Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Что такое геенна огненная?!

Протоиерей  Георгий  Городенцев, Русская народная линия

Богословский спор о вечности или конечности посмертных мук / 02.02.2017


Часть 4 …

 

 

 

Часть 1

Часть 2

Часть 3

  

Эта статья является продолжением публикации «Путь не святых», на которой в значительной степени и основана. Поэтому читатель, желающий понять данную статью о геенне, сначала должен прочитать упомянутую предыдущую публикацию. В противном случае ему будет очень трудно ориентироваться в том, что будет сказано сейчас.

   Итак, для начала снова вспомним евангельскую притчу о неверном управителе (Лк.16: 1-13). Согласно оной последний расточал имение господина своего, из-за чего тот хотел отрешить его от управления домом (Лк.16: 2-3). В 3-й части публикации «Путь не святых» я заметил, что это очень похоже на положение весьма многих русских патриотов, которых Господь - Господин Русского Дома отрешил от управления последним.

   Но по какой причине? Неверный управитель расточал имение господина своего, а что расточаем мы?! Много чего, но приведу актуальный, конкретный и чрезвычайно полезный пример. Как знают постоянные читатели РНЛ не так давно у нас на сайте была весьма напряженная и эмоциональная дискуссия по поводу вечности загробных гееннских мук нераскаянных грешников. И многие, позиционирующие себя в качестве русских православных патриотов, эту вечность гееннских мучений в той или иной форме отрицали.

   Не буду вдаваться сейчас в разные доказательства и экивоки, просто замечу, что учение о вечности загробных мучений нераскаянных грешников - это один из существенных догматов Православия, содержащийся в Св.Писании и Св.Предании, в частности, соборно утвержденный Пятым Вселенским Собором. Поэтому отрицающие сей догмат, подобно неверному управителю, расточают имение Господина своего - Православие. Стоит ли удивляться, что они, как правило, оказываются не у дел; по крайней мере, не у тех, у которых хотели бы оказаться?

   Но может быть некоторым православным читателям и авторам РНЛ показалось, что лично я, прот.Г.Городенцев, сопротивляющийся вышеупомянутому лжеучению, - это, как некоторые мнили, «пример истинного православного пастыря, борющегося против ереси»? Как бы не так! Дело в том, что в Православии есть следующее существенное правило: то, что единожды постановлено тем или иным Вселенским собором, уже не подлежит обсуждению - это уже не предмет дискуссии, а предмет нашей веры.

 Так, скажем, когда злочестивый царь-иконоборец Лев Армянин (813-820 г.г.) уже после Седьмого Вселенского Собора 787 г.), утвердившего иконопочитание, захотел устроить по поводу последнего полемику между еретиками и святыми отцами, то последние отказались, хотя легко могли опровергнуть лжеучащих. Однако свв.отцы сослались на постановления Седьмого Вселенского Собора, указав царю, что вопрос об иконопочитании единожды соборно решен и возврата к нему в виде вопроса и дискуссии уже быть не может!

   Между тем, как выше было сказано, догмат о вечности гееннских мучений нераскаянных грешников также утверждён Пятым Вселенским Собором. Поэтому устраивать дискуссию о нем на РНЛ ради самой по себе дискуссии не следовало бы. Ведь авторитет прот.Г.Городенцева по сравнению с авторитетом святых отцов сего Собора ничтожно мал; а сравнивать его с Духом Святым, Которым утверждено соборное определение о вечности гееннских мучений («изволися Святому Духу и нам») - вообще весьма нечестиво.

   Но я не вчера родился в Православии, и не один день в православном богословии - все это мне прекрасно известно. И поэтому я не собираюсь лицемерно становиться в гордую позу и примерять на себя фарисейскую шапку «обиженного еретиками учителя народов». Нет, согласно только что сказанному, я в вышеуказанном смысле такой же неверный управитель, как и мои оппоненты. Но в отличие от них, могу переписать расписки своего Господина. Поэтому заранее и начинал полемику о вечности загробных мук не ради самой по себе полемики, а с другими целями.

