О духовном содержании народного почитания Святых Царственных Мучеников и о сатанинских кознях
24 Сентября 2015 года на радио «Русской Народной Линии» в прямом эфире состоялась беседа православного обозревателя Виктора Саулкина и нашего постоянного автора Леонида Болотина. Участники передачи, получив расшифровку беседы, решили доработать её для текстовой публикации и дополнить рядом документальных примечаний. Предлагаем вниманию читателей завершение материала.
Новые «песни» о старом
В.С.: Недавно был репортаж в телеэфире, и мы видели, как архивист Мироненко и телеведущий Брилев - похоже два атеиста, своими руками перед камерой перебирали останки, которые они выдают за останки Царевича Алексия и Царевны Марии. Честно говоря, я не смог тот репортаж досмотреть до конца - трудно было наблюдать такое кощунственное отношение к останкам людей. Хотя, конечно, мне надо набраться терпения и обязательно посмотреть этот репортаж в записи целиком. Хорошо помню, как С.Мироненко выступал против прославления Царственных Мучеников. Недавно, все тот же Мироненко попытался выступить против подвига 28 героев-панфиловцев. А впечатление было страшное, когда эти люди, словно какие-то шейлоки в лавке старьевщика, достают из сейфа, высыпают останки христиан из архивной коробки и перебирают, при этом навязывая свои «нравоучения» миллионам российских христиан. Даже если это не Мощи Святых, в чем они пытаются нас убедить, но нельзя же так вообще не по-христиански, не по-человечески обращаться с останками любых людей! Выглядело всё это просто страшно и невыносимо оскорбительно.
Л.Б.: Так это недопустимо даже ни для мусульманства, ни для традиционного иудаизма, не только для христианства. Такое поведение - образчик иудаистского саддукейства. Саддукеи не верят в воскресение из мертвых, и для них останки людей - ничего не стоящий прах! Иногда саддукеев для нас преподносят как атеистов. Даже некоторые православные батюшки иногда заблуждаются на этот счет. Саддукейство - особая каббалистическая ветвь иудаизма, в которой исповедуется, что якобы никакого воскресения из мертвых нет, а есть переселение душ. В отличие от метампсихоза у индуистов и буддистов, по суевериям которых души умерших людей могут переселяются в разные существа и даже предметы, саддукеи утверждают, что все человеческие души были сотворены демиургом или рождены подобным существом на начальном этапе сотворения мiра. И после эти души, не умирая, так сказать, перетекают из одного человеческого тела в другое. Такое учение является ересью и по отношению к традиционному иудаизму. Вот именно в такой каббалистической изуверной религии зреет отношение, что человеческие останки - «нечистый» прах, который вообще не достоин никакого почитания и уважения, словно это обыкновенная глина, песок или труха...
В.С.: Мы сейчас, Леонид Евгеньевич, вспоминали 500-летие преставления величайшего нашего Святого Иосифа Волоцкого, который со Святителем Геннадием Новгородским победил, как принято говорить, «ересь» жидовствующих. На самом деле, братья и сестры, это не ересь в прямом смысле. То, что называют «ересью жидовствующих» - откровенная сатанинская антисистема.
Л.Б.: Совершенно верно!
В.С.: Ересь - это те заблуждения, что исповедуют какие-то монофизиты или монофилиты, или ариане, или несториане, а тут - откровенный сатанизм. Для нас «екатеринбургские останки» - и «старые», и «новые» - не являются Мощами Царственных Мучеников, но все равно, когда мы сейчас видим таких людей, как Мироненко с Брилевым, которые стояли над останкам погибших людей и просто кощунственно вертели их в руках, чьи бы это ни были останки, мы вспоминаем именно религию сатанистов, религию жидовствующих.
Л.Б.: Лично я твердо убежден, что это не Царские Мощи. Весь образ и ход действий тех лиц, которые нам «доказывают» обратное, указывают на то, что они не могут свидетельствовать об истине вообще, это противно их собственной религиозной природе.
В.С.: В том-то и дело! Мы сегодня все не успеем сказать, но могу только одно подтвердить. Леонид Евгеньевич я думаю согласится, разделяет эту точку зрения. Такими нечистыми руками, с такими подлогами явными, с такой ложью Мощи Святых никогда не обретаются. И не обретаются Мощи Святых руками людей, которые этих Святых ненавидят.
Л.Б.: Ну, сейчас-то они себя иногда изображают православными верующими, делают вид, будто бы почитают «екатеринбургские останки» Святыми Мощами. Но всё это пустые слова, слова, слова, за которыми нет никакого православного духовного содержания. Но тот же Соловьев, и тот же Мироненко при случае могут изобразить из себя православных святее Патриарха и Святейшего Синода.
Вопрос читательницы «Русской Народной Линии»
В.С.: Вот у нас вопрос на форуме «Русской Народной Линии» некой госпожи Голевой, может быть, Татьяны или Тамары. Она написала: «Уважаемый Виктор Александрович! Не боитесь взять грех на душу - соучаствовать в поругании Святых Мощей?» Дорогая читательница «Русской Народной Линии», вы могли бы из наших публикаций на «РНЛ» безо всякого труда узнать, что мы с Леонидом Евгеньевичем все-таки не дети маленькие. И мы люди православные. Мы грешные, и я грешный, и Леонид Евгеньевич грешный. Но в таких серьезных вопросах мы бы никогда не взяли на себя безпочвенную ответственность что-то утверждать или отрицать. Мы все-таки все эти 20 лет...
Л.Б.: Какие 20 лет?! Больше уже!
В.С.: Да, больше, уже более четверти века на наши публичные действия и выступления мы брали благословение у духовников. Поверьте, мы что-либо свидетельствуем не от ветра головы своей, а мы выражаем взгляды огромной части православного народа.
Л.Б.: И православного духовенства в том числе!
В.С.: Да, причем не только простого духовенства, не будем по именам...
