Вкратце о вечных муках грешников в геенне огненной

Богословский спор о вечности или конечности посмертных мук  Проблемы церковной жизни 
0
5122
Время на чтение 10 минут

Вкратце, потому что раскрыть эту тайну более или менее полно невозможно без некоторых предварительных знаний из области метафизики, логики, православного учения о наслаждениях и страданиях. Без этого возможно лишь несколько приоткрыть завесу над сущностью геенны огненной. Впрочем, последняя сама по себе уж и не такая великая тайна, наоборот, геенна - вещь достаточно пошлая, что будет видно из дальнейших рассуждений. Но и по самой этимологии сего слова - это, вот ведь пошлость, просто мусорная свалка! Правда, с особым мусором. Туда, думаю, сбрасываются все материальные отходы творения Божия, весь тот мусор, который от него остался.

Побудили же меня написать эту статью две публикации на РНЛ (в частности, их форумы), где шла речь о вечности мучений грешников. Первая из этих публикаций - статья диакона Кирилла Афанасьева «Любовь постмодернизма и вечные муки».  Надо сказать, что о.Кирилл написал очень хорошую, толковую и, главное, православную статью на означенную тему. Я лично кое-чему у него поучился. Но на форуме сей публикации возник спор о том, как совместить вечность мучений грешников в геенне с блаженством праведников в Царстве Небесном? Как, мол, могут праведники блаженствовать, зная, что кто-то страдает? Ведь они должны сострадать страдающим грешникам? При этом припомнили преподобного Силуана, точнее, его слова: «Любовь не может этого понести». О.Кирилл в своей статье и на форуме совершенно правильно определил, что эти слова старца относятся к его молитве за грешников, мучающихся в аду, загробная участь которых по молитве праведника, да и вообще, по молитвам других православных христиан может быть изменена в лучшую сторону. Но это не относится к вечным мучениям в геенне. Однако вопрос остается: как же можно совместить вечное блаженство праведников с вечными мучениями грешников? 

Некоторым рационалистически мыслящим совместить это никак не удается. А почему? По причине ложности исходной посылки. Если мы, к примеру, примем в качестве исходной посылки, что дважды два равно пяти, то тогда у нас получится, что четыре на четыре равно двадцати пяти и т.д. Так и в данном случае. Если мы вспомним житие преподобного Силуана, то там как раз и был такой момент, когда старец засомневался, что будет блаженствовать после смерти, даже попав в рай, если при этом в аду будут страдать другие люди, особенно его родственники. Но дело в том, что любой мало-мальски опытный подвижник легко распознает и поймет, что это сомнение было прилогом диавольским в невидимой брани, чтобы вызвать у о.Силуана уныние и нерадение о собственном спасении. Ведь диавол, воюя против нас, не всегда внушает нам, скажем, блудные помыслы, но иногда и такие, вроде бы, «хорошие» да «умные» мысли. И если мы примем этот сатанинский прилог, это диавольское духовное «дважды два - пять», то в дальнейшем у нас все время и будет получаться диавольское: «четыре умножить на четыре - двадцать пять». Духовная логика все время будет хромать. О.Кирилл очень хорошо показал это, процитировав старца Паисия, который оценил сей диавольский прилог, ставящий любовь грешного человека, якобы, выше любви Божией, как хульный помысл.

Но посмотрим и более конкретно, что диавольская хитрость предлагается нам в качестве «сострадания» к грешникам, вечно мучающимся в геенне огненной. Ведь сострадание, которое происходит у нас от любви к ближним, бывает разное (как и сама эта любовь), зависящее от рода страдания. К примеру, естественные страдания (болезни, лишения и т.п.) людей вызывают в нас и естественное сострадание, в первую очередь, состоящее в желание помочь страждущим, особенно если они наши родственники и близкие.

Иное дело страдания сверхъестественные, например, святых мучеников. Конечно, и здесь действует сострадание естественное, когда православные христиане (например, св.вмц.Анастасия Узорешительница) стремились облегчить муки Христовых мучеников. Но, по преимуществу, страдания мучеников, как мы это знаем из житий святых, вызывают сверхъестественное сострадание, состоящее в радости за страдальцев Божиих, души которых по их мученической смерти беспрепятственно восходят в рай, а также порождают у других христиан и даже не христиан святое желание самим стяжать венец мученический. Ведь кровь мучеников - это семя христианства.

