кудрина и НИУ ВШЭ «Двенадцать решений для нового образования»[3]. Министерский проект «Современная школа» соответствует кудринскому проекту «Материальная инфраструктура школы», проект «Цифровая образовательная среда» списан с проекта «Школа цифрового века», проект «Успех каждого ребёнка» соответствует проекту «Развитие и поддержка талантов», проект «Учитель будущего» - калька проекта «Кадры для развития образования», проект «Повышение конкурентоспособности российского высшего образования» с его внутренними подпроектами «Вузы как центры пространства создания инноваций» и «Экспорт российского образования» взяты из кудринских проектов с почти идентичными названиями «Вузы как центры инноваций в регионах и отраслях» и «Экспорт образования». Но вузовский проект - это уже не вотчина Минпроса.

Одним словом, дальнейшим «развитием» российского образования будут рулить Центр стратегических разработок Алексея Кудрина и Институт образования ВШЭ, руководимый Исаком Фруминым. Поэтому ждать разворота к национально ориентированной модели образования по меньшей мере наивно. Импортозамещение в сфере образования снова откладывается.

А если всё это помножить на новый проект НИУ ВШЭ «Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра»[4], который наверняка будет продавливаться в Минпрос, разочарование становится удручающим.

Дело в том, что содержание предложенного Минпросом нацпроекта никоим образом не стыкуется с идеей асимметричного прорыва, провозглашённой президентом страны. Предложенный Минпросом проект ни на секунду не затрагивает стратегические и целевые установки. Он напоминает наивную радость руководителя автомобильного завода, который обновляет оборудование и станки с ЧПУ, но по-прежнему выпускает никому не нужные устаревшие и слегка похожие на иностранные автомобили.

Преображение не произошло

Риторика министра Васильевой образца 2016 года исчезла, не начавшись. Назначенная на эту должность в праздник Преображения Господня, Ольга Юрьевна положительного преображения образования осуществить не смогла. Вспомним слова министра двухлетней давности[5], которые тогда вселяли оптимизм.

«Мы подходим к тому, чтобы поднять наше образование на достойный уровень, на котором оно всегда было, есть и будет. Российское, имперское, советское образование всегда славилось своим качеством. В этом меня нельзя переубедить». Но ведь переубедили же! И очень быстро.

«Наша основная задача - вернуть высочайшую социальную роль учителя, его значимость. Если мы меняем содержание образования, то мы прежде всего должны помочь учителю профессиональной подготовкой, должны освободить его от огромного количества бумаг, которые дублируют всевозможные сайты». Ну и кто мешал это сделать за два года? Назовите поимённо.

«Меня упрекают в консерватизме. Но образование должно опираться на весь имеющийся опыт. Для формирования инженеров, банкиров, промышленников нужна основа - её дадут литература, история, языки. А потом на это уже наращивается всё остальное. Без гуманитарной составляющей воспитать хорошего инженера невозможно. Человеку, который не знает своих корней, своих основ, трудно работать». Где хоть в одном из десяти федеральных проектов об этом идёт речь?

«Если говорить об истории педагогики, кроме обучения всегда в наших школах стояла на первом месте воспитательная функция. Как маленький человек встретит взрослую жизнь, к чему он будет готов, что у него будет в сердце, в голове - так он и пойдет по жизни. Это основополагающий момент». Хоть в одном из десяти федеральных проектов идёт речь о воспитании?

«В последнее время очень часто можно услышать разговоры о старых преподавателях: ˮИх лекции давно устарели. Я все и так могу прочитатьˮ. Может, и прочитаешь. Но ведь ту школу поколений, которую несет в себе этот ученый, то, что он дает вместе со своим жизненным опытом, больше нигде невозможно получить. Я тогда ответила молодому коллеге: ˮЭтого не будет никогда, потому что от личности зависит всеˮ». Где хоть один проект, который бы говорил не о технических компонентах развития человека (компетентностях, универсальных умениях и т.д.), а о личностных и нравственных?

«Каждый должен понимать, что работа учителя - это не услуга. Я буду запрещать вам произносить слово «услуга»[6]. «Нам нужно просто изменить, и это нужно делать сейчас, сегодня и сразу, отношение общества к служению учителя. У нас должны исчезнуть, уйти услуги. Услуг не может быть в области образовании»[7]. Два года прошло. «Сейчас, сегодня и сразу» не может длиться два года. Хоть в одном документе это исчезло? Где изменения в федеральном законе? Кто-то отказался от этого термина?

И вот два года спустя «новый» министр будто бы забыла свои слова о служении как главной сущности образования. И мы опять слышим о необходимости нового десятка технических федеральных проектов. Никто ведь не против перечисленных в них изменений. Они нужны. Инструментарий образования нужно совершенствовать. Это понятно. Но непонятно одно. До каких пор мы будем умалчивать о стратегических целях образования? До каких пор цели будут подменяться средствами? До каких пор мы будем скрывать, как говорил К.С. Станиславский, сверхзадачу как высшую цель, которую необходимо достичь. А ведь сверхзадача образования испокон веков состояла во взращивании в каждом человеке некого высокого Образа (тогда оно становилось образованием), сформулированного в виде антропологического идеала. Если этот идеал человека неясен, если сверхзадача не сформулирована, тогда Константин Сергеевич Станиславский с негодованием восклицает: «Не верю!»

Отечественная педагогика всегда начиналась с цели, со сверхзадачи. Уже в 1833 г. в первом русском учебнике педагогики А.Г. Ободовского эта сверхзадача была сформулирована в образе человека совершенного: «Истинное воспитание имеет предметом своим образование всех способностей человека в совокупности. Оно объемлет не одно только тело, но и душу, не один только ум, но и сердце, не одно только чувство, но и рассудок - оно объемлет целого человека. Если представить себе все разнородные силы человека соединенными в одно согласное целое, то перед нами будет идеал совершенства человеческого. Возможное приближение воспитанника к сему идеалу, через согласное развитие и образование всех его способностей, составляет конечную цель воспитания»[8].

Советский антропологический идеал предполагал формирование «людей, гармонически сочетающих высокую идейность, трудолюбие, организованность, духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство»[9]. Можно ругать или восхищаться дореволюционной Россией, можно одобрять или отвергать советский проект и советскую идеологию, но сверхзадача в виде антропологического идеального образа в обоих случаях была сформулирована лаконично и точно. И этот образ определял и цель, и стратегию отечественного образования. Формулировка этой сверхзадачи была возможна только потому, что существовала ясность и определённость всего образа будущего Отечества, который вполне определённо диктовал образ человека, необходимого для этого должного будущего. Для коммунистического будущего как общества раскрепощения и пробуждения в каждом человеке его высших творческих способностей» нужен «всесторонний гармонично развитый человек». Для «Великой православной империи» как образа будущего дореволюционной России нужен был человек совершенный, «якоже Отец ваш небесный совершен есть» (Мф. 5: 48).

Кто нужен сегодняшней России, образ будущего которой никто никак не сформулирует? Конкурентоспособный успешный лидер? «Квалифицированный потребитель» (А.А. Фурсенко)? Универсально компетентный функционер? Только за этими образами исчезает человек. Эти образы очевидным образом расчеловечивают человека и дегуманизируют образование. Нам нужна своя самобытная, а не заимствованная образовательная политика, которая могла бы обеспечить тот «асимметричный прорыв», о котором говорит наш президент. Просто, видимо, образованию нужен свой Шойгу. Увы, О.Ю. Васильева на эту роль не тянет.

