«Стойте и держите предания...»

Памяти протоиерея Тимофея Ивановича Буткевича (1854-1925)

Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин  Консервативная классика 
0
805
Время на чтение 38 минут

О выдающемся богослове, церковном историке, государственном и общественном деятеле, профессоре, протоиерее Тимофее Ивановиче Буткевиче не писали более 70-ти лет. Лишь на исходе ХХ века его правнучка, Алла Васильевна Парфенова, поместила небольшую статью в епархиальной газете[i], вслед за этим стали появляться и иные статьи. К 150-летию со дня рождения и 80-летию со дня кончины отца Тимофея усилиями опять же его правнучки вышел сборник, где был опубликован биографический очерк и переизданы несколько небольших сочинений Т.И.Буткевича[ii]. Тем не менее есть необходимость в дальнейшем осмыслении его жизненного пути, наследия, церковной и общественной деятельности, особенно первой четверти ХХ столетия. 

+ + +

о.Тимофей Протоиерей Тимофей Иванович Буткевич родился 21 февраля[iii] 1854 г. в семье священника села Большая Рогозянка Харьковского уезда Иоанна Григорьевича Буткевича[iv].

Его прадед переселился на Слобожанщину из Холмщины и стал священником в селе Бережки Лебединского уезда. В одном из заседаний Государственного совета 13 июня 1912 г. митрофорный протоиерей Тимофей Буткевич сказал: «Один из моих предков - «неокладный козак» - вследствие чрезвычайного угнетения православных католиками-поляками, вместе со своим полком в конце XVIII в. прибыл из Забужья в Россию и с разрешения нашего правительства поселился в свободных степях нынешнего Лебединского уезда».

Прадед Тимофея Ивановича был священником в селе Полевое Харьковского уезда, дед - дьячком.

Мать Тимофея Ивановича - первенца в их семье - Рахиль Григорьевна (1834-1909), также происходила из духовного звания и была дочерью священника слободы Штормовая Старобельского уезда Харьковской губернии Григория Мухина[v].

Когда Тимофею было девять лет, а его младшему брату Ивану - семь, умер их отец - 28 сентября 1861 г. - прослужив 9 лет и 10 месяцев [vi]. Рахиль Григорьевна возвратилась на родину, в слободу Штормовую. Так как она была искусной швеей, то заказов на пошив белья и платьев было много, причем не только от крестьян, но и от местных помещиков. Кроме того, немалые усилия прикладывала она по обучению детей. Сначала - своих (которые со временем пошли по отцовской стезе), а затем она решила посвятить себя делу народного образования. В сорокалетнем возрасте Рахиль Григорьевна выдержала экзамен на звание сельской учительницы и с помощью местных крестьян открыла школу, где начала учить крестьянских детей, чему посвятила шестнадцать лет жизни.

Старший её сын после домашнего воспитания успешно обучался в течение шести лет (в 1863-1869 гг.) в Харьковском духовном училище, а затем (в 1869-1875 гг.) - в Харьковской духовной семинарии.

 

Харьковская семинария

 

В 1851 г. семинария была переведена в новое здание, освященное епископом Харьковским и Ахтырским Филаретом (Гумилевским). При семинарии была церковь во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, устроены ботанический сад и огород. Согласно новому уставу с 1 июля 1868 г.семинария была преобразована. Три отделения были разделены на шесть одногодичных классов. Преподавание некоторых дисциплин было отменено, ряд курсов были преобразованы и в результате появились новые - основное богословие, космография, тригонометрия, обзор философских учений. В это время в семинарии обучалось 293 ученика. 

21 января 1869 г. на Харьковскую кафедру (после архиепископа Макария (Булгакова)) был назначен архиепископ Нижегородский Нектарий (Надеждин). Ректором семинарии в то время был архимандрит Вениамин (Платонов) (1819-1905), бывший до этого профессором Казанской духовной академии, а впоследствии (с 1883 г.) епископом Кинешемским.

 

арх.Нектарий

 

Архиепископ Нектарий управлял епархией до дня своей смерти - 7 сентября 1874 г. и оставил о себе добрую память. Т.И.Буткевич впоследствии вспоминал, что он был «архипастырь мудрый, ревностный, очень строгой нравственной жизни, бескорыстный, с твердой волею, ревнитель церковного благолепия, желавший только одного - принести как можно больше пользы вверенной ему епархии».

 

еп. Савва Тихомиров

 

7 декабря 1874 г. на Харьковскую кафедру был назначен епископ Полоцкий Савва (Тихомиров)[vii]. При нём в 1875 г. Тимофей Буткевич, как один из лучших выпускников семинарии, был направлен за казенный счёт на учёбу в Московскую духовную академию.

Здесь он не только углубил свои богословские, церковно-исторические, философские познания (к которым имел особенную склонность), но и языковую подготовку, как по древним языкам, так и по новым европейским (немецкому и французскому), а также по славянским: особенно сербскому и чешскому. Но из-за болезни Тимофей Буткевич не смог завершить академию вместе со своим курсом.

Вернувшись домой, он женился на дочери священника села Коротич Харьковского уезда о. Порфирия Шокотова - Антонине (1861-1939)[viii]. 6 ноября 1878 г. в Харькове Т.И.Буткевич архиепископом Саввою был рукоположен в священники и определен к Троицкой церкви слободы Беловодска Старобельского уезда Харьковской губернии[ix] (в 280-ти верстах от губернского города, ныне - в Луганской обл.). После этого в 1879 г. он успешно завершил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

 

Покровский собор

 

Уже на следующий год Т.И.Буткевич был переведен в величественный каменный четырехпрестольный пятиглавый Покровский собор г. Старобельска, построенный в 1794 г. (разрушен в 1934 г.). Согласно описанию, сделанному в середине XIX века, на первом этаже был исключительно богато и художественно отделанный иконостас с изумительной красоты царскими вратами.

Молодой священник вскоре становится членом благочинного совета, цензором проповедей, членом училищного совета от духовного ведомства, законоучителем Старобельского детского приюта, увещателем преступников, а в 1882 г. назначен членом попечительного комитета о тюрьмах.

Такая неутомимая деятельность дала ему возможность хорошо узнать свою паству и местное духовенство. Он постепенно начинает собирать сведения, которые со временем составили первые его публикации в «Харьковских епархиальных ведомостях», изданные затем в губернском городе и отдельными брошюрами[x].

 

 

6

 

Такое ревностное служение не могло быть не замечено, и 25 сентября 1882 г. иерей Тимофей Буткевич был переведен в Харьков на священническое место при четырехпрестольной Иоанно-Усекновенской церкви, которая была построена в 1857 г. при Городском кладбище по проекту первого харьковского городского архитектора А.А.Тона. Прихожане вскоре и здесь по достоинству оценили молодого священника.