Л.Б.: А почему? Могу назвать приснопамятного Владыку Иоанна (Снычева), могу назвать ныне живущего, дай, Боже, ему многая лета, Владыку Вениамина Владивостокского, могу назвать Митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Викентия... Насколько мне известно, сейчас схожие позиции поддерживает Митрополит Екатеринбургский Кирилл... Могу назвать еще десяток архиереев, и живых, и почивших уже, которые исключительно поддерживали и принимали нас у себя в покоях именно как людей, которые занимаются этими вопросами. Не говоря уж обо всех наших знаменитых Старцах: и об отце Кирилле (Павлове), и об отце Николае Гурьянове, об отце Петре (Кучере). С 1990 года знаком с Отцом Илием (Ноздриным), потом бывал у него в 1991 году с Ольгой Николаевной Куликовской-Романовой. И здесь, в Москве, когда он лечился, постоянно, как только новый шаг подразумевался в Царском Деле, обязательно обращались к нему. Он любил посещать Тихвинский храм в Алексеевском возле ВДНХ, и мы встречались с ним там.
А как иначе? Дело в том, что таким делом, вокруг которого пространство пронизано сатанинскими энергиями, просто невозможно заниматься без благословения Духовников, без молитвы Старцев, без Архипастырской поддержки наших Владык. В Царском Деле много благодати, и великая благодать идет от Самих Святых Царственных Мучеников для тех, кто стоит за правду. Но сатанинские энергии в наказание за наши усилия бьют по нам, по нашим близким, по нашим семьям, по нашим друзьям, по нашим делам, по нашим успехам, по нашему благополучию. И без духовной поддержки именно десятков людей, как Архиереев, так и Священников, «обыкновенных» монахов, просто мы не могли бы таким делом заниматься многие годы подряд. Без настоящей духовной защиты мы бы рассыпались в прах от одного сатанинского действия духов злобы поднебесной. Но мы, как видите, инвалиды, грешные, но мы этим более четверти века занимаемся, мы живы и надеемся, что доживем до торжества соборной правды об этом деле, до соборного расследования цареубийства. Если не в этой жизни, ну, по крайней мере откуда-то, куда Господь поместит после кончины, оттуда тоже до нас донесется свидетельство о том, что все свершилось по Правде Божией.
Значения монастыря Святых Царственных Страстотерпцев у Ганиной Ямы
В.С.: Леонид Евгеньевич, к сожалению, многие из тех, кто стоял за эту правду, ушли из земной жизни, будучи людьми преклонного возраста. Как Анатолий Михайлович Верховский - человек, который очень много сделал для точного определения пути Царского Крестного Хода в Екатеринбурге от Вознесенской Горки и до Ганиной Ямы[1].
Возвращусь к недавнему круглому столу на радио «Радонеж». Когда оппоненты спрашивают: «А зачем, нам нужно устраивать фальсификацию?», отвечаю: «Как зачем? Во-первых, скрыть правду о ритуальном характере цареубийства, во-вторых, вы пытаетесь подменить священное для православных место на котором возведен монастырь в честь Царственных Мучеников своим Поросенковым логом». Спросил Виктора Владимировича Аксючица: «Ты был в монастыре Царственных Мучеников на Ганиной Яме?» Недавно пятнадцатилетие монастыря отмечали.
Л.Б.: Как раз вчера - 23 Сентября отмечалась годовщина учреждения монастыря.
В.С.: Аксючиц отвечает: «Был, но не там Святыня... В Поросенковом Логу, - говорит, - святыня». Да нет, ребята, вы пытаетесь Святыню, величайшую Святыню - монастырь на Ганиной Яме, освященную молитвой десятков тысяч, отвергать!
Л.Б.: Уже сотни тысяч людей там побывали. Только 70 тысяч людей Крестным Ходом ходило в эти Царские Дни, а в иные годы и более ста тысяч паломников бывало только в Царские Дни.
В.С.: Вот именно! Помню, братья и сестры, мы в Июле 2008 года с Анатолием Дмитриевичем Степановым, Владимиром Николаевичем Крупиным и сотней тысяч паломников, когда шли на Ганину Яму, была настоящая Пасха среди лета, прямо по пророческому слову Преподобного Серафима Саровского. Понимаю, что нам можно сказать: вы субъективны, вы в прелести находитесь. Но мне видится в этом самая подлинная реальность Царского Чуда! В тот год мы приехали еще до Царского Крестного Хода, за несколько дней до 17 Июля, стоим у Креста поклонного на Ганиной Яме, молимся. Пришла группа православных с Украины. Приехали с батюшкой. Все запели вместе величание Царственным Мученикам, и земля заблагоухала, братья и сестры! Благоухание все почувствовали. Там земля благоухает. Вся земля - Святыня, как А.М.Верховский и писал о Ганиной Яме, вся земля там - единая Святыня[2]. Храм на Крови и Ганина Яма, монастырь Царственных Мучеников - это единое Святое Место! Поверьте, это не почувствовать невозможно. Владимир Николаевич Крупин - спокойный, сдержанный человек, скупой на внешнее выражение чувств, он также считает, что то чувство благоговения, которое испытываешь в Храме на Крови, у сохранившейся части стены Ипатьевского Дома, и на Ганиной Яме, оно подобно тому, что можно испытать в Храме Гроба Господня и на Голгофе.
Л.Б.: Совершенно верно!
В.С.: Это не только мое мнение, высказанное в некой экзальтации. Поверьте, Русская Голгофа - это не какое-то там образное сравнение.
Л.Б.: Причем Голгофское достоинство места на Вознесенской Горке являло себя до возведения Храма. Потому что, конечно, в Промысле Божием храм уже существовал. Впервые был в Екатеринбурге (ещё в Свердловске) в конце Июля 1990 года, как раз вскоре после Царских дней. Меня принимал покойный Анатолий Михайлович Верховский с супругой Светланой Николаевной. И я каждый день пребывания в Екатеринбурге приходил на место Ипатьевского дома. И каждый раз совершались вещи совершенно необычные. Они были как бы в чине естества. Опять-таки, никаких фокусов, фейерверков там не было. Но я, во-первых, познакомился с десятками людей, с которыми потом связал свою жизнь... Царственные Мученики свели меня с этими людьми. Потом многие годы я шел общими путями с ними. И вот, например, мне очень хотелось попасть в Коптяки и на Ганину Яму. Никаких проводников я в Екатеринбурге не нашел, Анатолий Михайлович говорил тогда: «Ну, вот как мы тропку можем найти?!»