А ведь новая образовательная политика могла бы быть такой

Россия - одна из ведущих мировых держав с мощным внешнеполитическим, экономическим, оборонным и духовным потенциалом, которая начинает осуществлять суверенную и самостоятельную национально ориентированную образовательную политику, предполагающую превращение образования из ресурсозатратной в ресурсосберегающую и ресурсогенерирующую сферу. Новая модель образования должна быть асимметрична той, которая в последние десятилетия с опозданием копировала заимствованные образцы, и требует перехода:

от разъединяющей тактики конкуренции, самореализации и индивидуализма - к объединяющей тактике сотрудничества, соработничества и солидарности;

от тактики доминирования прав ребёнка над его обязанностями - к разумному сочетанию прав, обязанностей и запретов;

от образа педагога как представителя сферы образовательных услуг - к образу педагога-детоводителя, государственника, ответственного за будущее Отечества;

от управления через тотальное администрирование и бюрократический надзор - к управлению через содействие, доверие, самостоятельность и самодеятельность педагогических коллективов;

от навязывания мультикультурализма, космополитичности, толерантности и безродности - к воспитанию народности, патриотизма и державности;

от функционализма компетентностного подхода - к формированию фундаментальности, системности, целостности и антропоцентричности содержания образования;

от освоения универсальных учебных действий - к обретению универсальных для отечественной культурно-исторической традиции целей, ценностей и нравственных образов жизни;

от «индивидуального успеха», «конкурентоспособности» и приоритета карьерных ценностей - к любознательности, трудолюбию, жизнелюбию и человеколюбию - залогу подлинного человеческого счастья;

от культуры полезности и эффективности - к культуре смысла, любви и достоинства;

от идеала индивидуума, добивающегося лидерства, как правило, в денежном выражении - к идеалу человека, стремящегося к духовному, умственному, нравственному и физическому совершенству;

от образа квалифицированного и разумного потребителя - к образу человека-созидателя и человека-творца;

от человека, обладающего набором компетенций, - к целостной личности, ответственной за свою жизнь во всей её полноте;

от размывания и подмены нравственных ценностей под флагом свободы и раскрепощения - к воспитанию традиционной системы духовно-нравственных ценностей, аскетизма и самостояния.

 

Сущность, миссия и высший смысл современного отечественного образования - это Служение Отечеству (а не обслуживание центров власти и бизнеса); это Дар новому поколению (а не потребительская услуга); это Благо для каждого, это благовестие о собственно человеческом в человеке (а не средство его расчеловечивания).

P.S. Положения новой образовательной политики взяты из проекта Национальной доктрины образования Российской Федерации, разработанной под руководством и при участии авторов этой статьи, которую Вы можете посмотреть по ссылке http://ost101.narod.ru/2018_Doktrina.pdf.

 

Виктор Иванович Слободчиков, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, Андрей Александрович Остапенко, доктор педагогических наук



[1] Звездина П. «Карьерные лифты» за 4,7 млрд руб. включили в национальный проект // РБК. 2018. 14 авг.
https://www.rbc.ru/society/14/08/2018/5b6c2a039a7947d32d02635b

 

[2] Колесникова К. Девять заданий министра Васильевой. Как Россия планирует войти в десятку ведущих стран по качеству общего образования // Российская газета. Федеральный выпуск. 2018. №7629 (166) / https://rg.ru/2018/07/31/olga-vasileva-raskryla-podrobnosti-nacproekta-obrazovanie.html.

 

[3] Двенадцать решений для нового образования. Доклад Центра стратегических разработок и ВШЭ. Апрель 2018  // https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf.

 

[4] Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумин, М. С. Добрякова, К. А. Баранников, И. М. Реморенко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2018. - 28 с. - 300 экз. - (Современная аналитика образования. № 2 (19)). https://ioe.hse.ru/data/2018/07/12/1151646087/2_19.pdf.

 

[5] Цит. по: «Меня упрекают в консерватизме». Министр образования Ольга Васильева о том, что ждет студентов и школьников // Lenta.ru. https://lenta.ru/articles/2017/02/01/vasileva/

 

[6] Министр образования запретила произносить слово «услуга» в школах // РБК. 27.08.2016. https://www.rbc.ru/rbcfreenews/57ea456d9a794718ec893ec5.

 

[7] Ольга Васильева: нужно отказаться от термина «образовательные услуги» // РИА «Новости». Россия сегодня. 30.08.2016. https://ria.ru/society/20160830/1475622923.html.

