В начале этой статьи вернусь к тому образу путей святых и не святых, коей был упомянут в прошлой ее части. Образу путника в пустыне, который обнаружив на своем духовном пути вместо чистого озера ядовитое болото, пытаются, игнорируя его, пройти мимо и идти дальше, не задаваясь вопросом, - а возможно ли это? Возможно ли путешествующему по жаркой пустыне и изнывающему от жажды страннику, дойдя до места, где он по идее может напиться чистой воды, пройти мимо этого оазиса, мнящегося ему болотом, и не умереть в дальнійшем пути от жажды?! Согласно учению святых отцов - невозможно! Ибо память смертная, согласно сему учению, - это одно из основних средств спасения души (см., например, вышеприведенные в предыдущей части статьи слова преп.Иоанна Лестичника: Лествица. Слово 5. 41), и игнорировать ее нельзя.
Поэтому надобно вернуться в сей оазис и там измнящегося в нем болота постараться получить чистую воду. Чтобы, утолив ею свою духовную жажду, болем или менее безопасно продовжить свое путешествие на пути не святых. Чему меня в свое время научил Господь; научил, как болем или менее безопасно можно пройти этот участок (этот «оазис») на пути из С в А. Поэтому могу научить сему и других. А сие в свою очередь означает, что хотя я и неверный управитель, но расписки, с Божией помощью, переписати могу.
Как же это сделать, как, образно говоря, получить чистую воду из болота в реальной пустыне? Очевидно, надо попытаться из подручных материалов устроить там как можно более надежный фильтр и, пропустив через него опасную болотистую воду, очистить ее,и таким достаточнопростым способом сделав пригодной для питья. Кстати говоря, в пустыне сей фильтр можно устроить из песка, некоторые сорта которого обладают ионообменными свойствами, т.е. могут очищать воду даже на молекулярном уровне.
А в нашей духовной пустыне в качестве такого же духовного фильтра можно и нужно использовать Св.Писание и Св.Предание. На основе его «отфильтровав» в православном учении о вечных муках все элементы им (т.е. Св.Писанию и Св.Преданию) не соответствующие, и,хотя согласно вышесказанному, полезные для святых и православных христиан прошлых веков, но душевредные для нас, современных христиан. В первую очередь речь идет о неосновательном отождествлении ада и геенны, адских и геенских мук.
В предыдущей полемике с противниками вечности последних я уже достаточно много писал, что такое отождествление не соответствует учению Св.Писания и Св.Предания. Правда, особо подчеркну, что свв.отцы, даже иногда прямо отождествляя адские и геенские муки, называя те и другие вечными, в определенном смысле не погрешали. Поскольку, во-первых, имели в виду особый ход времени в аду, где и один час кажется целой вечностью. А во-вторых, подразумевали, что в свое время нераскаянные грешники из ада все равно попадут в геенну, и вместо временных адских мук воспримут гораздо более страшные и уже вечные геенские муки.
Для святых такое отождествление было душеполезно, поскольку позволяло все самые страшные и так или иначе достаточно хорошо известные каждому человеку элементы ада спроецировать на геенну. В свою очередь, заимствуя из нее особо страшную вечность мучений, которой ад сам по себе не обладает. А все это вместе взятое было весьма душеполезно для святых и христиан прошлых веков, поскольку весьма возгревало в их душах спасительный страх Божий и одну из главных его составляющих - память смертную.
А для нас, современных христиан это, как уже много раз говорилось прежде, - душевредно. Ибо из-за рецидивов атеизма (который есть одна из самых сильных форм богоборчества) в душах нынешних христиан это учение вместо страха Божия и памяти смертной, зачастую, репродуцирует в нас это самое богоборчество в виде ропота и даже хулы на Бога как, якобы, жестокого и немилосердного, подвергающего грешника вечным мукам за его временные грехи и преступления. Что в полной мере и проявилось в нашей прошлой догматической полемике на РНЛ по поводу вечных мук.
И чтобы глубже понять неосновательность сего ропота и хулы на Бога, вкратце рассмотрим православное учение об аде. Согласно которому душа каждого человека после его смерти на 40-й день приходит на суд Божий, называемый еще частным судом Божиим. После которого, в зависимости от своей веры, суммы добродетелей и грехов, отправляется либо в рай, либо в ад.