На Вознесенской горке тогда мы познакомились с народным певцом Анатолием Гомзиковым. Он там исполнял народные песни и духоподъемные арии из русских опер как раз на месте убийства Царской Семьи. Поклонного Креста тогда ещё не было, а на каменистой глиняной площадке был просто круг из камней, в который желающие ставили церковные или цветные хозяйственные свечи. В последний день перед моим отъездом в Верхотурье там вдруг объявилась чета геологов из Миасса на автомобиле. Стали они нас расспрашивать об этом месте. Долго рассказывал им о пребывании Царской Семьи в Екатеринбурге, о цареубийстве, о сожжении тел в Ганиной Яме, о прославлении Святых Царственных Мучеников в Русской Православной Церкви Заграницею, показывал им ксерокопию книги Н.А.Соколова, которую все время поездки носил в заплечной сумке, они рассматривали схемы-кроки, сделанные следователем. Молодые из Миасса говорят: давайте съездим на Ганину Яму. Говорю, что без проводника не найдем, но все же поехали, доехали до Коптяков. Обращаемся к местным жителям, я говорю: «Как нам пройти на Ганину Яму?» А там кто-то ходит, человека три или четыре по пепелищу. «Да вот, они вот показывали кому-то дорогу туда, а потом их сожгли... Вчера, - говорят, - показали, а сегодня ночью их сожгли, едва живы остались». А это 1990 год! «Перестройка», «гласность», «демократические свободы» - всё в полном разгаре. А кто-то поджег дом тех коптяковцев, которые показали кому-то, где находится Ганина Яма. Ну, мы: что делать? Все-таки геологи, попробуем по крокам, которые изображены были в следственном деле Соколова, отыскать. Стали двигаться сначала по проселку, а потом, когда подальше отъехали в перелесок, пришлось выйти из машины из-за страшных ухабов, разбитых лесовозами, и двигаться пешком. И потом на довольно большом уже отдалении от Коптяков, вне зоны видимости от Коптяков, к нам местный житель подходит, где-то обойдя основной путь кустами, стороной, чтобы не на виду у всех, и он нас подвел примерно к тем местам, где Ганина Яма должна быть. И потом мы уже без проводника вышли к этой шахте N 7. Чудесным совершенно образом. Я о том, что мы вышли именно туда, узнал уже где-то году в 1996-1998-м, когда нас туда возили с Ольгой Николаевной Куликовской-Романовой.... И в тот раз я место узнал, что бывал именно здесь в конце Июля 1990 года, но теперь там был поклонный Крест, установленный А.М.Верховским с братией. А в Сентябре 2000 года мы в сопровождении О.Н.Куликовской-Романовой были там вновь, уже монастырь начал строиться. И мы как раз были с писателем Андреем Юрьевичем Хвалиным. Отец Сергий (Романов) - начальник строительства благословил нас с Андреем положить чуть ли не самое первое бревно в самый нижний венец будущего храма Царственных Мучеников, который возводился непосредственно у шахты N 7. И мы его положили, и видели в почвенном срезе длинный обугленный слой кострища 1918 года. Вскоре туда же приезжал Патриарх, он освящал эту закладку храма, и тогда на фотографии запечатлелось сияние виде светоносного столпа. В монастырском альбоме эта фотография есть. То есть вот свидетельство - Святыня сожженных Царских Мощей именно здесь находится. И в то же время побывали тогда и в Поросенковом Логе! Мрачнейшее место...
В.С.: Не просто мрачнейшее. Помнишь, как нам батюшка екатеринбургский рассказывал? Он японцев повел туда, они посмотрели внимательно, а японцы очень чувствуют специфику места, ведь у них все эти экибаны, работа с ландшафтами очень развиты.
Л.Б.: Ну, у них развито духовно-эстетическое восприятие.
В.С.: Посмотрели они - кривые деревья, какое-то место мрачное, говорят: нет, это место не Святое. А привезли японцев на Ганину Яму, а там в монастыре - устремленные в небо прямые сосны, устремленные в небо березы. Кто был, братья и сестры, видел эту красоту! Вообще считаю, что каждый русский человек должен хоть раз в жизни побывать на Русской Голгофе, помолиться. Святость этого места не почувствовать невозможно. И когда мне теперь пытаются говорить Виктор Аксючиц и его единомышленники: «Ну, там на Ганиной Яме начиналось сокрытие останков, а затем все переместилось в Поросенков Лог», - никогда не поверю, не поверю, что Поросенков Лог - Святое Место. Тем более, братья и сестры, пять томов у отца Александра Шаргунова собрано свидетельств о чудесах по молитвам Царственных Мучеников, и в том числе многие из чудес совершились именно на Ганиной Яме.
Перед захоронением «екатеринбургских останков» на пресс-конференции в Июле 1998 года задаю последний вопрос, так уж выпало, Владыке Ювеналию: «Дорогой Владыка! Недавно было второе обретение мощей Батюшки Серафима, обретение Мощей Святителя Иоасафа Белгородского, обретение Мощей многих Новомучеников Российских. Все эти обретение Мощей Святых сопровождались многими удивительными чудесами. К нам на «Радонеж» приходят десятки писем о чудесах по молитвам к Царственным Мученикам. Скажите, пожалуйста, Владыка, а с «екатеринбургскими останками» что-то подобное связано?» Митрополит Ювеналий обрадовался, и твердо ответил: «Спасибо за вопрос! Но ничего подобного неизвестно!» И потом, когда мы прощались, благословил, поблагодарив еще раз за вопрос, говорит: «Только на «Радонеже» передайте слушателям, чтобы в своих письмах о явленных чудесах в комиссию по канонизации обязательно писали: «Готовы свидетельствовать перед Крестом и Евангелием»«.
Братья и сестры! Сотни людей перед Крестом и Евангелием свидетельствовали, тысячи готовы свидетельствовать о чудесах Святых Царственных Мучеников. На днях настоятель Петропавловского собора Санкт-Петербурга на «Русской Народной Линии» давал интервью, говорил о том, что в Екатерининском приделе, где захоронены «екатеринбургские останки», ничего подобного нет! Неужели кто-то думает, что после информационной кампании на телевидении, Соловьеву и всех этой компании удастся обмануть православный народ? Это им не удастся!
Почему «молчат» православные эксперты?
Л.Б.: Посмотри вопрос Александра Тимофеева.
В.С.: Вопрос на форуме «Екатеринбургские останки»: история фальсификации. «Почему молчат эксперты, не считающие «екатеринбургские останки» Мощами? На сегодняшний день, пожалуй, только Русская Народная Линия, не считая отдельных публикаций в ряде СМИ, говорит правду. Остальные СМИ, включая федеральные телеканалы, готовят общественное мнение к тому, что это и есть Мощи. В результате общество, в том числе его православная часть, тоже бездействует. Если эти подложные останки все-таки будут захоронены в Петропавловском соборе как Мощи, то в этом будут виновны и православные. Разве это не будет попущением Божиим за наше бездействие, безразличие и теплохладность?»
