Будь не с Брёховки, а – с Харасеи

Из записок «По дороге домой»

0
802
Время на чтение 6 минут

 

При особом расположении  отец говорил: Будь не с Брёховки, а – с Харасеи. И мне представлялось, что это какие-то сказочные места.

«Брёховка» – это деревня, где, наверное, все «брешут» (именно так у нас говорили на хуторе Красном, а «лгать», «врать», «говорить неправду» – так в школе).

А «Харасея» – это, наверное, там, где все всегда говорят правду.

И я был доволен, что есть такая местность.

А вот где она? Можно ли туда добраться? Был ли сам отец там?

Такие вопросы тогда у меня не возникали.

Если говорил отец, значит  – есть где-то.

А понятие о правде было у нас, хуторских ребят, съизмальства.

Мы всё время играли в войну. Главной «клятвой» была: «Не продам Ленина!», и чуть уступала ей: «Не продам Сталина!». Изо всех сил мы старались не выдать «пароль», даже если попадали «в плен».

Мальчишкой я был любознательным и отчасти даже находчивым (как мне тогда казалось).

Вот посылает меня отец в магазин, в село Старая Белица (через ручей и речку Беличку), за самыми доступными тогда папиросами «Прибой» или «Север» и, чтобы я не затягивал с отправлением, добавлял: «Давай побыстрей, чтоб на одной ноге!»

Тогда я, действительно, становился на одну ногу и начинал прыгать в сторону луга к магазину.

Скор ли был я на исполнение просьб и приказов отца с матерью или не всегда, но всё так или иначе выполнялось и большей частью, как и требовалось.

А сами родительские слова («на Пречистой», «на Покров»…) запоминались и оставались.

Да и как не остаться…

Но особенно запомнилось отцовское слово «Престол».

Мне нравились короткие осенние школьные каникулы. Уже к началу ноября замерзали лужи и пруд, можно было играть в хоккей на коньках-снегурках или «дутышах», завязанных на валенки. По гладкому льду шайба катилась долго-долго…

7 ноября мы шли в школу или клуб на утренник, посвященный празднику Октябрьской революции, где в конце мероприятия, нам из ящика давали в ладошки по горсточке самых простеньких конфеток (а один раз ходил и вечером, на 50-летие революции, и почему-то помнится высокий костёр в чёрной темноте).

А вот 8 ноября мы ждали самое главное событие  этого времени – «Престол».

Я тогда не знал, что 8 ноября – это, по новому стилю, день Великомученика Димитрия Солунского, что в селе Старая Белица Дмитриевского уезда Курской губернии был старинный, 1775 года постройки, деревянный Димитриевский храм, освященный в честь этого святого.

И мой отец был назван по его имени.

Храм снесли (на десятки километров не было ни одного открытого храма, оставался только кладбищенский в Дмитриеве), на его месте построили клуб, где у нас и происходили утренники, концерты и танцы (впоследствии).

А память о Димитриевском храме и празднике осталась в виде слова «престол» спустя десятилетия.

И мы, дети 1960-х, целый год ждали этот «престол».

Ждали гостей с деревни Сухой Ровец (где родились бабушка Анюта и отец), дядю Колю «Тришкина», который отлично играл на гармони, и особенно пел песню «Я назову тебя зоренькой»…

К этому времени работы по саду-огороду завершались, поросят еще не резали, но гуси уже к этому времени шли на хороший холодец. Доставались все виды солений… Были еще свежие яблоки. Мать пекла в русской печке вкусные пирожки, ватрушки…

За стол никто не садился, пока не приходил дедушка.

Отец говорил мне: «Иди, позови дедушку!».

Тут уж я никак не мог скакать на одной ноге.

Бежал с радостью и звал: «Де (так сокращенно мы его звали), пошли скорее, ждут тебя все, зовут!».

Приходил молчаливый трудяга-дедушка , немного посидев для приличия – уходил по своим делам.

А  «престол» продолжался…

Детей из-за стола не выставляли (когда хотели, тогда сами и уходили),  матерными словами  из взрослых никто у нас не ругался, даже навеселе. И не только на «престол».

Когда мне, 17-летнему, выросшему среди лугов, болот, огородов, садов, полей надо было уезжать учиться в университет, то отец никаких особенных наставлений не давал, кроме короткого: «Смотри, сынок, как лучше».

А как лучше? – нужно было разбираться самому (среди десятков пьяных иностранцев в общежитии, при желании не тянуть с родителей деньги и жить на одну стипендию…)

После второго курса университета я заработал столько денег – сколько не видел никогда раньше (хотя школьником разводил кроликов, ухаживал за скотиной, носил почту и т.д.).

Отец тогда заметил: «Смотри, сынок, всех денег не заработаешь».

Так он говорил вовсе не потому, что был лентяем или не хотел побольше принести детям, трудяга он был редкостный.

Учась в университете и приезжая зимой на каникулы, я шёл с отцом пилить двуручной пилой (бензопилы еще не было) толстенные тополя. Сколько же мне надо было придумывать ухищрений, чтобы перевести дух!? Отец, не вынимая самокрутки изо рта,  пилил и пилил…. А мне неудобно было его просить раз за разом остановиться и «перекурить». Он и так курил, не вынимая самокрутки изо рта.

 

Военно-топографическая карта Ф. Ф. Шуберта и П.А. Тучкова

(1869 г., фрагмент листа 19–13).

 

Прошли годы…

Занимаясь историей, я решил посмотреть на Военно-топографической карте Ф. Ф. Шуберта и П.А. Тучкова (1869 г., лист. 19–13) и свои родные места. Вот речка Беличка впадает в Свапу, а вот на её правом берегу … Харасея и дальше – Бреховка!

Как же так!?

Ведь я с малого детства знал названия многих сёл и деревень в округе по левую сторону Свапы и по правую сторону. Особенно мне запомнились названия Белые Берега и Чёрная  Грязь (как в былине).

А напротив Харасеи был с отцом еще совсем маленьким, когда он меня брал на Свапу. Я оставался на повозке, держал вожжи – чтобы лошадь не ушла далеко, пока он нарезал орешник и лозу.

Но не случилось тогда ни купаться в Свапе, ни перебираться на её правую сторону.

И остались во мне эти названия чем-то сказочно-былинным.

Уже нет на земле родителей – последних жителей Красного хутора, но остались слова отца:

«Будь не с Брёховки, а – с Харасеи», «Пречистая», «Покров», «Престол», «Позови дедушку», «Смотри: как лучше», «Всех денег не заработаешь»…

А в Свапе мне довелось искупаться первый и единственный раз пять лет назад.

Младший брат Валерий, как бы предчувствуя свою скорую кончину, предложил поехать искупаться. По лугам, мимо бывших деревенек мы приехали на Свапу.

Она оказалась сильно заросшей (а бабушка Анюта, говорила, что по реке еще баржи ходили в её детстве, в начале 20-го века).

Напротив, на правом берегу Свапы, еще стояла Харасея, Брёховка (согласно справки из интернета) вошла в её состав.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Дмитриевич Каплин
«Я про себя знаю только то, что люблю Родину, что я русский человек...»
Заметки к юбилею художника-мыслителя Алексея Балабанова (25.02.1959 - 18.05.2013)
25.02.2024
«Западом и наказывал и накажет нас Господь...»
Святитель Феофан Затворник о духовном состоянии российского общества второй половины - конца XIX века
22.01.2021
Ягода-земляника
Из записок «По дороге домой»
12.11.2020
«Дай нам Бог последнего смиренья…»
К 70-летию Владимира Алексеевича Воропаева
12.11.2020
Бабка Васюта
Из записок «По дороге домой»
11.10.2020
Все статьи Александр Дмитриевич Каплин
Последние комментарии
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от С. Югов
18.12.2024 16:27
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Сергей из НН
18.12.2024 13:24
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.12.2024 13:20
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Рабочий
18.12.2024 12:38
Восстанет народ на народ и царство на царство
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.12.2024 11:03