 

еп.Амвросий

 

В конце октября того же года в Харьков прибыл на новое место служения знаменитый московский проповедник, один из лучших православных издателей (основатель «Душеполезного чтения») епископ Амвросий (Ключарев). Уже в ноябре он привлекает отца Тимофея к сотрудничеству в «Харьковских епархиальных ведомостях» для подготовки обзоров иностранной религиозной жизни. В 1883 г. Т.И.Буткевич был назначен членом попечительства о бедных духовного звания, председателем Совета Харьковского епархиального женского училища и председателем строительного комитета при нем.

В это время продолжают появляться его многочисленные работы, такие как: «Раскол старообрядчества в Харьковской епархии» (1883), «Полувековая борьба христианского богословия и его современные задачи» (1883), «Штундизм и пашковщина» (1884) и др.; публикуются и некоторые из его проповедей: «Слово в день восшествия на Всероссийский престол Благочестивого Государя Императора Александра Александровича» (1883), «Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы» (1883).

Во 2-й половине XIX в. среди русской интеллигенции получили популярность сочинения протестантских теологов Д.Штрауса, Э.Ренана и др., которые пытались подвергнуть ревизии христианское вероучение, с позиций позитивизма подвергали критике Священное Писание.

В этой связи очень своевременным оказалось сочинение (магистерская диссертация) отца Тимофея «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа. Опыт исторического изложения евангельской истории с опровержением возражений, указываемых отрицательной критикой новейшего времени» (М., 1883), направленное в первую очередь против рационалистического толкования Нового Завета (Д.Штраус, Э.Ренан, Г.Паулус, К.Хазе и др.). Здесь автор попытался дать обоснование святоотеческой точки зрения на происхождение Евангелий и события земной жизни Спасителя.

  

Победоносцев

 

Обер-прокурор Св. Синода К.П.Победоносцев во Всеподданнейшем отчете за 1883 г. писал: «Книга Буткевича представляет отрадное явление в нашей богословской литературе и ценное приобретение для богословской науки». За это сочинение Т.И.Буткевич в 1884 г. был удостоен степени магистра богословия, а спустя три года книга переиздаётся второй раз.

С 1884 г. благодаря усилиям епископа Харьковского и Ахтырского Амвросия (Ключарева) начал выходить приобретший вскоре широкую известность богословско-философский журнал «Вера и разум». Его активнейшим сотрудником стал и Т.И.Буткевич. Отныне именно здесь впервые он помещал многие свои новые сочинения, которые вскоре становились известными далеко за пределами Харькова[xi]. И это при том, что у него один за другим рождаются дети (он станет отцом шести сыновей и четырех дочерей!). Но отец Тимофей, по отзыву знавших его людей, отличался «изумительной работоспособностью, трудолюбием и продуктивностью»; значительную помощь ему оказывало «отличное знание новых языков» и владение искусством стенографии, что позволяло ему сберегать при писании «значительное количество времени»[xii].

 

о.Тимофей

 В 1884 г. о. Тимофей назначен законоучителем Мариинской женской гимназии и тогда же был переведен в Харьковский кафедральный Успенский собор.

Во второй половине - конце 1880-х гг. он становится заметным проповедником и деятелем среди харьковского духовенства. В 1887 г. его избирают членом епархиального учительского совета, в 1890 г. он вошел в состав комитета по сооружению храма, часовни и благотворительных учреждений на месте крушения императорского поезда близ станции Борки.

 

крушение

 

Чудесное спасение императорской семьи во время крушения царского поезда около станции Борки 17 октября 1888 г. вызвало в России восторженную радость. Духовенство Харьковской епархии решило увековечить это событие отливкой невиданного ранее колокола из чистого серебра, весом в 10 пудов, о чем архиепископ Харьковский и Ахтырский Амвросий составил представление в Св. Синоде с просьбой исходатайствовать разрешение императора Александра IIIдля исполнения этого замысла.

 колокол

 Разрешение было дано, и за месяц была собрана сумма, позволившая отлить колокол весом не в 10, а в 18 пудов, с надписью «Сей серебряный колокол сооружен в 1889 году усердием духовенства Харьковской епархии в память чудесного спасения 17 октября 1888 года от смертной опасности при крушении близ города Харькова железнодорожного поезда Государя Императора Александра III, Государыни Императрицы Марии Федоровны, Августейших детей их Наследника Цесаревича Николая Александровича, Великих князей Георгия и Михаила Александровича и Великих княгинь Ксении и Ольги Александровны». Серебряный колокол отлили 5 июня 1890 г. в Харькове на заводе П.П.Рыжова, а 14 октября торжественно подняли и укрепили на первом этаже соборной колокольни. На его содержание было собрано от духовенства и мирян 29485 руб.

Для оплаты труда звонаря было решено собрать 2 тыс. руб. и поместить их в банк на счет кафедрального собора, а проценты выплачивать звонарю. Ежедневно в час пополудни, т.е. во время совершения чуда спасения царской семьи, в колокол звонили в продолжение пяти минут, в напоминание народу о спасении Богом жизни царя и его семьи [xiii].

 

 

Протоиерей Иоанн Кронштадтский в Харькове1890 год.     

 

прав.Иоанн Кронштадский

 

После этих событий в Харьков в первый раз (12 июля 1890 г.) прибыл всероссийский батюшка о. Иоанн Кронштадтский. По сообщению газетной хроники: «Харьковцами овладело такое волнение, которое не поддавалось описанию. Многотысячная толпа двинулась к приближающемуся окну вагона. К отцу Иоанну протянулись сотни рук за получением благословения. Многие впервые видели живого праведника веры Христовой»[xiv].

В то же время «его давно знали в Харькове, поскольку много харьковцев ездило в Кронштадт, чтобы лично переговорить с отцом Иоанном и попросить его молитв, чтобы поведать ему свою скорбь, либо поблагодарить его за целительные молитвы. Сколько телеграмм и писем было послано ему харьковцами! Сколько действенно помогли его молитвы и благословения».

 

колокольня

 

15 июля 1890 г. о. Иоанн совершил Божественную литургию в харьковском Успенском кафедральном соборе в сослужении соборного духовенства и при пении архиерейского хора. Собор не мог вместить всех желающих присутствовать в этот день на службе. Толпы горожан заполнили Соборную площадь до отказа».

 

Харьковская улица

 

 20 июля 1890 г. в день святого пророка Илии на Соборной площади Харькова состоялся торжественный молебен, где вместе с архиепископом Харьковским Амвросием (Ключаревым) принял участие и о. Иоанн Сергиев. По свидетельству очевидца: «Это было редкое, по громадному стечению народа, духовное торжество».

В 1891 г., перед вторым приездом о. Иоанна Кронштадтского в Харьков, отец Тимофей Буткевич становится уже ключарем кафедрального Успенского собора.

