Общество: определение и классификация

Глава I

Новости Москвы  Православный социализм 
0
1249
Время на чтение 9 минут


Задача настоящей главы - очертить понятие общества и наметить его «морфологию», т.е. дать классификацию социумов, необходимую для дальнейшего изложения.

Определение и аристотелевские «причины» общества

Начнем с определения общества, казалось бы, весьма расплывчатого. Общество - это совокупность личностей, объединенных постоянными взаимоотношениями (связями). Эти связи обычно называются социальными отношениями. Как видим, определение общества включает лишь одну существенную спецификацию: социальные связи должны иметь относительно постоянный, установившийся характер - тогда можно говорить об определенном обществе.

Согласно Аристотелю [1], всякая вещь имеет четыре «причины» (лучше сказать -»основания»):

материальную - из чего состоит вещь;

формальную - какую форму имеет вещь (форма Аристотелем рассматривается как сущность вещи);

движущую - кем, какими силами она создается или изменяется;

и целевую - каков смысл вещи, для чего она предназначена; иначе говоря, это цель существования вещи.

Если по этой схеме рассмотреть понятие общества, то получится примерно следующее.

Материальная причина общества - это прежде всего люди, затем природа и созданные человеком артефакты.

Формальная причина - его социальный строй. Строго говоря, каждое общество имеет свой уникальный социальный строй (или, что то же, общественную формацию), но, обычно похожие общественные формации кластеризуются, образуя в пространстве признаков группы, которые получают названия: капитализм, социализм и пр.

Движущая причина общества - активность людей и высших сил. Соотношение между ними - одна из сложнейших загадок мироздания. Мы держимся следующего мнения: первопричина общества - Творец, создавший человека, в природу которого Он вложил необходимость совместной жизни. Но, дав человеку свободу, Господь в основном предоставил человеку возможность развития общества и формирования его социального строя, оставив, однако, контроль этим процессом за Собой. Об этом еще будет разговор.

Наконец, целевая причина (цель) - спасение человека в вечности через совместное проживание людей, благодаря чему осуществляется их духовное и телесное развитие.

Важно подчеркнуть, что индивид (человек) может входить в несколько социумов, которые образуют сеть. Например, человек одновременно может быть членом семьи, трудового коллектива, государства, нации и пр.

Первичная классификация

Как видно из определения, общество - это очень широкое понятие, так что вариантов может быть великое множество. Но невозможно объять необъятное. Поэтому необходима классификация обществ и вычленение тех видов, о которых далее пойдет речь. Причем, сначала имеет смысл дать некую несложную бинарную классификацию, которая удобна для рассмотрения вопроса именно с нашей (христианской) точки зрения.

Общества низкие и высокие. Под «высотой» тут понимается духовно-нравственный уровень общества. Это как раз тот вопрос, рассмотрение которого так упорно избегает светская социология. Ее девиз - ни в коем случае не оценивать общества с нравственной стороны. Но для христианской социологии оценка общества с точки зрения греха и добродетели является решающей. В этом ­- духовно-нравственной оценке ­- кардинальное отличие православной социологии от светской.

И соответственно мы будем различать общества «низкие», провоцирующие на грех, воспитывающие негативные черты личности, и общества «высокие», которые воспитывают у своих членов добродетели и стараются ликвидировать почву для развития греховных наклонностей. Можно сказать и иначе: в высоких обществах легче спастись, чем в низких, и соответственно число спасаемых в высоких обществах больше, чем в низких.

Разумеется, деление обществ на высокие и низкие - взгляд максимально упрощенный. На самом деле существует учрежденная Господом духовно нравственная ось, которая пронизывает все мироздание и на которой может быть указан духовно-нравственный уровень любого явления, в том числе - социального. И общества - существующие, бывшие, будущие и мыслимые теоретически - находят на этой оси свое место. Позже мы уточним, в каком смысле понимается нравственный уровень общества.

Подчеркнем еще раз: деление на высокие и низкие общества - основа христианской социологии; без этого она превратится в вариант светской безоценочной социологии, но, возможно, с цитатами из Евангелия и святых отцов. Мы будем постоянно рассматривать общественные явления с точки зрения их «высоты».

Общества с родственными и функциональными связями. Общества с родственными связями характеризуются тем, что они образуются из родственников и соответственно родовые связи являются наиболее сильными - они строят общество. Все остальные, где родственные связи не являются определяющими, мы называем обществами с функциональными связями - таковых великое множество. К обществам с родственными связями в первую очередь относится семья. Семья - очень важный тип социума. Другим примером общества с родственными связями является род, родовая община - один из самых ранних вариантов общественной организации людей. Однако мы будем касаться семьи только эпизодически. Причина кроется вовсе не в маловажности семьи - наоборот, это крайне важный случай общества, во многом определяющий социальное лицо человечества. Причина в том, что тема семьи в христианстве разработана достаточно подробно. О семье пишут практически все святые отцы, о ее духовном состоянии, о крепости семейных отношений заботятся наши батюшки. Да и само создание семьи Церковью рассматривается как отдельное таинство венчания. В общем, тема семьи на контроле Церкви, она считает себя ответственной за состояние этого общественного института. Чего нельзя сказать о социумах с функциональными связями - они рассматриваются как бы уже вне церковного окормления.

