Св.Писание и Св.Предание о вечности мучений грешников в геенне

Ответ оппонентам

Богословский спор о вечности или конечности посмертных мук 
0
2324
Время на чтение 4 минуты

Совсем недавно я уже написал статью на эту тему, где постарался изложить соответствующее православное учение. Однако, один из наиболее преданных «осиповцев» на РНЛ, о.Александр Васькин, этому не верит. Так он, обращаясь ко мне, пишет в своем посте (п.31) на эту мою статью: «Вы почему вновь не опираетесь на Св. Писание и Св. Предание? Я не верю Вам. Учиться Вам нужно, а не учить». Поэтому придется продолжить полемику.

При этом сразу надо сказать, что в прошлой своей статье я все-таки ссылался и на Св.Писание (слова Господа - Мф.25,46), и на Св.Предание - деяния Пятого Вселенского собора, осудившего Оригена. Странно, что о.Александр этого не заметил. Впрочем, он в некотором отношении прав. Дело в том, что я излагал, как мне казалось, настолько общеизвестные любому мало-мальски грамотному семинаристу истины, что не особенно заботился обоснованием их на основе соответствующих цитат. Хотя, как уже сказал, кое-что на этот счет привел. Но поскольку батюшка Александр сомневается, поговорим об этом поподробнее.

Итак, что говорит Св.Писание о вечности геенских мук? Еще в Ветхом Завете об этом пророчествует пророк Даниил, говоря: «Наступит время тяжкое, какого не бывал с тех пор, как существуют люди, до сего времени... И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан.12,1.2). Очевидно, пророк, говоря о наступлении тяжкого времени, какого никогда до этого не было, имеет в виду время перед кончиной мира. О чем и Сам Господь сказал: «Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» (Мф.24,21). Говоря о восстании многих из праха земного, - он разумеет здесь всеобщее воскресение мертвых и Страшный Суд, на котором грешники будут осуждены на «вечное поругание и посрамление», что соответствует словам Спасителя: «Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения» (Ин.5,28-29).

Наиболее ясно православное учение о вечных мучениях грешников раскрыто в Новом Завете, особенно в притче Спасителя о Страшном Суде. Кстати сказать, совсем скоро, через несколько дней Православная Церковь в ряду подготовительных недель к Великому посту будет совершать и Неделю о Страшном Суде. Интересно, как неверующие в вечные муки грешников батюшки во время этого богослужения будут читать из Евангелия такие слова Господа нашего Иисуса Христа: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелом его» (Мф.25,41)?! И далее, еще яснее: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25,46)!

О вечности мучений тяжких грешников словами Ангела свидетельствует и ап.Иоанн Богослов: «Третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков» (Откр.14,9-11).

А вот как описывает св.ап.Иоанн Богослов всеобщее воскресение мертвых, Страшный Суд, конец ада и вечные мучения грешников уже не в нем, а в озере огненном, т.е. в геенне (описывает в той самой последовательности, как я писал об этом в предыдущей статье): ««И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр.19,11-15). Правда, здесь апостол прямо не говорит о вечности мучений грешников. Но в контексте Св.Писания (ср.Мф.25,41.46; Откр.14,9-11; 20,10.15), - это (т.е. вечность этих мучений) очевидно!

Теперь перейдем к Св.Преданию. Вам, о.Александр, из начального семинарского курса обучения должно быть известно, что постановления и правила Вселенских соборов - это второй по значению (после Символов веры) источник Св.Предания. А из курса общей церковной истории Вы, наверное, знаете, что Пятый Вселенский собор предал анафеме еретика Оригена. Ересей у него было много, но, в частности, в 9-м соборном анафематизме на этого лжеучителя сказано: «Если кто (говорит), что наказание демонов и нечестивцев - временное и будет иметь после некоторого срока свой конец, т.е. что будет восстановление (αποκαταστασιν) демонов и нечестивых людей, - анафема».

Как я уже писал в первой своей статье, одного этого соборного постановления для православных христиан уже вполне достаточно, чтобы прекратить всякие споры на тему вечности или конечности загробных мучений грешников. Поскольку соборные постановления не обсуждаются, им - подчиняются. А не подчиняющиеся попадают под анафему.

Это же определение Пятого Вселенского собора безусловно подтверждается Шестым Вселенским собором, в 1-м же правиле которого говорится: «Оригена... предали проклятию и отринули»*, разумеется, со всеми его ересями, в том числе и лжеучением о конечности вечных мук. Это же подтверждает и Седьмой Вселенский собор и все последующие Поместные соборы Православной Церкви, поскольку они всегда обязательно подтверждают постановления предыдущих, Вселенских соборов, в том числе, и 9-й анафематизм Пятого Вселенского собора, предающий анафеме Оригена и с ним всех тех, кто утверждает, что мучения грешников в геенне будут иметь конец.