Вышесказанное очень возвышенно, но нам, к сожалению, по порядку повествования далее придется говорить об очень низких и пошлых вещах. Что поделать, я ведь предупредил, что геенна - вещь очень пошлая. Итак, есть еще один род страданий - противоестественный. Известно психическое заболевание под названием мазохизм, когда больные этим люди желают страдать, получая от сего извращенное наслаждение. Кстати сказать, в интернете, полным полно этих садомазохистских порно сайтов. Так что, может зайдем туда и будем «сострадать несчастным»?! Очевидно, православный христианин от всей души старается этого не делать. Поскольку такое бесовское «сострадание» - это вид блудной страсти, да еще и в извращенной форме.

А теперь вспомним, что является причиной вечных страданий грешников в геенне огненной? Отнюдь не диавол и его ангелы, которые сами в ней страдают (ср.Мф.25,41), а своеволие грешников. О чем я подробно писал в своей статье «Об аде, геенне и вечных муках»,  опубликованной на РНЛ 15 мая 2010 года. Но своеволие и означает, что грешники идут по своей воле (пока не буду говорить о причине этого странного явления) на эти вечные страдания, т.е., согласно вышесказанному, последние носят противоестественный характер. Поэтому и навеянное бесом желание «сострадать» больше, чем Бог, вечным мучениям грешников - представляет собой вид блудной страсти. Причем, блуд в данном случае понимается как в узком, так и в широком смысле этого слова, как блужение, удаление, отпадение от Бога. Вот так из сего бесовского прилога типа «дважды два - пять» (желания сострадать вечным мучениям грешников в геенне), получается бесовское «четырежды четыре - двадцать пять», - т.е. извращенная блудная страсть. И уж если обыкновенному православному христианину не рекомендуется предаваться такому бесовскому «состраданию», заглядывая на садомазохистские сайты, то тем более святые в Царстве Небесном этим «состраданием» не болеют. Поэтому не надо приписывать им в вечном блаженстве эти и другие болезни, которых там и близко нет.

Маленькое аскетическое замечание. Из всего вышесказанного очевидно, что если человек начнет неумеренно предаваться подобным размышлениям, точнее, бесовским прилогам (которые о.Паисий называет хульными помыслами) типа: «как это Бог попустил вечные мучения», «как праведники блаженствуют в Царстве Небесном, когда грешники вечно мучаются» и т.д. и т.п., это, согласно вышеприведенной духовной логике, вызовет у такового блудную страсть в извращенной форме, в частности, непреодолимое желание заходить на садомазохистские и другие порно сайты.

Очень забавно и то, хотя по этому поводу скорее надо плакать, что те, кто по долгу службы должен разоблачать такие бесовские прилоги и хульные помыслы, в наше время зачастую их распространяют. Так, в частности, православная и здравая статья о.Кирилла была написана в опровержение подобных прилогов, распространяемых... протоиереем Димитрием Струевым. Впрочем, какого только зла нет в наше страшное время?!

Теперь перейду к другой публикации на РНЛ, которая вызвала у меня желание написать эту работу, речь идет о статье священника Сергия Карамышева «Об обвинении профессора А.И.Осипова в ереси». В самой статье нет ничего о вечных мучениях, поскольку она посвящена другой теме. Но на форуме сей статьи (п.167) некто Александр поместил видеоролик, в котором проф.А.И.Осипов выразил «оригинальное» (в прямом и переносном смысле этого слова в кавычках) мнение, что посмертные мучения не являются вечными. Интересна и история появления этого видеоролика. На ряде форумов (этой и других статей) чрезмерные поклонники проф.Осипова все время требовали от православным каких-то документальных доказательств того, что их кумир иногда высказывает не православные мнения. Наконец, такое документальное доказательство в виде сего видеоролика было предъявлено. В ответ последовали заявления осиповцев, что оно, якобы, взято из интернет-помойки и т.д. и т.п. Короче говоря, как в том известном анекдоте, когда жена постоянно обманывает своего слишком доверчивого супруга, постоянно наставляя ему рога. Муж все время обнаруживает доказательства ее измен, даже время от времени находя ее голых любовников то в шкафу, то под кроватью, но каждый раз жена убеждает своего дуралея, что это водопроводчик, электрик и т.д. Наконец, наступает кульминация: муж, как и водится по закону жанра, неожиданно приехав из командировки, застает свою жену в кровати в объятиях любовника. На что жена, ничуть не растерявшись, и продолжая свое приятное занятие, нагло заявляет ему: «Так кому же ты будешь верить, мне или своим бесстыжим глазам?!».