В тот же год он был назначен председателем комитета по устройству нового здания для Харьковской духовной консистории. Для борьбы с растущим расколо-сектантством владыка Амвросий (Ключарев) с разрешения Св. Синода в 1891 г. открыл специально-миссионерское учреждение комитета Православного Миссионерского общества - Епархиальный совет по миссионерским делам (был установлен особый взнос от монастырей и церквей - 2860 рублей ежегодно). Членом этого совета, а затем и епархиальным миссионером стал о. Тимофей [xv].

Среди пастырских трудов и административных хлопот отец Тимофей находил время и для занятий научными исследованиями, публикуя многочисленные сочинения, в том числе и по философии (в частности, критиковал религиозные идеи Н.М.Минского, С.Н.Трубецкого, Л.Н.Толстого) как в «Вере и разуме», так и в отдельных изданиях [xvi].

 

харьков

 

Труды Т.И.Буткевича и здесь не остались не замеченными: в 1893 г. он был возведен в сан протоиерея, избран в Харьковскую городскую думу[xvii], а в 1894 г. по рекомендации архиепископа Амвросия был назначен профессором богословия Императорского Харьковского университета, одновременно став настоятелем университетской Антониевской церкви.

Еще в университетском уставе 1863 г. было записано, что «для студентов православного исповедания всех факультетов состоит при каждом университете особая кафедра богословия». Аналогичный пункт был внесен и в устав 1884. Здесь же указывалось, что профессор богословия является членом ученого совета, но ни к какому факультету не причисляется, что на него могут быть возложены также обязанности настоятеля университетской церкви.

Как правило, богословие читалось студентам «греко-российского» (православного) вероисповедания в течение первых двух лет обучения (3 - 4 часа в неделю). В ходе лекций студентам излагались основы христианского вероучения, давалось толкование Св. Писания, анализировались новейшие философские и теологические сочинения, в том числе противоречащие догматам христианства. Так, например, учебный курс, который читался в конце ХІХ в. состоял из трех частей: а) основное и догматическое богословие; б) сравнительное богословие (православие, католичество и протестантство; штундизм, толстовство, духоборчество, молоканство, хлыстовство и скопчество); в) нравственное богословие (любовь к Богу и ближним, святость, идеал нравственного совершенствования)[xviii].

Университетская программа по богословию была весьма обширна и требовала от преподавателя фундаментальной подготовки и постоянного пополнения. Не удивительно поэтому, что большинство книг, брошюр и статей Т.И.Буткевича[xix] относились к области основного богословия.

В 1896 г. в журнале «Вера и разум» печатается его фундаментальная работа «Зло, его сущность и происхождение», которая затем вышла и отдельным изданием [xx].

Обладая даром слова, о. Тимофей был блестящим лектором. В 1901 г. он организовал богословский кружок - один из 4-х, разрешенных в университете студенческих кружков.

 

харьков-2

 

Церковный хор Антониевской церкви (под руководством И.М.Туроверова) становится одним из луших в епархии. А в 1903 г. при университетской церкви была учреждена школа с целью обучения грамоте детей-певчих университетских и других, состоящих в его ведении, церковных хоров. Первоначально школа помещалась в одном из университетских зданий[xxi]. Причем, средства на содержании школы изыскивались самими прот. Т.И.Буткевичем и И.М.Туроверовым.

Следующим важнейшим трудом отца Тимофея становится сочинение «Религия, ее сущность и происхождение (обзор философских гипотез)», которое издавалось на протяжении нескольких лет в «Вере и разуме», а затем вышло отдельным изданием в 2-х книгах[xxii]. За этот труд он, не без искушений, 6 февраля 1903 г. был удостоен советом Московской духовной академии степени доктора богословия. Алексей Иванович Введенский считал, что в работе Т.И.Буткевича «собрано все значительное по вопросу о сущности и происхождении религии и критическое обозрение неправильных мнений доведено до самых последних веяний - до Ницше включительно» [xxiii]. В этой книге автор доказывал, что монотеизм является основой религиозного сознания, а все другие формы религиозности есть искажение или отступление от него в силу исторических и национальных особенностей.

Когда в разгар смуты и революционных беспорядков по всей России начали возникать монархические союзы, о. Тимофей стал одним из активных участников патриотического движения.

23 февраля 1903 г. Совет Русского Собрания в С.-Петербурге получил разрешение учредить в Харькове первый Отдел (ХОРС), который должен был действовать на основании Устава «Русского Собрания» и «Особого к нему Добавления». Ходатайство было одобрено и харьковским губернатором И.М.Оболенским, на которого в 1902 г. было предпринято покушение.

 

Вязигин

 

22 марта 1903 г. учредители выбрали из своей среды для управления делами Отдела Совет из 6 выдающихся профессоров: председателем был избран А.С.Вязигин.

 

харьков-3

 

Несмотря на рост активности православных людей в 1905 г. в Харькове происходят довольно бурные события. В октябре 1905 г. университет на несколько дней был захвачен вооружёнными студентами и рабочими и окружён баррикадами. Часть студенчества, поддерживаемая либеральной профессурой, решила бойкотировать членов ХОРС Т.И.Буткевича, А.С.Вязигина, М.А.Остроумова, Я.А.Денисова, не посещать и не записывать их лекции и требовать изгнания их из университета. Была выделена группа студентов, которые срывали лекции названных профессоров. Члены ХОРС подвергались различным притеснениям: отказ в приёме на работу, в кредите, в приёмке к оплате векселей и т.д.

Однако руководство Русского Собрания (РС) стремилось не вмешиваться в политику (для этой цели в Харькове в январе 1906 г. был учреждён Союз Русского Народа) и ориентировалось исключительно на академическую и просветительскую деятельность.

 

о.Тимофей-2

 

Выступая на заседании, посвященном 1-й годовщине открытия первого в России провинциального отдела Русского Собрания, отец Тимофей сказал: «При самом открытии... мы объявили, что будем разрабатывать основы русского самосознания - Православие, самодержавие и народность, - не вступая ни с кем во вражду, не задевая и не оскорбляя никакой национальности, относясь с уважением к чужим верованиям и со вниманием выслушивая чужие мнения - и мы сдержали слово» [xxiv].

Свидетельством его авторитета среди монархистов является тот факт, что он был избран одним из 6 почетных членов Харьковского отдела Союза Русского Народа (СРН) наряду с о. Иоанном Кронштадтским, архиеп. Харьковским и Ахтырским Арсением (Брянцевым), видным правым деятелем Е.В.Богдановичем, организатором отдела проф. А.С.Вязигиным и председателем Главного Совета СРН А.И.Дубровиным.

В 1906 г. прот. Т.И.Буткевич был избран членом Государственного Совета от белого духовенства, а затем (в 1909 г.) был переизбран на новый срок. Чествование о. Тимофея представляло невиданное для Харькова явление. В местной семинарии собрались правящий архиерей Арсений (Брянцев) и его викарий, епископ Сумский Василий (Богоявленский), представители всех духовных учреждений, монастырей, приходов.

 

заседание

 

Первое торжественное заседание реформированного Государственного совета в зале Дворянского собрания, 27 апреля 1906.

Новые обязанности потребовали переселения в столицу. В составе Государственного совета он был твердым защитником Церкви и незыблемости монархического строя. 

 

 

 

С 1908 г. Т.И.Буткевич - член Особого совещания при Святейшем Синоде по миссионерским делам, председатель синодальной комиссии по сектантским делам, с 1910 г. состоял в комиссии по старокатолическим и англиканским вопросам при Синоде, до апреля 1917 г. входил в Учебный комитет Синода.

В С.-Петербурге он стал активнейшим членом Русского Собрания, где регулярно выступал с докладами по самым разным вопросам. В частности 13 ноября 1909 г. - с докладом «Одобренный Государственной Думой проект закона о старообрядческих общинах перед судом истории и русского народного правосознания».

5 декабря 1910 г. Совет РС постановил ходатайствовать перед Св. Синодом о назначении прот. Т.И.Буткевича законоучителем гимназии Русского Собрания и настоятелем церкви при гимназии РС, а 16 декабря 1910 г. о. Тимофей получил благословение митр. С.-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) на занятие этих должностей.

Мысль о приобретении собственного дома появилась, когда PC открыло гимназию, и в арендуемом здании на ул. Троицкой стало тесно. Весьма уважаемые купцы, давние члены PC, пришли к выводу, что для нужд PC, прежде всего для размещения гимназии, необходимо приобрести собственный дом. Бажанов, как раз собиравшийся продавать свой дом по Кузнечному пер. 20, согласился уступить его Собранию дешевле стоимости и на льготных условиях. 8 мая 1908 на общем собрании было принято решение купить для целей PC это здание. И уже 25 июня член PC прот. И.И.Восторгов отслужил молебен в новом Доме Собрания.

Однако здание нуждалось в перестройке и расширении. Начался сбор средств, одним из первых 200 руб. пожертвовал о. Иоанн Кронштадтский. Тем не менее денег не хватало, строительство грозило затянуться. И тогда на помощь пришел Царь. 24 марта 1909 г. в канун великого христианского праздника Благовещения, когда у православных принято делать подарки, кн. М.Л.Шаховского уведомили, что на следующий день необходимо собрать заседание Совета. К 2 ч. прибыл царский посланец - член PC кн. А.А.Ширинский-Шихматов, который делал Государю доклад о нуждах Собрания, - и сообщил собравшимся: «Его Величеству Государю Императору Николаю Александровичу, Самодержцу Всероссийскому, благоугодно было, в радостный для всего христианского мира день Благовещения - 25 марта сего 1909, - Всемилостивейше пожаловать сто тысяч рублей на Дом Русского Собрания и его гимназии».

1 апреля состоялось чрезвычайное торжественное собрание. Выступая на нем, председатель PC кн. Шаховской сказал, что «эта царская милость отзовется в сердце каждого из нас, как благоволение Августейшего Вождя Русского Народа к культурным задачам Русского Собрания, как признание с высоты Престола деятельности Русского Собрания плодотворною и полезною на почве исторических основ русской жизни».

 

 

 

Благодаря пожертвованию Государя строительство ускорилось, и уже 1 июля 1909 г. PC и гимназия переехали в собственный Дом. Наконец осуществились мечты членов PC «прочно обосноваться в своем собственном доме, прочно осесть на своей собственной земле».

Освящение Дома PC состоялось 21 октября 1909 г. в день восшествия на Престол Государя Императора. Архиеп. Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий), служивший молебен, обращаясь к членам старейшей монархической организации, сказал: «Русское Собрание, подобно Киево-Печерской лавре, в свое время из пещерной обители сделавшейся центром духовного просвещения на Руси, должно выполнить свою высокую задачу» национального просвещения народа. Владыка выразил надежду, что Дом PC станет училищем для всей России и Русского народа.

Дом состоял из двух флигелей - лицевого и надворного. В лицевом располагались классы гимназии, библиотека и читальня, кабинеты председателя, заседаний Совета, приемная, канцелярия и гостиные. Особенно замечательным был надворный флигель. В нем на первом этаже располагалась специальная Палата им. Александра III, расписанная в стиле русских палат XVII в. и уставленная мебелью того времени. Роспись Палаты велась по рисункам члена Собрания Н.Н.Рубцова. Над палатой размещался большой двухсветный зал общих собраний с хорами и эстрадой с тремя выходами, один из которых вел в аванзал, украшенный лепкой по эскизам того же Рубцова. Над залом находились рекреационный зал гимназии и церковь. Иконостас, иконы и утварь церкви PC были исполнены тоже в древнерусском стиле. Церковь имела звонницу. 2 февраля 1910 г. была отслужена первая Божественная Литургия во временной церкви PC.

23 января 1911 г. еп. Кишиневским Серафимом (Чичаговым) в сослужении со священниками, членами PC церковь была освящена во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (так решило священноначалие). Настоятелем церкви и одновременно законоучителем гимназии PC стал член Государственного Совета проф. богословия прот. Т.И.Буткевич [xxv].

24 апреля 1911 г. Т.И.Буткевич был избран членом Совета РС, в составе которого он оставался безсменно вплоть до 1917 г., когда РС было запрещено Временным правительством.

Его доклад «О вторжении евреев в лоно Церкви Христовой», прочитанный 18 сентября 1911 г., вызвал столь большой интерес, что о. Тимофею пришлось повторить его 14 октября[xxvi]. Из других докладов в РС стоит упомянуть: «Законопроект о свободном переходе из одного вероисповедания в другое» (21 января 1912 г.).

1 марта 1912 г. Т.И.Буткевич был Высочайше утверждён членом «при Святейшем Синоде постоянного, впредь до созыва собора, предсоборного совещания»[xxvii].

Но он продолжает выступать с докладами в РС, среди которых особенно следует выделить: «К.П.Победоносцев по рассказам о нем покойного архиепископа Харьковского Амвросия и по его письмам к Наследнику» (9 марта 1912 г.); «Высшее управление в автокефальных православных церквах нашего времени» (3 ноября 1912 г.); «Памяти кн. М.Л.Шаховского» (4 мая 1912 г.); «О так называемом мазепинском движении в Малороссии» (21 марта 1914 г.)[xxviii]. Большой резонанс имел его доклад «О смысле и значении кровавых жертвоприношений в дохристианском мире и о так называемых «ритуальных убийствах»», прочитанный 18 октября 1913 г. по поводу дела Бейлиса. Этот доклад печатался в журнале «Вера и разум», а потом был издан и отдельной книгой [xxix].