Что касается пагубности учения Оригена о конечности загробных мук грешников, вызывающего крайнее нерадение в деле спасения души, то об этом лучше всего сказал преподобный Иоанн Лествичник: «Все, а в особенности падшие, должны беречься, чтобы не допустить в сердце свое недуг безбожного Оригена; ибо скверное его учение, внушая о Божием человеколюбии, весьма приятно людям сластолюбивым»**.

Итак, дорогой о.Александр, я по Вашей просьбе изложил Вам учение Св.Писания и Св.Предания о вечности геенских мук грешников. И теперь ожидаю от Вас ответной любезности. Поскольку Вы в это учения не верите, прошу Вас привести мне те места Св.Писания и цитаты из Св.Предания, где говорится о «конечности» загробных, геенских мук грешников. Тем более, что мне, по Вашему мнению, надо учиться, а не учить. Вот поэтому я, неуч, хочу услышать от Вас, ученого, все эти цитаты, чтобы и мне научиться... правда, не знаю чему?! 

 

Примечания

 

* - Книга Правил святых апостол, святых соборов Вселенских и Поместных, и святых отец. Правила Шестого Вселенского собора. Правило 1-е. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.1992. с.69

 

** - Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 5. 41

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

85. Ответ на 38., Николаевская:

А как быть с некрещеными или даже нерожденными младенцами?

За этих младенцев надо молиться. Ответ и комментарий профессора Медушевского В.В. (от 29 июня 2013 года): "По поводу высказывания батюшки. Он предлагает прежде оплакать грех. А как его оплакать той, которой кажется, что убито только тельце, а души нет. Раз она не чувствует эту живую душу и не любит ее (как можно любить то, чего нет? Любить абстракцию? Это невозможно, это фантазия), то невозможно и оплакивание. Вместо него - пустое выжимание слез из ничего. А чтобы восстановить любовь, из которой только и рождаются слезы покаяния, то и нужны молитвы о живых душах детей. Потому противопоставлять покаяние и молитвы любви невозможно, нелогично, пагубно по последствиям. Измыслить такое противопоставление мог только дьявол. Если же неприязнь или холодность (а это и есть неприязнь) между людьми, то и между Господом, потому что отношения между людьми Господь поставил мерилом отношения между ними и Самим Собой. И с этой стороны тоже молитва в отбрасывании и презрении ребенка есть грех, который препятствует прощению, а прежде - реальному, не формальному покаянию, возможность которого полностью исключает. Потому ведь и сказано - оставь дар твой и примирись... Без примирения, в состоянии злобной отъединенности близость Господу невозможна, а без близости Богу невозможно покаяние. Вот какие бесконечные порочные круги рождает хитрость дьявола, искусного разъединителя. Мы же способны противиться ему только заповеданными трудами любви, отбросив дьявольскую заповедь: не молись!. " http://www.pravstarci.ru/viewtopic.php?f=17&t=82&sid=a7dfe0aba3e9358c84902bba4d46be5b
ВладимирС / 15.07.2013, 07:10

84. Ответ на 81., vlad7:

Одна его евхаристология чего стоит! -- Да, кошмар...

СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! Написанное пером, - не вырубишь и топором! Да не вменит тебе Господь вышеуказанное лжесвидетельсво во осуждение на Суде Своем! БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Ёжик / 22.03.2013, 16:08

83. Re: Св.Писание и Св.Предание о вечности мучений грешников в геенне

СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! Многия и благая лета отцу Георгию (Городенцеву) за столь изрядную ревность о чистоте Православия! К великому сожалению, полемика отца Георгия (Городенцева), воздействуя на широкий круг православной общественности не искушенной в богословии, ставит профессорско-преподавательскую деятельность А.И. Осипова в один ряд с деятельностью церковных либералов, обновленцев и модернистов, таких как протоиреей Георгий (Митрофанов), иерей Георгий (Кочетков) и «верного осиповца» протодиакона Андрея (Кураева). Подавляющее большинство видео-лекций и видео-курсов, профессора богословия А.И. Осипова, атестованно Учебным Комитетом Русской Православной Церкви, в т.ч. и по обсуждаемой тематике, и оказывает реальное противодействие распространению экуменизма, унии и неообновленчества в Православии, способствует катехизации русского народа, который, в основной своей массе, отошел от Бога и не ищет его. Ныне, обмирщвленность нашего сознания такова, что не только не позволяет хоть сколь-нибудь приблизиться к истинному познанию сущности реальностей ВРЕМЕНИ и ВЕЧНОСТИ, но и взглянуть на обсуждаемую проблему под необходимым углом зрения. Двенадцать лет дружного «одобрям`с» Архиерейскими Соборами РПЦ неуклонно приближают нас к такому же плачевному состоянию как ныне в Сербской Православной Церкви (http://www.blagogon.ru/biblio/541/), не говоря уже о печальной участи Константинопольского Патриархата. Вспомните, отче, толкование Первоверховных Апостолов: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда позна'ю, подобно как я познан». (1, Кор., 13, 4-7) «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что' будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть». (1, Ин., 3, 2) Разве не для того имеем ныне щит Веры, чтобы "в одном месте собрать себя в себя и непрестанно поститься" (св.Исаак Сирский, Слово 75)?! И меч духовный и броня праведности даруются Благодатью Божией для борьбы против духов злобы поднебесных, а не для мирского обустройства, не для того чтобы мы щитом своего самомнения долбали Священноначалие! Разве не ведомо Вам отче, что учебная литература еретического учения, распространяемая Свято-Филаретовским институтом благословлена архиепископом Тульчинским и Брацлавским Ионафаном (http://www.blagogon.ru/digest/116/)?! Почему же, отче, Вы не сделали выводов из раскола Украинской Православной Церкви?! Враг рода человеческого уже в доме Вашем, а Вы все в окошко выцеливаете! Смиренно прошу Ваших молитв и прощения за дерзновение обличения, но вынесение богословской полемики на суд неофитов, способно лишь породить "болотную площадь" в РПЦ! «Тлят обычаи благи беседы злы»(1, Кор., 15, 33). «Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо, елика хощет» (Велик.покаян.канон Андрея Критского). БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Ёжик / 22.03.2013, 15:55

82. Ответ на 79., М.Яблоков:

Какая разница?:)) Хотя я вики не люблю, но не Вас же цитировать?:))У вас какая-то нездоровая активность...

Лучше следите за своей активностью тщательней!...А со своей,здоровой или нет, как-нибудь сама...!
Ева / 09.03.2013, 19:18

81. Re: Св.Писание и Св.Предание о вечности мучений грешников в геенне

Одна его евхаристология чего стоит! -- Да, кошмар. Халкидонское соединение хлеба с божеством - неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно... Хоть один осиповец задумывался о том, что сие значит? Такое соединение никогда не прекращается, чтобы не произошло с этим хлебом: процесс пищеварения, пожар в храме, покрытие плесенью и т.д. Что такое соединение должно делать этот хлеб вообще неистленным по второму значению ТИПВ 3, 28. Что тут 'летит' вся христология с сотериологией. У Осипова как в Евхаристии вместо Христа - 'хлеб, халкидонски соединенный с божеством', так и 'спастись' можно без Христа (апокатастасис). 'Православные', исповедующие этот кошмар, согласятся на унию хоть с Ватиканом, хоть с иудаизмом, хоть с культом вуду. Для чего все это и нужно.
vlad7 / 09.03.2013, 03:21

80. Свт.Иоанн Златоуст:

"Диавол для того и убеждает некоторых думать, что нет геенны, чтобы ввергнуть в геенну. Напротив, Бог угрожает геенной и ее приготовил, чтобы мы, зная о ней, так жили, чтоб не впасть в геенну." (свт.Иоанн Златоуст).
М.Яблоков / 08.03.2013, 19:48

79. Ответ на 76., Ева:

Какая разница?:)) Хотя я вики не люблю, но не Вас же цитировать?:))

У вас какая-то нездоровая активность...
М.Яблоков / 08.03.2013, 19:26

78. Ответ на 73., blogger:

и не разбазаривать спасение

Интересная формулировка!:)) А так в принципе согласна с Вами,кроме мнения об А.И.Осипове!
Ева / 08.03.2013, 17:03

77. Ответ на 75., М.Яблоков:

"В православии считается, что спасение состоит собственно в исправлении человека и усвоении им обновленной природы Христа" - это что за чушь из википедии?! С каких это пор Православие изучалось по википедии?

Какая разница?:)) Хотя я вики не люблю, но не Вас же цитировать?:))
Ева / 08.03.2013, 16:58

76. Re: Св.Писание и Св.Предание о вечности мучений грешников в геенне

"В православии считается, что спасение состоит собственно в исправлении человека и усвоении им обновленной природы Христа" - это что за чушь из википедии?! С каких это пор Православие изучалось по википедии?
М.Яблоков / 08.03.2013, 15:28
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Георгий Городенцев
Древние и нынешние препятствия к достойному причащению свв. Таин Христовых
Православный человек может победить всеянное в него бесами и нынешней сомнительной культурой зло, если он имеет веру и любовь Божию
26.10.2021
Что смертоноснее: ковид-19 или карантин?
Карантинные меры убивают людей, преимущественно пожилых, инициируя или обостряя сердечнососудистые и другие заболевания
12.01.2021
Почему «добровольное» принятие чипа является грехом?
Ответ на статью Генриха Голякова «Является ли грехом принятие чипа»
10.06.2020
Не садись на пенек…
Учения Defender Europe 2020 в Польше натравливают поляков на Россию, провоцируя «маленькую» европейскую войну по образцу 08.08.08.
08.06.2020
Все статьи Протоиерей Георгий Городенцев
Богословский спор о вечности или конечности посмертных мук
Все статьи темы
Последние комментарии
Стерпим хулу на Церковь и клевету на Победоносцева
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
22.12.2024 08:03
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Elenaelena
21.12.2024 22:23
Зачем нам нужно освободить Киев?
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 22:05
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Агафон
21.12.2024 21:14
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.12.2024 20:43
Церковь всегда будет нуждаться в таких пастырях
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 20:21