Но вернемся к вышеупомянутому видеоролику, оценив его православным взглядом. И если этот взгляд кому-то покажется «бесстыжим», сквозь слезы посмеемся такому анекдотическому продолжению. Итак, в данном видео ясно видно, как А.И.Осипов высказывает мнение, что страдания грешников не будут вечными. Если бы мы жили лет так двести или триста назад, на этом все можно было бы закончить. Поскольку такое мнение явно противоречит словам Господа нашего Иисуса Христа о вечности мучений грешников в геенне (ср.Мф.25,46) и другим подобным местам Св.Писания. А также вероопределениям V Вселенского Собора, осудившего еретика Оригена, в частности, и за его мнение о том, что когда-то эти страдания прекратятся. Повторяю, лет 200-300 назад на этом можно было бы закончить. Поскольку у православных нет обычая доказывать то, что сказано Господом или утверждено Вселенскими Соборами, ибо это Истина, так сказать, в последней Инстанции. Но в наше время, когда православие почти никому не нужно, все и почти всем приходится доказывать - даже совершенно очевидные и прописные истины Православия. Тем более, что Алексей Ильич ссылается на святых отцов, которые, якобы, подтверждают его мнение.

В действительности, из всех названных им святых лишь святитель Григорий Нисский высказывал подобное мнение, которое, однако, было осуждено Православной Церковью, поэтому он от него отказался. Почему почитается и святым, и учителем Церкви. Что касается других святых, то здесь, уж не знаю, или по незнанию, или по лукавству, Осипов делает хитрую (для почти полностью неграмотных в православии христиан) подмену, когда, к примеру, из Пасхального слова св.Иоанна Златоуста цитирует то его место, где говорится о не вечности ада. О чем говорят и другие святые.

Разумеется, ад не вечен! Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов об этом говорит еще лучше: что в конце веков «и смерть и ад повержены в озеро огненное» (Откр.20,14). Согласно православному вероучению, адские муки не являются вечными. В конце веков, после Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа все мертвые воскреснут, а ад будет упразднен, и временные мучения грешников прекратятся. Затем будет Страшный Суд, после которого праведники наследуют вечное блаженство в Царстве Небесном, а грешники будут определены уже не на временные, а на вечные мучения в геенне огненной. Эти мучения, как учит Православная Церковь, будут неизмеримо страшнее адских не только в силу своей вечности, но и потому, что в аду мучается только душа человека, а в геенне будут страдать и душа, и тело. Думаю, геенские мучения неизмеримо страшнее адских еще и потому, что последние ограничены действием мздовоздаяния Божия за грехи. А в геенне мучения не ограничены ничем, ибо своеволие человеческое, которое их вызывает, не знает границ. Обо всем этом я также говорил в своей уже упоминавшейся статье «Об аде, геенне и вечных муках».

Интересен еще один момент из видео выступления проф.А.И.Осипова. Он понимает, что нравственные последствия его учения о «временности страданий грешников» - ужасны, поскольку (о чем говорили святые отцы, осуждая это учение Оригена) оно делает христианина нерадивым в деле спасения души. Ведь если загробные страдания временны, то чего мне бояться греха, который так «сладок» для грешника! Все равно я рано или поздно «спасусь». Посему буду грешить! Алексей Ильич эту логику понимает, поэтому делает эфемерную попытку напугать грешника временными адскими страданиями. Так он приводит пример, который должен показать, что и временные страдания страшны: «Если, мол, человек согласится за триллион евриков попасть руки садиста всего на один час, то и через пять минут для него это станет невыносимым, и он будет просить пощады».