   Во-первых, эта полемика на РНЛ сыграла роль своего рода мониторинга, показавшего, что среди ее авторов и читателей есть достаточно большая группа христиан, в той или иной степени не принимающая догмат о вечности загробных мучений. Мне это состояние достаточно хорошо известно, когда-то на заре своей христианской юности я пережил то же самое.

   Теперь оценим это состояние в категориях «пути не святых», особенно того, что изложено во 2-й части того моего одноименного произведения. Сначала зададимся вопросом: почему святые отцы, да и вообще православные христиане древности так высоко ценили этот догмат о вечности загробных мучений, что даже защищали это учение на Вселенском Соборе?! Потому что они с детства, с молоком матери впитали страх Божий и весьма душеполезную память смертную, которая есть основа и продолжение этого спасительного страха. Но очевидно, что обе эти великие добродетели зиждутся на догмате о вечности гееннских мук грешников, и, соответственно, разрушаются отрицанием этого догмата.

   Вот что, например, сказал о пагубности учения Оригена про конечность загробных мук грешников, вызывающего крайнее нерадение в деле спасения души, преподобный Иоанн Лествичник: «Все, а в особенности падшие, должны беречься, чтобы не допустить в серце свое недуг безбожного Оригена; ибо скверное его учение, внушая о Божием человеколюбии, весьма приятно людям сластолюбивым» (Лествица. Слово 5. 41).

   Итак, святые отцы на своем христианском аскетическом пути из пункта А (естественного состояния) в пункт В (сверхъестественное состояние), пройдя определенное число верст-поприщ, образно выражаясь, достигали «озера с чистой водой» (догмата о вечности загробных мучений), из которого, имея страх Божий, могли утолить свою духовную жажду. Поскольку этот догмат возгревал в них весьма душеполезную память смертную; ту, о которой сами святые свидетельствовали: «Помни последняя твоя, и во век не согрешишь»! Вот почему этот догмат имел для них столь большое аскетическое значение, каки говорит об этом великий аскет древности преподобный Иоанн Лествичник. 

   А теперь возьмем современного христианина, пришедшего ко Христу из атеизма, который есть одна из самых явных и отвратительных форм богоборчества. Поэтому такой христианин, как правило, страха Божия не имеет, зато много болтает о «любви», которая на самом деле для него куда большая терра инкогнита, чем оный страх. А что касается памяти смертной, то для такового, из-за его постоянных грехопадений и следующих за ними уныния и, особенно, отчаяния, - она скорее соблазн, чем добродетель. Ведь из-за этого он мнит, что рискует так и умереть в своих грехах, отправившись прямиком в ад, а оттуда в геенну.

   Поэтому современный христианин, идя из пункта С (такового своего противоестественного состояния) в пункт А (естественное состояние) и пройдя на этом пути ровно такое же количество верст-поприщ, что и вышеупомянутые святые, т.е. достигнув (узнав) догмат о вечности загробных мучений, из-за своего противоестественного состояния обнаруживает там не озеро с чистой водой, способной утолить духовную жажду, а болото с ядовитой жижей, пить из которого ни в коем случае нельзя. Поскольку сей догмат вместо того, чтобы возгревать страх Божий и весьма душеполезную память смертную, из-за нечестия современного неофита вызывает в нем ропот на Бога, как, якобы, жестокого, немилосердного и неправосудного. Этим и объясняется столь упорное сопротивление на РНЛ наших оппонентов по поводу православного учения о вечности загробных мучений, несмотря на совершенно ясные и недвусмысленные догматические основания сего учения.

   Они похожи на человека, который пройдя несколько верст-поприщ и обнаружив вместо ожидаемого озера с чистой водой ядовитое болото, пытается его обойти и продолжить путь дальше. Здравое зерно в этом есть; т.е. чтобы не пить эту ядовитую жижу, но игнорировать ее, пытаясь пройти мимо и идти дальше, попросту отрицая сей догмат, чтобы, зная свое печальное духовное состояние, избежать худшего - хулы на Бога и прямого богоборчества.