Л.Б.: Ну, полагаю, это слишком мрачный взгляд. Дело в том, что если на каком-то уровне районной библиотеки 100 граммов вот этих останков будут дозахоронены в Петропавловском соборе, при поддержке генетических экспертиз, которые решат, что это все так и есть, что это якобы Царевич Алексий и Царевна Мария, не надо делать из этого трагедии, потому что мы, конечно, живем во время окаянное. Может быть, это станет последней каплей Божьего терпения по данному подлогу. Эксперты с иными точками зрения есть! Они высказывались неоднократно. Но основные телеканалы говорят иное. Кто является реальными хозяевами телеканалов? У нас телеканалы все-таки частные или зависимые от рекламных прибылей так, что даже как бы государственные каналы руководятся людьми, хорошо известными нам еще со времен перестройки, с Ельциновской поры. Да, они в чем-то подстраиваются под новый патриотический курс Главы Государства Российского Владимира Владимировича Путина. Но далеко не во всем. Думаю, что новая затея с дозахоронением «екатеринбургских останков» ставит своей задачей вовлечь в этот подлог и В.В.Путина, и Патриарха Кирилла.
Но вот так: быстро, быстро, вот мы сейчас всех облапошим и 18-го Октября устроим это захоронение... Вы знаете, я думаю, ни Патриарх Кирилл, ни Президент на такие вещи не пойдут. Потому что все-таки мы наследники Ромейской Империи, того, что называется «византизмом». У нас в верхах так не пляшут и не скачут, у нас все чинно, благородно, как в старинных Дворцах - Царских и Патриарших. И тем более в таких судьбоносных для России и Церкви вопросах. Вспоминаю 1990-е годы, когда «екатеринбургские останки» захоранивали в обещаниях три-четыре раза в году. Это обычно было связано либо с Царскими днями, цареубийством, именинами Государя - на Николу Зимнего, на 15 Марта - празднованием иконе Божией Матери «Державная» и годовщиной отрешения Государя от Престола, на день рождения Государя в Мае... Вот четыре даты, которые обычно использовались в 1991-1997 годах для нагнетания истерии среди православных... И среди наших некоторых ревнителей, которые всегда хотят здесь и сейчас на общественном форуме - из породы: «Нет-нет-нет, мы хотим сегодня, нет-нет-нет, мы хотим сейчас!», которые тогда скорбно вопияли: «Вот сейчас Россия рухнет, сейчас вот они захоронят, и всё рухнет!», такие провокации либеральных СМИ находили почву. Хватит нам кудахтать по таким поводам. Мы - христиане, мы - православные. Вы разве не верите, что Бог нас защитит от ритуального падения, что Святые Царственные Мученики не дадут надругаться над Россией таким образом?! Уже исстрадалась Россия, она чашу своего терпения искупила. И мы должны только ждать воли Божьей, когда Его Промысл о нас свершится именно в глобальном масштабе. Учтите, не мы виноваты в чем-то. Православный народ России покаялся. Соль опять обрела вкус соли российской, стала солона! Ждите событий мiровых. И вот там, в свете этих мiровых событий, будут разрешаться эти вопросы и с останками. А злонамеренные эксперты могут, так сказать, пошалить еще себе в погибель.
В.С.: Вся эта компания на свою голову горячие угли собирает. Ну что с ними делать? Для нас главное, что мы ложь не примем! Некоторые боятся, что Церковь признает. Я уверен, братья и сестры, что Церковь все-таки не примет подлога... Для нас что главное? Понимаете, мы не знаем многого о ДНК. Все эти вопросы, которые мы задаем, иные...
Л.Б.: А почему? У нас есть знакомые специалисты, которые прекрасно разбираются и в вопросах генетики.
В.С.: Леонид Евгеньевич, я хочу сказать другое. Для нас, как и для всей Церкви все-таки всегда вопрос о подлинных Мощах Святых Угодников Божиих связан со свидетельствами действия благодати Святаго Духа. Для Церкви это непреложно. И помимо генетики мы задаем такие вопросы, говорим о таких противоречиях, которые не может снять никакая генетическая экспертиза. Спрашиваю у Асючица: «Виктор Владимирович, ну давай, ответь на вопросы. Вот кости человека в скелете N 4, который генетики приписывают Государю. Любой добросовестный криминалист, антрополог скажет, что они принадлежали человеку, который никогда не занимался тяжелым физическим трудом и спортом. А Государь в 50 лет крутил солнышко на турнике. А Государь был отличным гимнастом, наездником, гребцом. Дрова пилил и колол, убирал снег и лед колол. Любимыми Его досугам были такие занятия фзическим трудом. А тот человек был больной и страдавший от полноты, от системных заболеваний опорно-двигательного аппарата, он не мог садиться на коня верхом. Почему, ответь мне, пожалуйста, почему у этого скелета N 4 зубы не лечены? У Государя карточка стоматологическая в Царском Селе, где все зафиксировано...» Спрашиваю далее: «Ответь мне, почему лучший следователь Империи по особо важным делам - Соколов, опрашивая очевидцев, и на основании документов установил использование 17-19 Июля цареубийцами серной кислоты и керосина. Для чего было 170 литров серной кислоты, куда они делись? Выпили они их что ли на своем застолье? Куда бочки с керосином они дели?»
Л.Б.: В том-то и дело!
В.С.: Почему Н.А.Соколов нашел следы кострищ на Ганиной Яме? Вы ему не верите, а я должен верить В.Соловьеву? А главное, они говорят - экспертиза ДНК всё подтвердила, и мы должны поверить. Но, что мы знаем о ДНК?... Сегодня вы говорите так, а через полгода или годы спустя вы скажете иное, скажете, что ошиблись...