 

[8] Ободовский А. Руководство к педагогике или науке воспитания, составленное по Нимейеру. СПб.: Тип. Вингебера, 1833. С. 6.

 

[9] Федосеев П.Н. и др. Научный коммунизм. Учебник для вузов. 5-е изд. М.: Политиздат, 1982. С. 396.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

11. Влад.Атласов

До революции единого русского народа не было. Было простонародье -, мужики и бабы, и дворяне , купцы, богатеи. Простонародье было малограмотное и голодное. 25,млн. малоземельных и безлошадных крестьян. Так какая там в деревнях культура! Срам один!

СТРОИТЕЛЬ / 29.08.2018

10. Строителю9

Брехня!До революции,в20-м веке уж точно в России культура была не ниже зап.Европы,а в изобразительном искусстве точно обогнала всех.Вполне логично. Французская революция ослабила французскую культуру,о Октябрьская(ее-то и русской только по местоположению назвать можно) до сих пор ослабляет русскую культуру.

Влад.Атласов / 29.08.2018

9. Re: Станиславский сказал бы: «Не верю!»

В той комнате незначащая встреча: Французик из Бордо, надсаживая грудь, Собрал вокруг себя род веча И сказывал, как снаряжался в путь В Россию, к варварам, со страхом и слезами; Приехал - и нашел, что ласкам нет конца; Ни звука русского, ни русского лица Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями; Своя провинция. - Посмотришь, вечерком Он чувствует себя здесь маленьким царьком; Такой же толк у дам, такие же наряды.. Ах! Франция! Нет в мире лучше края! - Решили две княжны, сестрицы, повторяя Урок, который им из детства натвержен. . До революции дворяне - благородные люди разговаривали на французском. Русский язык был языком мужиков - простолюдинов. Так и теперь богатые люди отправляют своих детей учиться заграницу. Русский язык стал языком малообеспеченных людей. Поэтому университетское образование в России лучше уже сейчас перевести на английский, чтобы русские студенты были частью мирового научного сообщества.

СТРОИТЕЛЬ / 28.08.2018

8. Ответ на 6., Мы из Ельца:

Очень жаль, что у О.Ю.Васильевой не получилось.

А что должно было получиться? Во власти не бывает "случайных" людей. Или их оттуда выкидывают.

Коротков А. В. / 28.08.2018

7. Алина

Из последних сообщений : в Китае полностью уничтожена американская шпионская сеть. Знание английского языка в совершенстве оказалось для китайцев проявлением патриотизма в высшей степени. Тот объём научной и научной популярной литературы, которая теперь издается в России - это жалкие кроши от того что издавалось в СССР. Держать огромный штат переводчиков на это теперь просто нет средств. Без знания английского теперь в России невозможно стать квалифицированным специалистом. После школы ученики должны свободно читать любую литературу на иностранных языках. Это одно из главных условий конкурентоспособности российской экономики.

СТРОИТЕЛЬ / 28.08.2018

6. Поддерживаю полностью

Все верно и дельно сказано. Очень жаль, что у О.Ю.Васильевой не получилось. У нее была огромная поддержка в отечественном педагогическом сообществе.

Мы из Ельца / 28.08.2018

5. Ответ на 1., СТРОИТЕЛЬ:

Есть предмет "Русский язык и литература", но нет русской физики, русской математики, русской химии. Эти науки создавались всем мировым сообществом и никакого импортозамещения тут быть не может. Опыт по созданию православной теории эволюции (а-ля Бурановские бабушки) закончился полным провалом. Россия не СССР и по многим научным дисциплинам просто нет специалистов Поэтому самое разумное естественные науки в школах сразу изучать на английском языке. Чтобы школьники имели доступ к образовательной литературе в полном объёме. А строить фольклорную систему образования - это преступно по отношению к молодёжи.