Но, повторяю, это очень эфемерный аргумент. Во-первых, потому, что им пренебрегли святые отцы, когда обличали эту Оригенову ересь. Как же это святые отцы, обличая Оригена за его учение, делающее нас нерадивыми в деле спасения, вслед за проф.Осиповым не обратили внимание на, что, как он мнит, «и временных, адских мук достаточно для того, чтобы внушить нам страх Божий»?! И не случайно святые отцы не приняли этот аргумент. Дело в том, что, во-вторых, как сам последний, так и, особенно, пример, на котором он построен, просто не корректны, поскольку абсолютно не соответствуют действительности. Ведь, к примеру, на уже упоминавшихся садомазохистских порно сайтах соответствующие модели и просто любители отдаются в руки самых настоящих садистов не за триллион, миллиард или, даже, миллион евро, а за гораздо меньшие деньги (а любители, вероятно, и бесплатно). И отдаются не на один час, а на гораздо большее время, поскольку это работа моделей и хобби любителей. Причем, как свидетельствуют очевидцы, все они испытывают там самые настоящие, иногда ужасные страдания, вплоть до серьезного членовредительства. И точно также поступают все грешники, поскольку за деньги или мимолетные наслаждения не боятся терпеть временные муки. Так сладострастный блудник не боится за это получить плохую болезнь или даже СПИД; пьяница - болезнь печени, а чревоугодник - желудка. А за деньги множество людей готовы терпеть не только болезни, но иногда отдают и жизнь, ибо, как поет известный персонаж: «Люди гибнут за металл».

Что поделать, природа падшего человечества, особенно в наше время, очень уж испорчена, в погоне за наслаждениями и стяжаниями он явно не боится временных страданий. Поэтому дай ему «палец» в виде обещания не вечности загробных мук, он и всю «руку» (в виде полного нерадения о своем спасении) «откусит». Вот и весь сказ.

Правда, надо сказать еще и то, что современный христианин, зачастую не располагающий многими духовными средствами ко спасению, в частности, не полагающий православно в основу своего спасения догмат Искупления, весьма часто падает на своем духовном пути. И после этих многочисленных грехопадений впадает в уныние и даже иногда отчаивается в своем спасении. Таковой, конечно, будет охотно верить лжеучениям о конечности загробных мучений грешников, поскольку это, как ему кажется, предохраняет его от отчаяния.

Что на это сказать?! Есть многие пути, которые кажутся человеку благими, но конец их на дне адовом и геенском.

 

P.S. На форуме уже упоминавшейся статьи священника Сергия Карамышева «Об обвинении профессора А.И.Осипова в ереси» некоторые православные спрашивали: почему молчат отцы? Сообщаю, я не молчал, но, поскольку по техническим причинам не могу участвовать в форумах, то в самый день появления этой публикации о.Сергия (т.е. 18 февраля) написал и отправил в РНЛ свою статью, где выразил несогласие с мнением священника Сергия Карамышева. Но редакция РНЛ, исходя из желания не раздувать страсти, которые проявились на форуме у о.Сергия, эту мою статью не пропустила. И я, также ради мира и умиротворения страстей, согласился отказаться от публикации этой своей статьи.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

115. о геенне огненной

о.Георгий, Вы пишите: Но своеволие и означает, что грешники идут по своей воле (пока не буду говорить о причине этого странного явления) на эти вечные страдания, т.е., согласно вышесказанному, последние носят противоестественный характер.

расскажите пожалуйста более о причине этого странного явления, которое будет на Страшном Суде - чем заманит людей геенна? Наверное ответ содержится в пояснении, что такое есть геенна и почему ее тогда называют огненной?
Н.Вакарчук / 07.03.2013, 16:15

114. Ответ на 102., Артур :

Пожалуйста, вот Вам общность: 1. Страданию всякой твари сострадаешь по общности тварности 2. Страданию человека сострадаешь по общности образа Божьего в нас.

Согласен, это сейчас работает. потому нам больно смотреть на казнь. Но после Страшного суда - работать не будет. Так как нераскаянный грешник уподобится бесу, полностью отратив общность с прощённым грешником.
Андрей Карпов / 07.03.2013, 13:08

113. Ответ на 103., Олег В:

Отче, а ты сам, когда предстоишь пред престолом Божием и молишься «за всех и вся», что испытываешь? Блаженство или муки? Думается, что и то и другое, потому что именно здесь на Земле проходит граница между Небом и адом, а поле битвы - все мы. Каждый из нас хотя бы раз испытал, а иногда и подолгу испытывал либо «муки адовы», либо «райские блаженства». Мудрый Господь посылает нам эти чувствования как подтверждение существования оных мест. Конечно, там все по-другому. Даже те души, которые ТАМ побывали в «духе ли или теле» ничего другого, кроме того, что Сам Господь сказал о тех местах, добавить не могут. А потому спорить на эту тему, на мой взгляд, малоэффективно. Каждый останется с тем, что испытал. А вот выявлять псевдоинтеллектуальную богословскую отсебятину граничащую с ересью, надо. Для этого есть Писание и предания святых отцов. Ничего нет зазорно-позорного для такого уважаемого человека, как профессор Осипов, как, впрочем, и для каждого верующего в том, чтобы услышать мнение братьев и сестер по вере относительно собственных явных заблуждений. Это душеполезно во всех отношениях, ибо «железо железо острит», дабы каждый мог зреть не на опасном ли он пути.

1. И что же Вы хотите сказать, "старец" (Вы ведь мне "тычете", стало быть, старше меня и духовно опытнее)? 2. Занятны Ваши слова: "А вот выявлять псевдоинтеллектуальную богословскую отсебятину граничащую с ересью, надо". Самокритично. Остается только приветствовать. Работайте над собой: неустанно и неленостно.

112. Ответ на 110., Артур:

Пардон за опечатки
Артур / 07.03.2013, 09:56

111. Ответ на 108., Екатерина Домбровская:

Дорогая Екатерина, наверное, мне лучше отослать Вас к обсуждению статья диакона Кирилла Афанасьева «Любовь постмодернизма и вечные муки» - это обсуждение тянется оттуда. Ссылка есть в данном тексте о.Георгия. Этическая противоречие, которое в связи с данными вопросами возникает, как и исходит из истинности утверждений о полноте блаженства и вечности мук. И я эту проблему не стараюсь разрешить, я только указываю на то, что она существует. Думаю, если Вы прочтете то обсуждение, то сможете в этом убедиться )
Артур / 07.03.2013, 09:12

110. Ответ на 107., Артур:

скорбел ИисусДорогая Екатерина, благодарю Вас за замечание. Иисус скорбел. И разве мы станем считать, что до Креста и Воскресения Христос скорбел, а после утратил такую способность? Причем, если страдал физически Спаситель по человечеству, то скорбел о человечестве и по Божеству тоже. Поэтому скорбят и праведники. А скорбь означает неполноту блаженства. Мы возвращаемся к этой проблеме - как к ней не подойди.

Артур, дорогой, Екатерина написала Вам замечательные по своей простоте и смыслу слова, спаси ее Христос! Почему Вы не желаете над ними поразмыслить? Вот эти слова : Зачем духовное, Божие подменять душевным, человеческим? Не большой ли это пробел в нашей духовной жизни? Помоги Господи!

109. Ответ на 107., Артур:

скорбел ИисусДорогая Екатерина, благодарю Вас за замечание. Иисус скорбел. И разве мы станем считать, что до Креста и Воскресения Христос скорбел, а после утратил такую способность? Причем, если страдал физически Спаситель по человечеству, то скорбел о человечестве и по Божеству тоже. Поэтому скорбят и праведники. А скорбь означает неполноту блаженства. Мы возвращаемся к этой проблеме - как к ней не подойди.

Дорогой Артур, это очень уже серьезное замечание о неполноте блаженства. Он не соответствует ни Писанию, ни Преданию. Не имеет себе подтверждения. А мою мысль, которую я, правда, скудно выразила, Вы не совсем , кажется ухватили. Все другое будет у тех душ в Раю - все чувства другие. Как и скорбь Христа - тем не менее не раз на пространстве Евангелий отправляющего в ад или геенну огненную достойных ее. Другие скорби, другие чувства, в корне другие - не земные эмоции. Так же как в Царствии Небесном не женятся и не посягают и живут как ангелы - все должно претвориться в человеке в новое вино. Все. И в совсем НОВОЕ ВИНО.Как в жизни полов - это разделение там преодолевается, так и вотношении "печали и воздыханий". Церковь поет, что там их нет. А мы говорим: есть. Ну не своевольники ли мы? Не хотим ли стать своим земным милосердием выше Господа? А несчастные самоубийцы - нередко вовсе не преступники, а слабые люди, доведенные до отчаяния? Николаевская вот писала... И что Церковь говорит? Неужели не понятно, что все эти поползновения не один кирпичик из здания Церкви вынимают, а вынимают краеугольные камни?!! Наше дело уповать на Господа. Уповать на Его милость и слушаться и доверяться до конца Его Святой вол. Здесь мы это делаем в борьбе с собой, а там - в блаженстве - те, которые сподобятся - будут совершать в блаженстве. Неполнота блаженства, как Вы выразились в сонове своей уже содержит инициацию богоборчества. Человек в Раю ВСЕ ПРИМЕТ. Иначе это будет человек не для Рая. А потом Ивана Карамазова со слезинкой ребенка. Господь утрет всякую слезу - "И отрет Бог всякую слезу с очей их". (Отк. 21:4). И вот вопрос: А почему Евангелие не говорит о страданиях и неполноте блаженства Лазаря, - ведь и он видит, как мучается богач?

108. Ответ на 105., Екатерина Домбровская:

скорбел Иисус

Дорогая Екатерина, благодарю Вас за замечание. Иисус скорбел. И разве мы станем считать, что до Креста и Воскресения Христос скорбел, а после утратил такую способность? Причем, если страдал физически Спаситель по человечеству, то скорбел о человечестве и по Божеству тоже. Поэтому скорбят и праведники. А скорбь означает неполноту блаженства. Мы возвращаемся к этой проблеме - как к ней не подойди.
Артур / 07.03.2013, 07:51

107. 105. Екатерина Домбровская

В ссылке на послание к Филиппийцам нужно добавить указание и на последующий стих: Флп.2:4-5 Может быть, я слишком кратко высказалась и непонятно, добавлю немного: человек спасенный, уготовившийся Раю - обретает другие чувствования, они не сравнимы с душевными, мирскими представлениями и ощущениями. Весь путь к Раю: это отказ от земной человеческой плотской правды ради Правды Божией. Ведь не зря сказано: рождается заново Новый Адам. Другой человек. А госпоже Николаевской, суждения которой я прочла с большим сочувствием, так как написано ею все очень искренно, скромно и потому очень трогательно., - так вот на это я могу сказать тоже просто: ничего Господь доброго ни в одном человеке не забудет. Все будет взвешено самых тончайших весах и все будет взвешено по Правде. Господь будет зреть на сердце человеческое. И если какому-нибудь грешнику Он захочет помочь, - поможет явиться среди потомков молитвенникам, и управит дело к лучшему.

106. Ответ на 56., Артур:

Оставим мостики... Останется ли у спасенных в Раю осознание реальности чужого страдания - все равно кого? Осознание того, что страдание существует?

. Дорогой Артур! У спасенных в Раю будут те же чувствования , что и во Христе Иисусе, - поскольку: "в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе".(Флп.2:4). Стоит задуматься о том, какие чувствования у Христа при виде грешников, обретших ад. И отчего скорбел Иисус: "Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не по­каялись: горе тебе, Хораз­ин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явлен­ные в вас, то давно бы они во вретище и пепле по­каялись.И ты, Капернаум, до неба воз­несшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явлен­ные в тебе, то он оставал­ся бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе"(Мф.11:21-24). Зачем духовное, Божие подменять душевным, человеческим? Не большой ли это пробел в нашей духовной жизни?
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Георгий Городенцев
Древние и нынешние препятствия к достойному причащению свв. Таин Христовых
Православный человек может победить всеянное в него бесами и нынешней сомнительной культурой зло, если он имеет веру и любовь Божию
26.10.2021
Что смертоноснее: ковид-19 или карантин?
Карантинные меры убивают людей, преимущественно пожилых, инициируя или обостряя сердечнососудистые и другие заболевания
12.01.2021
Почему «добровольное» принятие чипа является грехом?
Ответ на статью Генриха Голякова «Является ли грехом принятие чипа»
10.06.2020
Не садись на пенек…
Учения Defender Europe 2020 в Польше натравливают поляков на Россию, провоцируя «маленькую» европейскую войну по образцу 08.08.08.
08.06.2020
Все статьи Протоиерей Георгий Городенцев
Богословский спор о вечности или конечности посмертных мук
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
«Нас должна волновать судьба светских теологов»
В Санкт-Петербургской митрополии состоялось заседание совета по теологическому образованию
21.11.2024
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
О внешних и внутренних угрозах
Святейший Патриарх Кирилл выступил на заседании Бюро президиума ВРНС
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07