Л.Б.: Где исходный материал для экспертиз? Где прослежен он от и до, с 1991 года, когда было вторичное вскрытие могильника... Хотя первый раз лазили в этот могильник в 1978 году. Как можно вообще всему этому доверять в такой степени? Делалось все это без благословения Церкви, без участия Иерархов. Сейчас стали приглашать. Но, вы извините меня, всё уже давно заготовили, чтобы еще и наших Архиереев облапошить. Можно к нашим Архиереям по-разному относиться в богословском смысле, подозревать их в экуменизме или чем-то подобном, но дело в том, что все они люди с мощным церковно-державным самосознанием. Они прекрасно понимают, что если они признают подлог с Мощами, принимая на себя ответственность за этот подлог, ну, скажем ради каких-то политических интересов или привилегий, то они сразу утратят свою свободу и независимость Православных Иерархов и вступят в зависимость от каких-то непонятных для них самих сил. Например, на Западе с некоторыми Иерархами подобное происходит, они становятся марионетками ЦРУ и прочих аналогичных сил. Нам известны имена этих Архиереев. И что? Ну, мы сочувствуем, сожалеем, что они считают, что ЦРУ и Пентагон, которые экспертизы проводят, это истина больше, чем свидетельство благодати Святаго Духа.
В.С.: А что тут поделаешь с этими поместными Церквами? На самом деле, братья и сестры, еще раз скажу - по 70 тысяч народу каждый год на Царские Дни идут в монастырь Царственных Мучеников Крестным Ходом. Мы с Леонидом Евгеньевичем среди этих семидесяти тысяч видели и подростков (вообще удивительно!), и молодые семьи с младенцами, и стариков, которые идут эти 23 километра до Ганиной Ямы. Это идет православный русский народ, идет с молитвой. И я уверен, что этот народ обмануть никому не удастся. Никакому Соловьеву, никаким СМИ. Что бы они сейчас ни показывали в телепередачах, мы видим, с каким лукавством эту информационная кампания проводят. Я понимаю, что у нас, у Русской Народной Линии, у радио «Радонеж», у нас нет сейчас возможности противостоять центральным каналам телевидения. Ну, а с другой стороны - и 20 лет назад у нас такой возможности не было.
Л.Б.: Да еще меньше возможностей было, если говорить о какой-то массовости. Что, наши тиражи?! Похожая на листовки «Земщина», какие-то журналы публиковали. Они от силы могли выдать 20 тысяч суммарный тираж. Извини, но «Русская Народная Линия» - это ресурс, о котором мы тогда и мечтать даже не могли. Но все равно при тех слабейших наших силах и при колоссальных затратах мiровых СМИ на пропаганду, на информационную войну против Православия, на распространение лжи по поводу «екатеринбургских останков»... Тогда в 1991-1998 годах тратились не десятки миллионов, а около полумиллиарда американских долларов. Исследования по данному поводу проводились в Апреле 2000 года: какие средства на мiровые СМИ были затрачены, для агитации за «екатеринбургские останки». Не буду называть сейчас заказчика этого исследования, но очень авторитетным государственным органом проводилось такое исследование, органом, который, собственно, и должен заниматься вопросами охранения нашей государственности. И вот, сколько бы они ни тратили на это денег, сколько бы они дармоедов, которые хотят проехаться за счет этой лжи и красиво пожить, ни кормили, всё впустую! Ну, что поделать, Бог-то Свою правду иначе утверждает.
В.С.: Как нам сказал батюшка, один очень известный духовник в одном из знаменитых русских монастырей: «Ну, как интересно, они-то потратили десятки, сотни миллионов долларов на свою кампанию информационную, а вы провели конференцию, тоже потратили деньги - на бутерброды с чаем, и разрушили всю их ложь... Потому что не в силе Бог, а в правде».
Л.Б.: Ну, Бог разрушил, не мы, конечно. Мы просто оказались свидетелями Его Победы.
В.С.: Когда Виктор Аксючиц мне говорит: «Мы Патриарху Алексию на стол положили вот такую толстенную папку с доказательствами», - отвечаю: «Виктор, а мы после нашей конференции положили такую же толстенную папку с противоположной точкой зрения независимых экспертов, и после этого Святейший Патриарх Алексий решил, что ваши ничего не убедительны...»
Л.Б.: В начале Февраля 1998 года мы с А.Ю.Хвалиным от аналитической службы Общероссийского общественного движения «Россия Православная» в Приемную Святейшего Патриарха в Чистом переулке передали отнюдь не наши мнения и суждения, а просто собрали всю доступную прессу по данному вопросу: досье с 1989 года. Там было 7 томов. Их приняли сотрудники Патриарха и, в общем, сообразили, что действительно все эти годы против них шла реальная и особенно не прикрытая информационная война. И свидетельством той войны были все тысячи публикаций, которые мы в прежние годы тщательно собирали из СМИ и только располагали их в строгом хронологическом порядке. К этим семи томам мы только приложили краткую хронологию событий Апреля 1989 - Января 1998 годов, связанных с «екатеринбургскими останками», а также краткий статистический анализ публикаций с версиями «за» и «против», с чудовищным преобладанием рекламных публикаций «за»...
Десять вопросов
В.С.: И десять вопросов, которые Церковь сформулировала, четко поставила и обратилась с ними к комиссии Немцова. Комиссия Немцова вместе с Соловьевым, Радзинским, и вся эта компания, конечно, удивились невероятно этому. Сейчас в межведомственную группу еще Нарусову, жену Собчака, включили. Хорошо, что дочку хоть, Ксению Собчак, не включили[3]. Тогда они искренне удивились: как это, Церковь свое мнение имеет? А Церковь говорит: ответьте, пожалуйста, на десять наших вопросов. Хватит нас ДНК кошмарить, скажем так. Вот десять вопросов, на которые мы ждем ответа. Не ответили 20 лет назад. Не ответили 10 лет назад. Когда была интронизация Святейшего Патриарха Кирилла, они вновь подняли тему. Снова Церковь им сказала: вот 10 наших вопросов, пожалуйста, ответьте на них. Никто не собирается отвечать. И сейчас они поднимают новую волну, но на эти четкие вопросы не собираются отвечать[4].
О необходимости полноценного суда по цареубийству
Л.Б.: Да и судебному испытанию хотя бы некоторые ответы на те вопросы не подвергались. Ну что это значит? Решил какой-то следователь, что так это или не так. Общественность поддержала, так или не так?! Есть форма судебного испытания того или иного факта, когда на основании юридического состязательного принципа здесь и сейчас происходит установление правды. Вы попробуйте хотя бы к этому подойти разборчиво. Сейчас уже не Ельцинские времена, когда административный произвол решает всё.
В.С.: Леонид Евгеньевич, мы же видим, что происходит. Все их аргументы строятся на том, что В.Соловьев оказывается умнее следователя Н.А.Соколова, и о том, что, оказывается, по их мнению Юровский изложил правду. Хотя как можно верить убийце?!