 

 

 

Помимо пастырской, государственной и общественной деятельности Т.И.Буткевич преподавал в Военно-юридической академии и продолжал заниматься научными исследованиями. В эти годы им были опубликованы фундаментальные труды: «Обзор русских сект и их толкований. С изложением их происхождения, расширения их вероучений и с опровержением последних», «Протестантство в России», «Устройство и управление римско-католической церковью вообще и в России в частности»[xxx], а также ряд более мелких работ.

  

 

 

После февральского переворота 1917 г. отец Тимофей вернулся в Харьков, где становится настоятелем величественной 5-ти купольной и 5-ти престольной, построенной в византийской стиле, большой Николаевской церкви (построенной и освященной при архиепископе Амвросии (Ключареве) в 1896 г. и разрушенной в 1930 г.) в самом центре города.

С октябрьским переворотом 1917 г. и усиливающейся гражданской войной положение Церкви коренным образом изменилось. С первых дней пребывания у власти большевики принимают законы, направленные против церковных организаций.

В принятом 2-м съездом Советов рабочих и солдатских депутатов в Петрограде 26 октября 1917 г. «Декрете о земле» объявлялось, что «помещичьи, равно как и земли удельные, монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, впредь до Учредительного собрания».

11 декабря 1917 г. было принято «Постановление Комиссариата по народному просвещению», по которому предписывалось, что передаче Комиссариату народного просвещения «подлежат ... средние и высшие школы и учреждения духовного ведомства со штатами, ... движимыми и недвижимыми имуществами, т.е. со зданиями, надворными постройками, с земельными участками под зданиями ... и со всем тем, что предназначалось для вышеозначенных школ и учреждений».

23 января (5 февраля) 1918 г. был принят знаменитый декрет Совет Народных Комиссаров (СНК) и ВЦИК Советской России об отделении церкви от государства и школы от церкви. Отныне не только не могло быть школ, связанных с церковными приходами, но и было запрещено преподавание в школе Закона Божия.

 

 

В феврале 1918 г. (на праздник Сретения Господня) в Харькове были расстреляны народные крестные ходы (в частности недалеко от Николаевской церкви)[xxxi], продолжались убийства священников и монахов.

21 мая 1918 года харьковская газета «Южный край» сообщала, что на Епархиальном собрании клириков и мирян поминали погибших от рук большевиков. Читаем: «Утром на центральном кладбище города был совершен молебен. Как сказал митрополит Антоний (Храповицкий), в память об убиенных во время бунта будут молебны во всех храмах города». Он говорил о том, как «расслаблена телесная мощь людей», но верил, что «погибшие жертвы будут искупительны для живущих». На этом собрании был заслушан ряд сообщений, но все они были «об отношении большевиков к делам и деятелям Церкви». Тогда же были подробно перечислены жертвы из числа харьковского духовенства

Власть Директории продолжалась недолго. 3 января 1919 г. после ухода немцев Красная Армия заняла Харьков, который стал временной столицей Украины. 22 января 1919 г. Временное рабоче-крестьянское правительство Украины выпустило декрет «Об отделении Церкви от государства».

Статья 13 этого декрета гласила, что никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью; ст. 14 - все имущество существующих в Украине церковных и религиозных обществ объявляется народным достоянием.

4 марта 1919 г. СНК Украины принял декрет «О национализации всех благотворительных заведений». В нем постановлялось, что с целью реорганизации дела помощи нетрудоспособным и неимущим на коммунистических началах социального обеспечения и устранения из него начал филантропии следует передать частные и общественные заведения обеспечения нетрудоспособных и неимущих (детские приюты, богадельни и т.п.) со всем их имуществом и капиталом в Комиссариат социального обеспечения и его местные отделы по месту нахождения этих заведений.

В соответствии с декретом Совнаркома УССР «О кладбищах и похоронах» (от 1 июня 1919 г. за подписью Х.Раковского), все кладбища, морги, крематории, похоронные организации переходили в ведение местных Советов депутатов и их отделов коммунального хозяйства.

Вышеназванными и другими нормативными актами религиозные организации не уничтожались, но они были лишены недвижимой собственности и отстранены от деятельности учебных и благотворительных заведений.

В Харькове в первой половине 1919 г. была организована следственная тюрьма ГубЧК и рядом с нею концлагерь. Кроме них карательную политику осуществляли Харьковский революционный трибунал, губернская милиция, комендатура города и т.д. С января по июнь 1919 г. большевики замучили здесь тысячи невинных людей, было расстреляно до 100 священников и диаконов. Храмы, а особенно монастыри, были ограблены и осквернены.

25 июня перед вступлением Добровольческой армии в Харьков, большевики спешно ликвидировали тюрьму и концлагерь, взяв в заложники несколько десятков виднейших представителей харьковской общественности, в том числе настоятеля университетской Антониевской церкви, профессора протоиерея Н.С.Стеллецкого, профессоров-историков А.С.Вязигина, Я.А.Денисова и др., впоследствии зверски убитых.

 

 

 25 июня 1919 г. Харьков был занят войсками Добровольческой армии генерал-лейтенанта А.И. Деникина. 

 

 

Панихида у Николаевской церкви в память о погибших белых воинах, а также о жертвах большевистского террора в городе.

Харьковская епархия в административном отношении оказалась под руководством образованного в мае 1919 г. в Ставрополе Временного Высшего Церковного Управления на юго-востоке России во главе с архиепископом Донским и Новочеркасским Митрофаном. Ввиду невозможности организовать выборы епархиального архиерея Высшее Церковное Управление указом от 24 июля 1919 г. постановило: «Для управления Харьковской епархией командировать пребывающего в г. Новочеркасске Высокопреосвященнейшего Георгия, архиепископа Минского и Туровского»[xxxii].

 

 

Получив указ, архиепископ Георгий (Ярошевский) 11 августа прибыл в Харьков, но пробыл здесь недолго. Осенью началось отступление Добровольческой армии, и 10 ноября он уехал из Харькова, а затем и его викарии. 

За время революционного лихолетья и гражданской войны не обошли отца Тимофея многие скорби. Погиб один из его сыновей, Михаил, второй сын, Алексей, сражался на стороне Добровольческой армии и вынужден был эмигрировать, став впоследствии священником.

Части Красной Армии вновь вошли в Харьков в декабре 1919 г., где епархия осталась без руководства. Поэтому, как только окончились военные действия, харьковское городское духовенство 3/16 декабря 1919 г. собралось на совещание и пришли к общему мнению - организовать для решения текущих дел временную коллегию в составе трех протоиереев. Решение собрания было направлено Патриарху Тихону для утверждения. По его благословению Священный Синод и Высший Церковный Совет 23 января 1920 г. постановили: «Ввиду отбытия из Харькова местного епископа и всего состава епархиального совета, впредь до возвращения в Харьков постоянных членов сего совета допустить протоиереев Буткевича, Александрова, Любарского к временному исполнению обязанностей; вопрос об управлении Харьковской епархией обсудить в Священном Синоде, о чем сообщить Харьковскому епархиальному совету»[xxxiii].

Таким образом, временный епархиальный совет получил благословение на свои труды. Это были известные и уважаемые в священники. Так, у настоятеля Мироносицкой церкви протоиерея Н.Любарского 7 апреля 1918 г мученически погиб брат священник с. Алисовки о. Иаков Любарский. Отец Тимофей Буткевич продолжал настоятельствовать в Николаевской церкви при всех менявшихся неоднократно властях.

 

 

 

В апреле 1920 г. в Харьковскую епархию временно управляющим был назначен архиепископ Нафанаил (Троицкий). Постепенно стала налаживаться духовная жизнь; на совещательном собрании 13 августа 1920 г. были избраны члены епархиального совета (3 священника и два мирянина) во главе с председателем - протоиереем Т.И.Буткевичем. И этот состав был утвержден Святейшим Патриархом.

Так как Харьковская духовная семинария была закрыта, епархиальный совет указом от 2 октября 1920 г. предписал благочинным и их советам организовать при уездных городах курсы по подготовке духовенства для храмов. Краткосрочные шестинедельные курсы были проведены в Харькове с 7 ноября по 18 декабря 1920 г. по благословению и под руководством архиепископа Нафанаила. В работе курсов активное участвовал председатель епархиального совета протоиерей Тимофей Буткевич. На курсы принимались диаконы, псаломщики, учителя, семинаристы старших классов и другие лица по одобрительному отзыву священников и проверочному экзамену. Такие краткосрочные курсы по утвержденной программе были открыты в Сумах, Купянске, Старобельске, Ахтырке, Славянске и других городах. Так были решены вопросы обеспечения храмов духовенством. Однако 3 марта 1921 г. ликвидационным отделом наркомата юстиции Харьковский епархиальный совет был запрещен.

В декабре 1921 г. прот. Т.И.Буткевич еще состоял заведующим канцелярией Харьковского архиепископа и ему пришлось претерпеть немало хлопот и скорбей, в том числе при лишении сана священника К.Смирнова (впоследствии обновленческого епископа).

А в конце зимы - ранней весной 1922 г. в жизни отца Тимофея произошли новые серьезные перемены. Из ликвидационного совета «Председателю Церковно-Приходского Совета Николаевской Церкви г. Харькова ... священнику Буткевич» была направлена официальная бумага следующего содержания:

«В силу распоряжения Наркомюста от 20.II.-1922 г. за №60 о передаче Николаевской церкви автокефалистам - прошу Вас явиться лично или командировать другое лицо... 24 февраля в 12 ч. Для разрешения вопроса о передаче Николаевской Церкви»[xxxiv].

Отец Тимофей на обороте ответил: «Не имея возможности явиться лично, поручаю заменить меня церковному старосте Антону Михайловичу Скрыпнику».

Протесты православных власть решила во внимание не принимать, а просто отобрать ключи от храма и передать их автокефалистам-самосвятам - «1-ої Харьківської Украінської Православної Автокефальной парахвії»[xxxv].

Настоятель и староста отдали ключи своим прихожанам, но они были отобраны. А договор с православной общиной - аннулирован.

Очутившиеся в буквальном смысле на улице (а были отобраны и другие строения, принадлежащие Николаевской церкви), православные прихожане в заявлении от 3 марта 1922 г. просили, чтобы автокефалисты оставили им хотя бы нижний храм с отдельным входом[xxxvi], но им было решительно отказано.

К 17 марта 1922 г. Николаевская церковь (собор) по описи (представляющей огромный перечень имущества) был передан автокефалистам, о чем сохранилась расписка от 23 марта 1922 г. на право пользования [xxxvii]. Вскоре храм стал кафедральным собором автокефалистов - резиденцией «епископа» Александра (Ярещенко). 

Протоиерей Тимофей Буткевич вынужден был перейти со временем в Харьковскую Крестовоздвиженскую (Мироносицкую) кладбищенскую церковь (где долгие годы служил прот. Н. Любарский[xxxviii]), имущество которой в 1919-1921 гг. было разграблено.

Вторая половина 1922 г. была очень трудной для всех православных харьковцев. В это время проводилась перерегистрация храмов, власти отдавали храмы обновленческим двадцаткам.

А в 1923 г. в бюллетене НКВД №21 от 9 июля были напечатаны новые правила регистрации религиозных общин: вместо 20 членов для регистрации общины теперь требовалось 50 членов. Предусмотренная процедура перерегистрации давала возможность передавать храмы обновленческим пятидесяткам. В начале осени 1923 г. многие харьковские храмы после перерегистрации перешли к обновленцам.

Борьбу против них возглавил приглашенный общиной Архангело-Михайловской церкви епископ Угличский Серафим (Самойлович), приехавший в Харьков в сентябре 1923 г. 

Его приезд в Харьков вызвал движение к возвращению в православие: 30 сентября 1923 г. в кафедральном соборе состоялось совещание духовенства и мирян, на котором большинством голосов было решено присоединиться к епископу Серафиму (Прославлен на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания).

В это же время усиливается и давление на епископа Серафима: по требованию ОГПУ при Совнаркоме СССР он должен был выехать из Харькова в Москву 3 января 1924 г. Одновременно с высылкой епископа Серафима власти усилили притеснение духовенства, запрещая поминать Патриарха Тихона, что приравнивалось к контрреволюционной агитации.

В 1920-е годы Харьков был не только столицей советской Украины, но и местом ссылки для многих православных архиереев, без разрешения выезда. В частности здесь находились: епископ Александрийский и Павлоградский Стефан (Андриащенко), управляющий Екатеринославской епархией; архиепископ Уфимский и Мензелинский Борис (Шипулин), временный управляющий Подольской епархией; епископ Елисаветградский Онуфрий (Гагалюк), управляющий Одесской епархией; епископ Глуховский Дамаскин (Цедрик), управляющий Черниговской епархией; епископ Мариупольский Антоний (Панкеев); епископ Уманский Макарий (Кармазинов), викарий Киевской епархии; епископ Винницкий Феодосий (Вощанский); епископ Козелецкий Стефан (Проценко) и другие епископы (многие их которых стали новомучениками).

По советским законам, служители культа, как враждебные Советской власти элементы, лишались политических прав - активного и пассивного участия в выборах органов власти. Они не имели даже удостоверения личности. Служители культа были обязаны заполнять специальную «Регистрационную карточку» в пяти экземплярах, один из которых выдавался на руки, а остальные находились в местных органах власти. Если служитель культа намеревался посетить какой-либо населенный пункт, он должен был поставить в известность об этом органы власти, обосновав необходимость этой поездки. В случае выдачи разрешения на поездку о ней ставился в известность соответствующий орган власти той местности, куда направлялся служитель культа, и туда пересылалась учетная карточка.

Согласно записи в регистрационной карточке от 15 октября 1924 г., Буткевич Тимофей Иванович не состоял членом «никакой общины»[xxxix].

Свою национальность и родной язык он назвал словом «русский», а религиозные верования - «Греко-Российская православная церковь».

Проживал он тогда на Основе - окраине Харькова.

 

 

 

Последним местом служения отца Тимофея была Кресто-Воздвиженская (Мироносицкая) церковь. В протоколе №2 общего собрания пятидесятки этой церкви от 14 апреля 1925 г. было записано: «Слушали: Председатель доложил Собранию, что по заявлению причта Кресто-Воздвиженской церкви, за смертью покойного протоиерея о. Тимофея Буткевича, причт церкви находится без надлежащего руководителя, т.е. без настоятеля, который должен быть ответственнен в деле Богослужений»[xl]. С марта этого года Мироносицкая церковь оказалась у представителей лубенского раскола.

 

 

 

Отец Тимофей до этого не дожил: он умер 13 февраля 1925 г. в Харькове от воспаления легких и паралича сердца и был похоронен (согласно его пожеланию) на кладбище возле Иоанно-Усекновенской церкви в одной ограде с матерью и дочерью.

А 9 сентября 1970 г. было принято Решение № 393 Исполнительного комитета Харьковского городского совета депутатов трудящихся «О ликвидации первого городского кладбища», где, в частности, говорилось: «Учитывая, что первое городское кладбище, которое находится по ул. Пушкинской, 87, в 1949 году закрыто для дальнейших захоронений, а большинство надгробных сооружений стали непригодными и являются бесхозяйственными, Исполнительный комитет Харьковского городского совета депутатов трудящихся... принимает решение: первое городское кладбище ликвидировать до 15 сентября 1971 года».

 

 

 

Что и было сделано: кладбище практически снесли и разбили на нём молодежный парк, была срыта и могила отца Тимофея.

 Тогда сохранилась лишь часть гранитного памятника матери Т.И.Буткевича. Усилиями его потомков в 2005 г. здесь были установлены кресты, а общественная организация «Институт поддержки культурно-исторических традиций» в память восьмидесятилетия блаженной кончины протоиерея Т.И.Буткевича изготовила памятно-мемориальную доску, которая была установлена 18 января 2006 г. на храме Усекновения Главы Иоанна Предтечи Харьковской епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. 

 



[i]Парфенова А. В. Доктор богословия, профессор, протоиерей Тимофей Буткевич: «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» // Харьковские епархиальные ведомости. - 1998. - № 8.

[ii] Духовный подвиг в деле служения Церкви Христовой. К 150-летию со дня рождения и 80-летию со дня кончины доктора богословия, профессора протоиерея Тимофея Ивановича Буткевича./ Сост. А.В.Парфенова; Ред. В.Швец. - Харьков: Курсор, 2006.- 237 с.

[iii] Здесь и далее все даты до 1918 г. приводятся по юлианскому календарю.

[iv] Историко-филологический факультет Харьковского университета за первые сто лет его существования.- Харьков, 1908.- С.9.

[v] См. Инноков Иоанн, свящ. Памяти вдовы священника Р.Гр. Буткевич // Вера и разум.- 1909.- Май.- Кн.1 и 2. - С.556.

[vi] Там же.

[vii] Период его управления Харьковской епархией (1874-1879) был описан им в пятом томе его многотомного труда «Хроника моей жизни».

[viii] Духовный подвиг в деле служения Церкви Христовой. - Харьков, 2006.- С.12.

[ix]Священник этой церкви Сергей Алексеевич Косьмин в 1908 г. издал свою интересную книгу «Церковно-приходская летопись Свято-Троицкой церкви слободы Беловодска Старобельского уезда Харьковской епархии».

[x] Духовенство Старобельского уезда за время существования в Старобельском уезде духовного правления (1797-1858 гг.). - Харьков: Унив. тип., 1882. - 44 с.; Краткий исторический указатель Старобельского Покровского собора и его священно- и церковно-служителей. - Харьков: Унив. тип., 1882. - 16 с.

[xi] Архиепископ Иннокентий Борисов: Биогр. очерк // Вера и разум. - 1884. - Т. 1. - Ч. 1-2; 1885. - Т. 1. - Ч. 1-2; 1886. - Т. 1. - Ч. 1; Церковно-религиозное состояние Запада и Вселенская Церковь // Вера и Разум. - 1885. -Т. 1. - Ч. 2 (отд. изд.: Харьков, 1885); В. В. Верещагин в полемике с венским католическим архиепископом // Вера и разум. - 1885. - Т. 1. - Ч. 2; Вера и знание, вера и жизнь // Вера и разум. - 1885.- Т. 2. - Ч. 1; Лактанций и его философские суждения // Вера и разум. - 1885.- Т. 2. - Ч. 2; Язычество и иудейство ко времени земной жизни Господа нашего Иисуса Христа // Вера и разум. - 1886. - Т. 1. - Ч. 2; 1887. - Т. 1. - Ч. 1-2 (отд. изд.: Х., 1888); Рассудочные силы животных // Вера и разум.- 1886. -Т. 2. - Ч. 1; Ч. 2; Спиритизм // Вера и разум. - 1886. -Т. 2. - Ч. 2; Житейская мудрость в афоризмах Шопенгауэра // Вера и разум. - 1886.- Т. 2. - Ч. 2; Новое покушение иезуитов против Православия // Вера и разум. - 1887.- Т. 1. - Ч. 1-2; Буддийский катехизис // Вера и разум. - 1887.- Т. 2. - Ч. 2 и др.

[xii] Бродович И. Проф. Императорского Харьковского университета, протоиерей Тимофей Иванович Буткевич (К двадцатипятилетнему юбилею) // Мирный труд.- 1905.- №4.- С198-199.

[xiii] Более 30 лет звуки колокола раздавались с колокольни. Конец этому звону положили большевики: 27 мая 1922 г. во время компании по изъятию церковных ценностей колокол сняли с колокольни и разбили на куски.

[xiv] Посещение Харькова св. прав. Иоанном Кронштадтским // Православная энциклопедия Харьковщины.- Харьков, 2009.- С. 395.

[xv] См.: Православная энциклопедия Харьковщины.- Харьков, 2009.- С.502.

[xvi] Новый русский философ Н. М. Минский // Вера и разум.- 1890.- №5; Самооправдание или самообвинение? (Ответ кн. С. Трубецкому и ред. «Правосл. Обозрения»). - Харьков: Тип. губ. правл., 1891. - [2], 26 с.; Последнее сочинение графа Л.Н. Толстого «Царство божие внутри вас»: (Крит. разбор). - Харьков: Тип. губ. правл., 1894. - [2], 189 с. и др.

