В воскресенье телеканал «Спас» продемонстрировал российским зрителям документальный фильм «Мумия», посвящённый большевистскому лидеру Владимиру Ленину и его неоднозначному захоронению в Мавзолее на Красной площади. Фильм вполне подчёркнуто направлен на подогрев «праведного гнева» по отношению к безбожному революционеру и «оккультному» сооружению на Красной площади, в котором уже сто лет покоится тело вождя мирового пролетариата.
Хочется сразу отметить, что глубинным анализом событий русской революции фильм «Мумия» не отличается. Хотя таковой анализ уже давно назрел. А тут нам снова представлен стандартный набор шаблонов и штампов, повторяемых со времён перестройки. В частности, в самом начале фильма Ленин назван «разрушителем старой России». Данный тезис взят по умолчанию и совершенно не развит. Если же говорить о разрушении старой, монархической России всерьёз, то нужно признать, что Ленин в этом деле играл даже не первую скрипку, хотя, конечно же, был оппозиционным мыслителем, откровенно не любящим традиционный монархический уклад, и атеистом. Просто во время событий Февральского переворота Ленина на территории России вообще не было. Но в фильме телеканала «Спас» фамилии Алексеева, Рузского, Корнилова, Гучкова, Шульгина, Милюкова даже не упомянуты. А ведь именно после Февральского переворота и с позволения Временного правительства Владимир Ленин и приехал в Россию в Россию в апреле 1917 года. А Октябрьский переворот произошёл по причине того, что революционная власть не сумела установить хоть какой-то порядок в участвующей в Первой мировой стране. И этот порядок установили большевики и Ленин. Да, порядок жестокий, но это, между тем, спасло страну от анархии и развала.
Далее в фильме откровенно смакуется внешнее сходство Мавзолея Ленина с египетскими пирамидами и шумеро-вавилонскими зиккуратами. И через это внешнее сходство делается заключение о якобы оккультном характере захоронения вождя мирового пролетариата. Такой подход – абсолютно обывательский, и демонстрировать такое всерьёз должно быть даже совестно. Всё же канал «Спас» – это не РенТВ, где уже давно Игорь Прокопенко кормит зрителя сделанной на скорую руку дешёвой эзотерикой. Ведь ровно по такой же «логике» любое здание с античными колоннами, которых в России великое множество, – это «храм Зевса или Артемиды». Похоже ведь. Или точно так же можно объявить «оккультным сооружением» мемориал Президента Авраама Линкольна в Вашингтоне, выполненный в греческом стиле. Точно так же древнеегипетский мистический символ анкх внешне похож на крест. Но на самом деле не имеет ничего общего с Животворящим Крестом Господним. Хотя разного рода эзотерики любят спекулировать на этом внешнем сходстве. В точно такую же эзотерику уходят и создатели фильма «Мумия». Поэтому данный фильм в строгом смысле даже нельзя назвать вполне христианским.
Точно такая же эзотерическая по духу спекуляция проведена в фильме относительно мумификации Ленина. Да, мумификация противоречит православным правилам захоронения покойного. Но дело в том, что в Новое время в Европе в связи с открытиями в анатомии и развитием медицинской науки мумификация обрела достаточную популярность среди элиты. В частности, забальзамированы были тела Императора Петра Великого и знаменитого врача Николая Пирогова.
Немного в фильме «Мумия» коснулись темы масонства среди российских революционеров. Но совершенно не подчеркнули, что принадлежность к тайным ложам не было их отличительной чертой. Идеи масонства – несомненно, оккультны, противоречат христианскому учению и, безусловно, сыграли свою роль в крушении традиционных монархий Старого Света. Но стоит подчеркнуть, что масонство было популярно далеко не только в среде именно революционеров. Масонами были видные государственные деятели и представители интеллигенции. В частности, масоном был известный полководец Михаил Кутузов.
Создатели фильма «Мумия» не забыли вспомнить, что Британия стала колыбелью целого ряда революций. И русской, в том числе. Таким образом, Альбион продвигал и продвигает собственные геополитические интересы. Но делает он это далеко не только при помощи профессиональных революционеров, участников тайных обществ. Точно так же можно разжигать с виду «праведный» гнев среди «ревнителей не по разуму» и направлять их на «священную» войну, например, с мусульманами, мигрантами, коммунистами. А лучше – со всеми сразу. Особенно, когда страна втянута в инспирированный Западом вооруженный конфликт. А на фронте плечом к плечу за Россию сражаются правые и левые, христиане и мусульмане. Как раз самое подходящее время напомнить о том, что тело Ленина лежит на Красной площади, а сама историческая фигура вождя мирового пролетариата является предметом дискуссии между представителями правой и левой идеологий.
С точки зрения проповеди Православия среди жителей России фильм «Мумия» показывает совершенно негативный пример. Ибо объединяться в Церкви нужно вокруг любви ко Христу и Истине, а не вокруг ненависти к инородцам, иноверцам, инакомыслящим. Ведь среди сегодняшних коммунистов немало верующих людей.
Очень показательным примером является продвигаемая в своё время в гитлеровской Германии идеология Кирхенкампфа, целью которой было создание «немецкой церкви». В частности за основу бралась историческая гипотеза о несемитском, «арийском» происхождении Христа. И это давало повод для дополнительной ненависти к евреям, которые предали Христа на казнь римлянам. То есть опять – пример объединения не на любви к Богу, а на ненависти.
Точно такая же «национальная» раскольничья церковь уже создана на Украине. И подпитывается точно так же не любовью к Богу и ближнему, а ненавистью к «москалям». А сам фильм «Мумия» очень даже укладывается в технологию «декоммунизации» по-украински.
Ощепков Алексей Николаевич, философ, публицист, г. Пермь