Л.Б.: Причем не в рамках допроса он свидетельствовал об обстоятельствах цареубийства! В свободной форме сам о себе надиктовал Покровскому или просто рассказал ему, а тот письменно изложил.
В.С.: И вот на основании так называемой Записки Юровского и на том, что американская лаборатория провела экспертизу ДНК, всё у них строится. И только поэтому нам говорят: Церковь должна признать эти останки. И отношение к православному народу у них какое? Вы толпа, вот вам Церковь не сказала тогда, не признала, вот поэтому и не ходите к «Царской могиле». А вот скажет Церковь, вы все в Петропавловский собор помчитесь. Наша передача к концу подходит, мне хотелось бы сказать, братья и сестры, православный народ церковную дисциплину соблюдает, иерархию почитает. Но православные люди - народ свободный, он живет сердцем.
Л.Б.: Да ведь и Иерархи у нас свободные, христианские...
В.С.: Христианская Иерархия свободная, которая свою паству - православных людей любит, а весь народ любит и почитает своих Архипастырей. И мы знаем, что Царственных Мучеников прославил народ. Это было величайшее прославление в истории Церкви. Как Преподобный Серафим говорил, что Царя Бог прославит. А Бог прославил устами народа. Глас народа - глас Божий. И православный народ обмануть и подсунуть ему лжемощи, я лично уверен, не удастся никогда!
Л.Б.: Мне тоже так видится. Не представляется, не кажется, а именно видится. Дай, Боже, быть свидетелями и в этот раз утверждения Твоей правды. Но для остальных, пока ещё маловерующих соотечественников, полагаю, было бы полезно судебное расследование и судебное обличение екатеринбургского изуверного преступления на высшем государственном уровне. Именно публичное и всестороннее судебное испытание материалов следствия Генеральной прокуратуры N 123666, возбужденного 19 Августа 1993 года, неоднократно потом закрываемого и открываемого вновь следователем В.Н.Соловьевым по своему произволу, могло бы вскрыть очень многие махинации этого псевдоюридического процесса...
В.С.: Мне сегодня одна православная женщина сказала так: «Ты же понимаешь, что Святые Царственные Мученики за правду Сами заступятся». И мы верим, что и Государь Николай Александрович, и Государыня Александра Феодоровна, и Царевны, и Царевич Алексий молятся о всей Земле Российской, о всех нас молятся. Это самые близкие наши Святые сегодня. Они понимают все, что с нами происходит. Они просто смотрят на нас, братья и сестры, и я думаю, что Их молитвами разрушится и посрамится эта ложь в какие-то считанные мгновения. Но, по-видимому, от нас ожидают какого-то стояния в истине, стояния в правде. Они ожидают нетеплохладность нашу. Поэтому мы просим всех читателей, всех слушателей радио «Русской Народной Линии» прежде всего вознести свои молитвы к Святым Царственным Мученикам, чтобы ложь посрамилась, а истина стала явной всем. А мы знаем, что вся Русская Земля приняла Мощи и вся Русская Земля освятилась Христоподражательным подвигом и жертвой Святых Царственных Мучеников и Страстотерпцев. Леонид Евгеньевич, я думаю, что мы к этой теме вернемся еще. Передача наша подошла к концу. Благодарю тебя за участие. Еще о многом важном по данной теме можно было бы поговорить. Думаю, когда будут подниматься вопросы, мы будем на них отвечать, приглашать наших экспертов. И главное, братья и сестры, прошу вас не смущаться, потому что они пытаются в своей ложью нас смутить, но мы знаем, что правда Божия неподвластна никаким СМИ, никаким комиссиям, хоть они правительственные... Все эти масоны-патисоны будут посрамлены молитвами Святых Царственных Мучеников.
Л.Б.: Святые Царственные Мученики, молите Бога о нас!
В.С.: Пресвятая Богородица, спаси нас. Аминь.
Фотографии:
Крестный Ход от Вознесенской Горки до Ганиной Ямы 17 Июля 2013 года.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Преосвященный Кирилл, Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский, у шахты N 7 на Ганиной Яме 17 Июля 2013 года
Могила Анатолия Михайловича Верховского на монастырском кладбище Ганиной Ямы
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Памяти А.М.Верховского на «Русской Народной Линии» публиковались материалы «Свежая могила на Ганиной Яме» и «Долгое прощание с Другом» .
[2] Данной теме, в частности, посвящен богословский очерк А.М.Верховского «Путь на Ганину Яму».
[3] Правительство Российской Федерации. Распоряжение от 8 Июля 2015 г. №1318-р.
1. Образовать межведомственную рабочую группу по вопросам, связанным с исследованием и перезахоронением находящихся в Государственном архиве Российской Федерации останков цесаревича Алексея и великой княжны Марии Романовых, и утвердить ее состав (прилагается).
2. Межведомственной рабочей группе утвердить план мероприятий по изучению вопросов, предусмотренных пунктом 1 настоящего распоряжения, и обеспечить его исполнение.
Председатель Правительства Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 Июля 2015 г. № 1318-р состав Межведомственной рабочей группы по вопросам, связанным с исследованием и перезахоронением находящихся в Государственном Архиве Российской Федерации останков Цесаревича Алексея и Великой Княжны Марии Романовых
Приходько С.Э. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации (руководитель рабочей группы)
Артизов А.Н. - руководитель Федерального архивного агентства
Вилинбахов Г.В. - председатель Геральдического совета при Президенте Российской Федерации - государственный герольдмейстер (по согласованию)
Гатилов Г.М. - заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации
Губанков А.Н. - начальник Управления культуры Минобороны России
Иванов А.А. - руководитель Главного управления криминалистики Следственного комитета Российской Федерации (по согласованию)
Ивлиев Г.П. - статс-секретарь - заместитель Министра культуры Российской Федерации
Каганов В.Ш. - заместитель Министра образования и науки Российской Федерации
Каминская К.А. - заместитель директора Департамента пресс-службы и информации Правительства Российской Федерации
Кириллов В.В. - вице-губернатор Санкт-Петербурга
Ковалев А.В. - директор федерального государственного бюджетного учреждения «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Мироненко С.В. - директор федерального казенного учреждения «Государственный архив Российской Федерации»
Михайлов Н.Н. - заместитель начальника управления ФСБ России
Нарусова Л.Б. - президент Санкт-Петербургского общественного фонда Анатолия Собчака (по согласованию)
Панков Н.А. - статс-секретарь - заместитель Министра обороны Российской Федерации
Петров Ю.А. - директор федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт российской истории Российской академии наук
Скороспелов П.П. - директор Департамента культуры Правительства Российской Федерации
Соловьев В.Н. - старший следователь-криминалист Главного управления криминалистики Следственного комитета Российской Федерации (по согласованию)
Чаплин В.А. - председатель религиозной организации «Синодальный отдел Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) по взаимоотношениям Церкви и общества», протоиерей (по согласованию).
[4] Перечень вопросов, поставленных Государственной комиссией, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского Императора Николая II и членов его Семьи.
На заседании Комиссии 15 Ноября 1995 года были сформулированы следующие вопросы, которые требуют дополнительных исследований:
1. Стоматологическая экспертиза.
2. Полное антропологическое исследование костных останков.
3. Снятие расхождений между результатами отечественной экспертизы и заключением профессора Мейплса по вопросу идентификации останков № 6 (Анастасия или Мария).
4. Анализ выводов следствия правительства Колчака о полном уничтожении всей Царской Семьи и сопоставление других результатов следствия 1918-1924 годов и современного следствия.
5. Экспертиза записки Юровского (графологическая, стилистическая).
6. Проведение экспертизы относительно костной мозоли на черепе № 4.
7. Выяснение судьбы останков наследника Алексия и его сестры.
8. Заключение о возможностях полного уничтожения двух трупов (о необходимых для этого количествах дров, керосина, кислоты, времени и других условиях).
9. Подтверждение или опровержение ритуального характера убийства.
10. Подтверждение или опровержение свидетельства отчленения головы Николая II сразу после его убийства.
Эти вопросы были перечислены в письме Председателя Комиссии Ю.Ф.Ярова на имя Генерального прокурора Российской Федерации Ю.И.Скуратова с просьбой «изыскать возможность для окончания начатых экспертных исследований и решения в рамках уголовного дела поставленных Комиссией вопросов». В ответ на это обращение Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.И.Скуратов сообщил Ю.Ф.Ярову: «Решение о прекращении уголовного дела о гибели Царской Семьи, принятое 15.09.95, признано преждевременным, так как не проведен ряд экспертиз вещественных доказательств и документов, в частности записок Юровского Я.М., судебно-медицинских исследований объектов по покушению на Николая II в Японии в 1891 году, а также других следственных действий, непосредственно не связанных с идентификацией останков». Журнал Московской Патриархии № 4 1998 г.
Ещё на заседании Священного Синода 6 Октября 1995 года был заслушан доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, члена Государственной Комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского Императора Николая II и членов Его Семьи, в котором был изложен ход работы и результаты Комиссии. По данной теме выступили и 8 представителей Комиссии, приглашенных на данное заседание.
По имевшем суждении было принято следующее постановление:
1. Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия принять к сведению.
2. С благодарностью отметить вклад высоких приглашенных гостей в дискуссию по обсуждаемой теме.
3. Признать, что в полученной информации была представлена картина огромной работы, проделанной Государственной Комиссией под председательством Заместителя Председателя Совета Министров Правительства Российской Федерации Ю.Ф. Ярова.
4. После углубленного обсуждения полученной информации, которое состоялось среди членов Священного Синода, у них сложилось единодушное мнение, что работу Государственной Комиссии необходимо продолжить для исследования и изучения тех вопросов, которые на сегодняшний день могут считаться незавершенными.
5. Для решения каких-либо сомнений, касающихся результатов экспертизы и проделанной Комиссией работы, Священный Синод считал бы целесообразным создание международной экспертной комиссии с включением в ее состав независимых специалистов в области судебной медицины, анторопологии и криминалистики.
6. В этой связи считать полезным и углубление сотрудничества между Государственной Комиссией, возглавляемой Ю.Ф.Яровым и Российской Зарубежной Экспертной Комиссией, возглавляемой П.Н.Колтыпиным-Валловским.
7. Священный Синод заверяет церковную и международную общественность в своей приверженности поисков истины в изучаемом вопросе о найденных под Екатеринбургом останков и всецелую готовность способствовать продвижению к завершению этих трудов, о чем усердно молимся, да поможет в этом всем нам Всемогущий Бог.
В результате этой позиции Церкви на заседании Комиссии 15 Ноября 1995 года были сформулированы следующие вопросы, которые требуют дополнительных исследований.
На заседании Священного Синода 17 Июля 1997 года отмечали: последнее официальное заседание Комиссии состоялось 21 Февраля 1996 года под руководством нового Председателя В.Г.Кинелева. 17 Января 1997 года у вновь назначенного Председателя Комиссии В.И.Игнатенко состоялось рабочее совещание, где присутствовали некоторые члены Комиссии, пребывающие в Москве. На этой встрече констатировалось, что 10 обозначенных ранее вопросов остаются актуальными в работе Комиссии. С тех пор заседаний в рамках Комиссии не было.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Считать постановленные Церковью вопросы на заседании Священного Синода 6 Октября 1995 года и выработанные Комиссией 15 Ноября 1995 года имеющими решающее основание для продолжения работы Государственной Комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского Императора Николая II и членов его семьи.
2. Выразить сожаление в связи с необъективным представлением средствами массовой информации сведений о работе Комиссии и позиции Русской Православной Церкви.
3. Одобрить позицию Преосвященного митрополита Ювеналия в работе Комиссии. Из протокола заседания Священного Синода РПЦ от 17.07.97
Послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви к 80-летию убиения Императора.
Возлюбленные во Христе Преосвященные архипастыри, досточтимые пастыри, боголюбивые иноки и инокини, все верные чада Русской Православной Церкви!
В этом году 17 июля исполняется 80 лет со дня убиения Российского Императора Николая II и членов его семьи. Время все дальше уносит нас от того дня, когда было совершено это злодеяние. Несколько поколений за это время успело сменить друг друга, но память о совершенном беззаконии, чувство вины за его нераскаянность не изгладились в народе нашем. Убийство Царской Семьи - тяжкое бремя на народной совести, которая хранит сознание того, что многие наши предки, посредством прямого участия, одобрения или безгласного попустительства, в этом грехе повинны. Покаяние же в нем должно стать знамением единства наших людей, которое достигается путем не безразличного соглашательства, но вдумчивого осмысления произошедшего со страной и народом. Именно тогда оно будет единством не по форме, а по духу.
