Что такое геенна огненная?!

Часть 4

 

 

 

Часть 1

Часть 2

Часть 3

  

Эта статья является продолжением публикации «Путь не святых», на которой в значительной степени и основана. Поэтому читатель, желающий понять данную статью о геенне, сначала должен прочитать упомянутую предыдущую публикацию. В противном случае ему будет очень трудно ориентироваться в том, что будет сказано сейчас.

   Итак, для начала снова вспомним евангельскую притчу о неверном управителе (Лк.16: 1-13). Согласно оной последний расточал имение господина своего, из-за чего тот хотел отрешить его от управления домом (Лк.16: 2-3). В 3-й части публикации «Путь не святых» я заметил, что это очень похоже на положение весьма многих русских патриотов, которых Господь - Господин Русского Дома отрешил от управления последним.

   Но по какой причине? Неверный управитель расточал имение господина своего, а что расточаем мы?! Много чего, но приведу актуальный, конкретный и чрезвычайно полезный пример. Как знают постоянные читатели РНЛ не так давно у нас на сайте была весьма напряженная и эмоциональная дискуссия по поводу вечности загробных гееннских мук нераскаянных грешников. И многие, позиционирующие себя в качестве русских православных патриотов, эту вечность гееннских мучений в той или иной форме отрицали.

   Не буду вдаваться сейчас в разные доказательства и экивоки, просто замечу, что учение о вечности загробных мучений нераскаянных грешников - это один из существенных догматов Православия, содержащийся в Св.Писании и Св.Предании, в частности, соборно утвержденный Пятым Вселенским Собором. Поэтому отрицающие сей догмат, подобно неверному управителю, расточают имение Господина своего - Православие. Стоит ли удивляться, что они, как правило, оказываются не у дел; по крайней мере, не у тех, у которых хотели бы оказаться?

   Но может быть некоторым православным читателям и авторам РНЛ показалось, что лично я, прот.Г.Городенцев, сопротивляющийся вышеупомянутому лжеучению, - это, как некоторые мнили, «пример истинного православного пастыря, борющегося против ереси»? Как бы не так! Дело в том, что в Православии есть следующее существенное правило: то, что единожды постановлено тем или иным Вселенским собором, уже не подлежит обсуждению - это уже не предмет дискуссии, а предмет нашей веры.

 Так, скажем, когда злочестивый царь-иконоборец Лев Армянин (813-820 г.г.) уже после Седьмого Вселенского Собора 787 г.), утвердившего иконопочитание, захотел устроить по поводу последнего полемику между еретиками и святыми отцами, то последние отказались, хотя легко могли опровергнуть лжеучащих. Однако свв.отцы сослались на постановления Седьмого Вселенского Собора, указав царю, что вопрос об иконопочитании единожды соборно решен и возврата к нему в виде вопроса и дискуссии уже быть не может!

   Между тем, как выше было сказано, догмат о вечности гееннских мучений нераскаянных грешников также утверждён Пятым Вселенским Собором. Поэтому устраивать дискуссию о нем на РНЛ ради самой по себе дискуссии не следовало бы. Ведь авторитет прот.Г.Городенцева по сравнению с авторитетом святых отцов сего Собора ничтожно мал; а сравнивать его с Духом Святым, Которым утверждено соборное определение о вечности гееннских мучений («изволися Святому Духу и нам») - вообще весьма нечестиво.

   Но я не вчера родился в Православии, и не один день в православном богословии - все это мне прекрасно известно. И поэтому я не собираюсь лицемерно становиться в гордую позу и примерять на себя фарисейскую шапку «обиженного еретиками учителя народов». Нет, согласно только что сказанному, я в вышеуказанном смысле такой же неверный управитель, как и мои оппоненты. Но в отличие от них, могу переписать расписки своего Господина. Поэтому заранее и начинал полемику о вечности загробных мук не ради самой по себе полемики, а с другими целями.

   Во-первых, эта полемика на РНЛ сыграла роль своего рода мониторинга, показавшего, что среди ее авторов и читателей есть достаточно большая группа христиан, в той или иной степени не принимающая догмат о вечности загробных мучений. Мне это состояние достаточно хорошо известно, когда-то на заре своей христианской юности я пережил то же самое.

   Теперь оценим это состояние в категориях «пути не святых», особенно того, что изложено во 2-й части того моего одноименного произведения. Сначала зададимся вопросом: почему святые отцы, да и вообще православные христиане древности так высоко ценили этот догмат о вечности загробных мучений, что даже защищали это учение на Вселенском Соборе?! Потому что они с детства, с молоком матери впитали страх Божий и весьма душеполезную память смертную, которая есть основа и продолжение этого спасительного страха. Но очевидно, что обе эти великие добродетели зиждутся на догмате о вечности гееннских мук грешников, и, соответственно, разрушаются отрицанием этого догмата.

   Вот что, например, сказал о пагубности учения Оригена про конечность загробных мук грешников, вызывающего крайнее нерадение в деле спасения души, преподобный Иоанн Лествичник: «Все, а в особенности падшие, должны беречься, чтобы не допустить в серце свое недуг безбожного Оригена; ибо скверное его учение, внушая о Божием человеколюбии, весьма приятно людям сластолюбивым» (Лествица. Слово 5. 41).

   Итак, святые отцы на своем христианском аскетическом пути из пункта А (естественного состояния) в пункт В (сверхъестественное состояние), пройдя определенное число верст-поприщ, образно выражаясь, достигали «озера с чистой водой» (догмата о вечности загробных мучений), из которого, имея страх Божий, могли утолить свою духовную жажду. Поскольку этот догмат возгревал в них весьма душеполезную память смертную; ту, о которой сами святые свидетельствовали: «Помни последняя твоя, и во век не согрешишь»! Вот почему этот догмат имел для них столь большое аскетическое значение, каки говорит об этом великий аскет древности преподобный Иоанн Лествичник. 

   А теперь возьмем современного христианина, пришедшего ко Христу из атеизма, который есть одна из самых явных и отвратительных форм богоборчества. Поэтому такой христианин, как правило, страха Божия не имеет, зато много болтает о «любви», которая на самом деле для него куда большая терра инкогнита, чем оный страх. А что касается памяти смертной, то для такового, из-за его постоянных грехопадений и следующих за ними уныния и, особенно, отчаяния, - она скорее соблазн, чем добродетель. Ведь из-за этого он мнит, что рискует так и умереть в своих грехах, отправившись прямиком в ад, а оттуда в геенну.

   Поэтому современный христианин, идя из пункта С (такового своего противоестественного состояния) в пункт А (естественное состояние) и пройдя на этом пути ровно такое же количество верст-поприщ, что и вышеупомянутые святые, т.е. достигнув (узнав) догмат о вечности загробных мучений, из-за своего противоестественного состояния обнаруживает там не озеро с чистой водой, способной утолить духовную жажду, а болото с ядовитой жижей, пить из которого ни в коем случае нельзя. Поскольку сей догмат вместо того, чтобы возгревать страх Божий и весьма душеполезную память смертную, из-за нечестия современного неофита вызывает в нем ропот на Бога, как, якобы, жестокого, немилосердного и неправосудного. Этим и объясняется столь упорное сопротивление на РНЛ наших оппонентов по поводу православного учения о вечности загробных мучений, несмотря на совершенно ясные и недвусмысленные догматические основания сего учения.

   Они похожи на человека, который пройдя несколько верст-поприщ и обнаружив вместо ожидаемого озера с чистой водой ядовитое болото, пытается его обойти и продолжить путь дальше. Здравое зерно в этом есть; т.е. чтобы не пить эту ядовитую жижу, но игнорировать ее, пытаясь пройти мимо и идти дальше, попросту отрицая сей догмат, чтобы, зная свое печальное духовное состояние, избежать худшего - хулы на Бога и прямого богоборчества.

   Правда, в вышеупомянутой конкретной полемике по поводу сего догмата на РНЛ подавляющее количество порицаний достались не Богу, а «Г.Городенцеву». И слава Богу! Ведь надо честно признаться, что, по праведному суду Божию, досталось они мне поделом. Ибо когда-то, на заре своего христианского младенчества и я, только что пришедший из богоборческого атеизма, по его инерции все пыжился бороться с Богом, роптал на Него и даже хулил. А теперь получил праведное мздовоздаяние той же самой «монетой»!

Главной же непосредственной причиной тому моему младенческому богоборчеству были постоянные неудачи в попытках начать духовную жизнь; но и богоборческие сомнения в догмате о вечности гееннских мук также сыграли в этом значительную роль. И милосердный Господь еще тогда пресек последнее удивительным образом. Он открыл мне, что такое геенна или, по крайней мере, открыл ее существенный образ. После чего сомнения в сем догмате полностью испарились, и вот уже лет 30-35 я успешно использую в своей аскетической жизни сей образ и получаю большую духовную пользу.

   Ведь в чем основная аскетическая ошибка моих оппонентов? Они, образно выражаясь, обнаружив на своем духовном пути вместо чистого озера ядовитое болото, пытаются, игнорируя его, пройти мимо и идти дальше, не задаваясь вопросом, - а возможно ли это? Возможно ли путешествующему по жаркой пустыне и изнывающему от жажды страннику, дойдя до места, где он по идее может напиться чистой воды, пройти мимо этого оазиса, мнящегося ему болотом, и не умереть в дальнейшем пути от жажды?! Согласно учению святых отцов - невозможно! Ибо память смертная, согласно сему учению, - это одно из основных средств спасения души (см., например, вышеприведенные преп.Иоанна Лестичника: Лествица. Слово 5. 41), и игнорировать ее нельзя.

   Поэтому надобно вернуться в сей оазис и там из мнящегося в нем болота постараться получить чистую воду. Чтобы, утолив ею свою духовную жажду, более или менее безопасно продолжить свое путешествие на пути не святых. Чему меня в свое время научил Господь; научил, как более или менее безопасно можно пройти этот участок(этот «оазис») на пути из С в А. Поэтому могу научить сему и других. А сие в свою очередь означает, что хотя я и неверный управитель, но расписки, с Божией помощью, переписать могу.

   Почему же я не сделал этого раньше, но 30-35 лет молчал?! Это связано с очень уж специфическими свойствами того образа геенны огненной, который мне открылся. Он, во-первых, фантастически чудовищен; во-вторых, крайне нечестив; и в-третьих, весьма соблазнителен. Вот эти-то выдающиеся не в ту сторону свойства сего гееннского образа, особенно третье, долгое время заставляли меня молчать. Не соблазню ли таким образом кого-то из малых сих, - думал я и молчал.

   Но прошедшая на РНЛ полемика по поводу вечности гееннских мук отчётливо показала, что многие из-за этого догмата соблазняются. Поэтому если и дальше молчать на сей счет, то, думаю, соблазна будет больше, чем если говорить. Снова замечу, что в данном случае РНЛ сыграла роль очень важного мониторинга, еще раз подтвердив свое значение в качестве своеобразной лаборатории русской православно-патриотической мысли!

   Кроме того, у меня есть еще одна причина говорить. Упомянутый образ геенны, открытый мне лет 30-35 назад, все это время осмысливался на основании того, что можно назвать христианскими: гносеологией, метафизикой, онтологией, этикой и, как я недавно понял, эстетикой. Но сейчас непосредственно прибегать к сему образу со всеми сими сложностями особой нужды нет. Как раз во время нашей полемики о вечности загробных мук я посредством сего  образа геенны понял, что все душеполезное в нем можно выразить иным путем - преимущественно с помощью Св.Писания и Св.Предания.

   И действительно, если заранее знаешь ответ задачи, то решить ее можно разными способами. Наиболее «мягкий» из которых, если Богу будет угодно, и обнародую в следующей части сей статьи.

 (Продолжение следует) 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. Re: Что такое геенна огненная?!

такой христианин, как правило, страха Божия не имеет, зато много болтает о «любви», которая на самом деле для него куда большая терра инкогнита, чем оный страх." это очень верно и глубоко.

Lucia / 02.02.2017
Георгий Городенцев:
Причина эпидемии и врачевство от неё
Соблюдение санитарных норм не должно вместо Богослужения Христу превращаться в служение языческим богам – демонам
23.03.2020
О «встрече с Богом»
Отклик на публикацию Марии Мономеновой «Души детей сжигают в пепел»
21.03.2020
А если вдруг завтра закроют церкви?!
Стоны о таком возможном ограничении прав Церкви не более чем страхования бесовские
19.03.2020
Актуальная суть православного учения о Таинстве Покаяния
Не следует бояться с сокрушением вспоминать наши прошлые, исповеданные и прощеные грехи
18.03.2020
Недопокаяние
Наши атеистическо-постатеистические грехи неизмеримо выше грехов древних иудеев
17.03.2020
Все статьи автора
"Богословский спор о вечности или конечности посмертных мук"
Все статьи темы
Последние комментарии
Европейский Содом получает по заслугам
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.03.2019
Вино или Кровь
Новый комментарий от Сант
27.03.2019
Верните памятник Г.К.Жукову на Манежную площадь!
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.03.2019
«Неужели Бог слабее, чем вирус?»
Новый комментарий от Яков Яковлевич
27.03.2019
Уничтожать пленных поляков было бы политическим самоубийством
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.03.2019
Эти непонятные русские
Новый комментарий от Наталья Скиф
27.03.2019