   Правда, в вышеупомянутой конкретной полемике по поводу сего догмата на РНЛ подавляющее количество порицаний достались не Богу, а «Г.Городенцеву». И слава Богу! Ведь надо честно признаться, что, по праведному суду Божию, досталось они мне поделом. Ибо когда-то, на заре своего христианского младенчества и я, только что пришедший из богоборческого атеизма, по его инерции все пыжился бороться с Богом, роптал на Него и даже хулил. А теперь получил праведное мздовоздаяние той же самой «монетой»!

Главной же непосредственной причиной тому моему младенческому богоборчеству были постоянные неудачи в попытках начать духовную жизнь; но и богоборческие сомнения в догмате о вечности гееннских мук также сыграли в этом значительную роль. И милосердный Господь еще тогда пресек последнее удивительным образом. Он открыл мне, что такое геенна или, по крайней мере, открыл ее существенный образ. После чего сомнения в сем догмате полностью испарились, и вот уже лет 30-35 я успешно использую в своей аскетической жизни сей образ и получаю большую духовную пользу.

   Ведь в чем основная аскетическая ошибка моих оппонентов? Они, образно выражаясь, обнаружив на своем духовном пути вместо чистого озера ядовитое болото, пытаются, игнорируя его, пройти мимо и идти дальше, не задаваясь вопросом, - а возможно ли это? Возможно ли путешествующему по жаркой пустыне и изнывающему от жажды страннику, дойдя до места, где он по идее может напиться чистой воды, пройти мимо этого оазиса, мнящегося ему болотом, и не умереть в дальнейшем пути от жажды?! Согласно учению святых отцов - невозможно! Ибо память смертная, согласно сему учению, - это одно из основных средств спасения души (см., например, вышеприведенные преп.Иоанна Лестичника: Лествица. Слово 5. 41), и игнорировать ее нельзя.

   Поэтому надобно вернуться в сей оазис и там из мнящегося в нем болота постараться получить чистую воду. Чтобы, утолив ею свою духовную жажду, более или менее безопасно продолжить свое путешествие на пути не святых. Чему меня в свое время научил Господь; научил, как более или менее безопасно можно пройти этот участок(этот «оазис») на пути из С в А. Поэтому могу научить сему и других. А сие в свою очередь означает, что хотя я и неверный управитель, но расписки, с Божией помощью, переписать могу.

   Почему же я не сделал этого раньше, но 30-35 лет молчал?! Это связано с очень уж специфическими свойствами того образа геенны огненной, который мне открылся. Он, во-первых, фантастически чудовищен; во-вторых, крайне нечестив; и в-третьих, весьма соблазнителен. Вот эти-то выдающиеся не в ту сторону свойства сего гееннского образа, особенно третье, долгое время заставляли меня молчать. Не соблазню ли таким образом кого-то из малых сих, - думал я и молчал.

   Но прошедшая на РНЛ полемика по поводу вечности гееннских мук отчётливо показала, что многие из-за этого догмата соблазняются. Поэтому если и дальше молчать на сей счет, то, думаю, соблазна будет больше, чем если говорить. Снова замечу, что в данном случае РНЛ сыграла роль очень важного мониторинга, еще раз подтвердив свое значение в качестве своеобразной лаборатории русской православно-патриотической мысли!

   Кроме того, у меня есть еще одна причина говорить. Упомянутый образ геенны, открытый мне лет 30-35 назад, все это время осмысливался на основании того, что можно назвать христианскими: гносеологией, метафизикой, онтологией, этикой и, как я недавно понял, эстетикой. Но сейчас непосредственно прибегать к сему образу со всеми сими сложностями особой нужды нет. Как раз во время нашей полемики о вечности загробных мук я посредством сего  образа геенны понял, что все душеполезное в нем можно выразить иным путем - преимущественно с помощью Св.Писания и Св.Предания.

   И действительно, если заранее знаешь ответ задачи, то решить ее можно разными способами. Наиболее «мягкий» из которых, если Богу будет угодно, и обнародую в следующей части сей статьи.

 (Продолжение следует) 



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. Lucia : Re: Что такое геенна огненная?!
2017-02-02 в 17:28

такой христианин, как правило, страха Божия не имеет, зато много болтает о «любви», которая на самом деле для него куда большая терра инкогнита, чем оный страх."


это очень верно и глубоко.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме