В своей прошлой статье «Есть ли надежда?» обещал уважаемым читателям РНЛ позднее «раскрыть более подробно динамику картины нахождения этих младенцев в том мире и предположения о их вечной участи, в зависимости от молитв и милостыни за них их сродников или в случае отсутствия таковых».
Недавно перешел в мир иной уважаемый батюшка архимандрит Лазарь (Абашидзе) (да дарует ему Господь Царство Небесное), который написал целую книгу по этой проблеме «Грех Адамов. Возможно ли спасение некрещеных младенцев». Читал эту книгу уже давно и помнится, какое было от нее мрачное ощущение безысходности для этих несчастных младенцев. Вроде бы все правильно пишет уважаемый батюшка, и цитаты святых приводит (кстати замечательные цитаты), но вот этот мрак душевный входит в душу читающего и приводит его в тупик дискурсивного мышления. Знаю многих пострадавших духовно от чтения этой книги. Так в чем же этот мрак? Мрак в хуле на справедливость и милосердие Божие. Борясь с крайностью модернистских богословов, автоматически по смерти помещающих этих некрещеных младенцев в рай, отец архимандрит впадает в другую крайность - он считает, что ад и после Страшного Суда геенна огненная - это место, где будут находиться эти младенцы и все некрещеные и эту их участь никак нельзя изменить. Удивительно, что в этой большой книге арх. Лазаря нет ни одного слова о том, могут ли помочь молитвы и милостыни его близких и других православных умершему некрещеным младенцу.
На протяжении многих лет ведется эта битва между богословским лагерем «пессимистического» богословия (о.Георгий Максимов, арх.Лазарь Адашидзе, арх.Рафаил (Карелин) и многие другие крайние «юридисты») и «оптимистического» богословия (проф.А.И.Осипов, его ученики и последователи, богословы-модернисты-«антиюридисты»). И при всей разумности и правильности доводов богословов «пессимистического» лагеря есть много людей, что слушают профессора Осипова А.И. и его последователей. В чем причина? Причина в том, что крайние «юридисты» не дают никакого шанса на спасение некрещеным, даже невинным младенцам. И потому многие православные прибегают к лагерю «оптимистов», хотя те и впадают в другую крайность, но не закрывают этой возможности (надежды на спасение некрещеных сродников) для православных. Какой же здесь есть выход из этой ситуации? Выход может быть таким - в кипящем котле надо делать клапан, через который бы выходил пар, чтобы не разорвало котел. Своей мрачной инквизиторской схоластическо-схематической теорией о принципиальной невозможности спасения некрещеных крайние «юридисты» отогнали от себя многих православных. Но ведь достаточно сделать всего одну поправочку (и лагерь пессимистического богословия превращается в лагерь святоотеческого богословия). И вот эта поправочка: да, кто не крестится от воды и духа, не может спастись и попасть в Царство Небесное, и это правило верное, но это ПРАВИЛО, а у правил обычно есть ИСКЛЮЧЕНИЯ. Так вот некрещеные младенцы (про взрослых пока не говорю) могут попасть туда в Царство Небесное, но не по ПРАВИЛУ, а по ИСКЛЮЧЕНИЮ из этого ПРАВИЛА. Работает ли правило? Работает. Как работают другие правила, законы - например, закон всемирного тяготения. Люди не могут ходить по воде, но ведь апостол Петр ходил по воде?! Ходил. Закон-правило было и действовало, но по особому повелению Божиему этот закон приостановил свое действие в случае апостола Петра, и он смог пойти по воде.
То же самое можно сказать и о духовных законах. Закон духовный таков, что некрещеные не могут войти в Царство Небесное, но могут быть исключительные случаи, когда этот закон перестает действовать в определенном случае об определенном человеке по особому повелению Божию. Если Вы отрицаете такую возможность, то ставите закон выше законодавца и законом связываете Бога.
Но значит ли это, что нам надо ниспровергать самые духовные законы (догматы о первородном грехе и искуплении и прочее), как это делают уважаемый профессор А.И.Осипов, богословы-модернисты? Ни в коем случае. Это уже есть духовное преступление. Но! Уважаемые богословы «пессимистического» лагеря, не вы ли своей абсолютизацией, нежеланием дать место исключениям породили учение профессора А.И.Осипова?! Мне думается ваше «участие» здесь очевидно. Итак, призываю и прошу вас, уважаемые богословы «пессимистического» лагеря, включить в свои богословские теории возможность исключений из правил.
Теперь насчет ИСКЛЮЧЕНИЯ. Исключение - это в некотором роде чудо. Допустить его может только Сам Бог, и для этого нужны весьма серьезные основания. Это может быть долголетняя молитва сродников о своем некрещеном ребенке, милостыня и добрые дела в память его. Помогает ли это им? Конечно, помогает и уважаемый батюшка Георгий Городенцев считает, что молитвы и милостыня родителей помогают их некрещеных детям-младенцам (и даже абортированным).