Вы передергиваете, уважаемый. Пи чем здесь русская физика? В статье идет речь о возвращении в школьное образование ПЕДАГОГИКИ в ее истинном смысле "детовождения". Когда учитель являлся именно УЧИТЕЛЕМ, формировавшем не только разум ученика, но и его душу, его сердце. И у России, и у СССР есть прекрасные педагогические традиции. Замечательная мысль авторов: система образования - и до-, и послереволюционная ЗНАЛА, кого она хотела создать, она работала на государственный стратегический проект. А мы сейчас живем "от выборов до выборов", все построено на личности Путина, но он не самодержец, не Генеральный секретарь КПСС, и вообще не вечен на посту президента. Современные дети станут взрослыми в "послепутинскую" эпоху. А что это будет за эпоха? Какой человек ТОГДА будет нужен? Качественный потребитель? Эффективный менеджер? Нет ОБРАЗА государства, нет и системы ОБРАЗования. А Ваше предложение сводится к тому. что наши дети должны окончательно забыть свой родной язык - ведь, по-Вашему, они сейчас не имеют полного доступа к образовательной литературе. Но это вопрос к организации перевода такой литературы на русский, как было всегда. А уж никак не наоборот. Дети и так пишут и говорят на родном языке, как на иностранном, не понимая, зачастую, ни смысла слов, ни словообразования.

Алина / 28.08.2018

4. Re: Станиславский сказал бы: «Не верю!»

Чего мы хотим от министра образования в плане гражданско-воспитательной компоненты народного образования, когда у нас в Конституции по сей день запрет на Государственную идеологию? Когда для всей страны программа такая: "Нас невозможно сбить с пути - нам всё равно, куда идти!"

Сергей Абачиев / 28.08.2018

3. Re: Станиславский сказал бы: «Не верю!»

Непонятно, почему от Васильевой ждали чего-то иного. Смешно.

Lucia / 28.08.2018

2. Re: Станиславский сказал бы: «Не верю!»

Авторы мечтают сделать из системы образования чуть ли не аналог Церкви, вменив ей в обязанность создание нового, правильного человека. Между тем, даже Церковь принципиально не может решить этой задачи. Ибо путь в погибель всегда шире и комфортней. И многие выбирают его. Советская школа (а до неё и классическая школа, пронизанная идеями Просвещения) с задачей воспитания правильного человека не справились. И не могли. Поэтому ставить такую задачу на министерском уровне - это играть в прятки с отчётностью. Выдавать желаемое за действительное. На чем и срезалась советская школа. Планы (проекты) должны быть реально выполнимыми. Это не значит, что школа отказывается от функции воспитания. Но её нельзя загнать в рамки проекта. Воспитание - это вопрос качества, а качество плохо поддаётся объективному измерению, а стало быть управлению с помощью популярного сегодня инструментария. Нормальный чиновник не будет в этом плане брать на себя какие-то обязательства, так как тут невозможно соответствовать формальным критериям.

Андрей Карпов / 28.08.2018

1. Re: Станиславский сказал бы: «Не верю!»

Есть предмет "Русский язык и литература", но нет русской физики, русской математики, русской химии. Эти науки создавались всем мировым сообществом и никакого импортозамещения тут быть не может. Опыт по созданию православной теории эволюции (а-ля Бурановские бабушки) закончился полным провалом. Россия не СССР и по многим научным дисциплинам просто нет специалистов Поэтому самое разумное естественные науки в школах сразу изучать на английском языке. Чтобы школьники имели доступ к образовательной литературе в полном объёме. А строить фольклорную систему образования - это преступно по отношению к молодёжи.

СТРОИТЕЛЬ / 28.08.2018
Виктор Слободчиков:
Все статьи автора
Андрей Остапенко:
Сместить доминанту на утверждение доброго и светлого
Горькая реплика о региональной воспитательной политике
16.07.2019
Станиславский сказал бы: «Не верю!»
Импортозамещение в сфере образования снова откладывается
27.08.2018
От даровитости к благодарности, или От харизмы до Евхаристии
Педагогические размышления об одарённых детях
04.04.2017
Все статьи автора