Сегодня, как это было и пять лет назад, когда мы обратились к пастырям и пастве с Посланием, посвященным 75-летию екатеринбургской трагедии, мы снова свидетельствуем, что «грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Мы призываем к покаянию весь наш народ, независимо от их этнического происхождения, религиозной принадлежности, от их отношения к идее монархии и к личности последнего Российского Императора».
Пусть воспоминания о соделанном преступлении подвигнут нас совершить в этот день всеобщее покаяние в грехе вероотступничества и цареубийства, сопровождаемое постом и воздержанием, чтобы Господь услышал наши молитвы и благословил Отечество наше миром и процветанием.
В этот день мы призываем и благословляем архипастырей и пастырей нашей Святой Церкви совершить панихиды с поминовением убиенных Императора Николая II, супруги его Императрицы Александры, их чад - Ольги, Татианы, Марии, Анастасии, Алексия, их верных слуг и всех в годину лютых гонений за веру Христову умученных и убиенных, их же имена ведает Сам Господь.
Призывая к этому, мы глубоко сожалеем о том, что скорбная годовщина убиения Государя и его семьи омрачена ожесточенными спорами вокруг вопроса об останках, найденных под Екатеринбургом.
В этот же день, 17 июля, в Санкт-Петербурге, в соборе Святых Апостолов Петра и Павла, эти останки будут захоронены. По заключению Государственной комиссии они были идентифицированы с останками Царской семьи. Как известно, решение Комиссии вызвало двоякую реакцию в нашем обществе и в Церкви. Наравне с теми, кто доверяет выводам Комиссии, существуют и те, кто эти выводы не принимает. Суждение церковной и светской общественности оказалось разделенным, причем разделение носит явно конфронтационный, болезненный характер. В этой ситуации Священноначалие, имеющее своим долгом заботу о единстве Церкви и содействие гражданскому миру и согласию, самой логикой возникшего конфликта призывается к тому, чтобы воздержаться от поддержки той или иной точки зрения.
Панихида по убиенному Императору, Его Семье и по всем умученным в годы гонений будут совершены в этот день в храмах Церкви нашей; будет совершена такая панихида и в Петропавловском соборе города на Неве. Это богослужение явится не актом признания или непризнания выводов науки относительно «екатеринбургских останков», а исполнением христианского долга, церковным ответом на просьбы совершить заупокойное богослужение при погребении этих останков.
Дорогие Преосвященные архипастыри, всечестные пастыри, боголюбивые братья и сестры! Сегодня Полнота церковная неленостно подвизается, восстанавливая порушенные святыни, воссоздавая облик Святой Руси. Благословляя эти труды, мы призываем вас вознести молитвы не только об упокоении Царской семьи, но и о всех убиенных и погибших в годы лихолетья, дабы в духе согласия, не уступая давлению суетного разномыслия, чуждого благу церковному, перенести нелегкое время, переживаемое ныне Церковью и народом нашим.
Итак, будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию (Рим.14,19). Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем (1 Тим. 3,16).
Постановления Священного Синода от 9 Июня 1998 года.
Журнал № 48.
ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об исполняющемся 17 Июля сего года 80-летии со дня страстотерпческой кончины Императора Николая II, членов его семьи и их верных слуг.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. В ознаменование 80-летия страстотерпческой кончины Императора Николая II, членов Его Семьи и Их верных слуг совершить в храмах Русской Православной Церкви панихиду с возношением молитвы «о упокоении душ усопших рабов Божиих убиенных Государя Императора Николая Александровича, Супруги Его Александры Федоровны, Чад Их Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии, Алексия, верных слуг Их и всех в годину лютых гонений за веру Христову, умученных и убиенных, их же имена, Господи, Ты Сам веси».
2. В связи с этой скорбной датой обратиться с Посланием Священного Синода к Полноте Русской Православной Церкви.
Журнал № 49.
ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о предстоящем захоронении 17 июля сего года в Санкт-Петербурге «екатеринбургских останков».
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Подтвердить позицию Церкви, выраженную в Определении Священного Синода от 26 Февраля с.г., в котором, в частности, говорится: «Оценка достоверности научных и следственных заключений, равно как и свидетельство об их незыблемости или неопровержимости, не входит в компетенцию Церкви... Решение Государственной Комиссии об идентификации найденных под Екатеринбургом останков как принадлежащих семье Императора Николая II вызвало серьезные сомнения и даже противостояния в Церкви и обществе... В связи с этим Священный Синод высказывается в пользу безотлагательного погребения этих останков в символической могиле-памятнике. Когда будут сняты все сомнения относительно "екатеринбургских останков" и исчезнут основания для смущения и противостояния в обществе, следует вернуться к окончательному решению вопроса о месте их захоронения».
2. Учитывая вышеизложенное, считать невозможным участие в захоронении «екатеринбургских останков» Предстоятеля Русской Православной Церкви или любого иного иерарха.
3. Имея в виду поступающие в адрес Священноначалия просьбы о сопровождении захоронения подобающими церковными действиями и памятуя о том, что Церковь в совершении подобных действий никогда и никому не отказывает, благословить Преосвященному Митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру направить клириков из числа подведомственного ему духовенства для совершения 17 июля с.г. панихиды в соборе свв. Апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга.
Управляющий делами Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий. № 2961от 11 Июня 1998 г.
Наместникам и Настоятельницам Ставропигиальных Монастырей, Настоятелям Храмов города Москвы
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ ВТОРОГО сообщаю Вам, что 17 июля сего года, в связи с 80-летием со дня страстотерпческой кончины Императора Николая II, членов его семьи и их верных слуг, Его Святейшество, руководствуясь Постановлением Священного Синода от 9 июня 1998 года (Журнал №№ 48 и 49), благословляет:
1. Совершить панихиду с возношением молитвы «О упокоении душ усопших рабов Божиих убиенных Государя Императора Николая Александровича, супруги его Александры Федоровны, чад их Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии, Алексия, верных слуг их и всех в годину лютых гонений за веру Христову, умученных и убиенных, их же имена, Господи, Ты Сам веси».
2. Перед панихидой огласить Послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода к Полноте Русской Православной Церкви.
Арсений архиепископ Истринский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. № 3124 от 18/06-1998 г.