Что плохого в молитве?! А ведь оба лагеря богословов «пессимистический» и «оптимистический» фактически борются против молитв за некрещеных младенцев и считают их ненужными. И в самом деле из их теорий вытекает эта ненужность. По «оптимистическому» богословию они и так в раю («ну хотите - можете помолиться»), а по «пессимистическому» богословию ваши молитвы и милостыни для них (некрещенных младенцев), как мертвому припарка. Отец Георгий Максимов очень своеобразно рассуждает о том, зачем молиться о некрещеных усопших (далее мы это разберем). Архимандрит Рафаил (Карелин) делает реверанс в сторону этих молитв, но зачем молиться о них, он не поясняет.
Так зачем в самом деле молиться и творить за них милостыни и добрые дела? Это очень важный вопрос.
Разберем мнение о.Георгия Максимова. В видео «Можно ли вымолить из ада» (с 5 минуты) он говорит: «Предание Церковное... про преп.Макария Египетского, который молился за умершего жреца идольского (понятно, что жрец тот был некрещеный - В.У.) и тот почувствовал облегчение ради молитв святого и говорил, что «мы, здесь находящиеся чувствуем облегчение, когда ты молишься о нас». Вот в этом заключается смысл и наших молитв за некрещеных. Хотя мы и не можем кардинально изменить участь, выбранную нашими близкими или знакомыми умершими без мира с Богом, но Бог может ради наших молитв даровать им милосердие и оказать им некое облегчение в положении в том месте, где они находятся. И здесь можно вспомнить слова про неизлечимо больных: «если человека нельзя вылечить, это не значит, что ему нельзя помочь». Тоже самое, если наши близкие заболели смертельной болезнью, мы же не скажем: «давай, до свиданья, что толку на тебя время тратить». Мы до конца будет стараться облегчить то положение, в котором он находится, обеспечивая обезболивающее, проявляя внимание, любовь свою. Все это мы можем делать и по отношению к нашим умершим, которые сделали выбор к сожалению не в пользу Бога.. все это будет иметь значение, это будет дорого для них, это не сможет изменить их выбор, но по крайней мере Господь ради наших молитв, видя нашу любовь окажет им некое послабление в том положении, в котором они находятся».
А теперь давайте взглянем на этот текст с точки зрения богословов «пессимистического» лагеря и их теории о принципиальной невозможности спасения некрещеных - т.е. участь некрещеных после Страшного Суда в геенне огненной (и младенцев некрещеных в том числе, хотя о.Георгий колеблется между мнением о некоем месте, отличном от геенны, где эти младенцы по видению Григория, ученика св.Василия Нового, будут находиться после Страшного Суда и даже там будет нечто от вечных благ (см. «Видение Григория..») и самой геенной, но многие из пессимистического лагеря не разделяют даже это и считают, что это видение не относится к Преданию Церкви).
Вначале зададим себе вопрос - зачем св.Макарий Великий молился об этом некрещеном жреце? Ведь знал же, что он некрещеный, а те Царства Небесного не наследуют. Значит Господь дал ему такую мысль и желание, то есть Богу угодны эти молитвы! Второй вопрос - в то время, пока св.Макарий молился за жреца, ему было облегчение, но накапливается ли положительный эффект этого облегчения в вечности, т.е. влияет ли он на улучшение состояния и после Страшного Суда (ведь все умершие пока находятся в разделении от своих тел и их состояние предуготовительное и изменяемое в какой-то мере)? Говорят, что основная мука заключенных в аде (временном состоянии до Страшного Суда) состоит в предожидании геенны огненной (вечных мук - которые по-настоящему начнутся только после Страшного Суда). Так в чем это облегчение от молитв? Усиливается ли у них (заключенных в аде) надежда на благоприятный исход для них Страшного Суда и на милость Божию на этом Суде? Представьте, человек болеет и вот боль на некоторое время отпускает его, разве это не дает ему надежду на полное избавление от болезни? Это психологический момент, и кто болел серьезно - тот знает. Мне думается - облегчение именно в этой надежде.
Если предположить, что терапевтический эффект молитв за некрещеного имеет только краткосрочный характер и потом возвращается прежнее состояние - то тогда действительно не имеет смысла молиться за них. И в связи с этим образ о.Георгия Максимова с больным и его облегчением совершенно неверен. Мы облегчаем боль больных своих близких в этом мире, потому что знаем, что после их смерти их там встретит Бог и если они были православные и без тяжелых грехов - то мы имеем надежду на их помилование и тогда их боли навсегда прекратятся, а если они неправославные, мы все равно имеем надежду, что они смягчатся и, может быть, примут крещение, исповедуются, причастятся и в любом случае мы сохраняем надежду. Любовь к родственникам заложена Господом в самую сердцевину природы человека, и только неверующие не думают о том, что будет с их больными сродниками в том мире, так как для них существует только этот мир (в их мировоззрении). Совсем иная картина с теми болящими, что в аду. Делая им облегчение в их нынешнем состоянии, богословы «пессимистического» лагеря не имеют никакой надежды на улучшение их состояния после Страшного Суда, а, напротив, исповедуют, что они наследуют Геенну Огненную и вечные муки. И даже более - если этот положительный эффект от молитв за некрещеных не накапливается, то для чего им давать облегчения во временном их состоянии до Страшного Суда, пусть уж лучше сразу привыкают к муке, и давая им облегчение Бог как бы дразнит их и издевается над ними - «вот видишь твое состояние улучшилось, но поскольку ты окаянный грешник - то такого улучшения никогда уже не будет после Страшного Суда, когда за тебя уже никто молиться не будет и ты будешь в вечном огне». Такое думать о Боге невозможно и неприлично. Поэтому будем считать, что положительный момент от таких молитв не только кратковременный, но и накапливается и переходит в вечность. Если у кого-то из православных (особенно у богословов пессимистического лагеря) будут другие мнения на этот счет, рад буду их выслушать.
Богословы «пессимистического» лагеря могут сказать: «Ну да, мы тоже считаем, что этот положительный эффект накапливается». Тогда возникает третий вопрос. Но вначале вспомним слова св.Паисия Святогорца: «Помысл говорит мне, что только десять процентов осуждённых усопших находятся в состоянии демоническом и, будучи в аду, хулят Бога, подобно тому как это делают демоны...». Видимо - это те, за которых не имеет смысла молиться. Остальные ошиблись при жизни и сейчас там раскаиваются, но их раскаяние не может им помочь само по себе, им могут помочь молитвы любящих их на земле и милостыня в память их. И еще слова св.Паисия Святогорца из той же книги:
«- Геронда, иногда я начинаю беспокоиться о спасении своего отца, потому что он не имел с Церковью никакой связи.
- Ты до последнего момента не можешь знать того, каким будет Суд Божий».
Третий вопрос: в чем состоит это улучшение состояния и до каких степеней оно простирается? Слышал такой ответ одного православного: «да от мук отмолить - это элементарно (хотя элементарностью тут и не пахнет - тяжелейший труд и болезнь), а вот Царство Небесное для них закрыто». То есть, условно можем сказать, что можно отмолить до лучшего состояния и места в геенне огненной (хотя мне, честно говоря, трудно представить, что в геенне могут быть относительно хорошие места), особенно для безгрешных (кроме первородного греха) некрещеных младенцев. Значит, возможно такие места находятся не в геенне огненной, и правдиво все-таки видение монаха Григория, ученика св.Василия Нового о Страшном Суде и таком месте на западе от рая для таких некрещеных младенцев. Кстати Арх.Рафаил (Карелин) признает его за Предание Церкви и о.Георгий Максимов вроде бы тоже: «Людмила! Нам не открыта разница между мертворожденными младенцами и жертвами аборта. И те, и другие находятся под властью первородного греха, не омытого таинством крещения. Однако жизнь таких младенцев никак нельзя сопоставить с мучениями грешников, осужденных за свои личные грехи. Они будут по словам Григория Богослова «ни наказаны, ни награждены, ни в мучениях, ни в славе», но Господь даст им некое, неведомое нам утешение (см. житие прп. Василия Нового, видение инока Григория, ученика преподобного)» (из ответов на сайте Архимандрита Рафаила (Карелина)).
Но, очень важно отметить, что такое место им - некрещеным младенцам - уготовано от Бога, независимо от того, будут ли ходатайствовать их родные о улучшении их участи или нет. Отсюда следует несомненный вывод, что участь тех некрещенных младенцев (а к их числу также относятся абортированные и выкидыши), о которых будут молиться и творить милостыню и добрые дела в память их, их участь будет лучше (иначе обессмысливаются молитвы и добрые дела) участи тех младенцев, за которых их близкие не будут просить Бога и творить добрые дела в память их. Всякое добро должно вознаграждаться. А вот каково будет это улучшение - об этом поговорим в следующей части.
На этом пока завершим первую часть этого исследования и во второй части продолжим.
Продолжение следует...
Владимир Урусов, инженер, публицист, Таджикистан
132. Ответ на 130., Блинов:
131. Ответ на 128., Инна Михайловна:
130. Ответ на 128., Инна Михайловна:
129. Ответ на 121., Мир_Вам:
128. Ответ на 122., Ксения Балакина:
127. Ответ на 123., Lucia:
126. Ответ на 123., Lucia:
125. Ответ на 123., Lucia:
124. Ответ на 119., М.Яблоков:
123. Re: Могут ли некрещеные младенцы войти в Царство Небесное?