[xvii] Т. И. Буткевич избирался членом Харьковской городской думы на два срока: в 1893 и 1897 гг.

[xviii] См.: Православная энциклопедия Харьковщины.- Харьков, 2009.- С.237-238.

[xix]К 1904 г. у Т.И.Буткевича уже было около 50 различных сочинений.

[xx] Зло, его сущность и происхождение. - Харьков: Тип. Губ. правл., 1897. - [2], XXII, 506, II с.

[xxi] См.: Духовный концерт И.Н.Туроверова // Харьковские губернские ведомости. - 1914. - 11 марта.

[xxii] Буткевич Т.И. Религия, её сущность и присхождение: (Обзор философских гипотез). В 2 кн. Кн. 1-2. - Харьков: Тип. Губ. правления, 1902-1904. - Т. 1. - 561 с.; Т. 2. - 450 с.

[xxiii] Журналы собраний Совета МДА за 1903 г. // Богословский вестник. -1904. - № 3 (2-я паг.).- С. 24.

[xxiv] Мирный труд.- 1904.- №10.- С. 165.

[xxv] Дом и гимназия Русского собрания. - СПб., 1910; Вестник Русского собрания. - 1910. - № 3. - С. 8; 1911. - № 4. - С. 1-2. 

Храм был закрыт 21 августа 1918 г.

[xxvi] Степанов А. Буткевич, о. Тимофей Иванович // Черная сотня. Историческая энциклопедия. 1900-1917.- М., 2008.- С.78.

[xxvii] Правительственный вестник. - 2 (15) марта 1912. - № 50.- С. 4.

[xxviii] Степанов А. Буткевич, о. Тимофей Иванович // Черная сотня. Историческая энциклопедия. 1900-1917.- М., 2008.- С.78.

[xxix] О смысле и значении кровавых жертвоприношений в дохристианском мире и о так называемых «ритуальных убийствах». Доклад, прочитанный 18 окт. 1913 в Русском собрании в С.-Петербурге по поводу дела Бейлиса.- Харьков, 1914.

[xxx] Обзор русских сект и их толков. - Харьков: Тип. Губ. правления, 1910. - X, 607, [1], XIX с.; Рационалистические гипотезы о воскресении господа нашего Иисуса Христа. - Харьков: Тип. «Мирн. труд», 1910. - [6], 320, II с.; Протестанство в России: (Из лекций по церк. праву). - Харьков: Епарх. тип., 1913. - VI, 234 с.; Высшее управление в православных автокефальных церквах. - Харьков: Тип. «Мирн. труд», 1913. - [4], 192 с.; Обзор русских сект и их толков, с изложением их происхождения, распространения и вероучения и с опровержением последнего. - 2-е изд., испр. и знач. доп. - Петроград: И.Л. Тузов, 1915. - 566, X с.; Устройство и управление римско-католической церкви вообще и в России в частности. - Харьков: Епарх. тип., 1916. - VIII, 623, [5] с.

[xxxi]«Церковные ведомости» сухо сообщали: 2/15 февр. Расстрел крестного хода в Туле. Ранен еп. Корнилий и много других лиц, убито 13 человек, в т.ч. 2 рабочих оружейного завода. Расстрел в Харькове толпы верующих, собравшихся для проведения крестного хода в связи с Декретом и гонениями на Церковь (Церковные Ведомости. - 1918. - № 5.- С. 209)

[xxxii] См.: Православная энциклопедия Харьковщины.- Харьков, 2009.- С.25.

[xxxiii]Государственный архив Харьковской области (ГАХО). Ф. Р-230. Оп.1. Д. 359.- Л.2.

[xxxiv] ГАХО. Ф. Р-845. Оп.2. Д.877. - Л.127.

[xxxv] ГАХО. Ф. Р-845. Оп.2. Д.877. - Л.449.

[xxxvi] ГАХО. Ф. Р-845. Оп.2. Д.877. - Л.124.

[xxxvii] ГАХО. Ф. Р-845. Оп.2. Д.877. - Л.1113, 89.

[xxxviii] Он был и автором книги «Харьковская Крестовоздвиженская (Мироносицкая) церковь 1783-1908». (Харьков, 1908).

[xxxix] ГАХО.Ф. Р-203. Оп. 1. Д.1981. - Л.35.

[xl] ГАХО.Ф. Р.-845. Оп.2. Д.869. - Л.163.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
Вперёд к Шишкову
Государственная языковая политика как условие становления государства-цивилизации
25.11.2024
Русская национальная идея: «Москва – Третий Рим» и «Православие, Самодержавие, Народность»
Выступление на окружном научно-просветительском форуме «Историческое просвещение как фактор государственного суверенитета в контексте глобальных вызовов» в Чебоксарах
25.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 3
21.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Александр Дмитриевич Каплин
«Я про себя знаю только то, что люблю Родину, что я русский человек...»
Заметки к юбилею художника-мыслителя Алексея Балабанова (25.02.1959 - 18.05.2013)
25.02.2024
«Западом и наказывал и накажет нас Господь...»
Святитель Феофан Затворник о духовном состоянии российского общества второй половины - конца XIX века
22.01.2021
Ягода-земляника
Из записок «По дороге домой»
12.11.2020
«Дай нам Бог последнего смиренья…»
К 70-летию Владимира Алексеевича Воропаева
12.11.2020
Будь не с Брёховки, а – с Харасеи
Из записок «По дороге домой»
06.11.2020
Все статьи Александр Дмитриевич Каплин
Бывший СССР
День памяти Великого князя Иоанна II Красного
Сегодня мы также вспоминаем архимандрита Константина (Зайцева) и философа Н.О. Лосского
26.11.2024
День памяти К.Н.Леонтьева
Сегодня мы также вспоминаем генералиссимуса А.Д.Меншикова и славянофила А.И.Кошелева
25.11.2024
День окончания монголо-татарского ига
Сегодня мы также вспоминаем живописца Ф.Я.Алексеева, одного из основателей Союза Русского Народа Н.Н.Ознобишина, Великую Княгиню Ольгу Александровну
24.11.2024
БРИКС: в чем образ будущего?
Подход должен быть творческим, оригинальным, не копирующим слепо прошлые проекты, хотя из них и есть, что позаимствовать
23.11.2024
День памяти священномученика Августина
Также сегодня мы вспоминаем генерал-адмирала Ф.М.Апраксина и поэта П.А.Вяземского
23.11.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
«А ныне только лишь слова»
Печалит, что государство и общество не откликается на запрос народа, выбравшего «Словом года» – Пушкина
23.11.2024
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Консервативная классика
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от р.Б.Алексий
26.11.2024 13:42
Две патриотические культуры: конкурентная и грантовая
Новый комментарий от Наталья Сидорина
26.11.2024 13:17
Нехватка кадров? Безработица? Нет, безхозяйственность!
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.11.2024 13:09