И на этом суде в качестве свидетелей и даже обвинителей души участвуют ангелы, как добрые, так и падшие. Последние подробно перечисляют все грехи усопшего человека (т.н. «граматы» бесовские), требуя отдать им его душу в ад на мучения. Что образно описывается в так называемых загробных мытарствах души. И если ангел хранитель души и она сама на этом суде не смогут оправдать ее за недостатком ее веры и добродетелей, то душа действительно отдается в лапы лютых бесов и ведется на ужасные мучения в ад. Правда, согласно праведному суду Божию ведется в те или иные, более или менее страшные его места, в зависимости от тяжести грехов усопшего.
Прискорбную для человека логику сего ужасного действа объясняет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, говоря: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин.3: 8). Смысл этих слов в том, что всякий человек, делающий грех, необходимо подчиняется диаволу, делает его своим начальником, ибо именно последний и положил начало греху, рабом которого и, соответственно, диавола становится согрешающий (ср.Ин.8: 34.44). И на частном суде Божием (мытарствах) сатана и его ангелы всегда пытается доказать это свое начальство над каждой душой уже в загробной ее участи. И горе душе, если она, не зная того, о чем пророк Давид просил Господа: «Научи мя оправданиям Твоим» (Пс.118: 12), - не сможет оправдаться на этом суде!
Впрочем, точно такую же закономерность мы видим и ууголовников, судимых мирскими судами. Ведь там зачастую бывает так, что какой-то вначале даже честный и порядочный человек (чаще всего - молодой и неопытный) попадает в банду преступников, под начало самого матерого из них, сам становится, таким образом, злодеем. И, попавшись на очередном своем преступлениибывает осуждаем такими судами на то или иное наказание, в зависимости от тяжести им совершенного.
Но на этом прямая аналогия с мирскими судами заканчивается. Конечно, человек действительно может попасть под влияние матерого бандита, вступить в его банду и там стать подобным же злодеем. Но если всю эту банду поймают, то в мирских судах ее главарь не может быть только свидетелем, а тем более, обвинителем рядовых членов банды, - очевидно, что это крайне несправедливо. Нет, в мирском суде он-то по справедливости и будет главным обвиняемым, а также понесет самое большое наказание!
Но на частном суде Божием, как видим, не так. И святые отцы как бы не замечают этого вопиющего противоречия, впрочем, за редким исключением. Помню читал как-то у одного из святых отцов (если мне не изменяет память - у преп.Нила Мироточивого) приблизительно следующее: вот ведь бес и является главным преступником (главарем), соблазнившим человека на грех (ср.Мф.18: 6-7). И поди же, на частном суде Божией этот главный духовный «бандит» не только не осуждается, но еще выступает в качестве свидетеля и даже обвинителя! И зачастую в качестве «награды» за свои злодеяния еще и прихватывает в ад грешную душу! Справедливо ли это?! Конечно, нет!!!
Однако, почему же Господь попускает такую несправедливость?! Ради существования ада, который в результате ее возникает. Ведь ад, по своей сути совершенно противный милосердному Богу, по Его же милосердию попускается Им существовать ради спасения как можно большего числа людей. В которых, таким образом, т.е. чрез знание о загробном адском наказании за грехи возгревается страх Божий и память смертная. С помощью коих наиболее разумные и праведные из них избегают загробного наказания в виде ада, но спасают свои души, достигая рая и Царства Небесного. А грешные хотя бы отчасти удерживаются от самых чудовищных своих преступлений.
Ведь посмотрите: есть загробное воздаяние за грехи в виде страшного ада, а люди все равно грешат, иногда, особенно в наше время, - грешат весьма тяжко. А что бы было, если бы загробного наказания в виде ада не было бы?! Очевидно, человечество развратилось бы до такой степени, что сама земля бы превратилась в ад! Вот почему человеколюбивый Господь, чтобы не допустить последнего, попускает существование ада; хотя тот по своей сути совершенно противен Его милосердию.
Но тогда отсюда следует, что в конце времен, после Страшного суда Божия над всем человечеством нужда в аде и «услугах» бесов по мучению грешников в аду - отпадут. Ведь все праведники уже спасутся, а грешники пойдут в геенну огненную; и это уже навсегда, т.е. вечно. Поэтому возгревать у тех и других страх Божий и память смертную с помощью ада и страшных мучений там грешников бесами уже не будет смысла. И ад, а также мучения и там, и вообще мучения человека бесами - упразднятся. И это отнюдь не мнение прот. Г.Городенцева, но, как сейчас мы увидим, совершенно определенное учение Православной Церкви. Которое святые знают, но не особенно афишируют.
Но и понятна логика святых отцов, которые, как я уже сказал, во-первых, как бы не замечают мнящейся «несправедливости» осуждения грешного человека частным судом Божиим, на коем в качестве свидетелей и обвинителей выступают куда более грешные бесы.А, во-вторых, не особо популяризируют учение Церкви о будущем упразднении ада и мучений человека бесамикак там, так и в геенне.
Очевидно, такая святоотеческая логика связана все с той же необходимостью таким образом возгревать у человека страх Божий и память смертную. Элементы ада, особенно мучения там человека страшными бесами, как я уже говорил, проецируется на геенну, а из нее заимствуется вечность загробных мучений грешников. А все это вместе взятое в сумме создает у человека ложное, но весьма душеполезное мнение для православных прошлых веков, однако весьма душевредное для нынешних, живо чувствующих несправедливость этого мнения, что и в геенне их вечно будут мучать бесы.
И в том, и в другом случае эффект душеполезности или душевредности усиливается законом, которым Слово Божие положило вражду между сатаной и его ангелами с одной стороны, а человеком - с другой. Как и преднарек Бог сатане под образом змия (ср.Откр.12: 9): «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3: 15).
Но, повторяю, если для христиан прошлых веков это ложное мнение о, якобы, «вечных мучениях человека бесами и в геенне» было душеполезно, то для нас оно - душевредно. Поэтому нам нет никакой необходимости этого ложного мнения придерживаться. Но сначала покажу его ложность.
Далеко для этого ходить не надо. Православное догматическое богословие, даже школьное, говоря об отличиях частного и Страшного судов Божиих, отмечает, что если на первом судятся лишь люди, то на втором осуждаются не только грешные человеки, но и демоны. После чего последние отсылаются на вечные мучения в геенну, чем устраняется, и уже навсегда, навечно устраняется вышеупомянутая мнимая несправедливость наказания грешных людей в аду куда более злыми и грешными демонами.
О чем в Евангелии говорится так: «Тогда (Господь) скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25: 41). И вот как толкует это место Св.Писания блаженный Феофилакт: «Заметь, что Бог не для людей уготовал огненное мучение и не для нас уготовал наказание, а для дьявола».
Впрочем, у каждого читающего это место Евангелия (Мф.25: 41) по аналогии с адом и из-за душеполезного для древних, но душевредного для нас вышеуказанного заблуждения возникает впечатление, что уж если демоны и грешные люди окажутся вместе в геенне, то и там первые будут люто мучать вторых. Но, согласно Св.Писанию и Св.Преданию, это не так, и даже очень сильно не так!
Для этого посмотрим, как толкует тот же блаженный Феофилакт истошный вопль легиона бесов, которыми были одержимы гадаринские бесноватые: «И вот, они (бесы) закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришле Ты сюда прежде времени мучить нас»(Мф.86 29).
А вот толкование сих слов блаженным Феофилактом: «Мучением они считают то, что им не позволили вредить людям; слова же «прежде времени» понимай в том смысле, что демоны думали, будто Христос, не вынеся слишком сильной злобы их, не выждет времени наказания, чего в действительности нет, ибо им до кончины века позволено бороться с нами».
Итак, отсюда очевидно следует, что после кончины века бесы уже не смогут вредить людям; т.е. уже не смогут мучать человека, даже грешного; не смогут мучать людей даже в геенне! Но, наоборот, они сами будут там мучиться. Причем, по крайней мере, одно из их мучений и будет состоять в том, что они уже не смогут мучать людей даже вместе с ними находящихся там. Но, наоборот, хотя бы косвенно будут мучимы последними по причине собственной (бесов) неспособности их мучать! Как говорится: «Близь локоток - да не укусишь»!
Но такое учение порождает больше вопросов, чем ответов. Если с адом все понятно, там бесы по своему человеконенавистничеству и злобе мучают людей, то кто же или что же будет вечно мучать грешников в геенне? И потом, в ад на мучения людей насильно влекут бесы, а кто же или что же влечет грешников на мучения в геенну?
На эти и кое какие другие подобные насущные вопросы с помощью Божией постараюсь ответить в следующей части сей статьи. А пока советую читателю усвоить хотя бы то, что сказано в сей ее части.
(Продолжение следует)