И поэтому, чтобы восполнить этот пробел, мы будем рассматривать почти исключительно общества с функциональными связями. Хотя именно семья в ряде случаев является как бы образцом, на который должны равняться другие общества. Причина, конечно же, в нелицемерной любви, которая, как правило, присутствует в семье - между мужем и женой, между родителями и детьми. Эта любовь как бы «запрограммирована» родовыми связями, вложенными Творцом в человека на генетическом уровне, и потому отношения, устанавливающиеся в семье, являются маяком, указывающим правильное направление духовного развития общества.

Общества большие и малые. Масштаб обществ может быть совершенно разным - от нескольких человек до гигантских империй, включающих сотни миллионов. Опять-таки упрощенно, мы будем делить общества на «большие» и «малые» (иногда, когда такое деление носит уж слишком упрощенный характер, мы будем вводить понятие «среднее общество»). Где проходит численная граница между ними - не так важно, поскольку более корректно рассматривать непрерывную шкалу величины обществ. Мы под большим обществом как правило подразумеваем государство, нацию, а ныне - глобальную западную цивилизацию. Различение больших и малых обществ совершенно необходимо, ибо их свойства существенно разнятся. В частности, малому обществу легче стать высоким - среди небольшого количества его членов вполне может подобраться коллектив людей с высокими моральными качествами, что и обусловит высокий уровень отношений в обществе. В большом обществе сделать это намного труднее - там обязательно будут эгоисты, присутствие которых всегда действует разлагающе. Эти проблемы подробнее мы обсудим позже.

Общества полные и частичные. Под полным понимается общество, которое само поддерживает жизнеобеспечение своих членов. Тут прежде всего имеется в виду экономическая и бытовая составляющие: если члены общества живут и работают внутри этого общества, обеспечивая его экономическую самостоятельность, то такое общество мы называем полным. Конечно, в идеале полное общество должно само обеспечивать свою безопасность. Но для малых обществ это практически недостижимо, и потому требование самозащиты от внешней опасности мы в понятие полного общества не включаем. Частичные общества не заняты экономическим обеспечением своих членов - люди работают где-то на стороне, в рамках иных обществ. Частичных обществ (особенно малых) - великое множество. Это так называемые социальные группы - по интересам, по происхождению, по возрасту, по гендерному принципу. Но нас в основном будут интересовать полные общества, поскольку только они обеспечивают полный жизненный цикл человека.

Правовое - неправовое общество. Вопрос в том, обладает или не обладает общество обязательной для всех членов общества системой права или нет. Конечно, моральный закон есть в любом обществе. Но тут речь идет о правовом законе, нарушение которого приводит к тем или иным санкциям. Нетрудно видеть, что правовым может быть и малое общество и большое, и полное и частичное. Поэтому эта классификация не повторяет предыдущие.

Примеры обществ. Предлагаемая классификация не совпадает с общепринятой, но является необходимой для выяснения динамики общественного развития. Приведем несколько примеров обществ в рамках данной классификации.

Семья - высокое, малое, частичное, неправовое общество с родственными связями.

Община (крестьянская) - малое (или среднее), полное общество с функциональными связями. Что касается высоты крестьянской общины, то тут имеются разные мнения - общины были разные в разные периоды истории. Но, во всяком случае, «низким» это общество назвать нельзя.

Трудовой коллектив промышленного предприятия - малое (среднее), частичное (быт членов этого общества не входит в его сферу) правовое общество с функциональными связями. Опять таки, такое общество, может быть и низким и высоким.

Церковь - большое, высокое, правовое (каноны) частичное общество. Конечно же, Церковь - это больше чем общество. Церковь имеет мистическую и сакральную стороны, образуя, по слову апостола тело Христово. Но с социологической точки зрения Церковь - тоже общество, причем общество частичное, поскольку свою экономическую и бытовую жизнь члены Церкви в основном проводят вне ее структур.

Государство - большое, полное, правовое общество с функциональными связями. Именно государство мы будем как правило подразумевать, говоря о большом обществе. Степень высоты государства зависит от его социального строя. И этот вопрос исключительно важен. Мы его подробно обсудим в последующих главах.

Нация - большое, полное, неправовое общество. Высота нации может быть различной.

Клуб астрономов-любителей - малое, частичное, правовое (устав) общество с функциональными связями.

Читатель может сам привести многочисленные примеры таксономии обществ по приведенной схеме.

Социальный строй

Общества могут быть классифицированы по множеству свойств. До сих пор мы проводили бинарную классификацию по достаточно формальным признакам (большие/малые, высокие/ низкие и пр.). Однако давно замечено, что все множество обществ кластеризуется, т.е. разбивается на естественные группы, причем разбиение происходит не по какому-то одному свойству, но по глубинной схожести устроения их социальной жизни. То комплексное глубинное свойство, которое объединяет общества в одну группу, мы будем называть социальным строем (общественной формацией). Социальный строй является важнейшей интегральной характеристикой общества.

Следует особо подчеркнуть, что вопрос социального строя - вопрос духовный. Ибо социальный строй подлежит духовно-нравственной оценке, и потому конкретный строй имеет свою позицию на духовно-нравственной оси. Поэтому одной из важнейших характеристик социального строя является уровень социального строя, и мы этим понятием будем активно пользоваться.

Как указывалось, с точки зрения аристотелевских причин социальный строй является формой общества, т.е. выражает его сущность. Устоявшейся и непререкаемой системы общественных формаций не выработано. Хорошо известна система общественных формаций, используемая в марксистской теории - первобытно-общинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм. Но можно привести и другие схемы: схема Тоффлера [2]: аграрное общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество (на западе она считается непререкаемой). Или схема Карла Поппера [3]: тоталитарное общество, открытое общество. Или большую известность приобрели идеи Д. Белла [4] об информационном обществе. Коренной недостаток этих систем в том, что они не предполагают нравственной оценки.

Заметим, что уровень социального строя может не совпадать с уровнем общества. Духовно-нравственный уровень общества - в первом приближении усредненное значение уровня его членов; уровень же социального строя характеризует структуру общества, степень его духовной организации. Поэтому уровень строя может быть высоким, но люди до него недотягивают. Или наоборот - социальный строй занижен по сравнению с уровнем основной массы населения. Заметим, что последний случай - нынешняя ситуация в России. Наш народ в духовно-нравственном отношении, несмотря на все его недостатки, все же выше того омерзительного строя - либерального капитализма, который был навязан нам извне.

Лучший вариант, как представляется, такой: уровень строя должен быть выше среднего уровня населения, но ненамного: он должен тянуть людей вверх, но не ломать их, не ждать, что люди могут в нравственной сфере прыгнуть выше головы.

Литература

1. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Книга вторая. Физика. - М: «Мысль», 1981 - С. 82-102.

2. Э. Тоффлер. Третья волна. - М::АСТ, 2010 - 784 с

3. Поппер К. Открытое общество и его враги (в 2-х томах). - М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. - 448+528 с.

4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - Москва: Академия, 1999. - 783 с.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Re: Общество: определение и классификация

1. Яркий пример провала по причине отсутствия методологической темы. Автор занят решением классификационной проблемы, а классификация-то всегда зависит от целей, ради которых она и создаётся. 2. И потом - явный католически-протестантский уклон в выборе авторов источников - Аристотель, Тоффлер, Поппер, Белл ....И вообще всё чрезмерно западоцентрично. 3. Интересны двойные буквы у фамилий авторов источников - Тоффлер, Поппер, Белл - но это уже к психоанализу по Лакану.
Лебядкин / 05.06.2015, 16:46

2. Ответ на 1., Lucia:

А что еще можно ждать от хилиаста...
М.Яблоков / 03.06.2015, 12:16

1. Re: Общество: определение и классификация

Как и следовало ожидать от данного теоретика - "высшие силы" на третьем месте. "уровень строя должен быть выше среднего уровня населения, но ненамного: он должен тянуть людей вверх, но не ломать их, не ждать, что люди могут в нравственной сфере прыгнуть выше головы." - так вот почему православие пытались заменить равенством, братством и пищеварением.))))))
Lucia / 03.06.2015, 11:03
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Сомин
О птицах небесных и порождённых ими недоумениях
Если Россия хочет жить по заветам Христа, то другого пути кроме православного социализма у неё нет
20.01.2024
«Блаженны нищие» и «горе вам богатые»
Новый Завет – это не только основа христианства, но и в высшей степени святыня, которая просто обязана быть сохранена в неискаженном виде
05.12.2023
История как раздел диамата
О теории этногенеза Л.Н. Гумилёва
30.09.2023
Об основах христианской имущественной этики
Для России единственно приемлемым остается путь, который указывает Златоуст, – это путь общности во Христе
26.09.2023
Оправдание «совка»
При каких условиях состоится православный социализм?
25.07.2023
Все статьи Николай Сомин
Новости Москвы
Все статьи темы
Православный социализм
Вера, воля, знание – путь русского спасения
Нам нужна солидаризация государства и госуправления, важнейшими элементами которой являются солидарная экономика, солидарное государство и солидарное общество
09.04.2024
Справедливый образ России в мире
О деятельности члена Зиновьевского клуба Владимира Анатольевича Лепехина
02.04.2024
СВО как проявление экзистенциального конфликта истории
Миру необходима новая модель экономики с естественными ограничениями потребления и личного накопления
02.04.2024
К идеологии Союзного государства
Многие пытаются разрешить идеологические вопросы, минуя принципиальные положения, и, самое главное, важнейшее из них: кому служить будем, Богу или маммоне?
26.03.2024
Об одной путанице
К спорам о Христианском социализме
16.12.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40